Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Обзорный урок
Введение
«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие: к нам едет ревизор», – так начинается знаменитая пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор». В конце этой пьесы звучат слова, которую некоторые актеры адресуют прямо в зал (рис. 1).
Рис. 1. Цитата
Послание этой пьесы обращено к читающим и смотрящим произведение. «Ревизор» – одна из русских пьес, которая не сходит с подмостков. Причина в том, что автор увидел и угадал то, что совсем не изменилось с годами в России, что актуально до сих пор.
Сюжет
Некий человек, проходимец, выдает себя за не того, кем он является, и его таким принимают. Это картина о провинциальной жизни русских чиновников. Есть городок N, уездный город, в котором живет «шайка» чиновников, людей, которые плохо выполняют свои обязанности, во главе с городничим, начальником городской администрации. Они получают сообщение, что к ним едет важный человек, чиновник из Петербурга, проверяющий – ревизор (рис. 2).
Рис. 2. Чиновники узнают о приезде ревизора
Они начинают его искать и находят молодого человека, болтуна, пустого чиновника из Петербурга, проигравшегося в карты и засевшего в гостинице без денег, который оказывается ложным ревизором (рис. 3).
Рис. 3. Хлестаков-лжеревизор
Приходят к нему с подношениями, взятками, он входит в роль, делает предложение дочке городничего, все остаются рады и довольны до наступления его разоблачения. Хлестаков уезжает из города. Чиновники в ужасе, после того как пришел жандарм и объявил, что прибыл настоящий ревизор.
В пьесе нет ни одного положительного персонажа. В городе N нет порядочных людей, он наполнен врунами, ворами и трусами.
Н.В. Гоголя обвиняли в том, что он выставил в плохом свете, очернил чиновников и русскую провинциальную жизнь.
Новаторство Н.В. Гоголя
В этом произведении писатель использовал новаторские и традиционные приемы. К традиционным приемам можно отнести присущее каждому герою определенное отрицательное человеческое свойство. Должен был быть в произведении резонер. Резонер – персонаж произведений эпохи классицизма, устами которого автор высказывает свои мысли по поводу изображаемых событий, дает моральные оценки. Положительного персонажа хотел видеть, но не увидел в пьесе император Николай Павлович, который пьесу одобрил.
Одна новация в том, что нет положительного персонажа, другая – что есть настоящий плут, третья – что нет любовной истории.
Действующие лица
Персонажами являются интересные люди, самым приличным из них является Хлестаков, мнимый плут. Приличен тем, что искренен и не имеет злого умысла, наслаждается тем, что его принимают за ревизора. Увлекшись своим враньем, он сам начинает верить в то, что сочиняет. Некоторые замечают, что он похож на самого Н.В. Гоголя, ведь он выдумывал целые миры. Хлестаков гордится дружбой с Пушкиным, а сейчас нам известно, что сам автор любил преувеличивать свою близость с Александром Сергеевичем.
Еще один персонаж, городничий Сквозник-Дмухановский, – пример тупости, вороватости и равнодушия чиновников, хотя не глупый человек.
Все герои произведения – запутавшиеся во вранье и страхе люди. В конце пьесы участниками действия являются зрители в зале, автор дает понять, что нужно смотреть и на себя.
Развязка
Приходит жандарм и объявляет чиновникам, что их ожидает ревизор. После этого разыгрывается немая сцена, в которой, по задумке Н.В. Гоголя, все женщины должны вскрикнуть на сцене, актеры изменить позы и замереть (рис. 4).
Рис. 4. Немая сцена
Заключение
Пьеса воплощает гоголевский стиль – смех сквозь слезы. По замыслу автора, читатель должен посмеяться, а в конце произведения замереть и в понуром настроении закрыть книгу.