Тенденции развития культуры в ХХ веке

Для того чтобы по­нять, как раз­ви­ва­лась куль­ту­ра ХХ века, нужно учесть, что на неё вли­я­ло по­сто­ян­ное раз­ви­тие науки и тех­ни­ки. То, что ещё в 1890-х гг. ка­за­лось фан­та­сти­кой, стало ре­аль­но­стью уже в 1910 гг. Мир и че­ло­ве­че­ская жизнь убыст­ря­лись, и куль­ту­ра, как неотъ­ем­ле­мая часть об­ще­ства, дви­га­лась в ногу со вре­ме­нем, также уве­ли­чи­вая ско­рость дви­же­ния.

Ар­хи­тек­ту­ра. В новое сто­ле­тие че­ло­ве­че­ство вошло под зна­ком стиля «мо­дерн», для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны отказ от чёт­ких линий и пре­об­ла­да­ние «при­род­ных черт». Стиль мо­дерн про­су­ще­ство­вал до на­ча­ла Пер­вой ми­ро­вой войны (1914 г.). После всех ужа­сов и по­тря­се­ний ми­ро­вой войны в ар­хи­тек­ту­ре были най­де­ны со­вер­шен­но иные формы ис­пол­не­ния ком­по­зи­ций – кон­струк­ти­визм, ха­рак­тер­ный для СССР 1920-х – пер­вой по­ло­ви­ны 1930-х гг. Из­ме­нив­шие мир и по­все­днев­ный быт со­ци­аль­ные ре­во­лю­ции, по­сле­до­вав­шие за Пер­вой ми­ро­вой вой­ной, «ро­ди­ли» новые на­прав­ле­ния в ар­хи­тек­ту­ре. Общие дома, т.н. кол­лек­тив­ные об­ще­жи­тия, ста­ви­ли перед ар­хи­тек­то­ра­ми за­да­чи со­здать новые мно­го­функ­ци­о­наль­ные зда­ния. Во­об­ще функ­ци­о­на­лизм стал самым рас­про­стра­нён­ным на­прав­ле­ни­ем в ар­хи­тек­ту­ре. «Чем проще, тем лучше» – таков ло­зунг функ­ци­о­на­лиз­ма. Упро­ще­ние форм и ме­то­дов стро­и­тель­ства ха­рак­те­ри­зо­ва­лось мас­со­вым (осо­бен­но в США) внед­ре­ни­ем новых стро­и­тель­ных ма­те­ри­а­лов – бе­то­на и же­ле­за.

Небо­скрё­бы Нью-Йор­ка

Рис. 1. Небо­скрё­бы Нью-Йор­ка

Все небо­скрё­бы Нью-Йор­ка и Чи­ка­го по­стро­е­ны из этих ма­те­ри­а­лов (см. Рис. 1). Бетон и же­ле­зо­бе­тон стали глав­ны­ми ору­ди­я­ми в руках стро­и­те­лей ХХ века, что убыст­ря­ло и уде­шев­ля­ло стро­и­тель­ство. В ав­то­ри­тар­ных и то­та­ли­тар­ных го­су­дар­ствах мира по­яв­ля­ет­ся ещё одно на­прав­ле­ние в ар­хи­тек­ту­ре, ко­то­рое можно вы­ра­зить сло­вом «пом­пез­ность» (см. Рис. 2).

Дик­та­то­ры и вожди ста­ра­лись за­пе­чат­леть свою эпоху в камне – «Дво­рец На­ро­да» гит­ле­ров­ской Гер­ма­нии, «Ста­лин­ские вы­сот­ки» в СССР, ком­плекс пло­ща­ди Тянь­а­ньм­э­нь в Пе­кине и др. В по­сле­во­ен­ный пе­ри­од вре­ме­ни ар­хи­тек­ту­ра стала всё боль­ше раз­де­лять­ся на мас­со­вую (в ос­нов­ном до­воль­но серую и без­ли­кую, но спо­соб­ную ре­шить про­бле­му ур­ба­ни­за­ции го­ро­дов) и эли­тар­ную, пред­став­лен­ную в еди­нич­ных эк­зем­пля­рах. В 1990-х гг. – на­ча­ле XXI века ар­хи­тек­ту­ра стала ещё более функ­ци­о­наль­ной. Стек­ло и же­ле­зо­бе­тон оста­ют­ся глав­ны­ми ору­ди­я­ми ее со­зда­ния.

Дво­рец на­ро­да. Неосу­ществ­лён­ный про­ект

Рис. 2. Дво­рец на­ро­да. Неосу­ществ­лён­ный про­ект

Ли­те­ра­ту­ра. Так же как и дру­гие на­прав­ле­ния куль­ту­ры, ли­те­ра­ту­ра в ХХ веке пре­тер­пе­ва­ет зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния. ХХ век в ли­те­ра­ту­ре – это век ре­а­лиз­ма.Ос­нов­ны­ми на­прав­ле­ни­я­ми ре­а­лиз­ма яв­ля­ют­ся: пси­хо­ло­ги­че­ский ре­а­лизм (Эр­нест Хе­мин­гу­эй (см. Рис. 3), Сте­фан Цвейг), со­ци­а­ли­сти­че­ский ре­а­лизм (Ромен Рол­лан, Лион Фейхтван­гер, Мак­сим Горь­кий и проч.), ин­тел­лек­ту­аль­ный ре­а­лизм (Бер­нард Шоу, Бер­тольд Брехт, Гер­берт Уэллс). Эти на­прав­ле­ния от­ра­жа­ли эпоху, в ко­то­рой жили и тво­ри­ли эти и дру­гие пи­са­те­ли. Одним из ярких на­прав­ле­ний в ли­те­ра­ту­ре ХХ века по праву может счи­тать­ся эк­зи­стен­ци­а­лизм (Камю, Сартр), идея ко­то­ро­го за­клю­ча­ет­ся в уни­каль­но­сти жизни и бытия че­ло­ве­ка. Имен­но такие идеи стали по­пу­ляр­ны у про­тестной мо­ло­дё­жи конца 1960-х – на­ча­ла 1970-х гг.

Эр­нест Хе­мин­гу­эй

Рис. 3. Эр­нест Хе­мин­гу­эй

Изоб­ра­зи­тель­ное ис­кус­ство. Во мно­гом те­че­ния, ка­са­ю­щи­е­ся ли­те­ра­ту­ры, были пред­став­ле­ны в ХХ веке и в изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве. Так, в стра­нах со­ци­а­ли­сти­че­ской си­сте­мы гос­под­ство­вал соц­ре­а­лизм. В стра­нах За­па­да боль­шую по­пу­ляр­ность об­ре­ли аб­страк­ци­о­низм, аван­гар­дизм, ку­бизм, эк­зи­стен­ци­а­лизм. Од­ни­ми из самых из­вест­ных ху­дож­ни­ков ХХ сто­ле­тия были Пабло Пи­кассо (см. Рис. 4), Саль­ва­дор Дали, Ка­зи­мир Ма­ле­вич и др.

Пабло Пи­кассо. «Гер­ни­ка»

Рис. 4. Пабло Пи­кассо. «Гер­ни­ка»

Му­зы­ка. Одним из самых ярких на­прав­ле­ний в куль­тур­ной жизни ХХ века стало му­зы­каль­ное ис­кус­ство. Му­зы­ка, как ни­ка­кое дру­гое на­прав­ле­ние куль­ту­ры, спо­соб­на вы­ра­зить на­стро­е­ния и ча­я­ния на­ро­да, имен­но она может слу­жить одним из глав­ных ин­стру­мен­тов по­ли­ти­ки и про­па­ган­ды. На ру­бе­же веков в ходу у мас­со­во­го слу­ша­те­ля оста­ва­лись по­пу­ляр­ны опера, опе­рет­та и ро­манс (Фёдор Ша­ля­пин).

Но на­чи­ная с 1910-х гг. в моду вхо­дит джаз. Пик рас­цве­та джа­зо­вой му­зы­ки при­хо­дит­ся на се­ре­ди­ну 1920-х – се­ре­ди­ну 1930-х гг. (Глен Мил­лер, Лео­нид Утё­сов) В это же время по­яв­ля­ет­ся ещё одно на­прав­ле­ние в мире му­зы­ки – мас­со­вая песня. Боль­шая за­слу­га в этом при­над­ле­жит со­вет­ским ком­по­зи­то­рам. По­пу­ляр­ность му­зы­каль­ной куль­ту­ры воз­рас­та­ет в разы с на­ча­лом мас­со­во­го внед­ре­ния радио, а затем (с 1950-х гг.) и те­ле­ви­де­ния. Во время Вто­рой ми­ро­вой войны джаз на За­па­де и мас­со­вая песня на Во­сто­ке оста­ва­лись крайне вос­тре­бо­ван­ны­ми эле­мен­та­ми по­все­днев­но­го бытия. С 1950-ми в моду вхо­дит эст­ра­да или по­пу­ляр­ная (поп) му­зы­ка. Фрэнк Си­на­тра и Элвис Прес­ли по праву могут счи­тать­ся оли­це­тво­ре­ни­ем эпохи.

Груп­па «Рол­линг Сто­унз»

Рис. 5. Груп­па «Рол­линг Сто­унз»

1960-1980-е гг. – время рас­цве­та поп- и рок-групп. Небы­ва­лую славу за­слу­жи­ли такие груп­пы, как «Битлз» («Ли­вер­пуль­ская чет­вёр­ка»), «Рол­линг Сто­унз» (см. Рис. 5), «Квин» (Фред­ди Мер­ку­ри) и др. Они вы­ра­жа­ли про­тест про­тив хан­же­ства ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го мира, с его огра­ни­че­ни­я­ми и по­сто­ян­ны­ми вой­на­ми. Среди соль­ных пев­цов этого вре­ме­ни стоит от­ме­тить Ка­ре­ла Гота, Боба Ди­ла­на, Тома Джон­са и проч. Му­зы­каль­ная куль­ту­ра 1990-х гг. во мно­гом не пре­тер­пе­ла из­ме­не­ний. Всё также по­пу­ляр­ны рок  и поп-груп­пы, соль­ные ис­пол­ни­те­ли. С на­ча­лом но­во­го ты­ся­че­ле­тия по­лу­чи­ли по­пу­ляр­ность т.н. «мо­ло­дёж­ные груп­пы».

Ки­не­ма­то­граф. Одно из глав­ней­ших на­прав­ле­ний куль­ту­ры и ис­кус­ства ХХ века – кино. Воз­ник­шее в конце XIX сто­ле­тия, кино стало наи­бо­лее по­пу­ляр­ным видом мас­со­вой куль­ту­ры и вре­мя­пре­про­вож­де­ния. При­го­род Лос-Ан­дже­ле­са – Гол­ли­вуд– стал ме­стом ми­ро­во­го ки­но­про­из­вод­ства (см. Рис. 6). В те­че­ние пер­вой по­ло­ви­ны ХХ века во всех раз­ви­тых стра­нах мира окон­ча­тель­но сло­жи­лось свое ки­но­про­из­вод­ство.

Гол­ли­вуд. «Фаб­ри­ка грёз»

Рис. 6. Гол­ли­вуд. «Фаб­ри­ка грёз»

Таким об­ра­зом, куль­ту­ра и ис­кус­ство на про­тя­же­нии ХХ века все­гда живо и остро ре­а­ги­ро­ва­ли на про­ис­хо­див­шие в об­ще­стве из­ме­не­ния, от­кли­ка­ясь на его за­про­сы.

Последнее изменение: Суббота, 5 Май 2018, 13:14