Уральский регион. Население и хозяйство

 Население

Урал – это гра­ни­ца между двумя куль­тур­ны­ми ми­ра­ми, двумя ци­ви­ли­за­ци­я­ми. За свою ис­то­рию он ис­пы­тал вли­я­ние мно­же­ства на­ро­дов: гре­ков и пер­сов, ара­бов и ски­фов, ки­тай­цев и фин­нов. Осо­бое вли­я­ние ока­за­ли рус­ские, ко­то­рые сей­час со­став­ля­ют около 80% на­се­ле­ния ре­ги­о­на. В Баш­ки­рии живут на­ро­ды тюрк­ской груп­пы, ис­по­ве­ду­ю­щие ислам: баш­ки­ры (22%), та­та­ры (28%); в Уд­мур­тии живут рус­ские (59%) и народ фин­но-угор­ской груп­пы: уд­мур­ты (33%). На­се­ле­ние Урала со­став­ля­ет около 19,5 млн чел. Сред­няя плот­ность на­се­ле­ния – 25 чел/км2, но на­се­ле­ние раз­ме­ще­но нерав­но­мер­но (рис. 1).

Карта Урала

Рис. 1. Карта Урала

Урал – один из самых вы­со­ко­ур­ба­ни­зи­ро­ван­ных ре­ги­о­нов стра­ны. Доля го­род­ско­го на­се­ле­ния при­бли­жа­ет­ся к 75%. Уфа, Ека­те­рин­бург, Че­ля­бинск и Пермь – го­ро­да-мил­ли­о­не­ры.

 

Промышленность

Славу важ­ней­ше­го про­мыш­лен­но­го рай­о­на Рос­сии Урал за­во­е­вал еще в XVII в., когда вышел на пер­вое место в мире по вы­плав­ке ме­тал­ла и обес­пе­че­нию им Ев­ро­пы. Еще в Ан­глии в 80-е гг. XVIII в. 2/3 по­треб­ля­е­мо­го ме­тал­ла было ураль­ским. После Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции 1917 г. один за дру­гим ста­ва­ли в строй пер­вен­цы оте­че­ствен­ной ин­ду­стрии: Бе­рез­ни­ков­ский ка­лий­ный завод, Маг­ни­то­гор­ский ме­тал­лур­ги­че­ский ком­би­нат (рис. 2), завод «Урал­маш», Че­ля­бин­ский трак­тор­ный завод, Ураль­ский ва­го­но­стро­и­тель­ный завод, Ниж­не­та­гиль­ский ме­тал­лур­ги­че­ский ком­би­нат.

Маг­ни­то­гор­ский ме­тал­лур­ги­че­ский ком­би­нат

Рис. 2. Маг­ни­то­гор­ский ме­тал­лур­ги­че­ский ком­би­нат

Урал – это мно­го­от­рас­ле­вой про­мыш­лен­ный ре­ги­он, ко­то­рый за­ни­ма­ет­ся про­из­вод­ством чер­ной и цвет­ной ме­тал­лур­гии, ма­ши­но­стро­е­ни­ем, хи­ми­че­ской про­мыш­лен­но­стью, до­бы­чей ми­не­раль­но­го сырья, за­го­тов­кой и пе­ре­ра­бот­кой дре­ве­си­ны (рис. 3).

Эко­но­ми­че­ская карта Урала

Рис. 3. Эко­но­ми­че­ская карта Урала

Цен­тры чер­ной ме­тал­лур­гии: Ниж­ний Тагил, Че­ля­бинск, Маг­ни­то­горск, Но­во­тро­ицк.

Цен­тры цвет­ной ме­тал­лур­гии: Крас­но­уральск – ме­де­пла­виль­ный ком­би­нат, Верх­няя Пышма, Ревда, Ка­ра­баш, Мед­но­горск, Орск – ком­би­нат по плав­ке ни­ке­ля, Верх­ний Уфа­лей, Крас­но­ту­рьинск – вы­плав­ка ти­та­на и маг­ния, Че­ля­бинск – вы­плав­ка цинка.

Цен­тры ма­ши­но­стро­е­ния: Ниж­ний Тагил, Усть-Ка­тав – ва­го­но­стро­е­ние, Миасс, Ижевск – ав­то­мо­би­ле­стро­е­ние, Ека­те­рин­бург, Пермь, Че­ля­бинск – стан­ко­при­бо­ро­стро­е­ние, Кур­ган – сель­ско­хо­зяй­ствен­ное ма­ши­но­стро­е­ние.

Цен­тры неф­те­пе­ре­ра­бот­ки: Уфа, Пермь, Са­ла­ват.

Цен­тры хи­ми­че­ской про­мыш­лен­но­сти: Бе­рез­ни­ки – про­из­вод­ство соды, ка­лий­ных и азот­ных удоб­ре­ний, Со­ли­камск – про­из­вод­ство ка­лий­ных удоб­ре­ний, Пермь, Крас­но­уральск – про­из­вод­ство фос­фор­ных удоб­ре­ний, Орен­бург – раз­ви­та азо­то­хи­мия.

Цен­тры лес­ной про­мыш­лен­но­сти, а имен­но, цел­лю­лоз­но-бу­маж­ные ком­би­на­ты: Крас­но­камск, Со­ли­камск, Пермь.

Цен­тры про­из­вод­ства во­ен­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са: Сне­жинск, Лес­ной, Трех­гор­ный – ядер­но-ору­жей­ный ком­плекс, Пермь, Уфа – авиа­ци­он­ная про­мыш­лен­ность, Ижевск – ар­тил­ле­рист­ско-стрел­ко­вое во­ору­же­ние, Кур­ган, Ниж­ний Тагил – бро­не­тан­ко­вая про­мыш­лен­ность, Вот­кинск, Зла­то­усте – ра­кет­но-кос­ми­че­ская про­мыш­лен­ность.

 Строгановы – русские солепромышленники

Стро­га­нов Аника Фе­до­ро­вич, умный, пред­при­им­чи­вый че­ло­век, учре­дил в 1515 г. на реке Вы­че­где со­ля­ные вар­ни­цы. Пер­вым стал тор­го­вать на бе­ре­гах реки Оби и вско­ре путём ограб­ле­ния и об­ма­на мест­ных пле­мён, а также же­сто­кой экс­плу­а­та­ции ра­бот­ных людей при­об­рёл огром­ное со­сто­я­ние. Имел сы­но­вей: Якова, Гри­го­рия и Се­ме­на, про­дол­жив­ших дело отца. Они на­ча­ли стро­ить укреп­лен­ные по­се­ле­ния на реках Чу­со­вой и Сылве, ста­ви­ли го­род­ки и остро­ги, при­ни­ма­ли к себе мно­же­ство про­мыш­лен­ных и воль­ных людей (рис. 4).

Дом Стро­га­но­вых

Рис. 4. Дом Стро­га­но­вых

Сы­но­вья Якова и Гри­го­рия вели войны с че­ре­ми­са­ми, баш­ки­ра­ми и остя­ка­ми, а с по­мо­щью ка­за­ков Ер­ма­ка – и с та­та­ра­ми Ку­чу­ма. Таким об­ра­зом они рас­ши­ри­ли свои вла­де­ния до За­пад­ной Си­би­ри. Царь Иван Гроз­ный в на­гра­ду за по­ко­ре­ние Си­би­ри по­жа­ло­вал им на Волге ме­стеч­ки Боль­шая Соль и Малая Соль, а по обе сто­ро­ны Ураль­ско­го хреб­та – все пу­сту­ю­щие земли, какие они смо­гут за­нять и удер­жать за собой; осво­бо­дил их от по­шлин; дал право су­дить и рас­по­ря­жать­ся лю­дь­ми, жив­ши­ми на их зем­лях, без ве­до­ма ти­унов и даже цар­ских на­мест­ни­ков; осво­бо­дил от обя­зан­но­сти во­зить и кор­мить по­слов; поз­во­лил иметь соб­ствен­ное вой­ско на их со­дер­жа­нии, воз­во­дить соб­ствен­ные кре­по­сти.

 Сельское хозяйство

На рав­ни­нах в При­ка­мье вы­ра­щи­ва­ют ози­мую рожь, овес, лен, в ле­со­степ­ной и степ­ной зонах на юге – пше­ни­цу и под­сол­неч­ник, в Баш­ки­рии – са­хар­ную свек­лу, в Орен­бург­ской об­ла­сти – ар­бу­зы и дыни. Жи­вот­но­вод­ство пред­став­ле­но раз­ве­де­ни­ем круп­но­го ро­га­то­го скота, овец, орен­бург­ских коз, а в Баш­ки­рии раз­ви­то пче­ло­вод­ство.

 

В XVIII в. в связи с изу­че­ни­ем и осво­е­ни­ем бо­гатств Урала быст­ры­ми тем­па­ми раз­ви­ва­лось гор­но­за­вод­ское пред­при­ни­ма­тель­ство. Вы­хо­дец из туль­ско­го ку­пе­че­ства Л. Лу­ги­нин, купив в 70-х годах Зла­то­устов­ский и Тро­иц­кий же­ле­зо­де­ла­тель­ные за­во­ды, по­стро­ил ме­де­пла­виль­ный завод на реке Миасс у Чаш­ков­ских гор, где были об­на­ру­же­ны бо­га­тей­шие ме­сто­рож­де­ния мед­ных руд (рис. 5).

Миасс

Рис. 5. Миасс

Эко­но­ми­че­ско­му раз­ви­тию Ми­ас­са спо­соб­ство­ва­ла раз­ра­бот­ка ме­сто­рож­де­ний зо­ло­та. В пер­вой по­ло­вине XIX в. вся до­ли­на реки Миасс пре­вра­ти­лась в огром­ный зо­ло­той про­мы­сел. В 1836 г. здесь раз­ра­ба­ты­ва­лись 54 руд­ни­ка и 23 зо­ло­тые рос­сы­пи. В 1842 г. ма­сте­ро­вым Ни­ки­фо­ром Сют­ки­ным был най­ден один из круп­ней­ших в мире са­мо­род­ков: «Боль­шой тре­уголь­ник», весом более 36 кг (рис. 6).

Са­мо­ро­док «Боль­шой тре­уголь­ник»

Рис. 6. Са­мо­ро­док «Боль­шой тре­уголь­ник»

8 июля 1944 года с кон­вей­е­ра Ураль­ско­го ав­то­мо­би­ле­стро­и­тель­но­го за­во­да Ми­ас­са сошел пер­вый ав­то­мо­биль.

В на­сто­я­щее время Миасс – один из пяти го­ро­дов Ураль­ско­го Фе­де­раль­но­го окру­га, пре­тен­ду­ю­щих на ста­тус «На­у­ко­гра­да».

Озеро Тур­го­як

Рис. 7. Озеро Тур­го­як

Окрест­но­сти Ми­ас­са, в том числе и «ураль­ская жем­чу­жи­на» – озеро Тур­го­як (рис.71), стали се­год­ня ме­стом ре­а­ли­за­ции круп­ных биз­нес-про­ек­тов в сфере гор­но­лыж­но­го спор­та, ту­риз­ма и ин­ду­стрии от­ды­ха.

Последнее изменение: Понедельник, 1 Май 2017, 22:35