Северо-Запад. Население и хозяйство
Население
Население Северо-Запада начиная с 1992 г. постоянно сокращается. За последние 10 лет оно сократилось почти на полмиллиона человек и составило более 8,3 млн чел. Особенно неприятная демографическая ситуация наблюдается в Новгородской и Псковской областях. Естественная убыльнаселения отражается и на возрастной структуре в пользу лиц старшего возраста и сокращением доли лиц молодого возраста. Население Северо-Запада размещено неравномерно: почти 72 % населения проживает в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Район отличается довольно высокой плотностью: 41 чел/км2, при этом в Ленинградской области этот показатель достигает 73 чел/км2, в Калининградской – 63 чел/км2, а в Псковской и Новгородской областях – соответственно 14 и 13 чел/км2.
Район отличается самым высоким в стране уровнем урбанизации: в городах проживает около 87 % жителей. На территории района расположены 78 городов и 71 поселок городского типа, в том числе самый большой нестоличный город Европы – Санкт-Петербург (рис. 1).
Рис. 1. Санкт-Петербург
Основу городской сети составляют старые города, особенно в Новгородской, Псковской и Калининградской областях, но 2/5 городов сосредоточено на территории Ленинградской области.
Калининград
Калининград (рис. 2) (в прошлом Кенигсберг) – самый западный центр России, который расположен при впадении реки Преголи в Калининградский залив.
Рис. 2. Калининград
Население – более 430 тыс. чел. Это крупный транспортный узел. Здесь есть железные и шоссейные дороги, морской и речной порты, международный аэропорт (Храброво).
Примерно с 1999 г. можно говорить о небольшом экономическом подъеме Калининградской области. Здесь восстановленопроизводство на важных предприятиях области: вагоностроительном заводе, судостроительном заводе «Янтарь» (рис. 3), «Калининградгазавтоматика».
Рис. 3. Судостроительный завод «Янтарь»
В области созданы новые предприятия, например, автомобилестроительное предприятие «Автотор» (рис. 4), собирающее автомобили по лицензиям концернов БМВ (Германия), КИА (Корея), «Дженерал моторс» (США).
Рис. 4. Автомобилестроительное предприятие «Автотор»
Промышленность
После присоединения к централизованному русскому государству городов Новгорода и Пскова они потеряли свою важную роль в международной торговле, а после основания Санкт-Петербурга жизнь в этих городах постепенно притихла. Сам жеСанкт-Петербург стал развиваться бурно, используя свое выгодное географическое положение. Первоначально промышленность Санкт-Петербурга была связана с созданием судостроительных верфей и производства для царского двора предметов роскоши: шелка, базаментов и др. Дореволюционная промышленность Санкт-Петербурга была основана на привозном сырье: английском угле, американском хлопке и др. Российское сырье поступало из других регионов, поэтому вся промышленность Санкт-Петербурга была привязана к побережью (рис. 5).
Рис. 5. Дореволюционный Санкт-Петербург
В XIX – начале ХХ вв. на территории создавались предприятия по производству различных судов, особенно военных, а также артиллерийских орудий и паровозов. Создавались кожевенные, текстильные и чугунно-литейные фабрики. Главную роль в хозяйстве региона играет обрабатывающая промышленность, лидером же является машиностроение. Выделяют два основных направления развития этой области:
1. отрасли, ориентированные на высококвалифицированные трудовые ресурсы: радиоэлектроника, приборостроение и т. д.;
2. отрасли, которые возникли в процессе хозяйственного становления комплексного строения страны, например судостроение.
Кроме обрабатывающей и машиностроительной отраслей, выделяют еще химическую, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную, цветную металлургию и электроэнергетику. Традиционные специализации Северо-Западного экономического региона – точное сложное машиностроение. Санкт-Петербург является вторым после Москвы промышленным машиностроительным центром. В Санкт-Петербурге расположены предприятия оборонной промышленности, производство ракетно-космической техники (завод «Арсенал»), авиационных двигателей (завод имени В. Климова), энергетического и электротехнического машиностроения (Металлический завод, «Электросила»), а также тяжелого машиностроения (Невский завод (рис. 6), Ижорский завод), судостроения (Адмиралтейские верфи и Балтийский завод), локомотивов и вагоностроения (Кировский завод), станко- и приборостроения (заводы ЛОМО, «Океанприбор»), электронной промышленности (завод «Светлана»).
Рис. 6. «Невский завод»
Центром судостроения является город Выборг (рис. 7), речного судостроения и судоремонта – города Новая Ладога, Подпорожье, Петрокрепость.
Рис. 7. Выборг
Ряд предприятий, кооперирующих с заводом Санкт-Петербурга, расположены в городах Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса, Тихвин. Машиностроительным предприятиям требуется широкий ассортимент стали и проката, поэтому металлы приходится завозить из различных мест: из центра или Урала. Собственная металлургическая база представлена прокатными цехами машиностроительных предприятий (Волховский алюминиевый завод). Топливно-энергетическая база региона недостаточно мощная. Добыч сланцев и торфа покрывает лишь часть затрат на электроресурсы ТЭС. Мощности нефтепереработки в Киришах нефти, поступающей с территории Западной Сибири, тоже не хватает. В качестве топлива на электростанциях используют газ, который идет по газопроводу «Сияние Севера». Часть проблемы в недостатке топлива удалось решить после строительства Ленинградской АЭС. Несмотря на ее мощность, электроэнергии все равно не хватает.
Важное значение в Северо-Западном экономическом регионе имеют также химические предприятия, производящие синтетические смолы, резинотехнические изделия и шины (завод «Красный треугольник»), удобрения, кислотные реактивы (Невский углекислотный завод), лакокрасочные изделия (завод «Невская палитра»), химико-фармацевтические препараты. В городе Киришах на Волге построен крупный нефтеперерабатывающий комбинат – «Киришинефтеоргсинтез» (рис. 8).
Рис. 8. «Киришинефтеоргсинтез»
В Новгороде есть завод «Акрон», производящий на поступающем газе азотные удобрения и химикаты. Фосфорные удобрения производят в Кингисеппе, Волхове и Санкт-Петербурге.
К числу отраслей специализации района также относятся деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Местная лесосырьевая база удовлетворяет потребности отраслей лишь частично, поэтому большая часть древесины поступает из соседнего Северного экономического региона. Целлюлозно-бумажные предприятия расположены в основном в Ленинградской области на Карельском перешейке: в Приозерске, Светогорске, Советском, Каменногорске, Коммунаре, Сясьстрое, а также Окуловке (Новгородская обл.). Значительное количество бумаги и картона производится в Санкт-Петербурге (бумажная фабрика «Гознак»), Светогорске (Целлюлозно-бумажный комбинат), Сясьстрое (Целлюлозно-бумажный комбинат) и Приозерске (Целлюлозно-бумажный комбинат), а в Чудово (Новгородская область) размещается спичечная фабрика «Солнце» (рис. 9).
Рис. 9. Спичечная фабрика «Солнце»
Известны стекольные заводы в Ленинградской, Новгородской, Псковской областях. Одним из известных является Ломоносовский фарфоровый завод.
Адмиралтейские верфи
Адмиралтейские верфи – старейшие судостроительные предприятия Санкт-Петербурга (рис. 10).
Рис. 10. Адмиралтейские верфи
Основанный Петром І в 1704 г. завод за три века своей истории построил для отечественного флота более 2000 кораблей и судов самого различного класса и назначения. В 1709 г. здесь был заложен и спущен на воду в 1712 г. первый линейный корабль – 54-пушечная «Полтава» (рис. 11).
Рис. 11. Линейный корабль «Полтава»
В 1725 г. на верфях Адмиралтейства была построена первая подводная лодка «Потаенное судно» крестьянина Ефима Никонова (рис. 12).
Рис. 12. «Потаенное судно»
Кингисепп
Город Кингисепп – один из важных экономических и культурных районных центров Ленинградской области. Расположенна юго-западе региона в 110 км от Санкт-Петербурга и 25 км от государственной границы с Эстонией. Кингисепп пересекает железнодорожная магистраль, связывающая два главных российских города, Москву и Санкт-Петербург, со столицей Эстонии, и автомобильная трасса Санкт-Петербург – Таллинн. В 60 км от города строится один из крупнейших морских транспортных объектов особой стратегической важности России – порт Усть-Луга (рис. 13).
Рис. 13. Порт Усть-Луга
Население города – более 50 тыс. чел. Промышленность Кингисеппа представлена пищевой, химической, легкой, деревообрабатывающей отраслями.
Известно, что в 1770 г. в этом городе родился К.И. Бистром – русский военачальник, герой Бородинского сражения (рис. 14).
Рис. 14. К.И. Бистром.
С 1982 по 1989 гг. здесь родились 4 известных российских футболиста: А. Ионов, И. Шпаков, братья Кержаковы.
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство и пищевая промышленность достаточно разнообразны, но ориентированы в первую очередь на удовлетворение потребностей городского населения в продуктах питания. Сельское хозяйство специализируется на молочно-мясном скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве, а также выращивании картофеля и овощей.