Северо-Запад. Население и хозяйство

 Население

На­се­ле­ние Се­ве­ро-За­па­да на­чи­ная с 1992 г. по­сто­ян­но со­кра­ща­ет­ся. За по­след­ние 10 лет оно со­кра­ти­лось почти на пол­мил­ли­о­на че­ло­век и со­ста­ви­ло более 8,3 млн чел. Осо­бен­но непри­ят­ная де­мо­гра­фи­че­ская си­ту­а­ция на­блю­да­ет­ся в Нов­го­род­ской и Псков­ской об­ла­стях. Есте­ствен­ная убыльна­се­ле­ния от­ра­жа­ет­ся и на воз­раст­ной струк­ту­ре в поль­зу лиц стар­ше­го воз­рас­та и со­кра­ще­ни­ем доли лиц мо­ло­до­го воз­рас­та. На­се­ле­ние Се­ве­ро-За­па­да раз­ме­ще­но нерав­но­мер­но: почти 72 % на­се­ле­ния про­жи­ва­ет в Санкт-Пе­тер­бур­ге и Ле­нин­град­ской об­ла­сти. Район от­ли­ча­ет­ся до­воль­но вы­со­кой плот­но­стью: 41 чел/км2, при этом в Ле­нин­град­ской об­ла­сти этот по­ка­за­тель до­сти­га­ет 73 чел/км2, в Ка­ли­нин­град­ской – 63 чел/км2, а в Псков­ской и Нов­го­род­ской об­ла­стях – со­от­вет­ствен­но 14 и 13 чел/км2.

Район от­ли­ча­ет­ся самым вы­со­ким в стране уров­нем ур­ба­ни­за­ции: в го­ро­дах про­жи­ва­ет около 87 % жи­те­лей. На тер­ри­то­рии рай­о­на рас­по­ло­же­ны 78 го­ро­дов и 71 по­се­лок го­род­ско­го типа, в том числе самый боль­шой несто­лич­ный город Ев­ро­пы – Санкт-Пе­тер­бург (рис. 1).

 

Санкт-Пе­тер­бург

Рис. 1. Санкт-Пе­тер­бург

Ос­но­ву го­род­ской сети со­став­ля­ют ста­рые го­ро­да, осо­бен­но в Нов­го­род­ской, Псков­ской и Ка­ли­нин­град­ской об­ла­стях, но 2/5 го­ро­дов со­сре­до­то­че­но на тер­ри­то­рии Ле­нин­град­ской об­ла­сти.

 

Ка­ли­нин­град

Ка­ли­нин­град (рис. 2) (в про­шлом Ке­нигсберг) – самый за­пад­ный центр Рос­сии, ко­то­рый рас­по­ло­жен при впа­де­нии реки Пре­го­ли в Ка­ли­нин­град­ский залив.

 

Ка­ли­нин­град

Рис. 2. Ка­ли­нин­град

На­се­ле­ние – более 430 тыс. чел. Это круп­ный транс­порт­ный узел. Здесь есть же­лез­ные и шос­сей­ные до­ро­ги, мор­ской и реч­ной порты, меж­ду­на­род­ный аэро­порт (Храб­ро­во).

При­мер­но с 1999 г. можно го­во­рить о неболь­шом эко­но­ми­че­ском подъ­еме Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти. Здесь вос­ста­нов­ле­нопро­из­вод­ство на важ­ных пред­при­я­ти­ях об­ла­сти: ва­го­но­стро­и­тель­ном за­во­де, су­до­стро­и­тель­ном за­во­де «Ян­тарь» (рис. 3), «Ка­ли­нин­град­га­зав­то­ма­ти­ка».

 

Су­до­стро­и­тель­ный завод «Ян­тарь»

Рис. 3. Су­до­стро­и­тель­ный завод «Ян­тарь»

В об­ла­сти со­зда­ны новые пред­при­я­тия, на­при­мер, ав­то­мо­би­ле­стро­и­тель­ное пред­при­я­тие «Ав­то­тор» (рис. 4), со­би­ра­ю­щее ав­то­мо­би­ли по ли­цен­зи­ям кон­цер­нов БМВ (Гер­ма­ния), КИА (Корея), «Дже­не­рал мо­торс» (США).

 

Ав­то­мо­би­ле­стро­и­тель­ное пред­при­я­тие «Ав­то­тор»

Рис. 4. Ав­то­мо­би­ле­стро­и­тель­ное пред­при­я­тие «Ав­то­тор»

 Промышленность

После при­со­еди­не­ния к цен­тра­ли­зо­ван­но­му рус­ско­му го­су­дар­ству го­ро­дов Нов­го­ро­да и Пс­ко­ва они по­те­ря­ли свою важ­ную роль в меж­ду­на­род­ной тор­гов­ле, а после ос­но­ва­ния Санкт-Пе­тер­бур­га жизнь в этих го­ро­дах по­сте­пен­но при­тих­ла. Сам жеСанкт-Пе­тер­бург стал раз­ви­вать­ся бурно, ис­поль­зуя свое вы­год­ное гео­гра­фи­че­ское по­ло­же­ние. Пер­во­на­чаль­но про­мыш­лен­ность Санкт-Пе­тер­бур­га была свя­за­на с со­зда­ни­ем су­до­стро­и­тель­ных вер­фей и про­из­вод­ства для цар­ско­го двора пред­ме­тов рос­ко­ши: шелка, ба­за­мен­тов и др. До­ре­во­лю­ци­он­ная про­мыш­лен­ность Санкт-Пе­тер­бур­га была ос­но­ва­на на при­воз­ном сырье: ан­глий­ском угле, аме­ри­кан­ском хлоп­ке и др. Рос­сий­ское сырье по­сту­па­ло из дру­гих ре­ги­о­нов, по­это­му вся про­мыш­лен­ность Санкт-Пе­тер­бур­га была при­вя­за­на к по­бе­ре­жью (рис. 5).

 

До­ре­во­лю­ци­он­ный Санкт-Пе­тер­бург

Рис. 5. До­ре­во­лю­ци­он­ный Санкт-Пе­тер­бург

В XIX – на­ча­ле ХХ вв. на тер­ри­то­рии со­зда­ва­лись пред­при­я­тия по про­из­вод­ству раз­лич­ных судов, осо­бен­но во­ен­ных, а также ар­тил­ле­рий­ских ору­дий и па­ро­во­зов. Со­зда­ва­лись ко­же­вен­ные, тек­стиль­ные и чу­гун­но-ли­тей­ные фаб­ри­ки. Глав­ную роль в хо­зяй­стве ре­ги­о­на иг­ра­ет об­ра­ба­ты­ва­ю­щая про­мыш­лен­ность, ли­де­ром же яв­ля­ет­ся ма­ши­но­стро­е­ние. Вы­де­ля­ют два ос­нов­ных на­прав­ле­ния раз­ви­тия этой об­ла­сти:

1. от­рас­ли, ори­ен­ти­ро­ван­ные на вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные тру­до­вые ре­сур­сы: ра­дио­элек­тро­ни­ка, при­бо­ро­стро­е­ние и т. д.;

2. от­рас­ли, ко­то­рые воз­ник­ли в про­цес­се хо­зяй­ствен­но­го ста­нов­ле­ния ком­плекс­но­го стро­е­ния стра­ны, на­при­мер су­до­стро­е­ние.

Кроме об­ра­ба­ты­ва­ю­щей и ма­ши­но­стро­и­тель­ной от­рас­лей, вы­де­ля­ют еще хи­ми­че­скую, де­ре­во­об­ра­ба­ты­ва­ю­щую и цел­лю­лоз­но-бу­маж­ную, цвет­ную ме­тал­лур­гию и элек­тро­энер­ге­ти­ку. Тра­ди­ци­он­ные спе­ци­а­ли­за­ции Се­ве­ро-За­пад­но­го эко­но­ми­че­ско­го ре­ги­о­на – точ­ное слож­ное ма­ши­но­стро­е­ние. Санкт-Пе­тер­бург яв­ля­ет­ся вто­рым после Моск­вы про­мыш­лен­ным ма­ши­но­стро­и­тель­ным цен­тром. В Санкт-Пе­тер­бур­ге рас­по­ло­же­ны пред­при­я­тия обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти, про­из­вод­ство ра­кет­но-кос­ми­че­ской тех­ни­ки (завод «Ар­се­нал»), авиа­ци­он­ных дви­га­те­лей (завод имени В. Кли­мо­ва), энер­ге­ти­че­ско­го и элек­тро­тех­ни­че­ско­го ма­ши­но­стро­е­ния (Ме­тал­ли­че­ский завод, «Элек­тро­си­ла»), а также тя­же­ло­го ма­ши­но­стро­е­ния (Нев­ский завод (рис. 6), Ижор­ский завод), су­до­стро­е­ния (Ад­ми­рал­тей­ские верфи и Бал­тий­ский завод), ло­ко­мо­ти­вов и ва­го­но­стро­е­ния (Ки­ров­ский завод), стан­ко- и при­бо­ро­стро­е­ния (за­во­ды ЛОМО, «Оке­ан­при­бор»), элек­трон­ной про­мыш­лен­но­сти (завод «Свет­ла­на»).

 

Нев­ский завод

Рис. 6. «Нев­ский завод»

Цен­тром су­до­стро­е­ния яв­ля­ет­ся город Вы­борг (рис. 7), реч­но­го су­до­стро­е­ния и су­до­ре­мон­та – го­ро­да Новая Ла­до­га, Под­по­ро­жье, Пет­ро­кре­пость.

 

Вы­борг

Рис. 7. Вы­борг

Ряд пред­при­я­тий, ко­опе­ри­ру­ю­щих с за­во­дом Санкт-Пе­тер­бур­га, рас­по­ло­же­ны в го­ро­дах Нов­го­род, Псков, Ве­ли­кие Луки, Ста­рая Русса, Тих­вин. Ма­ши­но­стро­и­тель­ным пред­при­я­ти­ям тре­бу­ет­ся ши­ро­кий ас­сор­ти­мент стали и про­ка­та, по­это­му ме­тал­лы при­хо­дит­ся за­во­зить из раз­лич­ных мест: из цен­тра или Урала. Соб­ствен­ная ме­тал­лур­ги­че­ская база пред­став­ле­на про­кат­ны­ми це­ха­ми ма­ши­но­стро­и­тель­ных пред­при­я­тий (Вол­хов­ский алю­ми­ни­е­вый завод). Топ­лив­но-энер­ге­ти­че­ская база ре­ги­о­на недо­ста­точ­но мощ­ная. Добыч слан­цев и торфа по­кры­ва­ет лишь часть за­трат на элек­тро­ре­сур­сы ТЭС. Мощ­но­сти неф­те­пе­ре­ра­бот­ки в Ки­ри­шах нефти, по­сту­па­ю­щей с тер­ри­то­рии За­пад­ной Си­би­ри, тоже не хва­та­ет. В ка­че­стве топ­ли­ва на элек­тро­стан­ци­ях ис­поль­зу­ют газ, ко­то­рый идет по га­зо­про­во­ду «Си­я­ние Се­ве­ра». Часть про­бле­мы в недо­стат­ке топ­ли­ва уда­лось ре­шить после стро­и­тель­ства Ле­нин­град­ской АЭС. Несмот­ря на ее мощ­ность, элек­тро­энер­гии все равно не хва­та­ет.

Важ­ное зна­че­ние в Се­ве­ро-За­пад­ном эко­но­ми­че­ском ре­ги­оне имеют также хи­ми­че­ские пред­при­я­тия, про­из­во­дя­щие син­те­ти­че­ские смолы, ре­зи­но­тех­ни­че­ские из­де­лия и шины (завод «Крас­ный тре­уголь­ник»), удоб­ре­ния, кис­лот­ные ре­ак­ти­вы (Нев­ский уг­ле­кис­лот­ный завод), ла­ко­кра­соч­ные из­де­лия (завод «Нев­ская па­лит­ра»), хи­ми­ко-фар­ма­цев­ти­че­ские пре­па­ра­ты. В го­ро­де Ки­ри­шах на Волге по­стро­ен круп­ный неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щий ком­би­нат – «Ки­ри­ши­неф­теорг­син­тез» (рис. 8).

 

«Ки­ри­ши­неф­теорг­син­тез»

Рис. 8. «Ки­ри­ши­неф­теорг­син­тез»

В Нов­го­ро­де есть завод «Акрон», про­из­во­дя­щий на по­сту­па­ю­щем газе азот­ные удоб­ре­ния и хи­ми­ка­ты. Фос­фор­ные удоб­ре­ния про­из­во­дят в Кин­ги­сеп­пе, Вол­хо­ве и Санкт-Пе­тер­бур­ге.

К числу от­рас­лей спе­ци­а­ли­за­ции рай­о­на также от­но­сят­ся де­ре­во­об­ра­ба­ты­ва­ю­щая и цел­лю­лоз­но-бу­маж­ная про­мыш­лен­ность. Мест­ная ле­со­сы­рье­вая база удо­вле­тво­ря­ет по­треб­но­сти от­рас­лей лишь ча­стич­но, по­это­му боль­шая часть дре­ве­си­ны по­сту­па­ет из со­сед­не­го Се­вер­но­го эко­но­ми­че­ско­го ре­ги­о­на. Цел­лю­лоз­но-бу­маж­ные пред­при­я­тия рас­по­ло­же­ны в ос­нов­ном в Ле­нин­град­ской об­ла­сти на Ка­рель­ском пе­ре­шей­ке: в При­озер­ске, Све­то­гор­ске, Со­вет­ском, Ка­мен­но­гор­ске, Ком­му­на­ре, Сясь­строе, а также Оку­лов­ке (Нов­го­род­ская обл.). Зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство бу­ма­ги и кар­то­на про­из­во­дит­ся в Санкт-Пе­тер­бур­ге (бу­маж­ная фаб­ри­ка «Го­знак»), Све­то­гор­ске (Цел­лю­лоз­но-бу­маж­ный ком­би­нат), Сясь­строе (Цел­лю­лоз­но-бу­маж­ный ком­би­нат) и При­озер­ске (Цел­лю­лоз­но-бу­маж­ный ком­би­нат), а в Чу­до­во (Нов­го­род­ская об­ласть) раз­ме­ща­ет­ся спи­чеч­ная фаб­ри­ка «Солн­це» (рис. 9).

 

Спи­чеч­ная фаб­ри­ка «Солн­це»

Рис. 9. Спи­чеч­ная фаб­ри­ка «Солн­це»

Из­вест­ны сте­коль­ные за­во­ды в Ле­нин­град­ской, Нов­го­род­ской, Псков­ской об­ла­стях. Одним из из­вест­ных яв­ля­ет­ся Ло­мо­но­сов­ский фар­фо­ро­вый завод.

 

 

Ад­ми­рал­тей­ские верфи

Ад­ми­рал­тей­ские верфи – ста­рей­шие су­до­стро­и­тель­ные пред­при­я­тия Санкт-Пе­тер­бур­га (рис. 10).

 

Ад­ми­рал­тей­ские верфи

Рис. 10. Ад­ми­рал­тей­ские верфи

Ос­но­ван­ный Пет­ром І в 1704 г. завод за три века своей ис­то­рии по­стро­ил для оте­че­ствен­но­го флота более 2000 ко­раб­лей и судов са­мо­го раз­лич­но­го клас­са и на­зна­че­ния. В 1709 г. здесь был за­ло­жен и спу­щен на воду в 1712 г. пер­вый ли­ней­ный ко­рабль – 54-пу­шеч­ная «Пол­та­ва» (рис. 11).

 

Ли­ней­ный ко­рабль «Пол­та­ва»

Рис. 11. Ли­ней­ный ко­рабль «Пол­та­ва»

В 1725 г. на вер­фях Ад­ми­рал­тей­ства была по­стро­е­на пер­вая под­вод­ная лодка «По­та­ен­ное судно» кре­стья­ни­на Ефима Ни­ко­но­ва (рис. 12).

 

«По­та­ен­ное судно»

Рис. 12. «По­та­ен­ное судно»

 

Кин­ги­сепп

Город Кин­ги­сепп – один из важ­ных эко­но­ми­че­ских и куль­тур­ных рай­он­ных цен­тров Ле­нин­град­ской об­ла­сти. Рас­по­ло­женна юго-за­па­де ре­ги­о­на в 110 км от Санкт-Пе­тер­бур­га и 25 км от го­су­дар­ствен­ной гра­ни­цы с Эс­то­ни­ей. Кин­ги­сепп пе­ре­се­ка­ет же­лез­но­до­рож­ная ма­ги­страль, свя­зы­ва­ю­щая два глав­ных рос­сий­ских го­ро­да, Моск­ву и Санкт-Пе­тер­бург, со сто­ли­цей Эс­то­нии, и ав­то­мо­биль­ная трас­са Санкт-Пе­тер­бург – Тал­линн. В 60 км от го­ро­да стро­ит­ся один из круп­ней­ших мор­ских транс­порт­ных объ­ек­тов осо­бой стра­те­ги­че­ской важ­но­сти Рос­сии – порт Усть-Лу­га (рис. 13).

 

Порт Усть-Лу­га

Рис. 13. Порт Усть-Лу­га

На­се­ле­ние го­ро­да – более 50 тыс. чел. Про­мыш­лен­ность Кин­ги­сеп­па пред­став­ле­на пи­ще­вой, хи­ми­че­ской, лег­кой, де­ре­во­об­ра­ба­ты­ва­ю­щей от­рас­ля­ми.

Из­вест­но, что в 1770 г. в этом го­ро­де ро­дил­ся К.И. Би­стром – рус­ский во­е­на­чаль­ник, герой Бо­ро­дин­ско­го сра­же­ния (рис. 14).

 

К.И. Би­стром

Рис. 14. К.И. Би­стром.

С 1982 по 1989 гг. здесь ро­ди­лись 4 из­вест­ных рос­сий­ских фут­бо­ли­ста: А. Ионов, И. Шпа­ков, бра­тья Кер­жа­ко­вы.

 Сельское хозяйство

Сель­ское хо­зяй­ство и пи­ще­вая про­мыш­лен­ность до­ста­точ­но раз­но­об­раз­ны, но ори­ен­ти­ро­ва­ны в первую оче­редь на удо­вле­тво­ре­ние по­треб­но­стей го­род­ско­го на­се­ле­ния в про­дук­тах пи­та­ния. Сель­ское хо­зяй­ство спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на мо­лоч­но-мяс­ном ско­то­вод­стве, сви­но­вод­стве и пти­це­вод­стве, а также вы­ра­щи­ва­нии кар­то­фе­ля и ово­щей.

Последнее изменение: Понедельник, 1 Май 2017, 22:28