Круг проблем «Капитанской дочки»

 Введение

Тема этого урока: «Круг про­блем «Ка­пи­тан­ской дочки».

В тре­тьей главе «Ев­ге­ния Оне­ги­на» Пуш­кин (рис. 1) (пред­по­ла­га­лось, что на­сту­пит время, когда он пе­ре­ста­нет быть по­этом, об­ра­тит­ся к прозе) писал:

Тогда роман на ста­рый лад

Зай­мет ве­се­лый мой закат.

Не муки тай­ные зло­дей­ства

Я гроз­но в нем изоб­ра­жу,

Но про­сто вам пе­ре­ска­жу 

Пре­да­нья рус­ско­го се­мей­ства,

Любви пле­ни­тель­ные сны

Да нравы нашей ста­ри­ны.

Ко­неч­но, вряд ли, Пуш­кин в 1825 году мог себе со­став­лять про­грам­му ро­ма­на, на­пи­сан­но­го в 1835. Но так по­лу­чи­лось, что «Ка­пи­тан­ская дочка» почти в точ­но­сти ис­пол­ня­ет этот план.

Рас­смот­рим, что самое важ­ное, самое за­мет­ное в этой книге.

А.С. Пуш­кин

Рис. 1. А.С. Пуш­кин

 Восприятие истории

«Ка­пи­тан­ская дочка» – ис­то­ри­че­ское про­из­ве­де­ние. А к ис­то­рии, как вы зна­е­те, можно об­ра­щать­ся по-раз­но­му.

Можно ис­хо­дить из того, что в ис­то­рии ме­ня­ют­ся толь­ко ко­стю­мы, тех­ни­че­ские сред­ства, мода, ин­те­рьер и пред­ме­ты, а пси­хо­ло­гия людей оста­ет­ся неиз­мен­ной. При­мер­но так думал Лион Фейхтван­гер (рис. 2), и в своих ис­то­ри­че­ских ро­ма­нах, дей­ствие ко­то­рых про­ис­хо­дит либо в на­ча­ле хри­сти­ан­ской эры, либо в XVIII веке, он писал о своих со­вре­мен­ни­ках.

Лион Фейхтван­гер

Рис. 2. Лион Фейхтван­гер

Можно ухо­дить в ис­то­рию, как в эми­гра­цию. На­сто­я­щее время на­столь­ко скуч­но, сквер­но, что об­ра­ще­ние к ис­то­рии ста­но­вит­ся некой от­ду­ши­ной, по­пыт­кой глот­нуть све­же­го воз­ду­ха. Может быть, этим во мно­гом объ­яс­ня­ет­ся лер­мон­тов­ская «Песня про царя Ивана Ва­си­лье­ви­ча» (рис. 3). Вспом­ни­те зна­ме­ни­тые строч­ки из «Бо­ро­ди­на»:

Да, были люди в наше время.

Ко­гда-то люди были силь­ные, сме­лые, яркие. Сей­час «пе­чаль­но смот­реть на наше по­ко­ле­ние».

М.Ю. Лер­мон­тов

Рис. 3. М.Ю. Лер­мон­тов

Бы­ва­ет со­вер­шен­но со­зна­тель­ное стрем­ле­ние найти в про­шлом па­рал­ле­ли с на­сто­я­щим. В 30–40 гг. ХХ века в со­вет­ской ли­те­ра­ту­ре и в со­вет­ском кино необы­чай­но по­пу­ляр­но было об­ра­ще­ние к вре­ме­ни Ивана Гроз­но­го и Петра I. По­нят­но, что в этом об­ра­ще­нии со­дер­жал­ся (не от­кры­то вы­ра­жал­ся, но улав­ли­вал­ся) заказ оправ­дать дес­по­тизм Ста­ли­на, ста­лин­ский тер­рор. В этом смыс­ле об­ра­ще­ние к Ивану IV и Петру I было со­вер­шен­но про­зрач­но.

 Творческая история

«Ка­пи­тан­ская дочка» была на­пе­ча­та­на в 4 томе жур­на­ла «Со­вре­мен­ник» за 1836 г. По­смот­ри­те, как вы­гля­де­ла пер­вая пуб­ли­ка­ция пуш­кин­ско­го ро­ма­на (рис. 4).

Пер­вая пуб­ли­ка­ция «Ка­пи­тан­ской дочки»

Рис. 4. Пер­вая пуб­ли­ка­ция «Ка­пи­тан­ской дочки»

3 ав­гу­ста 1831 года Пуш­кин писал сво­е­му другу Петру Ан­дре­еви­чу Вя­зем­ско­му (рис. 5):

«Ты, верно, слы­шал о воз­му­ще­ни­ях нов­го­род­ских и ста­рой Руси. Ужасы.  Более ста че­ло­век ге­не­ра­лов, пол­ков­ни­ков и офи­це­ров пе­ре­ре­за­ны в Нов­го­род­ских по­се­ле­ни­ях со всеми утон­че­ни­я­ми злобы. Бун­тов­щи­ки их секли, били по щекам, из­де­ва­лись над ними, раз­гра­би­ли дома, из­на­силь­ни­ча­ли жен. Пят­на­дцать ле­ка­рей убито. Спас­ся один при по­мо­щи боль­ных, ле­жав­ших в ла­за­ре­те. Убив всех на­чаль­ни­ков, бун­тов­щи­ки себе вы­бра­ли дру­гих».

П.А. Вя­зем­ский

Рис. 5. П.А. Вя­зем­ский

Это всего лишь одно един­ствен­ное част­ное про­яв­ле­ние пуш­кин­ско­го ин­те­ре­са к на­ро­ду и к на­род­но­му бунту, ко­то­рое во­об­ще от­ли­ча­ет 30-е гг. на­ше­го пер­во­го поэта.

Еще в 1825 году Пуш­кин ин­те­ре­со­вал­ся Сте­па­ном Ра­зи­ным. В на­ча­ле 30-х гг. Пуш­кин по­лу­ча­ет раз­ре­ше­ние ра­бо­тать в ар­хи­вах. 17 фев­ра­ля 1832 года М.М. Спе­ран­ский при­слал Пуш­ки­ну по­да­рок Ни­ко­лая I – «Пол­ное со­бра­ние за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии». В 20 томе этого со­бра­ния был пе­ре­пе­ча­тан при­го­вор о на­ка­за­нии смерт­ной каз­нью из­мен­ни­ка-бун­тов­щи­ка и са­мо­зван­ца Пу­га­че­ва и его со­общ­ни­ков с при­со­еди­не­ни­ем объ­яв­ле­ния о про­ща­е­мом пре­ступ­ни­ке.

Среди имен ак­тив­ных участ­ни­ков воз­му­ще­ний упо­ми­на­лось имя Ми­ха­и­ла Шван­ви­ча. В окон­ча­тель­ной ре­дак­ции по­ве­сти этот ис­то­ри­че­ский пер­со­наж пре­вра­тил­ся в Шваб­ри­на. Пер­во­на­чаль­но Пуш­ки­на ин­те­ре­со­ва­ла фи­гу­ра дво­ря­ни­на, ко­то­рый пе­ре­хо­дит на сто­ро­ну вос­став­ших кре­стьян. Пер­во­на­чаль­но это дол­жен был быть ха­рак­тер, по­хо­жий на ха­рак­тер Дуб­ров­ско­го. Но чем боль­ше Пуш­кин об этом знал (а в 1833 году Пуш­кин уже озна­ко­мил­ся с ма­те­ри­а­ла­ми о сек­рет­ной экс­пе­ди­ции во­ен­ной кол­ле­гии), тем ему яснее было, что этот за­мы­сел не может быть во­пло­щен. По­смот­ри­те на ци­та­ту из за­ме­ча­ний Пуш­ки­на о бунте, на­пи­сан­ных для Ни­ко­лая I (рис. 6):

«Весь чер­ный народ был за Пу­га­че­ва. Одно толь­ко дво­рян­ство было от­кры­тым об­ра­зом на сто­роне пра­ви­тель­ства. Вы­го­ды их были слиш­ком про­ти­во­по­лож­ны».

Ни­ко­лай I

Рис. 6. Ни­ко­лай I

Пе­рей­ти на сто­ро­ну вос­став­ше­го, бун­ту­ю­ще­го кре­стьян­ства дво­ря­нин мог, толь­ко бу­дучи Шваб­ри­ным – из­мен­ни­ком, пре­да­те­лем, че­ло­ве­ком без чести. Такое се­рьез­ное из­ме­не­ние в за­мыс­ле ро­ма­на про­изо­шло в ходе ра­бо­ты. При­чем в ходе ра­бо­ты над «Ка­пи­тан­ской доч­кой» Пуш­кин пишет «Дуб­ров­ско­го», «Ис­то­рию Пу­га­чев­ско­го бунта», пе­ча­та­ет ее (в этом по­мо­га­ет го­су­дарь Ни­ко­лай I). И толь­ко в 1836 году вы­хо­дит том «Со­вре­мен­ни­ка» уже с ху­до­же­ствен­ным про­из­ве­де­ни­ем – с «Ка­пи­тан­ской доч­кой».

Чер­но­вое вступ­ле­ние к ро­ма­ну, на­пи­сан­ное в 1833 году, вы­гля­дит так:

«Лю­без­ный друг мой Пет­ру­ша, часто рас­ска­зы­вал я тебе неко­то­рые про­ис­ше­ствия моей жизни и за­ме­чал, что ты все­гда слу­шал меня со вни­ма­ни­ем, несмот­ря на то, что слу­ча­лось мне, может быть, в сотый раз пе­ре­ска­зы­вать одно. На неко­то­рые во­про­сы я ни­ко­гда тебе не от­ве­чал, обе­щая со вре­ме­нем удо­вле­тво­рить тво­е­му лю­бо­пыт­ству. Но не ре­шил­ся я ис­пол­нить свое обе­ща­ние. На­чи­наю для тебя свои за­пис­ки, или лучше ис­крен­нюю ис­по­ведь, с пол­ным уве­ре­ни­ем, что при­зна­ния мои по­слу­жат к поль­зе твоей. Ко­неч­но, твой ба­тюш­ка не при­чи­нял мне таких огор­че­ний, какие тер­пе­ли от тебя твои ро­ди­те­ли. Он все­гда вел себя по­ря­доч­но и доб­ро­нрав­но. И лучше было бы, если б ты на него по­хо­дил».

Даль­ше го­во­рит­ся о том, что Пет­ру­ша по­хо­дит на сво­е­го деда, не очень по­слуш­но­го и не очень доб­ро­нрав­но­го в мо­ло­до­сти. Но важно не это. И даже не то, что это вступ­ле­ние во мно­гом сов­па­да­ет с вступ­ле­ни­ем к из­дан­ным за­пис­кам Алек­сандра Ильи­ча Би­би­ко­ва, од­но­го из глав­но­ко­ман­ду­ю­щих вой­ска­ми, усми­ряв­ши­ми пу­га­чев­ский бунт. Здесь важно для Пуш­ки­на то же, что и в сти­хо­тво­ре­нии 1835 года «Вновь я по­се­тил», – на­ли­чие связи трех по­ко­ле­ний. Как в сти­хо­тво­ре­нии: вот он во вла­де­ни­ях де­дов­ских; вот он сам; а за­кан­чи­ва­ет­ся сти­хо­тво­ре­ние от­сыл­кой ко вну­кам:

«…Не я увижу твой мо­гу­чий позд­ний воз­раст,

Когда пе­ре­рас­тешь моих пи­том­цев

И шум­ную главу их за­сло­нишь.

Но пусть мой внук…»

Эта связь по­ко­ле­ний, то, чего был явно лишен Лер­мон­тов, для Пуш­ки­на необы­чай­но важна. Вот по­че­му так важен отец. Соб­ствен­но, с этого на­чи­на­ет­ся роман:

«Да кто ж его отец? – спра­ши­ва­ет­ся в эпи­гра­фе – Отец мой Ан­дрей Пет­ро­вич Гри­нев».

Важна честь пред­ков.

 История в произведениях Пушкина

Пуш­кин об­ра­ща­ет­ся к ис­то­рии со­вер­шен­но по-сво­е­му. Ему очень важно не мо­дер­ни­зи­ро­вать ис­то­рию и в то же время не пи­сать об ис­то­рии ради ис­то­рии. Он все­гда вы­би­рал эпохи пе­ре­лом­ные, ру­беж­ные для Рос­сии.

Так, «Борис Го­ду­нов» (рис. 7) – это время, на­зы­ва­е­мое смут­ным вре­ме­нем. Это эпоха, ко­то­рая поз­во­ля­ла Пуш­ки­ну по­ста­вить самую глав­ную для него в 1824–25 гг. про­бле­му: про­бле­му вла­сти и пре­ступ­ле­ния, цены вла­сти, цели и средств. Здесь как нель­зя более удоб­ным был сюжет про цар­ство­ва­ние Бо­ри­са.

Об­лож­ка при­жиз­нен­но­го из­да­ния «Бо­ри­са Го­ду­но­ва» А.С. Пуш­ки­на

Рис. 7. Об­лож­ка при­жиз­нен­но­го из­да­ния «Бо­ри­са Го­ду­но­ва» А.С. Пуш­ки­на

В конце 1820-гг. Пуш­кин об­ра­ща­ет­ся к фи­гу­ре Петра. Во­прос о том, кто может ука­зать Рос­сии путь, кто может озна­чить вер­ное дви­же­ние стра­ны, для Пуш­ки­на, осо­бен­но после по­ра­же­ния де­каб­ри­стов, был необы­чай­но ак­туа­лен. И Петр – это герой, во­пло­ща­ю­щий не свою волю (свое­воль­ные герои Ма­зе­па и Карл ис­то­ри­ей за­бы­ты), а волю объ­ек­тив­ную, волю ис­то­рии.

В «Ка­пи­тан­ской дочке» Пуш­кин вы­би­ра­ет ру­беж­ное, пе­ре­лом­ное со­бы­тие. Это кре­стьян­ское вос­ста­ние, пу­га­чев­ский бунт (рис. 8). Это – про­бле­ма на­ро­да и дво­рян­ства, их от­но­ше­ний. Пуш­кин по­ка­зы­ва­ет два мира, два укла­да. У каж­до­го своя прав­да. Есть своя прав­да у дво­рян­ства, есть своя прав­да у Ека­те­ри­ны, за­кон­ной пра­ви­тель­ни­цы. И есть, как в своей за­ме­ча­тель­ной ста­тье на­пи­сал Юрий Ми­хай­ло­вич Лот­ман, своя прав­да и у му­жиц­ко­го царя, и у кре­стьян вос­став­ших. Эти два мира, у каж­до­го из ко­то­рых своя по­э­зия, свой закон, свое право, на­хо­дят­ся во враж­де. Это для Пуш­ки­на очень важно, ведь «Ис­то­рия Пу­га­чев­ско­го бунта» (а это имен­но ис­то­ри­че­ское ис­сле­до­ва­ние, ко­то­рым Пуш­кин за­ни­мал­ся па­рал­лель­но с ра­бо­той над «Ка­пи­тан­ской доч­кой») стала пре­ду­пре­жде­ни­ем для царя, для дво­рян: народ – это гроз­ная сила, и не дай бог нач­нет­ся опять граж­дан­ская война, война между двумя глав­ны­ми со­сло­ви­я­ми Рос­сии.

Пу­га­чев­ский бунт

Рис. 8. Пу­га­чев­ский бунт

 Пушкин и Вальтер Скотт

Ан­глий­ский вол­шеб­ник, ча­ро­дей (как его на­зы­ва­ли) Валь­тер Скотт (рис. 9) сво­и­ми ис­то­ри­че­ски­ми ро­ма­на­ми при­об­рел все­ев­ро­пей­скую славу еще при жизни.

Валь­тер Скотт

Рис. 9. Валь­тер Скотт

Пер­вый след, вли­я­ние или вни­ма­тель­ное чте­ние Валь­те­ра Скот­та, – это неза­кон­чен­ный пуш­кин­ский роман «Арап Петра Ве­ли­ко­го», где ис­то­ри­че­ское лицо по­ка­за­но в част­ной жизни.

Для ис­то­ри­че­ско­го ро­ма­на Валь­те­ра Скот­та важно, что на пер­вом плане вы­мыш­лен­ные лица, а ис­то­ри­че­ские – на вто­ром. С са­мо­го на­ча­ла важно под­черк­нуть, что у Валь­те­ра Скот­та и у Пуш­ки­на прин­ци­пи­аль­но раз­ный ин­те­рес или метод.

Валь­тер Скотт необы­чай­но любит опи­са­ния: зам­ков, ко­стю­мов, блюд – все по­дроб­но­сти ушед­шей эпохи. Более того, он любит в на­ча­ле ро­ма­на или в се­ре­дине дать такой неболь­шой ис­то­ри­че­ский очерк: что про­ис­хо­ди­ло в это время в Шот­лан­дии, в Ан­глии (ре­ли­ги­оз­ные войны, со­пер­ни­че­ство ко­ро­лей и т. д.). У Пуш­ки­на прак­ти­че­ски этого нет. На­при­мер, 14-я глава «Суд»:

«Потом от­ве­ли меня в тюрь­му и оста­ви­ли од­но­го в тес­ной и тем­ной ко­нур­ке, с од­ни­ми го­лы­ми сте­на­ми и с око­шеч­ком, за­го­ро­жен­ным же­лез­ною ре­шет­кою».

Тол­стой, про­чи­тав «Ка­пи­тан­скую дочку», ска­жет:

«По­ве­сти Пуш­ки­на голы как-то».

По срав­не­нию с ин­те­ре­сом по­дроб­но­стей (Тол­стой счи­тал, что со­вре­мен­ная ему ли­те­ра­ту­ра от­ли­ча­ет­ся ин­те­ре­сом к де­та­лям), пуш­кин­ские по­ве­сти, дей­стви­тель­но, голы. Это все­гда дей­ствие, а не опи­са­ние. Очень немно­го эпи­те­тов, очень немно­го пей­за­жей, ин­те­рье­ров:

«Я вошел в залу до­воль­но об­шир­ную».

Можно пред­ста­вить, какое опи­са­ние этой залы суда сде­лал бы дру­гой пи­са­тель.

На этом фоне ис­клю­че­ния все­гда очень за­мет­ны:

«Я вошел в чи­стень­кую ком­нат­ку, убран­ную по-ста­рин­но­му. В углу стоял шкаф с по­су­дой, на стене висел ди­плом офи­цер­ский за стек­лом в рамке. Около него кра­со­ва­лись лу­боч­ные кар­тин­ки, изоб­ра­жа­ю­щие взя­тие Ко­сте­ри­на и Оча­ко­ва. Так же выбор неве­сты и по­гре­бе­ние кота».

Это ци­та­та из III главы. Здесь очень важны и кар­тин­ки, и сю­же­ты этих кар­ти­нок. Все это стало уже пред­ме­том от­дель­ных работ и от­дель­ных ис­сле­до­ва­ний.

Рас­смот­рим еще один при­мер от­кро­вен­но не ис­поль­зо­ван­но­го по­во­да для опи­са­ний. Вы пом­ни­те, что Маша Ми­ро­но­ва оста­нав­ли­ва­ет­ся на по­след­ней стан­ции перед Пе­тер­бур­гом, стан­ции София (на самом деле еще в это время, в 1774 г., этой поч­то­вой стан­ции не было). И жена стан­ци­он­но­го смот­ри­те­ля рас­ска­зы­ва­ет Маше все о Ека­те­рине: в ко­то­ром часу го­су­да­ры­ня обыч­но про­сы­па­лась; ку­ша­ла кофе; про­гу­ли­ва­лась; какие вель­мо­жи на­хо­ди­лись в то время при ней; что из­во­ли­ла она вче­раш­ний день го­во­рить у себя за сто­лом; кого при­ни­ма­ла ве­че­ром. Сло­вом, раз­го­вор Анны Вла­сов­ны стоил несколь­ких стра­ниц ис­то­ри­че­ских за­пи­сок и был бы дра­го­це­нен для по­том­ков. Но Пуш­кин их со­зна­тель­но не пишет.

В ро­ма­нах Валь­те­ра Скот­та есть неко­то­рые осо­бен­но­сти, ко­то­рые, ка­за­лось бы, со­вер­шен­но сов­па­да­ют с пуш­кин­ски­ми хо­да­ми, при­е­ма­ми в «Ка­пи­тан­ской дочке». На­при­мер, в «Ай­вен­го» Чер­ный ры­царь (неиз­вест­ный, неузнан­ный) ока­зы­ва­ет­ся ко­ро­лем Ричар­дом Льви­ное Серд­це. А в «Ка­пи­тан­ской дочке» и Пу­га­чев, и Ека­те­ри­на по­яв­ля­ют­ся сна­ча­ла неузнан­ны­ми. Так же, как в «Квен­тине До­р­вар­де» Валь­те­ра Скот­та, скром­ный го­ро­жа­нин ока­зы­ва­ет­ся ко­ро­лем Лю­до­ви­ком. А в ро­мане «Роб Рой» и в ро­мане «Уэ­вер­ли» дей­ству­ют ста­рые ре­ши­тель­ные отцы ге­ро­ев, на­по­ми­на­ю­щие чем-то Ан­дрея Пет­ро­ви­ча Гри­не­ва.

Роман «Роб Рой» пред­став­ля­ет собой за­пис­ки, по­лу­чен­ные от тре­тье­го лица. В ос­но­ве «Ка­пи­тан­ской дочки» – за­пис­ки Гри­не­ва, пе­ре­дан­ные одним из его вну­ков из­да­те­лю, по­сколь­ку из­да­тель ин­те­ре­су­ет­ся эпо­хой, в этих за­пис­ках из­ло­жен­ной.

Во вто­рой главе ро­ма­на «Уэ­вер­ли» глав­ный герой Эду­ард, про­из­ве­ден­ный в офи­це­ры, про­ща­ет­ся с се­мей­ством и едет в полк. На­пут­ствия дяди явно близ­ки к сло­вам ста­ро­го Гри­не­ва (т. е. к эпи­гра­фу всего ро­ма­на):

На­сколь­ко поз­во­ля­ют долг и честь, из­бе­гая опас­но­сти, предо­сте­ре­га­ют от друж­бы с иг­ро­ка­ми и раз­врат­ни­ка­ми.

В XI главе хо­зяй­ка вме­ши­ва­ет­ся в ссору мо­ло­дых людей. Вы­гля­дит это так:

«Как вашей ми­ло­стью вы уби­ва­е­те друг друга – вос­клик­ну­ла она, смело бро­са­ясь между про­тив­ни­ка­ми и ловко по­кры­вая их ору­жие своим пле­дом – и чер­ни­те ре­пу­та­цию доб­рой вдовы, когда в стране до­ста­точ­но сво­бод­ных мест для по­един­ка».

Вспом­ни­те, как Ва­си­ли­са Его­ров­на при­ка­зы­ва­ет отобрать шпаги у Шваб­ри­на и Гри­не­ва и за­пе­реть их в чулан.

Это да­ле­ко не все сов­па­де­ния и пе­ре­клич­ки пуш­кин­ско­го ро­ма­на и ро­ма­нов Валь­те­ра Скот­та. Были даже ста­тьи, ко­то­рые на­зы­ва­лись «Пла­ги­а­ты Пуш­ки­на», «Где Пуш­кин взял свое». Смысл та­ко­го со­по­став­ле­ния в том, что гений берет свое там, где видит. Дело не в по­дроб­но­стях, не в де­та­лях. Дело в ар­хи­тек­ту­ре, в том, как это ском­по­но­ва­но, как это ра­бо­та­ет. Ви­деть общий план, когда нет ни­че­го слу­чай­но­го.

Пуш­кин уни­что­жил прак­ти­че­ски все чер­но­ви­ки «Ка­пи­тан­ской дочки». Тем не менее мы можем ка­кие-то ва­ри­ан­ты уви­деть по пер­вой пуб­ли­ка­ции, чтобы по­смот­реть, как Пуш­кин ра­бо­та­ет над тек­стом, как он уби­ра­ет то, что вна­ча­ле ему ка­жет­ся, оче­вид­но, удач­ным, как он впи­сы­ва­ет то, чего рань­ше он не видел. Тогда мы пой­мем, что дело не в пе­ре­се­че­ни­ях, не в пе­ре­клич­ках. Пе­ре­клич­ки эти важны, так как яв­ля­ют­ся сиг­на­ла­ми: вспом­ни­те, как в этом ро­мане у Валь­те­ра Скот­та, а у меня будет по-дру­го­му.

 Семейная хроника в повести

Вто­рое важ­ней­шее ка­че­ство в «Ка­пи­тан­ской дочке» за­пря­та­но в самом тек­сте этого ро­ма­на: Гри­нев го­во­рит о своих се­мей­ствен­ных за­пис­ках. Это се­мей­ная хро­ни­ка.

Пер­во­на­чаль­но Петр Ан­дре­евич Гри­нев об­ра­щал­ся к сво­е­му внуку Пет­ру­ше. Пред­ше­ство­ва­ло «Ка­пи­тан­ской дочке» вступ­ле­ние, где по­ста­рев­ший уже Пет­ру­ша Гри­нев го­во­рил сво­е­му внуку, как по­лез­но про­честь его ис­по­ведь – его за­пис­ки. Пуш­ки­на ин­те­ре­су­ют не ис­то­ри­че­ские опи­са­ния, а ис­то­ри­че­ские ха­рак­те­ры. Упо­ми­на­ет­ся осада Орен­бур­га, сви­де­те­лем ко­то­рой был Гри­нев (он за­щи­щал, обо­ро­нял Орен­бург), ко­то­рая при­над­ле­жит ис­то­рии, а не се­мей­ствен­ным за­пис­кам.

 История Пугачевского бунта

«Ис­то­рия Пу­га­чев­ско­го бунта» вышла в свет в 1835 году и пред­став­ля­ла собой две части. Пер­вая – это текст с при­ме­ча­ни­я­ми. Вто­рая часть – это до­ку­мен­таль­ные ма­те­ри­а­лы, ко­то­ры­ми поль­зо­вал­ся Пуш­кин и ко­то­рые он решил на­пе­ча­тать в своем ис­сле­до­ва­нии.

С точки зре­ния пол­но­ты ис­поль­зо­ва­ния ма­те­ри­а­ла со­вре­мен­ные ис­то­ри­ки счи­та­ют пуш­кин­скую ра­бо­ту без­уко­риз­нен­ной. Пуш­кин ездил в Орен­бург­скую гу­бер­нию, в те места, ко­то­рые были за­хва­че­ны пу­га­чев­ским бун­том. Воз­ни­ка­ет во­прос, ко­то­рый до сих пор об­суж­да­ет­ся, оспа­ри­ва­ет­ся, по ко­то­ро­му еди­но­го мне­ния нет и, на­вер­но, ни­ко­гда не будет: ка­ко­во от­но­ше­ние Пуш­ки­на к тому, что он изоб­ра­зил в «Ис­то­рии Пу­га­чев­ско­го бунта»? Очень убе­ди­тель­но об этом на­пи­са­но в книге Ге­ор­гия Алек­сан­дро­ви­ча Лес­ски­са (рис. 10), ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся «Пуш­кин­ский путь к ли­те­ра­ту­ре» (1993). Лес­скис пишет:

«Как же нам по­нять по­зи­цию ав­то­ра? Пуш­кин из­бе­гал вся­ко­го рода пря­мых суж­де­ний. Пре­жде всего – лек­си­ка, к ко­то­рой он при­бе­га­ет, опи­сы­вая то или иное яв­ле­ние. Ока­зы­ва­ет­ся, когда Пуш­кин го­во­рит о пра­ви­тель­ствен­ных вой­сках, он поль­зу­ет­ся сло­ва­ми отряд, ба­та­льон, ко­лон­на. Когда он го­во­рит о вой­сках Пу­га­че­ва, он упо­треб­ля­ет такие слова, как шайка, толпа. Пу­га­че­ва он на­зы­ва­ет либо по фа­ми­лии, либо казак, дон­ской казак. От себя он все­гда его на­зы­ва­ет са­мо­зва­нец. А Петр III или го­су­дарь толь­ко в ци­та­тах».

Даль­ше Лес­скис го­во­рит, что Пуш­кин уже вто­рой раз об­ра­ща­ет­ся к теме смут­но­го вре­ме­ни – смуты (пер­вый раз – в «Бо­ри­се Го­ду­но­ве»). И в рус­ской ис­то­рии, счи­та­ет Ге­ор­гий Алек­сан­дро­вич, по­сто­ян­но че­ре­ду­ет­ся дес­по­тизм и анар­хия. Их анар­хии опять вы­рас­та­ет дес­по­тизм, ко­то­рый при на­рас­та­нии про­ти­во­ре­чий между пра­ви­те­лем и на­ро­дом за­кан­чи­ва­ет­ся, пре­вра­ща­ет­ся, об­ры­ва­ет­ся сму­той, анар­хи­ей и опять воз­ни­ка­ет.

Г.А. Лес­скис Очень важна фраза из пись­ма Алек­сандра Ильи­ча Би­би­ко­ва к Де­ни­су Ива­но­ви­чу Фон­ви­зи­ну:

Рис. 10. Г.А. Лес­скис Очень важна фраза из пись­ма Алек­сандра Ильи­ча Би­би­ко­ва к Де­ни­су Ива­но­ви­чу Фон­ви­зи­ну:

«Не Пу­га­чев важен. Важно общее него­до­ва­ние».

По­ни­ма­ли, что дело не в самом Пу­га­че­ве. Пуш­кин даже в «Ис­то­рии Пу­га­чев­ско­го бунта» ска­жет:

«Недо­ста­ва­ло толь­ко пред­во­ди­те­ля – пред­во­ди­тель сыс­кал­ся».

То есть Пу­га­чев ни­че­го не зна­чит сам по себе, он нужен лишь как имя для того, чтобы это уже на­зрев­шее воз­му­ще­ние со­сто­я­лось. Го­во­ря о Пу­га­че­ве, Пуш­кин чаще всего упо­треб­ля­ет слово зло­дей. Само Пу­га­чев­ское вос­ста­ние Пуш­кин ни­ко­гда не на­зы­ва­ет вос­ста­ни­ем – бунт, мятеж, воз­му­ще­ние. Очень лю­бо­пыт­но, как он поль­зу­ет­ся сло­вом из­ме­на. Ка­за­ки, при­ни­мав­шие уча­стие в бунте, все яв­ля­ют­ся из­мен­ни­ка­ми, пре­да­те­ля­ми, по­сколь­ку они долж­ны были слу­жить го­су­да­рыне, но Пуш­кин го­во­рит об из­мене толь­ко при­ме­ни­тель­но к дво­ря­нам, пе­ре­шед­шим на сто­ро­ну бун­тов­щи­ков.

И в «Ка­пи­тан­ской дочке», – про­дол­жа­ет Ге­ор­гий Алек­сан­дро­вич, – Пуш­кин поль­зу­ет­ся теми же са­мы­ми сло­ва­ми (шайка, мятеж, бунт, мя­теж­ни­ки, толпа), что и в Ис­то­рии Пу­га­чев­ско­го бунта. Един­ствен­ное, что иначе на­пи­сан Пу­га­чев».

Ци­та­та Ге­ор­гия Алек­сан­дро­ви­ча Лес­ски­са:

«Пу­га­чев в «Ка­пи­тан­ской дочке» не ре­аль­ное лицо, а ху­до­же­ствен­ный образ рус­ско­го раз­бой­ни­ка».

 Описательные части прозы Пушкина

Есть еще одно ин­те­рес­ное место из ко­неч­ных глав «Ка­пи­тан­ской дочки». Гри­нев го­во­рит:

«Не стану опи­сы­вать на­ше­го по­хо­да и окон­ча­ния войны. Скажу ко­рот­ко».

Вот этот отказ от опи­са­тель­ной части свой­ствен пуш­кин­ской прозе и толь­ко ей. Ни у кого из его со­вре­мен­ни­ков вы по­доб­но­го не най­де­те.

 Проблема роли личности в истории

Пуш­ки­на чрез­вы­чай­но ин­те­ре­су­ет роль лич­но­сти в ис­то­рии. Еще в «Бо­ри­се Го­ду­но­ве» со­вре­мен­ни­ки с удив­ле­ни­ем за­ме­ча­ли, что за­глав­ный герой Борис по­яв­ля­ет­ся всего лишь в де­вя­ти сце­нах из два­дца­ти трех. Его ан­та­го­нист, Лже­д­мит­рий, и того менее. Воз­ни­ка­ет во­прос: кто же глав­ный герой? Точно так же и в «Ка­пи­тан­ской дочке» Пуш­кин, изоб­ра­жая пу­га­чев­ский бунт, вы­во­дя на пер­вый план Пу­га­че­ва, а в по­след­ней главе Ека­те­ри­ну, со­сре­до­то­чен пре­жде всего на внут­рен­нем мире Пет­ру­ши Гри­не­ва и на от­но­ше­ни­ях его с Машей Ми­ро­но­вой.

По­лу­ча­ет­ся, что ис­то­рию тво­рят не вожди и цари, как это было при­ня­то ду­мать, а мы с вами – ря­до­вые участ­ни­ки, люди, жи­ву­щие част­ной жиз­нью.

 Проблема гуманности

«»Когда Пуш­кин на­чи­нал ра­бо­тать над «Ка­пи­тан­ской доч­кой», он ин­те­ре­со­вал­ся таким сю­же­том: дво­ря­нин ста­но­вит­ся участ­ни­ком, а ино­гда даже пред­во­ди­те­лем шайки раз­бой­ни­ков, на­род­но­го бунта. Этот сюжет был у «Дуб­ров­ско­го». Но чем глуб­же Пуш­кин за­ни­мал­ся своей темой, чем боль­ше он зна­ко­мил­ся с ар­хив­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми, чем боль­ше он рас­спра­ши­вал участ­ни­ков, остав­ших­ся в живых, сви­де­те­лей со­бы­тий 60-лет­ней дав­но­сти, тем яснее ему ста­но­ви­лось, что от­но­ше­ние между дво­ря­на­ми и на­ро­дом не могли быть дру­ги­ми. Они были от­но­ше­ни­я­ми враж­деб­ны­ми. Пуш­кин по­ка­зы­ва­ет звер­ство с обеих сто­рон: звер­ство пра­ви­тель­ствен­ных войск и звер­ство пу­га­чев­цев.

Тут воз­ни­ка­ет чрез­вы­чай­но важ­ный мо­мент. Ока­зы­ва­ет­ся, что если дей­ство­вать фор­маль­но, по со­ци­аль­ной ло­ги­ке, по ло­ги­ке клас­со­вой, по ло­ги­ке войны, то Пу­га­чев (рис. 11) дол­жен был бы Гри­не­ва по­ве­сить, как и со­ве­ту­ет его по­мощ­ник Бе­ло­бо­ро­дов:

«Он тебя го­су­да­рем не при­зна­ет, не про­сит у тебя по­мо­щи. А лучше вот при­ка­жи от­вез­ти его в при­каз­ную да за­па­лить огонь­ку. На­вер­ное, он за­слан к нам».

Еме­льян Пу­га­чев

Рис. 11. Еме­льян Пу­га­чев

Пу­га­чев дей­ству­ет не ради какой бы то ни было фор­маль­ной вы­го­ды. Он спо­со­бен быть ми­ло­сти­вым, он спа­са­ет Машу Ми­ро­но­ву и от­пус­ка­ет ее и Гри­не­ва во­сво­я­си. То же самое с Ека­те­ри­ной (рис. 12): фор­маль­но Гри­нев – пре­ступ­ник. Он дол­жен быть на­ка­зан. Ека­те­ри­на вы­слу­ши­ва­ет Машу Ми­ро­но­ву (кста­ти, Маша при­ез­жа­ет про­сить не спра­вед­ли­во­сти, а ми­ло­сти) и про­ща­ет.

Ека­те­ри­на II

Рис. 12. Ека­те­ри­на II

То есть су­ще­ству­ет же­сто­кая ло­ги­ка со­ци­аль­ных, об­ще­ствен­ных, клас­со­вых от­но­ше­ний – ло­ги­ка войны. А есть то, что выше этой ло­ги­ки. Это пре­жде всего ми­ло­сер­дие.

По­смот­ри­те на ци­та­ту Ю.М. Лот­ма­на (рис. 13):

«Для Пуш­ки­на в «Ка­пи­тан­ской дочке» пра­виль­ный путь со­сто­ит не в том, чтобы из ла­ге­ря со­вре­мен­но­сти пе­рей­ти в дру­гой, а в том, чтобы под­нять­ся над же­сто­ким веком, со­хра­нив в себе гу­ман­ность, че­ло­ве­че­ское до­сто­ин­ство и ува­же­ние к живой жизни дру­гих людей. В этом для него со­сто­ит под­лин­ный путь к на­ро­ду».

Ю.М. Лот­ман

Рис. 13. Ю.М. Лот­ман

 Проблема чести в повести

Про­бле­ма чести видна уже в эпи­гра­фе ко всему ро­ма­ну:

«Бе­ре­ги честь смо­ло­ду».

Весь роман – это ста­нов­ле­ние Гри­не­ва, это бес­ко­неч­ная цепь ис­пы­та­ний, в ко­то­рой Гри­нев оста­ет­ся верен чести.

Вопросы к конспектам

На­зо­ви­те ис­то­ри­че­ские про­из­ве­де­ния А.С. Пуш­ки­на. Ка­ко­ва роль ис­то­рии в по­ве­сти «Ка­пи­тан­ская дочка»?

Про­ве­ди­те па­рал­ле­ли между твор­че­ством Пуш­ки­на и ро­ма­на­ми Валь­те­ра Скот­та. Что об­ще­го в про­из­ве­де­ни­ях этих пи­са­те­лей, а чем они кар­ди­наль­но от­ли­ча­ют­ся?

Каким об­ра­зом Пуш­кин в про­из­ве­де­нии «Ка­пи­тан­ская дочка» под­ни­ма­ет про­бле­му гу­ман­но­сти?

Последнее изменение: Среда, 14 Июнь 2017, 14:20