Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Обзорный урок

 Введение

«Я при­гла­сил вас, гос­по­да, с тем, чтобы со­об­щить вам пре­не­при­ят­ней­шее из­ве­стие: к нам едет ре­ви­зор», – так на­чи­на­ет­ся зна­ме­ни­тая пьеса Н.В. Го­го­ля «Ре­ви­зор». В конце этой пьесы зву­чат слова, ко­то­рую неко­то­рые ак­те­ры ад­ре­су­ют прямо в зал (рис. 1).

 Ци­та­та из пьесы Н.В. Го­го­ля «Ре­ви­зор».

Рис. 1. Ци­та­та

По­сла­ние этой пьесы об­ра­ще­но к чи­та­ю­щим и смот­ря­щим про­из­ве­де­ние. «Ре­ви­зор» – одна из рус­ских пьес, ко­то­рая не схо­дит с под­мост­ков. При­чи­на в том, что автор уви­дел и уга­дал то, что со­всем не из­ме­ни­лось с го­да­ми в Рос­сии, что ак­ту­аль­но до сих пор.

 Сюжет

Некий че­ло­век, про­хо­ди­мец, вы­да­ет себя за не того, кем он яв­ля­ет­ся, и его таким при­ни­ма­ют. Это кар­ти­на о про­вин­ци­аль­ной жизни рус­ских чи­нов­ни­ков. Есть го­ро­док N, уезд­ный город, в ко­то­ром живет «шайка» чи­нов­ни­ков, людей, ко­то­рые плохо вы­пол­ня­ют свои обя­зан­но­сти, во главе с го­род­ни­чим, на­чаль­ни­ком го­род­ской ад­ми­ни­стра­ции. Они по­лу­ча­ют со­об­ще­ние, что к ним едет важ­ный че­ло­век, чи­нов­ник из Пе­тер­бур­га, про­ве­ря­ю­щий – ре­ви­зор (рис. 2).

Чи­нов­ни­ки узна­ют о при­ез­де ре­ви­зо­ра

Рис. 2. Чи­нов­ни­ки узна­ют о при­ез­де ре­ви­зо­ра

Они на­чи­на­ют его ис­кать и на­хо­дят мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, бол­ту­на, пу­сто­го чи­нов­ни­ка из Пе­тер­бур­га, про­иг­рав­ше­го­ся в карты и за­сев­ше­го в го­сти­ни­це без денег, ко­то­рый ока­зы­ва­ет­ся лож­ным ре­ви­зо­ром (рис. 3).

Хле­ста­ков-лже­ре­ви­зор

Рис. 3. Хле­ста­ков-лже­ре­ви­зор

При­хо­дят к нему с под­но­ше­ни­я­ми, взят­ка­ми, он вхо­дит в роль, де­ла­ет пред­ло­же­ние дочке го­род­ни­че­го, все оста­ют­ся рады и до­воль­ны до на­ступ­ле­ния его раз­об­ла­че­ния. Хле­ста­ков уез­жа­ет из го­ро­да. Чи­нов­ни­ки в ужасе, после того как при­шел жан­дарм и объ­явил, что при­был на­сто­я­щий ре­ви­зор.

В пьесе нет ни од­но­го по­ло­жи­тель­но­го пер­со­на­жа. В го­ро­де N нет по­ря­доч­ных людей, он на­пол­нен вру­на­ми, во­ра­ми и тру­са­ми.

Н.В. Го­го­ля об­ви­ня­ли в том, что он вы­ста­вил в пло­хом свете, очер­нил чи­нов­ни­ков и рус­скую про­вин­ци­аль­ную жизнь.

 Новаторство Н.В. Гоголя

В этом про­из­ве­де­нии пи­са­тель ис­поль­зо­вал но­ва­тор­ские и тра­ди­ци­он­ные при­е­мы. К тра­ди­ци­он­ным при­е­мам можно от­не­сти при­су­щее каж­до­му герою опре­де­лен­ное от­ри­ца­тель­ное че­ло­ве­че­ское свой­ство. Дол­жен был быть в про­из­ве­де­нии ре­зо­нер. Ре­зо­нер – пер­со­наж про­из­ве­де­ний эпохи клас­си­циз­ма, уста­ми ко­то­ро­го автор вы­ска­зы­ва­ет свои мысли по по­во­ду изоб­ра­жа­е­мых со­бы­тий, дает мо­раль­ные оцен­ки. По­ло­жи­тель­но­го пер­со­на­жа хотел ви­деть, но не уви­дел в пьесе им­пе­ра­тор Ни­ко­лай Пав­ло­вич, ко­то­рый пьесу одоб­рил.

Одна но­ва­ция в том, что нет по­ло­жи­тель­но­го пер­со­на­жа, дру­гая – что есть на­сто­я­щий плут, тре­тья – что нет лю­бов­ной ис­то­рии.

 Действующие лица

Пер­со­на­жа­ми яв­ля­ют­ся ин­те­рес­ные люди, самым при­лич­ным из них яв­ля­ет­ся Хле­ста­ков, мни­мый плут. При­ли­чен тем, что ис­кре­нен и не имеет злого умыс­ла, на­сла­жда­ет­ся тем, что его при­ни­ма­ют за ре­ви­зо­ра. Увлек­шись своим вра­ньем, он сам на­чи­на­ет ве­рить в то, что со­чи­ня­ет. Неко­то­рые за­ме­ча­ют, что он похож на са­мо­го Н.В. Го­го­ля, ведь он вы­ду­мы­вал целые миры. Хле­ста­ков гор­дит­ся друж­бой с Пуш­ки­ным, а сей­час нам из­вест­но, что сам автор любил пре­уве­ли­чи­вать свою бли­зость с Алек­сан­дром Сер­ге­е­ви­чем.

Еще один пер­со­наж, го­род­ни­чий Сквоз­ник-Дму­ха­нов­ский, – при­мер ту­по­сти, во­ро­ва­то­сти и рав­но­ду­шия чи­нов­ни­ков, хотя не глу­пый че­ло­век.

Все герои про­из­ве­де­ния – за­пу­тав­ши­е­ся во вра­нье и стра­хе люди. В конце пьесы участ­ни­ка­ми дей­ствия яв­ля­ют­ся зри­те­ли в зале, автор дает по­нять, что нужно смот­реть и на себя.

 Развязка

При­хо­дит жан­дарм и объ­яв­ля­ет чи­нов­ни­кам, что их ожи­да­ет ре­ви­зор. После этого разыг­ры­ва­ет­ся немая сцена, в ко­то­рой, по за­дум­ке Н.В. Го­го­ля, все жен­щи­ны долж­ны вскрик­нуть на сцене, ак­те­ры из­ме­нить позы и за­ме­реть (рис. 4).

Немая сцена

Рис. 4. Немая сцена

 

Заключение

Пьеса во­пло­ща­ет го­го­лев­ский стиль – смех сквозь слезы. По за­мыс­лу ав­то­ра, чи­та­тель дол­жен по­сме­ять­ся, а в конце про­из­ве­де­ния за­ме­реть и в по­ну­ром на­стро­е­нии за­крыть книгу.

Вопросы к конспектам

По­че­му пьеса «Ре­ви­зор» ак­ту­аль­на и в наше время?

Встре­ча­ют­ся ли «хле­ста­ко­вы» и се­год­ня?

Какой глав­ный посыл автор вло­жил в про­из­ве­де­ние?

Последнее изменение: Пятница, 16 Июнь 2017, 10:17