М.Ю. Лермонтов «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения

Про­дол­жа­ем зна­ко­мить­ся твор­че­ством Ми­ха­и­ла Юрье­ви­ча Лер­мон­то­ва (рис. 1), про­ана­ли­зи­ру­ем сти­хо­тво­ре­ние «Тучи».

П. За­бо­лот­ский. Порт­рет М.Ю. Лер­мон­то­ва. 1837 г.

Рис. 1. П. За­бо­лот­ский. Порт­рет М.Ю. Лер­мон­то­ва. 1837 г.

В 1840 году М.Ю. Лер­мон­тов за дуэль снова был со­слан на Кав­каз (рис. 2). (Пер­вый раз, в 1837 году, он был от­прав­лен туда за сти­хо­тво­ре­ние «Смерть поэта» – от­клик на смерть А.С. Пуш­ки­на). На Кав­ка­зе шла война, царь рас­по­ря­дил­ся на­зна­чить М.Ю. Лер­мон­то­ва в полк, ко­то­рый на­хо­дил­ся на самом опас­ном участ­ке войны и нес тя­же­лые по­те­ри.

М.Ю. Лер­мон­тов. Вос­по­ми­на­ние о Кав­ка­зе. Кар­тон, масло. Март – ап­рель 1838.

Рис. 2. М.Ю. Лер­мон­тов. Вос­по­ми­на­ние о Кав­ка­зе. Кар­тон, масло. Март – ап­рель 1838.

Поэт по­ни­мал, что его от­прав­ля­ют на вер­ную смерть. К этому вре­ме­ни он уже был зна­ме­нит: о нем пи­са­ли кри­ти­ки, спо­ри­ли чи­та­те­ли. М.Ю. Лер­мон­тов хотел по­дать в от­став­ку, чтобы це­ли­ком по­свя­тить себя ли­те­ра­ту­ре, но этому не суж­де­но было осу­ще­ствить­ся.

Один из со­вре­мен­ни­ков вспо­ми­нал: «Дру­зья и при­я­те­ли со­бра­лись в квар­ти­ре Ка­рам­зи­ных про­стить­ся с юным дру­гом своим, и тут, рас­тро­ган­ный вни­ма­ни­ем к себе и непри­твор­ною лю­бо­вью из­бран­но­го круж­ка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, ко­то­рые полз­ли над Лет­ним садом и Невою, на­пи­сал сти­хо­тво­ре­ние «Тучки небес­ные, веч­ные стран­ни­ки!». Несколь­ко че­ло­век го­стьей окру­жи­ли поэта и про­си­ли про­честь толь­ко что на­пи­сан­ное сти­хо­тво­ре­ние. Он огля­нул всех груст­ным взгля­дом вы­ра­зи­тель­ных глаз своих и про­чел его. Когда он кон­чил, глаза были влаж­ные от слез...» (по вос­по­ми­на­ни­ям В.А. Сол­ло­гу­ба).

Об­ра­тим­ся к сти­хо­тво­ре­нию.

Тучки небес­ные, веч­ные стран­ни­ки! Сте­пью ла­зур­ною, цепью жем­чуж­ною Мчи­тесь вы, будто как я же, из­гнан­ни­ки

С ми­ло­го се­ве­ра в сто­ро­ну южную. 

Кто же вас гонит: судь­бы ли ре­ше­ние? За­висть ли тай­ная? злоба ль от­кры­тая?

Или на вас тя­го­тит пре­ступ­ле­ние? Или дру­зей кле­ве­та ядо­ви­тая? 

Нет, вам на­ску­чи­ли нивы бес­плод­ные... Чужды вам стра­сти и чужды стра­да­ния;

Вечно хо­лод­ные, вечно сво­бод­ные, Нет у вас ро­ди­ны, нет вам из­гна­ния.

В на­ча­ле пер­вой стро­фы поэт об­ра­ща­ет­ся к тучам с чув­ством гру­сти, видя в них таких же стран­ни­ков, как и он сам. Он на­зы­ва­ет их «веч­ные стран­ни­ки», по­то­му что у тучек нет дома, нет ро­ди­ны, они всю жизнь пу­те­ше­ству­ют по небу. Небо поэт на­зы­ва­ет «сте­пью ла­зур­ною», по­то­му что бес­край­няя степь слов­но от­ра­жа­ет­ся в небес­ном зер­ка­ле, а от­ра­жа­ясь, при­об­ре­та­ет го­лу­бо­ва­тый от­те­нок. Так поэт будто бы рас­ши­ря­ет про­стран­ство, делая его бес­ко­неч­ным.

Прием ин­вер­сии по­мо­га­ет вы­ра­зить на­стро­е­ние устрем­лен­но­сти, неуспо­ко­ен­но­сти, тре­во­ги.

ИН­ВЕР­СИЯ – необыч­ный по­ря­док слов в пред­ло­же­нии.

Пер­вое упо­треб­ле­ние ин­вер­сии «сте­пью ла­зур­ною» при­вле­ка­ет вни­ма­ние к при­ла­га­тель­но­му.

Эпи­тет «жем­чуж­ною» го­во­рит о том, что тучи не гро­зо­вые, тя­жё­лые и тём­ные, они лёг­кие, белые и ма­лень­кие, слов­но жем­чуг.

СТРО­ФА – груп­па сти­хов, объ­еди­нен­ных по­вто­ря­ю­щим­ся раз­ме­ром, спо­со­бом риф­мов­ки, ин­то­на­ци­ей и т. п.

ЭПИ­ТЕТ – об­раз­ное опре­де­ле­ние.

Эти сред­ства языка по­мо­га­ют Лер­мон­то­ву, та­лант­ли­во­му ху­дож­ни­ку, на­ри­со­вать кар­ти­ну сло­вес­ную.

Вы­ра­же­ние «…цепью жем­чуж­ною» сле­ду­ет на­зы­вать ме­та­фо­рой.

МЕ­ТА­ФО­РА – упо­треб­ле­ние вы­ра­же­ния в пе­ре­нос­ном зна­че­нии на ос­но­ва­нии сход­ства пред­ме­тов.

Тучи цвета жем­чу­га плы­вут одна за дру­гой, слов­но жем­чу­жи­ны, на­ни­зан­ные на нитку. Этим поэт слов­но под­чёр­ки­ва­ет связь при­ро­ды и че­ло­ве­ка.

Сло­вом «из­гнан­ни­ки» поэт обо­зна­ча­ет тучки, но это слово может от­но­сить­ся и к нему са­мо­му. Он чув­ству­ет себя из­гнан­ни­ком и с по­мо­щью слова «будто» срав­ни­ва­ет судь­бу тучек со своей.

СРАВ­НЕ­НИЕ – изоб­ра­зи­тель­ное сред­ство языка; со­зда­ние об­ра­за путем со­по­став­ле­ния уже из­вест­но­го с неиз­вест­ным (ста­ро­го с новым). Срав­не­ние со­зда­ет­ся с по­мо­щью спе­ци­аль­ных слов («как», «будто», «точно», «слов­но»), формы тво­ри­тель­но­го па­де­жа или срав­ни­тель­ных форм при­ла­га­тель­ных.

Смысл этого срав­не­ния за­клю­ча­ет­ся в том, что поэт нигде не может найти по­ни­ма­ния и при­ю­та. Он вы­нуж­ден ски­тать­ся в по­ис­ках любви. Од­на­ко поэт ис­пы­ты­ва­ет чув­ство, не до­ступ­ное туч­кам: он стра­да­ет, его му­ча­ют стра­сти, го­речь от чужой за­ви­сти, злобы и кле­ве­ты. «Или дру­зей кле­ве­та ядо­ви­тая?» – горь­ко зву­чит ри­то­ри­че­ский во­прос в тре­тьей стро­фе, ещё более уси­лен­ный ана­фо­рой (по­вто­ре­ни­ем союза «или» в на­ча­ле стро­ки). Не вра­гов, а дру­зей – что может быть страш­нее?

РИ­ТО­РИ­ЧЕ­СКИЙ ВО­ПРОС – вы­ра­зи­тель­ное сред­ство языка: утвер­жде­ние в форме во­про­са, не пред­по­ла­га­ю­ще­го от­ве­та.

АНА­ФО­РА – вы­ра­зи­тель­ное сред­ство языка: по­вто­ре­ние в на­ча­ле сти­хо­твор­ных строк, строф, аб­за­цев одних и тех же слов, зву­ков, син­так­си­че­ских кон­струк­ций.

В по­след­ней стро­фе герой от­ри­ца­ет свою пер­во­на­чаль­ную мысль о том, что тучи – из­гнан­ни­ки: ведь у них нет ро­ди­ны, а зна­чит, им нече­го те­рять.

Им чужды и стра­сти, и стра­да­ния. Не слу­ча­ен по­втор слова «чужды». Тем самым автор под­чер­ки­ва­ет, что у них раз­ная судь­ба: тучки и ли­ри­че­ский герой «чужды» друг другу. Тучи не спо­соб­ны стра­дать, так, как стра­да­ет и чув­ству­ет ли­ри­че­ский герой, у туч нет ро­ди­ны – зна­чит, они вовсе не из­гнан­ни­ки. Не слу­чай­но автор на­де­ля­ет их эпи­те­та­ми «вечно хо­лод­ные, вечно сво­бод­ные». Тучи не могут стра­дать, они сво­бод­ны от чув­ства долга, любви к ро­дине. Толь­ко тот, кто глу­бо­ко любит ро­ди­ну, может пе­ре­жи­вать го­речь из­гна­ния так, как её пе­ре­жи­ва­ет поэт.

Таким об­ра­зом, можно ска­зать, что сти­хо­тво­ре­ние по­стро­е­но на при­е­ме ан­ти­те­зы (про­ти­во­по­став­ле­ния): сво­бод­но­му стран­ни­че­ству туч про­ти­во­по­став­ле­но неволь­ное из­гнан­ни­че­ство героя. Од­на­ко имен­но бла­го­да­ря из­гна­нию герой по­зна­ет свое ис­тин­ное пред­на­зна­че­ние.

АН­ТИ­ТЕ­ЗА – ком­по­зи­ци­он­ный приём, в ос­но­ве ко­то­ро­го лежит про­ти­во­по­став­ле­ние, со­зда­ю­щее эф­фект рез­ко­го кон­тра­ста об­ра­зов.

Вопросы к конспектам

Вы­учить на­и­зусть сти­хо­тво­ре­ние М.Ю. Лер­мон­то­ва «Тучки небес­ные, веч­ные стран­ни­ки!»

Учим­ся ана­ли­зи­ро­вать ли­ри­че­ское про­из­ве­де­ние.

Про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми из сти­хо­тво­ре­ния сле­ду­ю­щие пред­ло­же­ния:

Ме­та­фо­ры и эпи­те­ты го­во­рят об от­но­ше­нии ли­ри­че­ско­го героя к по­ки­ну­то­му краю. Ли­ри­че­ский герой гру­стит о без­воз­врат­но по­те­рян­ном мире. На­при­мер: …

Ис­поль­зо­ва­ние ри­то­ри­че­ских во­про­сов поз­во­ля­ет поэту по­ка­зать куль­ми­на­цию в на­стро­е­нии ли­ри­че­ско­го героя. На­при­мер: …

Автор ис­поль­зу­ет по­вто­ры, что со­зда­ет груст­ное на­стро­е­ние. Автор по­ки­да­ет ро­ди­ну, от­прав­ля­ясь в из­гна­ние. На­при­мер: …

Последнее изменение: Пятница, 9 Июнь 2017, 15:46