А.С. Пушкин. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта

1811 год. «Как быст­ро время идет», – глядя на внука, ду­ма­ет ба­буш­ка. В мае Алек­сан­дру ис­пол­нит­ся две­на­дцать.

«Пора се­рьёз­но за­нять­ся об­ра­зо­ва­ни­ем сына», – ре­ша­ет Сер­гей Льво­вич. Отец меч­та­ет, чтобы Алек­сандр учил­ся в сто­ли­це, в Пе­тер­бур­ге. Но что же вы­брать: ка­дет­ский кор­пус или част­ный пан­си­он? А может, эту новую школу с необыч­ным на­зва­ни­ем «лицей», о ко­то­рой ещё вес­ной пи­са­ли в га­зе­тах? Ро­ди­те­ли уеха­ли в сто­ли­цу. Там они сде­ла­ли окон­ча­тель­ный выбор – в лицей.

В на­ча­ле июля Алек­сандра стали со­би­рать в до­ро­гу. Он по­вто­рял ис­то­рию и гео­гра­фию, ариф­ме­ти­ку и грам­ма­ти­ку, ведь в лицей при­мут не всех, кто хочет там учить­ся, а толь­ко тех, кто хо­ро­шо сдаст эк­за­ме­ны.

Дядя вы­звал­ся от­вез­ти пле­мян­ни­ка в Пе­тер­бург. Он давно не бывал в сто­ли­це, хотел на­ве­стить дру­зей. Да и са­мо­му лю­бо­пыт­но по­смот­реть на эту новую школу – лицей.

Лицей – это школа для дво­рян­ских детей, в ко­то­рую можно было по­сту­пить, толь­ко под­твер­див своё дво­рян­ство. Здесь долж­ны были го­то­вить выс­ших го­су­дар­ствен­ных чи­нов­ни­ков, об­ра­зо­ван­ных людей, ко­то­рые долж­ны были слу­жить царю и го­су­дар­ству.

Лицей рас­по­ла­гал­ся в при­строй­ке двор­ца в Цар­ском Селе, под Пе­тер­бур­гом. Сей­час это город Пуш­кин.

Ли­це­и­стов с са­мо­го дет­ства го­то­ви­ли к го­су­дар­ствен­ной служ­бе. Цар­ско­сель­ский лицей от­крыл­ся 19 ок­тяб­ря 1811 года, с тех пор этот день был на­зван ли­цей­ским днём и празд­но­вал­ся ли­це­и­ста­ми каж­дый год. В этом учре­жде­нии были со­бра­ны луч­шие пре­по­да­ва­тель­ские силы. Пуш­кин про­был в лицее шесть лет, с 1811 по 1817 год, и за­кон­чил его по вто­ро­му раз­ря­ду, имея «от­лич­но» толь­ко по рус­ской и фран­цуз­ской сло­вес­но­сти и фех­то­ва­нию. Дру­гие пред­ме­ты, осо­бен­но точ­ные науки, да­ва­лись ему с тру­дом.

Фи­зи­че­ский ка­би­нет – на­сто­я­щее цар­ство Якова Ива­но­ви­ча Кар­це­ва. А сей­час они будут ре­шать урав­не­ния (урок ма­те­ма­ти­ки). Яков Ива­но­вич пишет на доске мелом усло­вия за­да­чи. «Гос­по­дин Пуш­кин, по­жа­луй­те от­ве­чать». С по­след­ней парты мед­лен­но под­ни­ма­ет­ся Алек­сандр, нехо­тя бре­дёт к доске, долго стоит молча, вер­тит мел в руке, что-то пишет на доске, сти­ра­ет, время идёт. На­ко­нец, Яков Ива­но­вич не вы­дер­жи­ва­ет: «Чему же равен икс?» «Нулю», – от­ве­ча­ет Пуш­кин, глядя в пол. Яков Ива­но­вич хочет что-то ска­зать, потом машет рукой: «В моём клас­се у вас всё все­гда кон­ча­ет­ся нулём. Са­ди­тесь на своё место и пи­ши­те ваши стихи».

Уже в лицее Пуш­кин понял, что глав­ное дело в его жизни – по­э­зия.

Од­на­ж­ды Ни­ко­лай Фё­до­ро­вич за­кон­чил урок рань­ше обыч­но­го. Маль­чи­ки уди­ви­лись – по­че­му? А он вни­ма­тель­но по­смот­рел на уче­ни­ков, улыб­нул­ся и тор­же­ствен­но ска­зал: «Те­перь, гос­по­да, будем про­бо­вать перья. Опи­ши­те мне, по­жа­луй­ста, розу сти­ха­ми». Ти­ши­на в клас­се, все скло­ни­лись над тет­ра­дя­ми: с чего на­чать? Как труд­но, ока­зы­ва­ет­ся, на­пи­сать первую строч­ку. Дан­зас (рис. 1) смот­рит в по­то­лок, Мя­со­едов (рис. 2) за­гля­ды­ва­ет в тет­радь со­се­да, Кю­хель­бе­кер (рис. 3) за­черк­нул всё на­пи­сан­ное и начал снова. Как опи­сать розу? Без фан­та­зии и вдох­но­ве­ния не обой­тись. Роза – алая, ду­ши­стая, ко­лю­чая, све­жая… И прав­да, нелёг­кое это дело – тво­рить.

Пер­вым под­бе­га­ет к про­фес­со­ру Ало­сень­ка Ил­ли­чев­ский (рис. 4): «Го­то­во сти­хо­тво­ре­ние!», - и гордо огля­ды­ва­ет­ся на то­ва­ри­щей. Но Ни­ко­лай Фё­до­ро­вич чи­та­ет, от­ри­ца­тель­но ка­ча­ет го­ло­вой и молча воз­вра­ща­ет тет­радь. «А вы, гос­по­дин Пуш­кин, по­че­му перо от­ло­жи­ли?» Алек­сандр про­тя­ги­ва­ет ему ли­сток: несколь­ко строк на­пи­са­но ле­тя­щим по­чер­ком. Ко­шан­ский (рис. 5) удив­лён­но и одоб­ри­тель­но улы­ба­ет­ся и чи­та­ет вслух:

Где наша роза,

Дру­зья мои?

Увяла роза,

Дитя зари.

Не го­во­ри:

Так вянет мла­дость!

Не го­во­ри:

Вот жизни ра­дость!

Цвет­ку скажи:

Про­сти, жалею!

И на лилею

Нам укажи.                                                                     

Од­но­класс­ни­ки с вос­хи­ще­ни­ем смот­рят на Алек­сандра, а Ко­шан­ский ак­ку­рат­но скла­ды­ва­ет ли­сток: «Пре­вос­ход­но, гос­по­дин Пуш­кин. Я со­хра­ню ваши стихи».

Дан­зас Кон­стан­тин Кар­ло­вич, рос­сий­ский ар­мей­ский офи­цер, друг А. С. Пуш­ки­на

Рис. 1. Дан­зас Кон­стан­тин Кар­ло­вич, рос­сий­ский ар­мей­ский офи­цер, друг А. С. Пуш­ки­на

Мя­со­едов Павел Ни­ко­ла­е­вич, чи­нов­ник кан­це­ля­рии рос­сий­ско­го Ми­ни­стер­ства юс­ти­ции, ли­цей­ский то­ва­рищ А.С. Пуш­ки­на

Рис. 2. Мя­со­едов Павел Ни­ко­ла­е­вич, чи­нов­ник кан­це­ля­рии рос­сий­ско­го Ми­ни­стер­ства юс­ти­ции, ли­цей­ский то­ва­рищ А.С. Пуш­ки­на

Кю­хель­бе­кер Виль­гельм Кар­ло­вич, рус­ский поэт, пи­са­тель и об­ще­ствен­ный де­я­тель,

Рис. 3. Кю­хель­бе­кер Виль­гельм Кар­ло­вич, рус­ский поэт, пи­са­тель и об­ще­ствен­ный де­я­тель, друг и од­но­класс­ник Пуш­ки­на по Цар­ско­сель­ско­му лицею

Ил­ли­чев­ский Алек­сей Де­мья­но­вич, рос­сий­ский поэт, ли­цей­ский то­ва­рищ А.С. Пуш­ки­на

Рис. 4. Ил­ли­чев­ский Алек­сей Де­мья­но­вич, рос­сий­ский поэт, ли­цей­ский то­ва­рищ А.С. Пуш­ки­на

Ко­шан­ский, Ни­ко­лай Фе­до­ро­вич, док­тор фи­ло­со­фии, про­фес­сор Цар­ско­сель­ско­го лицея, учи­тель А. С. Пуш­ки­на

Рис. 5. Ко­шан­ский, Ни­ко­лай Фе­до­ро­вич, док­тор фи­ло­со­фии, про­фес­сор Цар­ско­сель­ско­го лицея, учи­тель А. С. Пуш­ки­на

В 1815 году на пуб­лич­ном эк­за­мене Алек­сандр Сер­ге­е­вич Пуш­кин про­чи­тал своё сти­хо­тво­ре­ние в при­сут­ствии зна­ме­ни­то­го поэта Гав­ри­и­ла Ро­ма­но­ви­ча Дер­жа­ви­на. Дер­жа­вин был стар, эк­за­ме­ны его уто­ми­ли, но вот на­чал­ся эк­за­мен по рус­ской сло­вес­но­сти (рис. 6).

Ре­про­дук­ция кар­ти­ны И. Ре­пи­на «Пуш­кин на ли­цей­ском эк­за­мене в Цар­ском Селе». 1911

Рис. 6. Ре­про­дук­ция кар­ти­ны И. Ре­пи­на «Пуш­кин на ли­цей­ском эк­за­мене в Цар­ском Селе». 1911

«Тут он ожи­вил­ся, глаза за­бли­ста­ли… Он слу­шал с жи­во­стью необык­но­вен­ной. На­ко­нец вы­зва­ли меня. Я про­чел мои Вос­по­ми­на­ния в Цар­ском Селе, стоя в двух шагах от Дер­жа­ви­на. Я не в силах опи­сать со­сто­я­ния души моей: когда дошел я до стиха, где упо­ми­наю имя Дер­жа­ви­на, голос мой от­ро­че­ски за­зве­нел, а серд­це за­би­лось с упо­и­тель­ным вос­тор­гом... Не помню, как я кон­чил свое чте­ние, не помню, куда убе­жал. Дер­жа­вин был в вос­хи­ще­нии; он меня тре­бо­вал, хотел меня об­нять... Меня ис­ка­ли, но не нашли...», – вспо­ми­нал А.С. Пуш­кин.

Имен­но тогда Г.Р. Дер­жа­вин про­из­нёс свои зна­ме­ни­тые стро­ки: «Нет, я не умру. Вот кто меня за­ме­нит!»

Слава юного поэта рас­про­стра­ни­лась и в ли­те­ра­тур­ных кру­гах, так как пер­вые его стихи уже пе­ча­та­лись и были вы­со­ко оце­не­ны ли­те­ра­тур­ной об­ще­ствен­но­стью. В лицей при­ез­жа­ли зна­ме­ни­тые поэты: Жу­ков­ский, Ба­тюш­ков, для того чтобы по­зна­ко­мить­ся с ним.

Окон­чив лицей, А.С. Пуш­кин по­се­лил­ся в Пе­тер­бур­ге. Сто­лич­ная жизнь с ба­ла­ми, те­ат­ра­ми, ли­те­ра­тур­ны­ми об­ще­ства­ми за­хва­ти­ла юного поэта. Он часто всту­пал в споры о сво­бо­де в Рос­сии. Воль­но­лю­би­вые стихи Пуш­ки­на, эпи­грам­мы на царя и его при­бли­жён­ных рас­про­стра­ни­лись по всему Пе­тер­бур­гу, дошли они и до царя.

Од­на­ж­ды Пуш­ки­на вы­зва­ли к ге­не­рал-гу­бер­на­то­ру Ми­ло­ра­до­ви­чу, и тот хотел на­пра­вить по­ли­цей­ско­го на квар­ти­ру поэта опе­ча­тать его бу­ма­ги. Пуш­кин ска­зал ему: «Все мои стихи со­жже­ны – у меня ни­че­го не най­де­те на квар­ти­ре. Лучше при­ка­жи­те по­дать бу­ма­гу, я здесь же вам все на­пи­шу».

По­да­ли бу­ма­гу. Пуш­кин сел и на­пи­сал целую тет­радь. Ми­ло­ра­до­вич был пле­нен бла­го­род­ством поэта, его пря­мо­той и чест­но­стью и обе­щал ему от имени го­су­да­ря про­ще­ние, всту­пи­лись за Пуш­ки­на и его дру­зья, они про­си­ли смяг­чить на­ка­за­ние. И поэта со­сла­ли не в Си­бирь, а в Ки­ши­нев.

Там он дол­жен был слу­жить чи­нов­ни­ком.

Ки­ши­нев был в те годы глу­хой про­вин­ци­ей, над од­но­этаж­ны­ми до­ми­ка­ми мрач­но воз­вы­шал­ся острог [тюрь­ма]. Зда­ние было сло­же­но из огром­ных серых кам­ней, узкие окна вы­хо­ди­ли во двор, где, при­ко­ван­ные це­пя­ми к стол­бам, си­де­ли два орла. Мо­гу­чие птицы не могли уле­теть, но они не ста­но­ви­лись руч­ны­ми. Гордо смот­ре­ли они на людей круг­лы­ми жел­ты­ми гла­за­ми и ве­ли­че­ствен­но при­ни­ма­ли пищу.

Несколь­ко раз Пуш­кин за­хо­дил в острог, чтобы по­го­во­рить с аре­сто­ван­ны­ми. Поэт всей душой раз­де­лял их мечту о сво­бо­де.

Так ро­ди­лось сти­хо­тво­ре­ние «Узник» (рис. 7).

Ру­ко­пись сти­хо­тво­ре­ния «Узник»

Рис. 7. Ру­ко­пись сти­хо­тво­ре­ния «Узник»

Сижу за ре­шёт­кой в тем­ни­це сырой.

Вскорм­лен­ный в нево­ле орел мо­ло­дой,

Мой груст­ный то­ва­рищ, махая кры­лом,

Кро­ва­вую пищу клюет под окном,

Клюет, и бро­са­ет, и смот­рит в окно,

Как будто со мною за­ду­мал одно;

Зовет меня взгля­дом и кри­ком своим

И вы­мол­вить хочет: «Давай уле­тим!

Мы воль­ные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей бе­ле­ет гора,

Туда, где си­не­ют мор­ские края,

Туда, где гу­ля­ем лишь ветер... да я!..»

Г.Е. Ни­коль­ский. Ил­лю­стра­ция к сти­хо­тво­ре­нию А.С. Пуш­ки­на «Узник»

Рис. 8. Г.Е. Ни­коль­ский. Ил­лю­стра­ция к сти­хо­тво­ре­нию А.С. Пуш­ки­на «Узник»

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на первую стро­ку сти­хо­тво­ре­ния: «Сижу за ре­шет­кой в тем­ни­це сырой». Су­ще­стви­тель­ные несут от­ри­ца­тель­ную эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку, что пе­ре­да­ёт тя­жё­лое, мрач­ное со­сто­я­ние уз­ни­ка, ли­ри­че­ско­го героя. Глав­ное сло­во-об­раз в этом сти­хо­тво­ре­нии – слово «ре­шёт­ка». Оно пе­ре­да­ёт ос­нов­ную тему сти­хо­тво­ре­ния – пе­ре­жи­ва­ния че­ло­ве­ка, ока­зав­ше­го­ся в нево­ле. Стро­ка раз­де­ля­ет­ся па­у­зой на две части: в пер­вой части ло­ги­че­ской уда­ре­ние па­да­ет на слово «ре­шёт­кой», во вто­рой – на слово «тем­ни­це». Так со­зда­ёт­ся образ за­мкну­то­го про­стран­ства, образ нево­ли. Все слова го­во­рят о нево­ле: «сижу» – от­сут­ствие дви­же­ния, «за ре­шёт­кой» – от­сут­ствие про­стран­ства, «в тем­ни­це» – от­сут­ствие цвета и кра­сок, «в сырой» – нет тепла. Даль­ше в пер­вой стро­фе на­рас­та­ет ощу­ще­ние нево­ли. Дви­же­ния дру­го­го уз­ни­ка – орла – ско­ван­ны и од­но­об­раз­ны. Их пе­ре­да­ют такие слова: «махая», «клюёт», «бро­са­ет». Слова «мой груст­ный то­ва­рищ» пе­ре­да­ют стра­да­ния и оди­но­че­ство са­мо­го ли­ри­че­ско­го героя. Далее про­стран­ство на­чи­на­ет раз­дви­гать­ся, по­яв­ля­ет­ся много гла­го­лов со зна­че­ни­ем «дей­ствие», это при­да­ёт на­пря­жён­ность. Каж­дое новое дей­ствие на­чи­на­ет­ся с более вы­со­кой ин­то­на­ци­он­ной точки и как ре­зуль­тат в конце стро­фы мы видим вос­кли­ца­ние: «Давай уле­тим!».

В тре­тьей стро­фе ри­су­ет­ся образ сво­бо­ды яр­ки­ми, свет­лы­ми то­на­ми: «бе­ле­ет», «си­не­ет»; вме­сто тем­ни­цы – свет, вме­сто ре­шёт­ки – про­стор.

Образ воли свя­зан с кар­ти­на­ми при­ро­ды, и это не слу­чай­но, ведь море, горы, ветер – это сим­во­лы сво­бо­ды. Мы можем за­ме­тить, что на­пря­жён­ная ин­то­на­ция вто­рой стро­фы сме­ня­ет­ся воз­вы­шен­но, на­пев­но. По­че­му вто­рой узник имен­но орёл? Орёл – это сим­во­ли­че­ский образ сво­бо­ды, гор­до­сти, воли, неза­ви­си­мо­сти, силы. Ли­ри­че­ско­му герою при­су­щи те же ка­че­ства. Всё это поз­во­ля­ет ощу­тить чи­та­те­лю, что лучше сво­бо­ды ни­че­го нет, что это есте­ствен­ное со­сто­я­ние мира и что че­ло­век – его ча­сти­ца – дол­жен быть сво­бод­ным. Пе­ре­жи­ва­ния поэта в ссыл­ке, вдали от дру­зей, род­ных, мечты о сво­бо­де – всё это во­пло­ти­лось в сти­хо­тво­ре­нии «Узник».

Поэт Все­во­лод Рож­де­ствен­ский писал: «Узник» – одно из самых за­ме­ча­тель­ных сти­хо­тво­ре­ний Пуш­ки­на на веч­ную его тему – сво­бо­да. Каж­дая строч­ка этого про­из­ве­де­ния го­во­рит о ней, хотя само слово ни разу не встре­ча­ет­ся в тек­сте». 

Вопросы к конспектам

Со­здай­те ил­лю­стра­цию к сти­хо­тво­ре­нию А.С. Пуш­ки­на «Узник».

Пись­мен­но от­веть­те на во­прос: в чём смысл на­зва­ния «Узник»?

Вы­учи­те на­и­зусть сти­хо­тво­ре­ние А.С. Пуш­ки­на «Узник» и под­го­товь­тесь к его вы­ра­зи­тель­но­му чте­нию.

* Со­по­ставь­те окон­ча­тель­ный ва­ри­ант сти­хо­тво­ре­ния А.С. Пуш­ки­на «Узник» с его чер­но­вым ва­ри­ан­том:

И тихо и груст­но в тем­ни­це глу­хой!

Пле­нён, обес­кры­лен орёл мо­ло­дой,

Мой вер­ный то­ва­рищ в из­гна­нье моём,

Кро­ва­вую пищу клюёт под окном.

Клюёт и бро­са­ет, и смот­рит в окно,

И вы­мол­вить хочет мне слово одно.

Зовёт меня взо­ром и кри­ком своим:

«Мой вер­ный то­ва­рищ, уйдём, уле­тим;

Давай встре­пе­нём­ся! Пора нам! Пора!

Острог нам не ближ­ний, тюрь­ма не сест­ра.

Мы воль­ные птицы, ты, брат мой, и я.

Где сокол и кор­шун, там наша семья».

Какие стро­ки поэт из­ме­нил? Как ме­ня­ют­ся об­ра­зы? Как из­ме­нил­ся смысл?

Вопросы к конспектам

Последнее изменение: Пятница, 9 Июнь 2017, 14:41