А.С. Пушкин «Метель»

 Введение

По­весть «Ме­тель» яв­ля­ет­ся одним из пяти про­из­ве­де­ний, ко­то­рые вхо­дят в цикл «По­ве­сти Бел­ки­на». Кроме того, в этот цикл вхо­дят «Вы­стрел», «Гро­бов­щик», «Стан­ци­он­ный смот­ри­тель» и «Ба­рыш­ня-кре­стьян­ка» (рис. 1). Эти про­из­ве­де­ния были со­зда­ны в зна­ме­ни­тую Бол­дин­скую осень 1830 года.

Ил­лю­стра­ции Н. Яры­ги­на к по­ве­стям «Стан­ци­он­ный смот­ри­тель» и «Ме­тель»

Рис. 1. Ил­лю­стра­ции Н. Яры­ги­на к по­ве­стям «Стан­ци­он­ный смот­ри­тель» и «Ме­тель»

Пуш­кин при­е­хал в Бол­ди­но осе­нью 1830 года ре­шить во­прос с день­га­ми на сва­дьбу. Он пред­по­ла­гал про­быть там не более ме­ся­ца, но в гу­бер­нии бу­ше­ва­ла страш­ная бо­лезнь – хо­ле­ра, и ни­ко­го не вы­пус­ка­ли из-за ка­ран­ти­на. По­это­му он про­был там прак­ти­че­ски всю осень. За это время он на­пи­сал более со­ро­ка про­из­ве­де­ний, среди них «По­ве­сти Бел­ки­на».

Цикл по­ве­стей имеет такое на­зва­ние, так как ав­тор­ство Пуш­кин при­пи­сал про­вин­ци­аль­но­му по­ме­щи­ку Ивану Пет­ро­ви­чу Бел­ки­ну. По­ве­сти Бел­ки­на рас­ска­за­ны как за­ни­ма­тель­ные ис­то­рии об обыч­ных людях про­сто­го зва­ния. А ав­тор-со­би­ра­тель – такой же про­стой че­ло­век из той же со­ци­аль­ной среды. Через ге­ро­ев видна Рос­сия, с ее ре­аль­ны­ми за­бо­та­ми, каж­до­днев­ным бытом. Когда рас­сказ­чик из той же со­ци­аль­ной среды, что и его герои, это при­да­ет до­сто­вер­ность про­из­ве­де­нию. Вспом­ни­те: вы уже встре­ча­лись с та­ки­ми про­из­ве­де­ни­я­ми. На­при­мер, «Ве­че­ра на ху­то­ре близ Ди­кань­ки», ав­тор­ство ко­то­рых Н.В. Го­голь при­пи­сал па­сеч­ни­ку Ру­до­му Пань­ку.

 Анализ повести «Метель»

По­весть Алек­сандра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на «Ме­тель» пред­ва­ря­ет эпи­граф из бал­ла­ды Ва­си­лия Ан­дре­еви­ча Жу­ков­ско­го «Свет­ла­на». Вспом­ним, что такое эпи­граф.

Эпи­граф – это неболь­шой текст, пред­ва­ря­ю­щий про­из­ве­де­ние, в нем может быть сфор­му­ли­ро­ва­на тема, сжато вы­ра­же­на ос­нов­ная идея или сфор­му­ли­ро­ва­на про­бле­ма. 
Ниже при­ве­ден эпи­граф из по­ве­сти «Ме­тель».

 

Кони мчат­ся по буг­рам,
Топ­чут снег глу­бо­кой...
Вот, в сто­рон­ке божий храм
Виден оди­но­кой.

Вдруг ме­те­ли­ца кру­гом;
Снег валит кло­ка­ми;
Чер­ный вран, сви­стя кры­лом,
Вьет­ся над са­ня­ми;
Вещий стон гла­сит пе­чаль!
Кони то­роп­ли­вы
Чутко смот­рят в темну даль,
Воз­ды­мая гривы...

 

Глав­ные, несу­щие ос­нов­ную на­груз­ку слова – ме­те­ли­ца, вран, даль. Все они яв­ля­ют­ся сим­во­ла­ми тра­ги­че­ских со­бы­тий, ко­то­рые ка­ким-то об­ра­зом свя­за­ны с ме­те­лью. Слово «вдруг» имеет боль­шое зна­че­ние, так как мно­гое в жизни про­ис­хо­дит слу­чай­но. По­че­му по­весть на­зва­на «Ме­тель»? В ме­тель по­па­да­ют три героя. Ме­тель – это та сти­хия, ко­то­рая вне­зап­но вры­ва­ет­ся в их жизнь и ме­ня­ет судь­бу каж­до­го.

Герои по­ве­сти: Марья Гав­ри­лов­на – бо­га­тая неве­ста, Вла­ди­мир – бед­ный ар­мей­ский пра­пор­щик, и Бур­мин – гу­сар­ский пол­ков­ник. Автор с иро­ни­ей от­но­сит­ся к Марии Гав­ри­ловне и Вла­ди­ми­ру:

«Марья Гав­ри­лов­на была вос­пи­та­на на фран­цуз­ских ро­ма­нах и, сле­до­ва­тель­но, была влюб­ле­на. Её из­бран­ник был бед­ный ар­мей­ский пра­пор­щик, на­хо­див­ший­ся в от­пус­ке в своей де­ревне. Само по себе ра­зу­ме­ет­ся, что мо­ло­дой че­ло­век пылал рав­ною стра­стью и что ро­ди­те­ли его лю­без­ной, за­ме­тя их вза­им­ную склон­ность, за­пре­ти­ли до­че­ри о нем и ду­мать, а его при­ни­ма­ли хуже, неже­ли от­став­но­го за­се­да­те­ля.

Наши лю­бов­ни­ки были в пе­ре­пис­ке, и вся­кий день ви­да­лись на­едине в сос­но­вой роще или у ста­рой ча­сов­ни (рис. 2). Там они кля­лись друг другу в веч­ной любви, се­то­ва­ли на судь­бу и де­ла­ли раз­лич­ные пред­по­ло­же­ния. Пе­ре­пи­сы­ва­ясь и раз­го­ва­ри­вая таким об­ра­зом, они (что весь­ма есте­ствен­но) дошли до сле­ду­ю­ще­го рас­суж­де­ния: если мы друг без друга ды­шать не можем, а воля же­сто­ких ро­ди­те­лей пре­пят­ству­ет на­ше­му бла­го­по­лу­чию, то нель­зя ли нам будет обой­тись без нее? Ра­зу­ме­ет­ся, что эта счаст­ли­вая мысль при­ш­ла спер­ва в го­ло­ву мо­ло­до­му че­ло­ве­ку и что она весь­ма по­нра­ви­лась ро­ма­ни­че­ско­му во­об­ра­же­нию Марьи Гав­ри­лов­ны.

На­сту­пи­ла зима и пре­кра­ти­ла их сви­да­ния; но пе­ре­пис­ка сде­ла­лась тем живее. Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич в каж­дом пись­ме умо­лял ее пре­дать­ся ему, вен­чать­ся тайно, скры­вать­ся несколь­ко вре­ме­ни, бро­сить­ся потом к ногам ро­ди­те­лей, ко­то­рые, ко­неч­но, будут тро­ну­ты на­ко­нец ге­ро­и­че­ским по­сто­ян­ством и несча­сти­ем лю­бов­ни­ков и ска­жут им непре­мен­но: “Дети! при­ди­те в наши объ­я­тия”».

Шма­ри­нов Д.А. (1907–1999). Ил­лю­стра­ции к по­ве­сти «Ме­тель»

Рис. 2. Шма­ри­нов Д.А. (1907–1999). Ил­лю­стра­ции к по­ве­сти «Ме­тель»

Марья Гав­ри­лов­на очень хо­те­ла, чтобы ее от­но­ше­ния с Вла­ди­ми­ром раз­ви­ва­лись, как во фран­цуз­ском ро­мане, где один беден, а дру­гой богат, и это пре­пят­ству­ет их любви. Вла­ди­мир очень под­хо­дил для этой роли. Все это было по­хо­же на игру, но когда же игра за­кан­чи­ва­ет­ся и ста­но­вит­ся страш­но за ге­ро­ев? Ко­неч­но же, когда Марье Гав­ри­ловне снит­ся про­ро­че­ский сон, ведь смерть Вла­ди­ми­ра ста­нет ре­аль­но­стью.

«За­пе­ча­тав оба пись­ма туль­ской пе­чат­кою, на ко­то­рой изоб­ра­же­ны были два пы­ла­ю­щие серд­ца с при­лич­ной над­пи­сью, она бро­си­лась на по­стель перед самым рас­све­том и за­дре­ма­ла; но и тут ужас­ные меч­та­ния по­ми­нут­но ее про­буж­да­ли. То ка­за­лось ей, что в самую ми­ну­ту, как она са­ди­лась в сани, чтоб ехать вен­чать­ся, отец оста­нав­ли­вал ее, с му­чи­тель­ной быст­ро­тою тащил ее по снегу и бро­сал в тем­ное, без­дон­ное под­зе­ме­лие... и она ле­те­ла стре­мглав с неизъ­яс­ни­мым за­ми­ра­ни­ем серд­ца; то ви­де­ла она Вла­ди­ми­ра, ле­жа­ще­го на траве, блед­но­го, окро­вав­лен­но­го. Он, уми­рая, молил ее прон­зи­тель­ным го­ло­сом по­спе­шить с ним об­вен­чать­ся... дру­гие без­об­раз­ные, бес­смыс­лен­ные ви­де­ния нес­лись перед нею одно за дру­гим.»

Страш­но за ге­ро­ев ста­но­вит­ся, когда Маша по­ни­ма­ет, что по­след­ний раз видит своих ро­ди­те­лей. Она не хочет по­ки­дать отчий дом. Несмот­ря на вещие сны, на жа­лость к ро­ди­те­лям и чув­ство вины перед ними, Маша все-та­ки от­прав­ля­ет­ся в цер­ковь. Опи­са­ние ме­те­ли – пе­чаль­ное пред­зна­ме­но­ва­ние для бег­лян­ки.

«Они сошли в сад. Ме­тель не ути­ха­ла; ветер дул нав­стре­чу, как будто си­лясь оста­но­вить мо­ло­дую пре­ступ­ни­цу. Они на­си­лу дошли до конца сада. На до­ро­ге сани до­жи­да­лись их. Ло­ша­ди, про­зяб­нув, не сто­я­ли на месте; кучер Вла­ди­ми­ра рас­ха­жи­вал перед ог­лоб­ля­ми, удер­жи­вая ре­ти­вых. Он помог ба­рышне и ее де­вуш­ке усесть­ся и уло­жить узлы и шка­тул­ку, взял вожжи, и ло­ша­ди по­ле­те­ли.»

Пуш­кин на­звал Марью Гав­ри­лов­ну мо­ло­дой пре­ступ­ни­цей. По­че­му? Дело в том, что Марья Гав­ри­лов­на пре­сту­пи­ла нрав­ствен­ный хри­сти­ан­ский закон, по­ве­ле­ва­ю­щий чтить волю ро­ди­те­лей. Со­сто­я­ние Вла­ди­ми­ра схоже с чув­ства­ми ли­ри­че­ско­го героя сти­хо­тво­ре­ния Пуш­ки­на «Бесы» (рис. 3).

Бесы

Мчат­ся тучи, вьют­ся тучи;

Неви­дим­кою луна

Осве­ща­ет снег ле­ту­чий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чи­стом поле;

Ко­ло­коль­чик дин-дин-дин...

Страш­но, страш­но по­не­во­ле

Средь неве­до­мых рав­нин!

«Эй, пошел, ямщик!...» – «Нет мочи

Коням, барин, тя­же­ло;

Вьюга мне сли­па­ет очи;

Все до­ро­ги за­нес­ло;

Хоть убей, следа не видно;

Сби­лись мы. Что де­лать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кру­жит по сто­ро­нам.

По­смот­ри: вон, вон иг­ра­ет,

Дует, плюет на меня;

Вон – те­перь в овраг тол­ка­ет

Оди­ча­ло­го коня;

Там вер­стою небы­ва­лой

Он тор­чал пе­ре­до мной;

 

Там сверк­нул он ис­крой малой

И про­пал во тьме пу­стой».

Мчат­ся тучи, вьют­ся тучи;

Неви­дим­кою луна

Осве­ща­ет снег ле­ту­чий;

Мутно небо, ночь мутна.

Сил нам нет кру­жить­ся доле;

Ко­ло­коль­чик вдруг умолк;

Кони стали... «Что там в поле?» –

«Кто их знает? пень иль волк?»

Вьюга злит­ся, вьюга пла­чет;

Кони чут­кие хра­пят;

Вот уж он да­ле­че ска­чет;

Лишь глаза во мгле горят;

Кони снова по­нес­ли­ся;

Ко­ло­коль­чик дин-дин-дин...

Вижу: духи со­бра­ли­ся

Средь бе­ле­ю­щих рав­нин.

Бес­ко­неч­ны, без­об­раз­ны,

В мут­ной ме­ся­ца игре

За­кру­жи­лись бесы разны,

Будто ли­стья в но­яб­ре...

Сколь­ко их! куда их гонят?

Что так жа­лоб­но поют?

До­мо­во­го ли хо­ро­нят,

Ведь­му ль замуж вы­да­ют?

Мчат­ся тучи, вьют­ся тучи;

Неви­дим­кою луна

Осве­ща­ет снег ле­ту­чий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчат­ся бесы рой за роем

В бес­пре­дель­ной вы­шине,

Виз­гом жа­лоб­ным и воем

Над­ры­вая серд­це мне…

Ил­лю­стра­ция к сти­хо­тво­ре­нию «Бесы». Ху­дож­ник: Н. Ка­ра­зин. 1898 год

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция к сти­хо­тво­ре­нию «Бесы». Ху­дож­ник: Н. Ка­ра­зин. 1898 год

Куда «при­ве­ли бесы» Вла­ди­ми­ра, когда ме­тель утих­ла? (на кра­си­вую рав­ни­ну, «устлан­ную белым вол­ни­стым ков­ром» – это слов­но пред­ве­стие судь­бы «бед­но­го ар­мей­ско­го пра­пор­щи­ка», ко­то­рый будет смер­тель­но ранен под Бо­ро­ди­ном и успо­ко­ит­ся на­ве­ки).

Чем за­кон­чит­ся по­хи­ще­ние Марьи Гав­ри­лов­ны? Утром она вста­нет и при­дет к зав­тра­ку, а ве­че­ром сля­жет в го­ряч­ке. Ро­ди­те­ли решат дать мо­ло­дым воз­мож­ность об­вен­чать­ся, но Вла­ди­мир при­шлет по­лу­су­ма­сшед­шее пись­мо, в ко­то­ром по­про­сит о нем за­быть на­все­гда. (Здесь автор на­ру­ша­ет по­сле­до­ва­тель­ность по­вест­во­ва­ния: мы не знаем, что про­изо­шло в церк­ви. Для чего? Автор со­зда­ет ин­три­гу, чтобы вы­звать еще боль­ший ин­те­рес к по­вест­во­ва­нию.)

Какие ис­то­ри­че­ские со­бы­тия за­сло­ня­ют собой ис­то­рию Марьи Гав­ри­лов­ны и Вла­ди­ми­ра? Война 1812 года, битва при Бо­ро­дине, где Вла­ди­мир будет ранен, а затем умрет уже в Москве на­ка­нуне вступ­ле­ния фран­цу­зов; окон­ча­ние войны, воз­вра­ще­ние из по­хо­да наших пол­ков, бо­е­вых офи­це­ров, «об­ве­шан­ных кре­ста­ми».

Далее автор по­вест­ву­ет об от­но­ше­ни­ях Марьи Гав­ри­лов­ны и гу­сар­ско­го пол­ков­ни­ка Бур­ми­на. 
«Мы уже ска­зы­ва­ли, что, несмот­ря на ее хо­лод­ность, Марья Гав­ри­лов­на все по-преж­не­му окру­же­на была ис­ка­те­ля­ми. Но все долж­ны были от­сту­пить, когда явил­ся в ее замке ра­не­ный гу­сар­ский пол­ков­ник Бур­мин, с Ге­ор­ги­ем в пет­ли­це и с ин­те­рес­ной блед­но­стию, как го­во­ри­ли та­мош­ние ба­рыш­ни. Ему было около два­дца­ти шести лет. Он при­е­хал в от­пуск в свои по­ме­стья, на­хо­див­ши­е­ся по со­сед­ству де­рев­ни Марьи Гав­ри­лов­ны. Марья Гав­ри­лов­на очень его от­ли­ча­ла. При нем обык­но­вен­ная за­дум­чи­вость ее ожив­ля­лась.

Бур­мин был в самом деле очень милый мо­ло­дой че­ло­век. Он имел имен­но тот ум, ко­то­рый нра­вит­ся жен­щи­нам: ум при­ли­чия и на­блю­де­ния, безо вся­ких при­тя­за­ний и бес­печ­но на­смеш­ли­вый. По­ве­де­ние его с Ма­рьей Гав­ри­лов­ной было про­сто и сво­бод­но; но что б она ни ска­за­ла или ни сде­ла­ла, душа и взоры его так за нею и сле­до­ва­ли. Он ка­зал­ся нрава ти­хо­го и скром­но­го, но молва уве­ря­ла, что неко­гда был он ужас­ным по­ве­сою, и это не вре­ди­ло ему во мне­нии Марьи Гав­ри­лов­ны, ко­то­рая (как и все мо­ло­дые дамы во­об­ще) с удо­воль­стви­ем из­ви­ня­ла ша­ло­сти, об­на­ру­жи­ва­ю­щие сме­лость и пыл­кость ха­рак­те­ра.»

Герои тя­ну­лись друг к другу, она ви­де­ла, что небез­раз­лич­на ему, но не по­ни­ма­ла, что удер­жи­ва­ет его от объ­яс­не­ния. Скоро тайну рас­крыл сам Бур­мин, и мы узна­ем, что про­изо­шло че­ты­ре года назад. Алек­сандр Сер­ге­е­вич Пуш­кин со­хра­нил ин­три­гу до конца про­из­ве­де­ния. Бур­ми­на тоже за­кру­жи­ла ме­тель, и он ока­зал­ся в той самой церк­ви, где Вла­ди­ми­ра ждала Марья Гав­ри­лов­на. Вот что он рас­ска­зы­ва­ет:

«Буря не ути­ха­ла; я уви­дел ого­нек и велел ехать туда. Мы при­е­ха­ли в де­рев­ню; в де­ре­вян­ной церк­ви был огонь. Цер­ковь была от­во­ре­на, за огра­дой сто­я­ло несколь­ко саней; по па­пер­ти хо­ди­ли люди. «Сюда! сюда!» – за­кри­ча­ло несколь­ко го­ло­сов. Я велел ям­щи­ку подъ­е­хать. «По­ми­луй, где ты за­меш­кал­ся? – ска­зал мне кто-то, – неве­ста в об­мо­ро­ке; поп не знает, что де­лать; мы го­то­вы были ехать назад. Вы­хо­ди же ско­рее». Я молча вы­прыг­нул из саней и вошел в цер­ковь, слабо осве­щен­ную двумя или тремя све­ча­ми. Де­вуш­ка си­де­ла на ла­воч­ке в тем­ном углу церк­ви; дру­гая терла ей виски. «Слава богу, – ска­за­ла эта, – на­си­лу вы при­е­ха­ли. Чуть было вы ба­рыш­ню не умо­ри­ли». Ста­рый свя­щен­ник по­до­шел ко мне с во­про­сом: «При­ка­же­те на­чи­нать?» – «На­чи­най­те, на­чи­най­те, ба­тюш­ка», – от­ве­чал я рас­се­ян­но. Де­вуш­ку под­ня­ли. Она по­ка­за­лась мне недур­на... Непо­нят­ная, непро­сти­тель­ная вет­ре­ность... я стал подле нее перед на­ло­ем; свя­щен­ник то­ро­пил­ся; трое муж­чин и гор­нич­ная под­дер­жи­ва­ли неве­сту и за­ня­ты были толь­ко ею. Нас об­вен­ча­ли. «По­це­луй­тесь», – ска­за­ли нам. Жена моя об­ра­ти­ла ко мне блед­ное свое лицо. Я хотел было ее по­це­ло­вать... Она вскрик­ну­ла: «Ай, не он! не он!» – и упала без па­мя­ти. Сви­де­те­ли устре­ми­ли на меня ис­пу­ган­ные глаза. Я по­вер­нул­ся, вышел из церк­ви безо вся­ко­го пре­пят­ствия, бро­сил­ся в ки­бит­ку и за­кри­чал: “Пошел!”».

Бур­мин не смог скрыть эту ис­то­рию от Марьи Гав­ри­лов­ны, так как ис­кренне любил ее и хотел быть че­стен по от­но­ше­нию к ней.

 Заключение

Как судь­ба на­ка­зы­ва­ет каж­до­го из ге­ро­ев? Вла­ди­мир уми­ра­ет, Маша на­ка­за­на че­ре­дой ис­пы­та­ний, вы­пав­ших на ее долю (за­му­же­ство с незна­ком­цем, смерть Вла­ди­ми­ра, смерть отца, невоз­мож­ность выйти замуж), Бур­мин, так же как и Маша, на­ка­зан судь­бой за то, что он по­сту­пил необ­ду­ман­но – же­сто­ко по­шу­тил. Герои осту­пи­лись, но они рас­ка­и­ва­ют­ся, и за это по­лу­ча­ют про­ще­ние у судь­бы.

Какую роль сыг­ра­ла сти­хия (ме­тель) в судь­бе всех трех ге­ро­ев? Раз­ве­ла Марью Гав­ри­лов­ну с Вла­ди­ми­ром, но со­еди­ни­ла с Бур­ми­ным; по­мог­ла рас­крыть­ся ха­рак­те­ру каж­до­го из них; рас­по­ря­ди­лась жиз­нью ге­ро­ев: на­ка­за­ла их за лег­ко­мыс­лие, за­ста­ви­ла прой­ти через стра­да­ния и воз­на­гра­ди­ла за все пе­ре­жи­тое. То есть ме­тель тоже глав­ный, если не ос­нов­ной, герой по­ве­сти.

Вопросы к конспектам

На­пи­ши­те со­чи­не­ние на тему «Роль судь­бы в по­ве­сти «Ме­тель» А.С. Пуш­ки­на.

От­веть­те на во­про­сы:

1. Кто яв­ля­ет­ся глав­ным ге­ро­ем по­ве­сти «Ме­тель»?
2. В чем ав­тор­ская иро­ния по от­но­ше­нию к этим мо­ло­дым людям?
3. Когда игра кон­ча­ет­ся и ста­но­вит­ся страш­но за ге­ро­ев?
4. По­че­му автор на­чи­на­ет рас­сказ об одном герое, бро­са­ет его, ухо­дит к дру­го­му?
5. Чем за­кон­чит­ся по­хи­ще­ние Марьи Гав­ри­лов­ны?
6. Что же было в церк­ви, что про­изо­шло?

На­пи­ши­те срав­ни­тель­ную ха­рак­те­ри­сти­ку ге­ро­ев – Бур­ми­на и Вла­ди­ми­ра (ха­рак­тер, внеш­ний вид, от­но­ше­ние к Марье Гав­ри­ловне).

Последнее изменение: Четверг, 14 Сентябрь 2017, 14:23