Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, причины и цели

 Сложноподчинённые предложения с придаточными условия

Нач­нём урок с раз­го­во­ра о при­да­точ­ных усло­вия.

При­да­точ­ные усло­вия ука­зы­ва­ют на усло­вия осу­ществ­ле­ния того, о чём го­во­рит­ся в глав­ном пред­ло­же­нии. Они от­ве­ча­ют на во­прос при каком усло­вии? От­но­сят­ся ко всему глав­но­му пред­ло­же­нию и при­со­еди­ня­ют­ся к нему с по­мо­щью со­ю­зов:

если;

если…, то…;

когда (в зна­че­нии если);

когда…, то…;

коли;

коль;

коль скоро;

раз;

в слу­чае если.

На­при­мер:

Если я за­бо­лею, я к вра­чам об­ра­щать­ся не стану.

К вра­чам об­ра­щать­ся не стану, (при каком усло­вии?) если я за­бо­лею – это при­да­точ­ное усло­вия.

Схема этого пред­ло­же­ния:

Раз мы на­ча­ли го­во­рить, то лучше до­го­во­рить всё до конца.

То лучше до­го­во­рить всё до конца, (при каком усло­вии?) раз мы на­ча­ли го­во­рить.

Если при­да­точ­ные усло­вия стоят перед глав­ным пред­ло­же­ни­ем, то в по­след­ней части (в по­след­нем глав­ном пред­ло­же­нии) может быть вто­рая часть союза – то.

Итак, при­да­точ­ные усло­вия ука­зы­ва­ют на усло­вия осу­ществ­ле­ния того, о чём го­во­рит­ся в глав­ном пред­ло­же­нии, от­ве­ча­ют на во­прос при каком усло­вии?, при­креп­ля­ют­ся ко всей глав­ной части при по­мо­щи со­ю­зов: если, ежели, коли, коль, раз, когда (=если), кабы. В глав­ном пред­ло­же­нии воз­мож­но при­сут­ствие вто­рой части союза то, со­че­та­ния в том слу­чае, под­чёр­ки­ва­ю­ще­го услов­ное зна­че­ние. Рас­по­ло­же­ние при­да­точ­ной услов­ной части по от­но­ше­нию к глав­ной про­из­воль­ное.

По­тре­ни­руй­тесь.

Если па­да­ют звёз­ды, под­ста­вишь ли ты им ла­донь?

Глав­ное пред­ло­же­ние: под­ста­вишь ли ты им ла­донь, (при каком усло­вии?) если па­да­ют звёз­ды – это при­да­точ­ное усло­вия в пре­по­зи­ции.

По­слу­шай­те, ведь если звёз­ды за­жи­га­ют, зна­чит, это ко­му-ни­будь нужно?

Глав­ное пред­ло­же­ние: это ко­му-ни­будь нужно, (при каком усло­вии?) если звёз­ды за­жи­га­ют – это при­да­точ­ное усло­вия.

Если ты хо­чешь слу­шать, то я хочу петь для тебя.

Я хочу петь для тебя, (при каком усло­вии?) если ты хо­чешь слу­шать – при­да­точ­ное усло­вия.

Если б я мог вы­би­рать себя, я снова бы стал собой.

Я снова бы стал собой, (при каком усло­вии?) если бы я мог вы­би­рать себя – при­да­точ­ное усло­вия.

А коли у тебя без­мозг­ла го­ло­ва, иди и землю рой или руби дрова.

Иди и землю рой или руби дрова, (при каком усло­вии?) коли у тебя без­мозг­ла го­ло­ва – при­да­точ­ное усло­вия.

 Сложноподчинённые предложения с придаточными причины

При­да­точ­ные при­чи­ны рас­кры­ва­ют или обо­зна­ча­ют при­чи­ну того, о чём го­во­рит­ся в глав­ной части пред­ло­же­ния. При­да­точ­ные при­чи­ны от­ве­ча­ют на во­про­сы: по­че­му? от­че­го? по какой при­чине?. От­но­сят­ся к глав­но­му пред­ло­же­нию и при­со­еди­ня­ют­ся к нему при по­мо­щи со­ю­зов:

по­то­му что;

от­то­го что;

так как;

ибо;

из-за того что;

затем что;

вслед­ствие того что;

бла­го­да­ря тому что.

На­при­мер:

По­сы­лаю ей все слёзы в по­да­рок, по­то­му что не до­жить мне до сва­дьбы.

По­сы­лаю ей все слёзы в по­да­рок, (по­че­му?) по­то­му что не до­жить мне до сва­дьбы – при­да­точ­ное при­чи­ны.

Вся­кий труд важен, ибо обла­го­ра­жи­ва­ет че­ло­ве­ка.

Вся­кий труд важен, (по какой при­чине?) ибо обла­го­ра­жи­ва­ет че­ло­ве­ка – об­ра­ти­те вни­ма­ние на союз ибо.

Бла­го­да­ря тому что мы ста­ви­ли каж­дый день новые пьесы, театр наш до­воль­но охот­но по­се­щал­ся.

Театр наш до­воль­но охот­но по­се­щал­ся, (бла­го­да­ря чему? по какой при­чине?) бла­го­да­ря тому что мы ста­ви­ли каж­дый день новые пьесы – это при­да­точ­ное при­чи­ны.

Со­став­ные союзы, по­след­ней ча­стью ко­то­рых яв­ля­ет­ся союз что, могут рас­чле­нять­ся. На­при­мер, в при­да­точ­ном оста­ёт­ся про­стой союз что, а осталь­ные слова вхо­дят в со­став глав­но­го пред­ло­же­ния и вы­пол­ня­ют в нём функ­цию ука­за­тель­но­го слова и яв­ля­ют­ся, со­от­вет­ствен­но, чле­на­ми пред­ло­же­ния. На­при­мер:

От­то­го и до­ро­ги мне люди, что живут со мною на земле.

Итак, при­да­точ­ные при­чи­ны ука­зы­ва­ют на при­чи­ну или обо­зна­ча­ют при­чи­ну того, о чём го­во­рит­ся в глав­ном пред­ло­же­нии. Они от­ве­ча­ют на во­про­сы по какой при­чине? по­че­му?, при­креп­ля­ют­ся ко всей глав­ной части пред­ло­же­ния при по­мо­щи со­ю­зов: по­то­му что, от­то­го что, по­то­му как, вслед­ствие того что, бла­го­да­ря тому что, ибо, в силу того что, из-за того что, так как, по­сколь­ку. При­да­точ­ная часть по от­но­ше­нию к глав­ной в боль­шин­стве слу­ча­ев стоит в пост­по­зи­ции, т. е. после глав­ной части. Кроме того, надо пом­нить, что в рус­ском языке нель­зя на­чи­нать пред­ло­же­ние с со­ю­зов по­то­му что, ибо.

По­тре­ни­ру­ем­ся.

Право, я буду рад за вас, так как толь­ко влюб­лён­ный имеет право на зва­ние че­ло­ве­ка.

Я буду рад за вас, (по­че­му?) так как толь­ко влюб­лён­ный имеет право на зва­ние че­ло­ве­ка – при­да­точ­ное при­чи­ны.

Такая гу­стая трава росла толь­ко по бе­ре­гам озера, по­то­му что здесь было до­ста­точ­но влаги.

Такая гу­стая трава росла толь­ко по бе­ре­гам озера, (по­че­му?) по­то­му что здесь было до­ста­точ­но влаги – при­да­точ­ное при­чи­ны.

В ниж­нем этаже окна, ве­ро­ят­но, были от­кры­ты, по­то­му что от­чёт­ли­во слы­ша­лись жен­ские го­ло­са и смех.

В ниж­нем этаже окна от­кры­ты были, (по­че­му?) по­то­му что слы­ша­лись жен­ские го­ло­са и смех – при­да­точ­ное при­чи­ны.

Бла­го­да­ря тому что он помог мне, я успел сдать ра­бо­ту во­вре­мя.

Я успел сдать ра­бо­ту во­вре­мя, (по­че­му? бла­го­да­ря чему?) бла­го­да­ря тому что он помог мне – при­да­точ­ное при­чи­ны.

 Сложноподчинённые предложения с придаточными цели

При­да­точ­ные цели ука­зы­ва­ют на цель того, о чём го­во­рит­ся в глав­ном пред­ло­же­нии. Они от­но­сят­ся к глав­но­му пред­ло­же­нию. От­ве­ча­ют на во­про­сы: зачем? с какой целью? для чего?

При­со­еди­ня­ют­ся к глав­но­му пред­ло­же­нию с по­мо­щью со­ю­зов:

чтобы;

чтоб;

для того чтобы;

с тем чтобы;

затем чтобы;

дабы.

На­при­мер:

Я раз­бу­дил Пашку, чтобы он не сва­лил­ся с дро­жек.

Я раз­бу­дил Пашку, (зачем? с какой целью?) чтобы он не сва­лил­ся с дро­жек – при­да­точ­ное цели.

 

Он упо­тре­бил всё свое крас­но­ре­чие, дабы от­вра­тить Аку­ли­ну от её на­ме­ре­ния.

Он упо­тре­бил всё свое крас­но­ре­чие, (для чего? с какой целью?) дабы от­вра­тить Аку­ли­ну от её на­ме­ре­ния – при­да­точ­ное цели.

Для того чтобы быть счаст­ли­вым, надо не толь­ко лю­бить, но и быть лю­би­мым.

Надо не толь­ко лю­бить, но и быть лю­би­мым, (для чего? с какой целью?) для того чтобы быть счаст­ли­вым – при­да­точ­ное цели, ко­то­рое при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му пред­ло­же­нию при по­мо­щи союза для того чтобы.

При рас­чле­не­нии со­став­но­го союза на от­дель­ные части в при­да­точ­ном пред­ло­же­нии оста­ёт­ся про­стой союз чтобы, а осталь­ная часть союза вхо­дит в глав­ное пред­ло­же­нии и яв­ля­ет­ся там ука­за­тель­ным сло­вом и чле­ном пред­ло­же­ния. На­при­мер:

Я упо­ми­наю об этом ис­клю­чи­тель­но для того, чтобы под­черк­нуть без­услов­ную под­лин­ность мно­гих вещей Куп­ри­на.

Глав­ное пред­ло­же­ние вклю­ча­ет в себя ука­за­тель­ное слово для того, а при­да­точ­ная часть на­чи­на­ет­ся с союза чтобы. Боль­шой союз для того чтобы мы рас­чле­ня­ем и раз­но­сим в раз­ные части пред­ло­же­ния (в глав­ное и при­да­точ­ное).

При­да­точ­ное цели нужно от­ли­чать от дру­гих при­да­точ­ных пред­ло­же­ний с со­ю­зом чтобы. На­при­мер:

Я хочу, чтоб к штыку при­рав­ня­ли перо.

От глав­но­го пред­ло­же­ния мы за­да­ём во­прос что?

Я хочу, (что?) чтоб к штыку при­рав­ня­ли перо – при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное.

Время по­сад­ки было рас­счи­та­но так, чтобы к месту вы­сад­ки по­пасть на рас­све­те.

Глав­ное пред­ло­же­ние со­дер­жит ука­за­тель­ное слово так. За­да­ем от него во­прос каким об­ра­зом?

Время по­сад­ки было рас­счи­та­но так, (каким об­ра­зом?) чтобы к месту вы­сад­ки по­пасть на рас­све­те – ука­зы­ва­ем на образ дей­ствия, это при­да­точ­ное об­ра­за дей­ствия с до­пол­ни­тель­ным зна­че­ни­ем цели.

Итак, при­да­точ­ные цели ука­зы­ва­ют на цель или на­зна­че­ние того, о чём го­во­рит­ся в глав­ном пред­ло­же­нии, от­ве­ча­ет на во­про­сы: зачем? с какой целью? для чего? При­креп­ля­ет­ся ко всей глав­ной части пред­ло­же­ния при по­мо­щи со­ю­зов: чтобы; чтоб; для того чтобы; с тем чтобы; затем чтобы; дабы; лишь бы; толь­ко бы и т. д. Рас­по­ла­га­ет­ся по от­но­ше­нию к глав­ной части про­из­воль­но.

По­тре­ни­ру­ем­ся.

Нужно по­ста­вить бу­диль­ник, чтобы не про­спать зав­тра.

Нужно по­ста­вить бу­диль­ник, (с какой целью?) чтобы не про­спать зав­тра – при­да­точ­ное цели, стоит после глав­но­го пред­ло­же­ния.

Дабы не уто­мить бла­го­склон­но­го чи­та­те­ля, раз­ре­ши­те по­ста­вить точку.

Раз­ре­ши­те по­ста­вить точку, (для чего? с какой целью?) дабы не уто­мить бла­го­склон­но­го чи­та­те­ля – при­да­точ­ное цели.

Он был готов на всё, лишь бы она не уез­жа­ла.

Он был готов на всё, (с какой целью?) лишь бы она не уез­жа­ла – при­да­точ­ное цели.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на слож­ные слу­чаи. На­при­мер:

Он про­сил, чтобы я по­до­жда­ла его.

Он про­сил, (о чём?) чтобы я по­до­жда­ла его – при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное.

Я при­шёл, чтобы про­стить­ся с вами.

Я при­шёл, (с какой целью?) чтобы про­стить­ся с вами – при­да­точ­ное цели.

Что бы ему ни го­во­ри­ли, он ни­ко­го не слу­шал.

Он ни­ко­го не слу­шал, (несмот­ря на что?) что бы ему ни го­во­ри­ли – при­да­точ­ное уступ­ки.

Вопросы к конспектам

Дайте опре­де­ле­ние при­да­точ­но­му пред­ло­же­нию цели. На какие во­про­сы от­ве­ча­ют при­да­точ­ные цели? При по­мо­щи каких со­ю­зов они при­со­еди­ня­ют­ся к глав­но­му пред­ло­же­нию?

Спи­ши­те сле­ду­ю­щие пред­ло­же­ния. Опре­де­ли­те, к ка­ко­му типу от­но­сят­ся при­да­точ­ные пред­ло­же­ния.

Мы обя­за­ны знать Пуш­ки­на на­и­зусть для того, чтобы знать род­ной язык во всём его изоби­лии.

Я плохо спал этой ночью, так как было душно.

Раз уж вы со­гла­си­лись, так уж нель­зя вам от­ка­зы­вать­ся.

Мама за­кры­ла шторы, по­то­му что свет мешал ма­лы­шу спать.

Если воду на­греть до ста гра­ду­сов, то она пре­вра­тит­ся в пар.

Я жить хочу, чтобы мыс­лить и стра­дать.

И мел­кий дождь, коль долго он идёт, вы­зы­ва­ет на­вод­не­ние.

Чтобы хо­ро­шо го­во­рить, надо хо­ро­шо знать свой язык.

На­пи­ши­те неболь­шое со­чи­не­ние на тему «Мы со­би­ра­ем­ся в поход», ис­поль­зуя слож­но­под­чи­нён­ные пред­ло­же­ния с при­да­точ­ны­ми усло­вия, при­чи­ны и цели.

Последнее изменение: Среда, 20 Сентябрь 2017, 04:41