Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени

При­да­точ­ные места обо­зна­ча­ют место или про­стран­ство, где на­хо­дит­ся пред­мет или про­ис­хо­дит что-ли­бо, и от­ве­ча­ют на во­прос где?, куда?, от­ку­да?. Обыч­но при­да­точ­ные места  стоят после глав­ной части: «Иди, куда вле­чет тебя сво­бод­ный ум…» (А. Пуш­кин.) В глав­ной части могут быть ука­за­тель­ные слова там, туда, от­ту­да – это на­ре­чия, ко­то­рые в пред­ло­же­нии яв­ля­ют­ся об­сто­я­тель­ством места: «Я от­пра­вил­ся туда, куда пошли все од­но­класс­ни­ки».  При­да­точ­ное пред­ло­же­ние может  на­хо­дить­ся и перед глав­ным. Такой прием ис­поль­зу­ет­ся для уси­ле­ния смыс­ло­во­го зна­че­ния при­да­точ­но­го. Чаще всего  это на­блю­да­ет­ся в по­сло­ви­цах, по­го­вор­ках афо­риз­мах: «Куда ни кинь, всюду клин». (По­сло­ви­ца) При­да­точ­ные места при­креп­ля­ют­ся со­юз­ны­ми сло­ва­ми где, куда, от­ку­да. Чтобы опре­де­лить вид при­да­точ­но­го, надо по­смот­реть, к чему оно от­но­сит­ся и на какой во­прос от­ве­ча­ет. Срав­ни­те:  Везде (где везде?), где необ­хо­ди­мо, по­стро­и­ли  дет­ские пло­щад­ки. - Де­рев­ня (какая де­рев­ня?),  где ску­чал  Ев­ге­ний, была пре­лест­ный уго­лок. (А. Пуш­кин). В пер­вом слу­чае перед нами при­да­точ­ное места, а во вто­ром – при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное.

При­да­точ­ные  пред­ло­же­ния вре­ме­ни  от­ве­ча­ют на во­про­сы когда?  как долго?  с каких пор? до каких пор? и др.  При­да­точ­ные вре­ме­ни при­креп­ля­ют­ся  к глав­но­му пред­ло­же­нию со­ю­за­ми когда, пока, лишь толь­ко, как толь­ко, едва, в то время как. Глав­ные пред­ло­же­ния  могут иметь ука­за­тель­ные слова  тогда, до тех пор. При на­ли­чии в глав­ной части на­ре­чия со зна­че­ни­ем вре­ме­ни, в том числе ука­за­тель­но­го слова тогда, при­да­точ­ное при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му со­юз­ным сло­вом когда: «Мы встре­ти­лись тогда, когда я го­то­вил­ся к по­ступ­ле­нию».

Дей­ствия, о ко­то­рых го­во­рит­ся в глав­ном и при­да­точ­ном пред­ло­же­ни­ях, могут про­ис­хо­дить од­но­вре­мен­но или по­сле­до­ва­тель­но. При од­но­вре­мен­но­сти дей­ствий ис­поль­зу­ют­ся союзы когда, пока, по­ку­да, как, в то время как.  При по­сле­до­ва­тель­но­сти дей­ствий упо­треб­ля­ют­ся   про­стые союзы когда, едва, как толь­ко, лишь, чуть и др.  Это сти­ли­сти­че­ски  ней­траль­ные союзы.  Союзы по­ку­да и чуть имеют от­те­нок раз­го­вор­но­сти. Все со­став­ные союзы (в то время как, пре­жде чем, перед тем как и т.д.) имеют от­те­нок  книж­но­сти. Союзы  по­ка­мест, как скоро, пре­жде,  неже­ли  уста­рев­шие. Союз как может в одних слу­ча­ях  при­да­вать речи ар­ха­и­че­ский от­те­нок, в дру­гих – про­сто­реч­ный.  

 

Вопросы к конспектам

1. Как от­ли­чить при­да­точ­ное места от при­да­точ­но­го вре­ме­ни?

2. Чем при­креп­ля­ют­ся  при­да­точ­ные места к  глав­но­му пред­ло­же­нию?

3. Чем при­креп­ля­ют­ся  при­да­точ­ные вре­ме­ни  к  глав­но­му пред­ло­же­нию?

4. От каких пред­ло­же­ние нужно от­ли­чать при­да­точ­ные  места?

Упраж­не­ние 1.  Опре­де­ли­те вид при­да­точ­ных пред­ло­же­ний.

(1)   Что вы чи­та­ли на этой неде­ле, пока мы не ви­де­лись? (А. Чехов.) (2) Де­рев­ня, где ску­чал Ев­ге­ний, была пре­лест­ный уго­лок. (А. Пуш­кин.) (3) Са­ди­тесь, где сво­бод­но. (Д. Ро­зен­таль). (4) Я не знаю, где можно при­об­ре­сти новый учеб­ник. (5) Она улы­ба­лась  и от­кла­ни­ва­лась, и все они лю­би­ли, когда она им улы­ба­лась. (Ф. До­сто­ев­ский.)  (6) Ве­че­ром того же дня, когда уже за­пер­ли ка­зар­мы, Рас­коль­ни­ков лежал на нарах и думал о ней. (Ф. До­сто­ев­ский.)  (7)  Нет ве­ли­чия там, где нет про­сто­ты, добра и прав­ды. (Л. Тол­стой.)

 

Упраж­не­ние 2.  Опре­де­ли­те, чем при­креп­ля­ет­ся к глав­но­му при­да­точ­ное пред­ло­же­ние.

(1) Где  неко­гда все было пусто, голо, те­перь мла­дая  роща раз­рос­лась. (А. Пуш­кин.)  (2)  В то время как   дру­гие дети иг­ра­ли в фут­бол, он ча­са­ми играл на скрип­ке. (3) Он за­сме­ял­ся и пошёл, куда  за­хо­те­лось ему. (М. Горь­кий). (4) Когда  мы с ним встре­ти­лись, ему было пять лет.  (5) Мы зашли в класс тогда, когда про­зве­нел зво­нок. (6) Он жил в то время, когда  не было те­ле­ви­де­ния.

Упраж­не­ние 3.  За­пи­ши­те но­ме­ра пред­ло­же­ний из упраж­не­ния 2,  в ко­то­рых при­да­точ­ные при­креп­ле­ны к глав­но­му при по­мо­щи со­юз­ных слов.  Сде­лай­те вывод о виде при­да­точ­ных.

Последнее изменение: Среда, 20 Сентябрь 2017, 04:23