Роль указательных слов в подчинении предложений

 Повторение прошлых тем

Рас­смот­рим пред­ло­же­ние:

По каким при­зна­кам можно опре­де­лить слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние? Мы видим, что части нерав­но­прав­ны, от слова в пер­вой части «тучу» мы за­да­ем во­прос: какую? – «ко­то­рая тя­же­ло поды­ма­лась и росла».

Ка­ко­вы сред­ства связи при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния и глав­но­го? Это ин­то­на­ция и со­юз­ное слово, ко­то­рое яв­ля­ет­ся в пред­ло­же­нии под­ле­жа­щим.

По­стро­им схему этого пред­ло­же­ния (рис. 1).

Схема пред­ло­же­ния

Рис. 1. Схема пред­ло­же­ния

Грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы: «об­лач­ко пре­вра­ти­лось» и «ко­то­рая поды­ма­лась, росла».

 Роль указательных слов в подчинении предложений

Раз­бе­рем пред­ло­же­ние:

Глав­ное – «о такой друж­бе не стоит жа­леть», при­да­точ­ное – «ко­то­рая не вы­дер­жи­ва­ет голой прав­ды». Грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы: «не стоит жа­леть» и «ко­то­рая не вы­дер­жи­ва­ет». Стоит об­ра­тить вни­ма­ние, что в глав­ном пред­ло­же­нии ис­поль­зу­ет­ся ука­за­тель­ное слово «такой», вы­пол­ня­ю­щее роль опре­де­ле­ния, при­да­точ­ное пред­ло­же­ние по сво­е­му зна­че­нию сбли­жа­ет­ся с этим сло­вом. В этом мы можем убе­дить­ся с по­мо­щью во­про­са: друж­бе какой? – «ко­то­рая не вы­дер­жи­ва­ет голой прав­ды». По­стро­им схему пред­ло­же­ния с уче­том того, ка­ки­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния яв­ля­ют­ся ука­за­тель­ное слово и со­юз­ное слово (рис. 2).

Схема пред­ло­же­ния

Рис. 2. Схема пред­ло­же­ния

Син­так­си­че­ская роль ука­за­тель­ных слов со­от­вет­ству­ет виду при­да­точ­ных пред­ло­же­ний, под­чер­ки­ва­ет их ос­нов­ное зна­че­ние.

Опре­де­лив, каким чле­ном яв­ля­ет­ся ука­за­тель­ное слово, можно опре­де­лить и ос­нов­ное зна­че­ние при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния. Ука­за­тель­ные слова не толь­ко по­мо­га­ют вы­яс­нить вид при­да­точ­но­го, но и слу­жат для связи глав­но­го и при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния, по­мо­га­ют вы­де­лить в глав­ном то слово или сло­во­со­че­та­ние, ко­то­рое по­яс­ня­ет­ся при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем.

Про­ана­ли­зи­ру­ем сле­ду­ю­щее пред­ло­же­ние:

Гу­ля­ли мы до тех пор, пока в окнах дач не стали гас­нуть от­ра­же­ния звезд.

Грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы: «гу­ля­ли мы», «не стали гас­нуть от­ра­же­ния». Части со­еди­не­ны ин­то­на­ци­ей и со­ю­зом «пока». В глав­ном пред­ло­же­нии есть ука­за­тель­ное слово «тех», пор каких? – тех, яв­ля­ет­ся опре­де­ле­ни­ем. Схема этого пред­ло­же­ния (рис. 3).

Схема пред­ло­же­ния

Рис. 3. Схема пред­ло­же­ния

Рас­смот­рим сле­ду­ю­щее пред­ло­же­ние:

Я устал так, что не мог идти даль­ше.  

Пе­ре­не­сем ука­за­тель­ное слово из глав­но­го пред­ло­же­ние в при­да­точ­ное:

Я устал, так что не мог идти даль­ше.

Мы видим, что в пер­вом пред­ло­же­нии союз «что», а во вто­ром – «так что». Из­ме­ни­лось ли зна­че­ние при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния, мы можем уви­деть с по­мо­щью во­про­сов: в пер­вом слу­чае – «я устал» как? – «что не мог идти даль­ше», во вто­ром: «я устал» – что из этого сле­ду­ет? – «не мог идти даль­ше» (рис. 4).

Вывод: место за­пя­той может по­вли­ять на зна­че­ние при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния.

Вли­я­ние места за­пя­той на зна­че­ние при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния

Рис. 4. Вли­я­ние места за­пя­той на зна­че­ние при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния

Последнее изменение: Среда, 20 Сентябрь 2017, 04:01