Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

Слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния могут иметь одно, два и более  при­да­точ­ных. Если  в пред­ло­же­нии одно при­да­точ­ное, надо найти гра­ни­цы глав­но­го и при­да­точ­но­го и раз­де­лить пред­ло­же­ния за­пя­той. Слож­нее, когда при­да­точ­ных боль­ше.

Ал­го­ритм по­ста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния в слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми

1. На­хо­дим глав­ное пред­ло­же­ние.

2. За­да­ем во­про­сы к при­да­точ­ным, опре­де­ля­ем вид при­да­точ­ных.

3. Опре­де­ля­ем  тип под­чи­не­ния.

4. На­хо­дим гра­ни­цы пред­ло­же­ний.

5. Рас­став­ля­ем знаки.

Вик­тор по­про­сил­ся в за­бой­щи­ки, по­то­му что он слы­шал, что это самая по­чет­ная про­фес­сия на шахте. (см. учеб­ник  С. Бар­ху­да­ро­ва)

1. Глав­ное: Вик­тор по­про­сил­ся в за­бой­щи­ки.

2. … по­про­сил­ся в за­бой­щи­ки  по­че­му? по­то­му что он слы­шал – при­да­точ­ное при­чи­ны.

…слы­шал о чем? что это самая по­чет­ная про­фес­сия на шахте – при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное.

3. По­сле­до­ва­тель­ное под­чи­не­ние: от глав­но­го за­да­ем во­прос к пер­во­му при­да­точ­но­му, от пер­во­го при­да­точ­но­го – ко вто­ро­му.

4. Гра­ни­цы при­да­точ­ных: по­то­му что он слы­шал –  при­да­точ­ное 1-й сте­пе­ни; что это самая по­чет­ная про­фес­сия на шахте  – при­да­точ­ное  2-й сте­пе­ни.

5. За­пя­тые ста­вим на гра­ни­це при­да­точ­ных:  при­да­точ­ное 1-й сте­пе­ни  по­то­му что он слы­шал  вы­де­ля­ем за­пя­ты­ми с двух сто­рон, т.к. пер­вая за­пя­тая от­де­ля­ет при­да­точ­ное от глав­но­го,  вто­рая – при­да­точ­ное 1-й сте­пе­ни   от при­да­точ­но­го  2-й сте­пе­ни.

Схема пред­ло­же­ния:  [        ],  по­то­му что (                    ),  что (                       ).             При по­сле­до­ва­тель­ном под­чи­не­ниипри­да­точ­ных могут ока­зать­ся рядом союзы что - если, что - хотя, что - когда, так как - хотя, так как – если и др. На стыке двух со­ю­зов за­пя­тая ста­вит­ся, если после при­да­точ­но­го нет вто­рой части союза  - то или так. Она ска­за­ла  ему, что, если он болен, надо ле­чить­ся. (см. учеб­ник  С. Бар­ху­да­ро­ва)  Она ска­за­ла ему что? что надо ле­чить­ся. Надо ле­чить­ся при каком усло­вии?  если он болен. Это по­сле­до­ва­тель­ное под­чи­не­ние, но одно при­да­точ­ное на­хо­дит­ся  внут­ри дру­го­го. Рядом стоят два под­чи­ни­тель­ных союза: что и если. Союз  если, как пра­ви­ло,  тре­бу­ет про­дол­же­ния, ко­то­рое вы­ра­жа­ет­ся  вто­рой ча­стью союза – то. Если в пред­ло­же­нии от­сут­ству­ет вто­рая часть  – то – за­пя­тую  ста­вим между со­ю­за­ми: что, если. Если вто­рая часть  союза есть – за­пя­тую между со­ю­за­ми что и если не ста­вим: Она ска­за­ла ему, что  если он болен,  то надо ле­чить­ся.Но перед  то  за­пя­тая будет сто­ять.

Раз­бе­рем при­мер па­рал­лель­но­го под­чи­не­ния: Когда мы при­шли, отец  по­ка­зал мне оку­ней и пло­тиц, ко­то­рых он вы­удил без меня. (см. учеб­ник  С. Бар­ху­да­ро­ва) … отец  по­ка­зал мне оку­ней и пло­тиц  когда? когда мы при­шли.  … оку­ней и пло­тицкаких?  ко­то­рых он вы­удил без меня. Мы за­да­ем раз­ные во­про­сы к раз­ным при­да­точ­ным от раз­ных слов в глав­ном. Пер­вое при­да­точ­ное  вре­ме­ни, вто­рое опре­де­ли­тель­ное. Под­чи­не­ние па­рал­лель­ное. При­да­точ­ные от глав­но­го от­де­ля­ем за­пя­ты­ми.

Од­но­род­ное под­чи­не­ние. Я проснул­ся, когда солн­це еще не вста­ло, когда при­ро­да была объ­ята пред­рас­свет­ным сном. Два при­да­точ­ных вре­ме­ни, один и тот же  во­прос за­да­ем от од­но­го слова в   глав­ном – это од­но­род­ное  под­чи­не­ние.  При­да­точ­ные пред­ло­же­ния  и глав­ное раз­де­ля­ем за­пя­ты­ми. [     ], (когда                        ), (когда          ). При од­но­род­ном под­чи­не­нии во вто­ром (или дру­гом по­сле­ду­ю­щем) при­да­точ­ном под­чи­ни­тель­ный союз может опус­кать­ся.  Мы от­пра­ви­лись в поход, когда кон­чил­ся дождь, вы­гля­ну­ло солн­це, за­пе­ли птицы. (см. учеб­ник  С. Бар­ху­да­ро­ва) Про­пу­щен союз когда.  Слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние со­сто­ит из глав­но­го и  трех  од­но­род­ных при­да­точ­ных вре­ме­ни.

 [                     ], когда (                     ),  (                  ), (                   ).

Од­но­род­ные при­да­точ­ные могут иметь при себе со­чи­ни­тель­ные союзы и/ или, перед ко­то­ры­ми за­пя­тая ста­вит­ся точно так же, как и при од­но­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния.  Слыш­но было, как в саду шагал са­дов­ник и как скри­пе­ла его тачка.  (см. учеб­ник М. Ра­з­умов­ской) Слыш­но было что? как в саду шагал са­дов­ник. Слыш­но было что? как скри­пе­ла его тачка.  Это од­но­род­ное под­чи­не­ние изъ­яс­ни­тель­ных при­да­точ­ных, со­еди­нен­ных между собой  непо­вто­ря­ю­щим­ся со­ю­зом и. За­пя­тую не ста­вим,  т.к. дей­ству­ет пра­ви­ло пунк­ту­а­ции  при од­но­род­ных чле­нах.

Со­неч­ка пи­са­ла, что на­стро­е­ние тя­же­лое, но чтобы он о них не бес­по­ко­ил­ся. (см. учеб­ник  С. Бар­ху­да­ро­ва) Здесь два изъ­яс­ни­тель­ных при­да­точ­ных, со­еди­нен­ных со­чи­ни­тель­ным со­ю­зом но, перед ко­то­рым все­гда ста­вим за­пя­тую. Связь – од­но­род­ное под­чи­не­ние.

Он раз­дра­жи­те­лен  и когда здо­ров, и когда болен.  (см. учеб­ник  С. Бар­ху­да­ро­ва) Два од­но­род­ных  при­да­точ­ных вре­ме­ни, по­вто­ря­ю­щий­ся союз  и, но так же, как при од­но­род­ных чле­нах, перед пер­вым со­ю­зом и  за­пя­тую не ста­вим. А перед вто­рым – за­пя­тая будет сто­ять.

Вздрог­нем, если вдруг взмет­нет­ся птица или  про­тру­бит лось вда­ле­ке. Од­но­род­ные при­да­точ­ные усло­вия  (от­но­сят­ся к од­но­му и тому же глав­но­му, от­ве­ча­ют на один и тот де во­прос, имеют одно и то же зна­че­ние), во вто­ром при­да­точ­ном опу­щен союз если. При­да­точ­ные со­еди­ня­ют­ся  непо­вто­ря­ю­щим­ся со­ю­зом или – за­пя­тую не ста­вим.

Вопросы к конспектам

1. Каков ал­го­ритм по­ста­нов­ки за­пя­той (или ее от­сут­ствия)  в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии  с несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми?

2. В каких слу­ча­ях за­пя­тая перед при­да­точ­ны­ми не ста­вит­ся?

Упраж­не­ние 1. Рас­ставь­те за­пя­тые.

(1) Вик­тор по­про­сил­ся в за­бой­щи­ки по­то­му что он слы­шал  что это самая по­чет­ная про­фес­сия на шахте.  (2) Она ска­за­ла  ему  что  если он болен  надо ле­чить­ся. (3) Она ска­за­ла ему что  если он болен  то надо ле­чить­ся.  (4) Когда мы при­шли  отец  по­ка­зал мне оку­ней и пло­тиц  ко­то­рых он вы­удил без меня. (5) Я проснул­ся  когда солн­це еще не вста­ло  когда при­ро­да была объ­ята пред­рас­свет­ным сном. (6) Слыш­но было как в саду шагал са­дов­ник и как скри­пе­ла его тачка. (7)  Со­неч­ка пи­са­ла  что на­стро­е­ние тя­же­лое  но чтобы он о них не бес­по­ко­ил­ся. (8) Он раз­дра­жи­те­лен  и когда здо­ров и когда болен.  (9) Вздрог­нем,  если вдруг взмет­нет­ся птица или  про­тру­бит лось вда­ле­ке.

Упраж­не­ние 2.  Со­ставь­те схемы пред­ло­же­ний упраж­не­ния 1.

Последнее изменение: Четверг, 21 Сентябрь 2017, 03:08