Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными

При­да­точ­ные при­со­еди­ни­тель­ные – это пред­ло­же­ния, ко­то­рые со­дер­жат по­пут­ное, до­ба­воч­ное со­об­ще­ние.

Они при­креп­ля­ют­ся к глав­но­му при по­мо­щи со­юз­ных слов что, по­че­му, от­че­го, зачем, вслед­ствие чего и др., от­но­сят­ся ко всему глав­но­му. К ним нель­зя за­дать во­прос, но можно по­до­брать си­но­ни­мич­ные слож­но­со­чи­нен­ные пред­ло­же­ния:

Дети ста­ра­тель­но уби­ра­ли иг­руш­ки, что долж­но было под­нять на­стро­е­ние маме. – СПП с при­да­точ­ным при­со­еди­ни­тель­ным. – Дети ста­ра­тель­но уби­ра­ли иг­руш­ки, и это долж­но было под­нять на­стро­е­ние маме. – Слож­но­со­чи­нен­ное пред­ло­же­ние.        

При­да­точ­ные при­со­еди­ни­тель­ные, как пра­ви­ло, стоят после глав­но­го (ино­гда в се­ре­дине глав­но­го).Неко­то­рые при­со­еди­ни­тель­ные при­да­точ­ные пре­вра­ти­лись в устой­чи­вые обо­ро­ты: что и сле­до­ва­ло ожи­дать; что и тре­бо­ва­лось до­ка­зать; с чем вас и по­здрав­ляю.

Вопросы к конспектам

Можно ли за­дать во­прос к при­да­точ­но­му при­со­еди­ни­тель­но­му?

Как при­да­точ­ные при­со­еди­ни­тель­ные при­со­еди­ня­ют­ся к глав­но­му?

Ка­ко­во место при­да­точ­но­го при­со­еди­ни­тель­но­го по от­но­ше­нию к глав­но­му?

Какую ин­фор­ма­цию вно­сит при­да­точ­ное при­со­еди­ни­тель­ное в пред­ло­же­ние?

Упраж­не­ние 1. Най­ди­те СПП с при­да­точ­ным при­со­еди­ни­тель­ным, за­ме­ни­те его ССП.

1. Надо было ехать в гости, чего Лене со­всем не хо­те­лось. 2. Он го­во­рил о том, что вол­но­ва­ло его. 3.Дети ста­ра­тель­но уби­ра­ли в ком­на­те, что долж­но было под­нять на­стро­е­ние маме. 4. Ре­бя­та пошли в лес, где все­гда было много гри­бов. 3.Ре­бя­та пошли в лес, где и за­но­че­ва­ли. 5. Со­бы­тия, ко­то­рые по­сле­до­ва­ли далее, были вполне ожи­да­е­мы.4. Поезд, что и сле­до­ва­ло ожи­дать, за­дер­жи­вал­ся.

Упраж­не­ние 2. Вы­де­ли­те грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы, рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния, под­черк­ни­те со­юз­ные слова как члены пред­ло­же­ния.

1. Обе де­ви­цы на­де­ли жел­тые и крас­ные баш­ма­ки что бы­ва­ло у них толь­ко в тор­же­ствен­ные слу­чаи. (А. Пуш­кин.) 2. Он веж­ли­во по­кло­нил­ся Чи­чи­ко­ву на что по­след­ний от­ве­тил тем же. (Н. Го­голь.) 3. Мы усерд­но го­то­ви­лись к эк­за­ме­нам вслед­ствие чего по­лу­чи­ли вы­со­кие баллы. 4. Вы успеш­но спра­ви­лись с кон­троль­ной с чем вас и по­здрав­ляю. 5. Он много читал от­че­го и по­ра­жал всех глу­бо­ки­ми зна­ни­я­ми. 6. На экс­кур­сии мы уви­де­ли и узна­ли много но­во­го и ин­те­рес­но­го зачем и по­еха­ли на нее.

Упраж­не­ние 3. Най­ди­те СПП с при­да­точ­ны­ми при­со­еди­ни­тель­ны­ми, объ­яс­ни­те пра­во­пи­са­ние омо­ни­мич­ных ча­стей речи.

1.                  В след­ствии по делу Пет­ро­ва об­на­ру­жен недо­ста­ток фак­тов. 2. Вслед­ствие пло­хой по­го­ды мы не пошли гу­лять. 3. Был силь­ный мороз, вслед­ствие чего в школе от­ме­ни­ли за­ня­тия. 4. От­че­го так пла­чет Варя? 5. От чего мы долж­ны от­ка­зать­ся, чтобы найти вер­ный путь ре­ше­ния про­бле­мы? 6. Мы от­ка­за­лись от дол­гих про­гу­лок, от­че­го по­яви­лось время для до­пол­ни­тель­ных за­ня­тий. 7. Зачем от мир­ных нег и друж­бы про­сто­душ­ной всту­пил он в этот свет за­вист­ли­вый и душ­ный... (М. Лер­мон­тов.) 8. Че­ло­век дол­жен тво­рить добро, зачем и при­хо­дит в этот мир. 9. Ба­буш­ка за­бы­ла, за чем она пошла в ком­на­ту.

Последнее изменение: Четверг, 21 Сентябрь 2017, 02:49