Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным

При­да­точ­ные опре­де­ли­тель­ные от­ве­ча­ют на во­про­сы какой? ко­то­рый? (во­про­сы опре­де­ле­ния). Во­прос за­да­ем от су­ще­стви­тель­но­го (или слова, упо­треб­лен­но­го в зна­че­нии су­ще­стви­тель­но­го) в глав­ном пред­ло­же­нии – это опре­де­ля­е­мое слово. При­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное все­гда стоит после опре­де­ля­е­мо­го слова в глав­ном пред­ло­же­нии и при­со­еди­ня­ет­ся со­юз­ны­ми сло­ва­ми какой, ко­то­рый, чей, что, кто, каков, где. Эти со­юз­ные слова могут из­ме­нять­ся по па­де­жам и могут упо­треб­лять­ся с пред­ло­га­ми (у ко­то­ро­го, на ко­то­рую и т. д.). Слово ко­то­рый может сто­ять в се­ре­дине при­да­точ­но­го, т. е. перед ним могут быть дру­гие слова. По­сколь­ку при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное стоит после опре­де­ля­е­мо­го слова, оно может ока­зать­ся в се­ре­дине глав­но­го пред­ло­же­ния и тогда вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми с двух сто­рон.

Слова ко­то­рый, какой, чей со­гла­су­ют­ся с опре­де­ля­е­мым сло­вом в роде и числе, а их падеж за­ви­сит от того, каким чле­ном пред­ло­же­ния они яв­ля­ют­ся в при­да­точ­ной части.

При­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное можно за­ме­нить обособ­лен­ным опре­де­ле­ни­ем, вы­ра­жен­ным при­част­ным обо­ро­том (кроме слу­ча­ев, когда в глав­ном есть ука­за­тель­ное слово; в при­да­точ­ном ска­зу­е­мое вы­ра­же­но фор­ма­ми бу­ду­ще­го вре­ме­ни и услов­но­го на­кло­не­ния; субъ­ек­ты грам­ма­ти­че­ской ос­но­вы глав­но­го и грам­ма­ти­че­ской ос­но­вы при­да­точ­но­го раз­ные).

Если при­да­точ­ное от­но­сит­ся к ме­сто­име­ни­ям тот, все, всё, каж­дый и т. д., – это при­да­точ­ное ме­сто­имен­но-опре­де­ли­тель­ное. Оно может сто­ять и перед опре­де­ля­е­мым сло­вом.

Вопросы к конспектам

Как найти при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное в пред­ло­же­нии?

Как от­ли­чить при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное от при­да­точ­но­го ме­сто­имен­но-опре­де­ли­тель­но­го?

Какие осо­бен­но­сти могут быть у со­юз­ных слов?

Что яв­ля­ет­ся син­так­си­че­ским си­но­ни­мом при­да­точ­но­го опре­де­ли­тель­но­го?

Может ли при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное на­хо­дить­ся перед глав­ным?

Упраж­не­ние 1.Опре­де­ли­те, к ка­ко­му слову от­но­сят­ся при­да­точ­ные опре­де­ли­тель­ные и ме­сто­имен­но-опре­де­ли­тель­ные. Под­черк­ни­те со­юз­ные слова как члены пред­ло­же­ния.

1. Пись­мо, что ты мне на­пи­са­ла, меня ни­чуть не ис­пу­га­ло. (А. Пуш­кин). 2. Снег, что таял под но­га­ми, пре­вра­щал­ся в огром­ные лужи. 3. Мыс­лям, ко­то­рые тре­во­жи­ли меня, я ста­рал­ся не при­да­вать осо­бо­го зна­че­ния. 4. Тот че­ло­век, ко­то­рый при­хо­дил вчера, се­год­ня не по­яв­лял­ся. 5.Тот, кто при­хо­дил вчера, се­год­ня не по­яв­лял­ся. 6. Кто весел, тот сме­ет­ся. (В. Ле­бе­дев-Ку­мач). 7. Не то, что мните вы, при­ро­да. (Ф. Тют­чев). 8.Я думал также и о том че­ло­ве­ке, в чьих руках на­хо­ди­лась моя судь­ба. (А. Пуш­кин).

Упраж­не­ние 2. Упо­тре­би­те при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное или ме­сто­имен­но-опре­де­ли­тель­ное в со­ста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния.

1. Мой друг, с ко­то­рым ..., и сей­час все­гда под­дер­жи­ва­ет меня. 2. Тот друг, ко­то­рый…, и сей­час все­гда под­дер­жи­ва­ет меня. 3. Тот, кто…, и сей­час все­гда под­дер­жи­ва­ет меня. 4. Место, где …, ока­за­лось очень удач­ным для от­ды­ха. 5. Окно, от­ку­да..., на­хо­ди­лось в ре­пе­ти­ци­он­ном клас­се му­зы­каль­ной школы. 6. Кто ..., тот не любит от­чиз­ны своей (Н. Некра­сов).

Упраж­не­ние 3. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Най­ди­те пред­ло­же­ния с при­да­точ­ны­ми опре­де­ли­тель­ны­ми и ме­сто­имен­но-опре­де­ли­тель­ны­ми.

1. Меня по­ра­зи­ли звуки стран­ной, но чрез­вы­чай­но при­ят­ной и милой му­зы­ки. (Л. Тол­стой.) 2. Лю­би­мые лица, мерт­вые и живые, при­хо­дят на па­мять. (И. Тур­ге­нев.) 3. Не то, что мните вы, при­ро­да. (Ф. Тют­чев.) 4. Я думал также и о том че­ло­ве­ке, в чьих руках на­хо­ди­лась моя судь­ба (А. Пуш­кин.) 5. Всего, что знал еще Ев­ге­ний, пе­ре­ска­зать мне недо­суг. (А. Пуш­кин.) [Об­ра­ти­те вни­ма­ние на раз­бор этого пред­ло­же­ния в ви­део­уро­ке!] 6. Ли­вень, спу­тав­ший все наши планы, пре­кра­тил­ся со­всем неожи­дан­но.

Упраж­не­ние 4. Ис­правь­те ошиб­ку, упо­тре­бив вме­сто при­да­точ­но­го опре­де­ли­тель­но­го обособ­лен­ное опре­де­ле­ние, вы­ра­жен­ное при­част­ным обо­ро­том.

Ли­вень, ко­то­рый спу­тал все наши планы, на ко­то­рые мы так на­де­я­лись, пре­кра­тил­ся со­всем неожи­дан­но.

Рус­ский язык, ко­то­рый по­сто­ян­но обо­га­ща­ет­ся но­вы­ми сло­ва­ми, и сам обо­га­ща­ет дру­гие языки, ко­то­рые за­им­ству­ют рус­скую лек­си­ку.

Последнее изменение: Среда, 20 Сентябрь 2017, 04:16