Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Сложноподчинённые предложения (СПП) играют важную роль в русском языке, позволяя точно выражать мысли и передавать причинно-следственные или смысловые связи между действиями. Одним из наиболее употребимых видов придаточных являются придаточные изъяснительные, которые помогают раскрыть содержание действия, мыслей, речи или чувства, выраженного в главной части предложения.


1. Определение придаточного изъяснительного

Придаточное изъяснительное — это часть СПП, которая поясняет или раскрывает содержание глагола в главной части, чаще всего связанного с речью, мышлением, восприятием или эмоциональным состоянием. Оно отвечает на вопросы: что? о чём? кого? что сделал? как?

Придаточные изъяснительные чаще всего присоединяются через подчинительные союзы и союзные слова: что, чтобы, как, будто, как будто бы, словно, ли.

Примеры:

  • Я знаю, что он придёт завтра.

  • Она рассказала, как провела лето.

  • Мы не уверены, будет ли экзамен сложным.

Союз или союзное слово соединяет придаточную часть с главным глаголом, раскрывая его смысл.


2. Глаголы, которые требуют изъяснительного придаточного

Придаточные изъяснительные часто зависят от глаголов речи, мысли и восприятия, таких как:

  • Мыслительные и познавательные: знать, думать, помнить, понимать, подозревать, сомневаться.

  • Речевые: говорить, сказать, сообщить, ответить, объяснить.

  • Восприятие и чувство: видеть, слышать, чувствовать, удивляться, радоваться.

Примеры:

  • Я думаю, что он прав. (глагол мыслительной деятельности — «думаю»)

  • Он сообщил, что экзамен переносится. (глагол речи — «сообщил»)

  • Мы видели, как птицы улетали на юг. (глагол восприятия — «видели»)


3. Союзы и союзные слова в придаточных изъяснительных

Основные союзы и союзные слова:

  • что — самый распространённый союз для изъяснительных придаточных.

  • как, будто, словно — обозначают способ действия или содержание действия.

  • чтобы — указывает на намерение или цель, часто в конструкции изъяснительного типа.

  • ли, ли… или — используются в придаточных косвенного вопроса.

Примеры:

  • Я понял, что задание сложное.

  • Он не знал, как правильно поступить.

  • Учитель объяснил, чтобы мы повторили правило.

  • Мы не знали, будет ли концерт завтра или послезавтра.


4. Позиция придаточной части

Придаточная часть изъяснительного типа может располагаться:

  1. После главной части — наиболее распространённый вариант:
    Мы не уверены, что погода завтра будет хорошей.

  2. Перед главной частью — придаточная отделяется запятой:
    Что он прав, я понял сразу.

  3. В середине главной части — выделяется запятыми с двух сторон:
    Учитель, что объяснил правило подробно, помог нам подготовиться к контрольной.

Правильная расстановка придаточной части важна для точного выражения смысла и правильной пунктуации.


5. Знаки препинания

  • Запятая всегда ставится между главной и придаточной частью.

  • Если придаточная часть находится в середине главной, она выделяется запятыми с двух сторон.

  • Союз или союзное слово не являются членами главной части, но соединяют обе части.

Примеры:

  • Я знаю, что экзамен сложный.

  • Он сказал, как готовился к работе.

  • Мы обсуждали, будет ли новый проект успешным.


6. Значение придаточных изъяснительных

  • Позволяют точно раскрывать содержание действия главной части.

  • Связывают действие с мыслью, речью или чувством.

  • Делают текст более связным и логически стройным.

  • Широко применяются в художественных, публицистических и научных текстах, а также в устной речи.

Примеры из литературы:

  • Он подумал, что день будет удачным.

  • Мы не знали, как рассказать новости.

Последнее изменение: Вторник, 25 Ноябрь 2025, 21:26