Особенности присоединения придаточных предложений к главному

Пом­ни­те, по каким при­зна­кам  опре­де­ля­ют  слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние? Надо найти  грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы,  от одной части  (глав­ной)  к дру­гой   (при­да­точ­ной)  за­дать во­прос. За­пом­ни­те: при­да­точ­ные пред­ло­же­ния при­со­еди­ня­ют­ся со­ю­за­ми и со­юз­ны­ми сло­ва­ми ко всему глав­но­му пред­ло­же­нию. Но по смыс­лу  при­да­точ­ное пред­ло­же­ние может по­яс­нять одно слово, сло­во­со­че­та­ние  или целое пред­ло­же­ние.  На­при­мер, Де­рев­ня, где ску­чал Ев­ге­ний, была пре­крас­ный уго­лок. (А. Пуш­кин.)  При­да­точ­ная часть - где ску­чал Ев­ге­ний -  по­яс­ня­ет слово де­рев­ня.  Де­рев­ня, какая?- где ску­чал Ев­ге­ний. При­да­точ­ная часть тесно свя­за­на с глав­ной, но кон­кре­ти­зи­ру­ет одно слово. Дом стоял на ко­со­го­ре, так что окна в сад были  очень низко от земли. В этом пред­ло­же­нии во­прос за­да­ем от всего глав­но­го пред­ло­же­ния.  Дом стоял на ко­со­го­ре, - что из этого сле­ду­ет?- так что окна в сад были  очень низко от земли. Мы смог­ли убе­дить­ся, что во­про­сы за­да­ют  к при­да­точ­ной  части или от од­но­го  слова, или от це­ло­го  пред­ло­же­ния.   Можно за­дать во­прос и от сло­во­со­че­та­ния: Он вел себя таким об­ра­зом, – каким об­ра­зом? -  что его ува­жа­ли, но не бо­я­лись. Сле­до­ва­тель­но, при­да­точ­ное пред­ло­же­ние по­яс­ня­ет слово, сло­во­со­че­та­ние в глав­ном пред­ло­же­нии или все глав­ное пред­ло­же­ние.

До­маш­нее за­да­ние

Вопросы к конспектам

1.      Как опре­де­лить,  что пред­ло­же­ние слож­но­под­чи­нен­ное?

2.      При по­мо­щи чего при­со­еди­ня­ют­ся при­да­точ­ные пред­ло­же­ния  к глав­но­му?

3.      Что по смыс­лу по­яс­ня­ет при­да­точ­ное пред­ло­же­ние?

Упраж­не­ние 1.  Под­черк­ни­те грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы,  опре­де­ли­те вид пред­ло­же­ния.

1) Воз­дух свеж и чист, как по­це­луй ре­бен­ка. (М. Лер­мон­тов)  2)  Солн­це зашло,  и на­ча­ло смер­кать­ся. (М. Лер­мон­тов) 3) Вновь я по­се­тил тот уго­лок земли, где я про­вел из­гнан­ни­ком два года неза­мет­ных. (А. Пуш­кин).

Упраж­не­ние 2. Опре­де­ли­те, что по смыс­лу по­яс­ня­ет при­да­точ­ное.

1. Де­рев­ня, где ску­чал Ев­ге­ний, была пре­крас­ный уго­лок.  (А. Пуш­кин). 

2. Дом стоял на ко­со­го­ре, так что окна в сад были  очень низко от земли.  3) Есть  пи­са­те­ли, у ко­то­рых план со­сто­ит всего из несколь­ких слов (К. Па­у­стов­ский.)   4) И долго буду  тем лю­бе­зен я на­ро­ду,/Что чув­ства доб­рые я лирой про­буж­дал. (А. Пуш­кин)

Последнее изменение: Среда, 20 Сентябрь 2017, 04:09