А.П. Чехов. Рассказ "О любви"

 Введение

Тема на­ше­го урока: «Антон Пав­ло­вич Чехов, рас­сказ “О любви”» (рис. 1). Вы уже зна­ко­ми­лись со мно­ги­ми рас­ска­за­ми этого пи­са­те­ля. Ка­кие-то из них вы чи­та­ли са­мо­сто­я­тель­но, а ка­кие-то изу­ча­ли в школе.

А.П. Чехов

Рис. 1. А.П. Чехов

Вам уже долж­ны быть из­вест­ны рас­ска­зы «Ха­ме­ле­он», «Пе­ре­со­лил», «Раз­маз­ня», «Зло­умыш­лен­ник». Се­год­ня мы зна­ко­мим­ся с рас­ска­зом «О любви». Он вхо­дит в «ма­лень­кую три­ло­гию» Че­хо­ва, на­ря­ду с рас­ска­за­ми «Че­ло­век в фу­тля­ре» и «Кры­жов­ник». Каж­дая ис­то­рия – это рас­сказ в рас­ска­зе, от­дель­ный слу­чай из жизни че­ло­ве­ка. По­вест­во­ва­ние ве­дет­ся от лица рас­сказ­чи­ка, при­чем каж­дый по­пе­ре­мен­но ста­но­вит­ся то ге­ро­ем, то слу­ша­те­лем, то рас­сказ­чи­ком опре­де­лен­ной ис­то­рии. Это не про­сто кон­крет­ная ис­то­рия о кон­крет­ном че­ло­ве­ке, это ис­то­рия, ко­то­рая поз­во­ля­ет по­нять со­вре­мен­ную Че­хо­ву жизнь. Чехов сумел за­гля­нуть в глу­би­ну под­со­зна­ния че­ло­ве­ка, сумел по­ка­зать про­ти­во­ре­чи­вость мечты и дей­стви­тель­но­сти. Автор за­да­ет мно­же­ство во­про­сов, на­при­мер: что такое лю­бовь? как она за­рож­да­ет­ся? на какие жерт­вы могут идти муж­чи­на и жен­щи­на ради этого чув­ства?

 Рассказ «О любви»

По­про­бу­ем разо­брать­ся в слож­ней­ших от­но­ше­ни­ях людей на при­ме­ре рас­ска­за «О любви». В этой ис­то­рии рас­сказ­чи­ком и ге­ро­ем яв­ля­ет­ся по­ме­щик Але­хин. Рас­сказ на­чи­на­ет­ся с очень ко­рот­кой за­ри­сов­ки: перед нами по­яв­ля­ет­ся два, ка­за­лось бы, незна­чи­тель­ных пер­со­на­жа, а имен­но: повар Ни­ка­нор и кра­си­вая Пе­ла­гея, ко­то­рая влюб­ле­на в этого по­ва­ра, но не вы­хо­дит за него замуж, а со­гла­ша­ет­ся «жить так». Никто из дей­ству­ю­щих ге­ро­ев не может от­ве­тить на во­прос, за что Пе­ла­гея так силь­но любит по­ва­ра.

«Стали го­во­рить о любви. 
– Как за­рож­да­ет­ся лю­бовь, – ска­зал Але­хин, – по­че­му Пе­ла­гея не по­лю­би­ла ко­го-ни­будь дру­го­го, более под­хо­дя­ще­го к ней по ее ду­шев­ным и внеш­ним ка­че­ствам, а по­лю­би­ла имен­но Ни­ка­но­ра, этого мурло, – тут у нас все зовут его мур­лом, – по­сколь­ку в любви важны во­про­сы лич­но­го сча­стья – все это неиз­вест­но, и обо всем этом можно трак­то­вать как угод­но».

В рас­ска­зе мы стал­ки­ва­ем­ся с фи­ло­соф­ски­ми раз­мыш­ле­ни­я­ми ав­то­ра, ко­то­рые он вкла­ды­ва­ет в уста героя.

«До сих пор о любви была ска­за­на толь­ко одна неоспо­ри­мая прав­да, а имен­но, что "тайна сия ве­ли­ка есть", все же осталь­ное, что пи­са­ли и го­во­ри­ли о любви, было не ре­ше­ни­ем, а толь­ко по­ста­нов­кой во­про­сов, ко­то­рые так и оста­ва­лись нераз­ре­шен­ны­ми. То объ­яс­не­ние, ко­то­рое, ка­за­лось бы, го­дит­ся для од­но­го слу­чая, уже не го­дит­ся для де­ся­ти дру­гих, и самое луч­шее, по-мо­е­му, – это объ­яс­нять каж­дый слу­чай в от­дель­но­сти, не пы­та­ясь обоб­щать».

Один из ге­ро­ев при­во­дит в при­мер слу­чай «рус­ской» любви:

«Обык­но­вен­но лю­бовь по­э­ти­зи­ру­ют, укра­ша­ют ее ро­за­ми, со­ло­вья­ми, мы же, рус­ские, укра­ша­ем нашу лю­бовь этими ро­ко­вы­ми во­про­са­ми…

...милая дама, ко­то­рая вся­кий раз, когда я дер­жал ее в объ­я­ти­ях, ду­ма­ла о том, сколь­ко я буду вы­да­вать ей в месяц и почем те­перь го­вя­ди­на за фунт».

Во­про­сы, ко­то­рые Чехов ста­вит перед нами в на­ча­ле рас­ска­за, и те, о ко­то­рых за­ду­мы­ва­ют­ся герои, нераз­ре­ши­мы в рас­ска­зе.

По­чи­та­ем, что же рас­ска­зы­ва­ет о себе по­ме­щик, ка­ко­ва ис­то­рия его жизни.

«Я живу в Со­фьине и за­ни­ма­юсь хо­зяй­ством уже давно, – начал Але­хин, – с тех пор, как кон­чил в уни­вер­си­те­те. По вос­пи­та­нию я бе­ло­руч­ка, по на­клон­но­стям – ка­би­нет­ный че­ло­век, но на име­нии, когда я при­е­хал сюда, был боль­шой долг, а так как отец мой за­дол­жал от­ча­сти по­то­му, что много тра­тил на мое об­ра­зо­ва­ние, то я решил, что не уеду от­сю­да и буду ра­бо­тать, пока не упла­чу этого долга. Я решил так и начал тут ра­бо­тать, при­зна­юсь, не без неко­то­ро­го от­вра­ще­ния».

Воз­ни­ка­ет мысль, что очень часто че­ло­век в своей жизни де­ла­ет не то, что ему хо­чет­ся, а то, что необ­хо­ди­мо. Несмот­ря на то что Але­хи­ну не нра­вит­ся за­ни­мать­ся сель­ским тру­дом, он счи­та­ет это своим дол­гом.

«...я сам тоже пахал, сеял, косил и при этом ску­чал и брезг­ли­во мор­щил­ся…

...летом, осо­бен­но во время по­ко­са, я не успе­вал до­брать­ся до своей по­сте­ли и за­сы­пал в сарае, в санях или где-ни­будь в лес­ной сто­рож­ке...»

А ведь мы про­чи­та­ли в на­ча­ле рас­ска­за, что он был ка­би­нет­ный че­ло­век, об­ра­зо­ван­ный, знал несколь­ко язы­ков, при­вык к ком­фор­ту...

«Я ма­ло-по­ма­лу пе­ре­брал­ся вниз, стал обе­дать в люд­ской кухне...»

Даль­ше Але­хин рас­ска­зы­ва­ет о том, как в его жизни по­яви­лась на­деж­да на лю­бовь. Од­на­ж­ды в го­ро­де он встре­ча­ет Анну Алек­се­ев­ну Лу­га­но­вич.

«И тут мне пред­ста­вил­ся слу­чай по­зна­ко­мить­ся с Анной Алек­се­ев­ной, женой Лу­га­но­ви­ча. Тогда она была еще очень мо­ло­да, не стар­ше два­дца­ти двух лет…

...я видел жен­щи­ну мо­ло­дую, пре­крас­ную, доб­рую, ин­тел­ли­гент­ную, оба­я­тель­ную, жен­щи­ну, какой я рань­ше ни­ко­гда не встре­чал; и сразу я по­чув­ство­вал в ней су­ще­ство близ­кое, уже зна­ко­мое, точно это лицо, эти при­вет­ли­вые, умные глаза я видел уже ко­гда-то в дет­стве, в аль­бо­ме, ко­то­рый лежал на ко­мо­де у моей ма­те­ри». (Рис. 2.)

Анна в рас­ска­зе «О любви»

Рис. 2. Анна в рас­ска­зе «О любви»

Але­хин, вер­нув­шись в де­рев­ню, по­сто­ян­но вспо­ми­на­ет об этой бе­ло­ку­рой жен­щине, по­сто­ян­но ду­ма­ет о ней.

«...я не думал о ней, но точно лег­кая тень ее ле­жа­ла на моей душе».

«...бью­щее впе­чат­ле­ние кра­со­ты и милых лас­ко­вых глаз, не дает мне покоя».

И в тот мо­мент, когда про­ис­хо­дит сле­ду­ю­щая встре­ча, Анна Алек­се­ев­на при­зна­ет­ся, что она тоже слег­ка увлек­лась Але­хи­ным.

«Вы тогда были во­оду­шев­ле­ны и много го­во­ри­ли, были очень ин­те­рес­ны, и при­зна­юсь, я даже увлек­лась вами немнож­ко. По­че­му-то часто в те­че­ние лета вы при­хо­ди­ли мне на па­мять, и се­год­ня, когда я со­би­ра­лась в театр, мне по­ка­за­лось, что я вас увижу».

Анна Алек­се­ев­на за­му­жем. От­но­ше­ния между этими лю­дь­ми раз­ви­ва­ют­ся, но не могут пе­ре­ра­с­ти во что-то боль­шее.

«Ее взгляд, изящ­ная, бла­го­род­ная рука, ко­то­рую она по­да­ва­ла мне, ее до­маш­нее пла­тье, при­чес­ка, голос, шаги вся­кий раз про­из­во­ди­ли на меня все то же впе­чат­ле­ние че­го-то но­во­го, необык­но­вен­но­го в моей жизни и важ­но­го. Мы бе­се­до­ва­ли по­дол­гу и по­дол­гу мол­ча­ли, думая каж­дый о своем, или же она иг­ра­ла мне на рояле».

Оба героя бо­ят­ся го­во­рить о своих чув­ствах. Со­зда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что они сами бо­ят­ся этой любви, бо­ят­ся на­ру­шить свою усто­яв­шу­ю­ся жизнь. Каж­дый де­ла­ет так, как нужно, как необ­хо­ди­мо, но не так, как велит ему чув­ство.

«Я был несчаст­лив. И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней, я ста­рал­ся по­нять тайну мо­ло­дой, кра­си­вой, умной жен­щи­ны, ко­то­рая вы­хо­дит за неин­те­рес­но­го че­ло­ве­ка, почти за ста­ри­ка (мужу было боль­ше со­ро­ка лет), имеет от него детей, – по­нять тайну этого неин­те­рес­но­го че­ло­ве­ка, доб­ря­ка, про­ста­ка, ко­то­рый рас­суж­да­ет с таким скуч­ным здра­во­мыс­ли­ем, на балах и ве­че­рин­ках дер­жит­ся около со­лид­ных людей, вялый, ненуж­ный, с по­кор­ным, без­участ­ным вы­ра­же­ни­ем, точно его при­ве­ли сюда про­да­вать, ко­то­рый верит, од­на­ко, в свое право быть счаст­ли­вым, иметь от нее детей; и я все ста­рал­ся по­нять, по­че­му она встре­ти­лась имен­но ему, а не мне, и для чего это нужно было, чтобы в нашей жизни про­изо­шла такая ужас­ная ошиб­ка».

Можно за­ни­мать раз­ные по­зи­ции и по от­но­ше­нию к герою, и по от­но­ше­нию к ге­ро­ине, но мы по­ни­ма­ем, что эти люди встре­ти­ли в жизни воз­мож­ность об­ре­сти лю­бовь и они дей­стви­тель­но были го­то­вы по­лю­бить друг друга. Несмот­ря на то что Анна Алек­се­ев­на со­сто­ит в браке, она оста­ет­ся оди­но­кой, несмот­ря на то что по­ме­щик по­сто­ян­но занят де­ла­ми, он по­сто­ян­но чув­ству­ет пу­сто­ту. Их объ­еди­ня­ет это чув­ство оди­но­че­ства, чув­ство неудо­вле­тво­рен­но­сти.

«А при­ез­жая в город, я вся­кий раз по ее гла­зам видел, что она ждала меня; и она сама при­зна­ва­лась мне, что еще с утра у нее было ка­кое-то осо­бен­ное чув­ство, она уга­ды­ва­ла, что я при­еду. Мы по­дол­гу го­во­ри­ли, мол­ча­ли, но мы не при­зна­ва­лись друг другу в нашей любви и скры­ва­ли ее робко, рев­ни­во. Мы бо­я­лись всего, что могло бы от­крыть нашу тайну нам же самим. Я любил нежно, глу­бо­ко, но я рас­суж­дал, я спра­ши­вал себя, к чему может по­ве­сти наша лю­бовь, если у нас не хва­тит сил бо­роть­ся с нею: мне ка­за­лось неве­ро­ят­ным, что эта моя тихая, груст­ная лю­бовь вдруг грубо обо­рвет счаст­ли­вое те­че­ние жизни ее мужа, детей, всего этого дома, где меня так лю­би­ли и где мне так ве­ри­ли. Чест­но ли это? Она пошла бы за мной, но куда»?

Але­хин за­да­ет очень много во­про­сов: он пы­та­ет­ся оправ­дать свою нере­ши­тель­ность.

«Куда бы я мог уве­сти ее? Дру­гое дело, если бы у меня была кра­си­вая, ин­те­рес­ная жизнь, если б я, на­при­мер, бо­рол­ся за осво­бож­де­ние ро­ди­ны или был зна­ме­ни­тым уче­ным, ар­ти­стом, ху­дож­ни­ком, а то ведь из одной обыч­ной, буд­нич­ной об­ста­нов­ки при­ш­лось бы увлечь ее в дру­гую такую же или еще более буд­нич­ную. И как бы долго про­дол­жа­лось наше сча­стье? Что было бы с ней в слу­чае моей бо­лез­ни, смер­ти, или, про­сто, если бы мы раз­лю­би­ли друг друга»?

Со­мне­ния Але­хи­на не пусты и не трус­ли­вы, нам от­кры­ва­ют­ся мысли по­ря­доч­но­го че­ло­ве­ка. Но мы ощу­ща­ем неуве­рен­ность Але­хи­на в глу­бине его чувств.

Да­вай­те по­смот­рим, какие мысли му­ча­ют Анну Алек­се­ев­ну.

«И ее мучил во­прос: при­не­сет ли мне сча­стье ее лю­бовь, не ослож­нит ли она моей жизни, и без того тя­же­лой, пол­ной вся­ких несча­стий»?

Герои бо­ят­ся сво­е­го чув­ства, и автор по­ка­зы­ва­ет их без­во­лие и спу­тан­ность пред­став­ле­ний о сча­стье, о любви.

«...что де­ла­лось в моей душе. Я молча брал из ее рук би­нокль и в это время чув­ство­вал, что она близ­ка мне, что она моя, что нам нель­зя друг без друга, но, по ка­ко­му-то стран­но­му недо­ра­зу­ме­нию, выйдя из те­ат­ра, мы вся­кий раз про­ща­лись и рас­хо­ди­лись, как чужие. В го­ро­де уже го­во­ри­ли о нас бог знает что, но из всего, что го­во­ри­ли, не было ни од­но­го слова прав­ды».

Але­хин нере­ши­тель­ный, роб­кий, даже сла­бый че­ло­век, он во всем по­сту­па­ет в со­от­вет­ствии с об­ще­при­ня­ты­ми пред­став­ле­ни­я­ми, и автор по­ка­зы­ва­ет, как это сле­пое сле­до­ва­ние об­ще­при­ня­тым нор­мам губит чи­стое и свет­лое чув­ство и опу­сто­ша­ет жизни ге­ро­ев.

«Мы мол­ча­ли, и все мол­ча­ли...»

В жизни ге­ро­ев нет цели, и это губит их. Очень важ­ные мысли воз­ни­ка­ют в конце рас­ска­за.

«в купе, взгля­ды наши встре­ти­лись, ду­шев­ные силы оста­ви­ли нас обоих, я обнял ее, она при­жа­лась лицом к моей груди, и слезы по­тек­ли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мок­рые от слез, – о, как мы были с ней несчаст­ны! – я при­знал­ся ей в своей любви, и со жгу­чей болью в серд­це я понял, как ненуж­но, мелко и как об­ман­чи­во было все то, что нам ме­ша­ло лю­бить. Я понял, что когда лю­бишь, то в своих рас­суж­де­ни­ях об этой любви нужно ис­хо­дить от выс­ше­го, от более важ­но­го, чем сча­стье или несча­стье, грех или доб­ро­де­тель в их хо­дя­чем смыс­ле, или не нужно рас­суж­дать вовсе.

Я по­це­ло­вал в по­след­ний раз, пожал руку, и мы рас­ста­лись – на­все­гда. Поезд уже шел. Я сел в со­сед­нем купе, – оно было пусто, – и до пер­вой стан­ции сидел тут и пла­кал. Потом пошел к себе в Со­фьи­но пеш­ком...»

 Заключение

Уди­ви­те­лен под­текст че­хов­ско­го рас­ска­за. Без этого под­тек­ста невоз­мож­но по­нять мысли ав­то­ра.

«Пока Але­хин рас­ска­зы­вал, дождь пе­ре­стал, и вы­гля­ну­ло солн­це. Бур­кин и Иван Ива­ныч вышли на бал­кон; от­сю­да был пре­крас­ный вид на сад и на плес, ко­то­рый те­перь на солн­це бле­стел, как зер­ка­ло. Они лю­бо­ва­лись и в то же время жа­ле­ли, что этот че­ло­век с доб­ры­ми, ум­ны­ми гла­за­ми, ко­то­рый рас­ска­зы­вал им с таким чи­сто­сер­де­чи­ем, в самом деле вер­тел­ся здесь, в этом гро­мад­ном име­нии, как белка в ко­ле­се, а не за­ни­мал­ся на­у­кой или чем-ни­будь дру­гим, что де­ла­ло бы его жизнь более при­ят­ной...»

При­ро­да за­став­ля­ет че­ло­ве­ка по­чув­ство­вать его сла­бость и в то же время на­сла­жде­ние и вос­торг, ко­то­рые может дать жизнь. Неуди­ви­тель­но, что имен­но кар­ти­ной при­ро­ды, изоб­ра­жа­ю­щей ши­ро­ту, род­ной про­стор, за­кан­чи­ва­ет­ся рас­сказ. Это на­деж­да на то, что люди услы­шат рас­сказ по­ме­щи­ка Але­хи­на и будут вести себя в со­от­вет­ствии со сво­и­ми чув­ства­ми.

Автор пы­та­ет­ся ска­зать, что выход есть, что не нужно плыть по те­че­нию, а стоит бо­роть­ся за каж­дый свет­лый день, за свое сча­стье и свою лю­бовь. И нель­зя сми­рять­ся с пу­сто­той и бес­цель­но­стью жизни, нужно идти впе­ред.

За­кон­чим наш урок сло­ва­ми ли­те­ра­ту­ро­ве­да Ко­ро­ви­на.

«Между тем лю­бовь – чув­ство бес­ко­рыст­ное, не тер­пя­щее ра­ци­о­наль­ных во­про­сов, не под­да­ю­ще­е­ся вла­сти рас­суд­ка. Рас­су­доч­ные во­про­сы уби­ва­ют лю­бовь. При этом во­про­сы да­ле­ко не празд­ные, а глу­бо­ко нрав­ствен­ные. Ис­то­рия, о ко­то­рой по­вест­ву­ет­ся в рас­ска­зе, свя­за­на с хо­ро­ши­ми, чест­ны­ми и бла­го­род­ны­ми лю­дь­ми.

Ими овла­де­ли и под­чи­ни­ли себе и об­сто­я­тель­ства, и внут­рен­ние, лич­ные при­чи­ны, ко­то­рые герои рас­ска­за не в силах пе­ре­сту­пить. Суть че­хов­ско­го рас­ска­за со­сто­ит не в том, как надо прак­ти­че­ски по­ве­сти себя в сло­жив­ших­ся усло­ви­ях. Чехов не дает оди­на­ко­во­го и год­но­го для всех слу­ча­ев или толь­ко для этого слу­чая ре­цеп­та. Фи­ло­соф­ский смысл рас­ска­за про­яв­ля­ет­ся в воз­вы­ше­нии любви как чув­ства, перед ко­то­рым все дру­гие рас­су­доч­ные со­об­ра­же­ния ока­зы­ва­ют­ся мел­ки­ми и незна­чи­тель­ны­ми: «Я понял, что когда лю­бишь, то в своих рас­суж­де­ни­ях об этой любви нужно ис­хо­дить от выс­ше­го, от более важ­но­го, чем сча­стье или несча­стье, грех или доб­ро­де­тель в их хо­дя­чем смыс­ле, или не нужно рас­суж­дать вовсе». Лю­бовь в таком по­ни­ма­нии выше всего на свете, она не нуж­да­ет­ся в ло­ги­че­ских, рас­су­доч­ных под­пор­ках. В ней самой за­клю­че­но ее оправ­да­ние. Дра­ма­тизм си­ту­а­ции, на­ри­со­ван­ной Че­хо­вым, и за­клю­ча­ет­ся в том, что герои ока­за­лись в плену обыч­ных и ско­вав­ших их души пред­став­ле­ний о любви».

Вопросы к конспектам

1. Про­чи­тать рас­сказ И.А. Бу­ни­на «Кав­каз». Со­по­ста­вить сю­же­ты и ге­ро­ев рас­ска­зов Че­хо­ва и Бу­ни­на. Вы­явить сход­ство и раз­ли­чие по­зи­ций ав­то­ров.

2. От­веть­те на во­про­сы:

1) В чем суть рас­ска­за? О чем он? Кто его герои?
2) Можно ли было пред­по­ло­жить, как будут раз­ви­вать­ся со­бы­тия? 
3) Какое зна­че­ние для раз­ви­тия дей­ствия имел рас­сказ о кра­си­вой Пе­ла­гее и по­ва­ре Ни­ка­но­ре?
4) Ка­ко­во ваше от­но­ше­ние к ге­ро­ям и их по­ступ­кам? Что хотел ска­зать чи­та­те­лям автор? Как вы по­ни­ма­е­те кон­цов­ку рас­ска­за?
5) Какие раз­мыш­ле­ния у вас вы­звал рас­сказ? Осуж­да­е­те или одоб­ря­е­те вы по­ступ­ки ге­ро­ев?

3. Пись­мен­но от­ве­тить на во­про­сы: «кто прав и кто ви­но­ват в безыс­ход­ной си­ту­а­ции?» или «пра­виль­но ли по­сту­пи­ли герои?»


Последнее изменение: Четверг, 15 Июнь 2017, 19:49