Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала»

 История написания рассказа

Перед вами порт­рет Л. Н. Тол­сто­го, вы­пол­нен­ный в 1884 году ху­дож­ни­ком Н. Ге.

Порт­рет Л. Н. Тол­сто­го.

Рис. 1. Порт­рет Л. Н. Тол­сто­го.

Позд­ний вечер, ком­на­та по­гру­же­на во мрак. Ка­жет­ся, что всё во­круг спит, и толь­ко ве­ли­кий тру­же­ник Тол­стой не может ото­рвать­ся от ра­бо­ты, ко­то­рая сей­час со­став­ля­ет глав­ное дело его жизни. Он хочет, чтобы прав­да, по­ня­тая им, стала до­ступ­ной всем людям. Тол­стой похож здесь на муд­ро­го и ве­ли­че­ствен­но­го про­ро­ка, стро­го­го судью и учи­те­ля жизни.

На ру­бе­же двух эпох Тол­стой со­здал ряд про­из­ве­де­ний, среди ко­то­рых был рас­сказ «После бала». Он был на­пи­сан в 1903 году, а опуб­ли­ко­ван уже после смер­ти пи­са­те­ля – в 1911. Сю­жет­ной ос­но­вой рас­ска­за стала дей­стви­тель­ные со­бы­тия, про­изо­шед­шие с бра­том Л. Н. Тол­сто­го – С. Н. Тол­стым.

Бра­тья Тол­стые (слева на­пра­во): Сер­гей, Ни­ко­лай, Дмит­рий, Лев (Москва, 1854).

Рис. 2. Бра­тья Тол­стые (слева на­пра­во): Сер­гей, Ни­ко­лай, Дмит­рий, Лев (Москва, 1854).

Вар­ва­ра Ан­дре­ев­на Ко­рейш была до­че­рью во­ин­ско­го на­чаль­ни­ка в Ка­за­ни. Сам пи­са­тель знал и её, и отца. Чув­ства Сер­гея Ни­ко­ла­е­ви­ча к этой де­вуш­ки угас­ло после того, как он, ве­се­ло тан­це­вав­ший с ней на балу ма­зур­ку, на дру­гое утро уви­дел, как её отец рас­по­ря­жал­ся про­гна­ни­ем сквозь строй бе­жав­ше­го из ка­зар­мы сол­да­та. Этот слу­чай без со­мне­ния тогда стал из­ве­стен Льву Ни­ко­ла­е­ви­чу. Рас­сказ «После бала» был на­пи­сан в конце жизни пи­са­те­ля. В нём во­пло­ти­лось всё ма­стер­ство Тол­сто­го-ху­дож­ни­ка. Рас­смот­рим ху­до­же­ствен­ное свое­об­ра­зие этого про­из­ве­де­ния.

Ма­зур­ка

Ма­зур­ка – пар­ный трёх­доль­ный танец в ожив­лён­ном темпе. По про­ис­хож­де­нию свя­зан с на­род­ным тан­цем поль­ской об­ла­сти Ма­зо­вия – ма­зу­ром.

Ма­зур­ка.

Рис. 3. Ма­зур­ка.

Ма­зур­ка ши­ро­ко рас­про­стра­не­на в рус­ской му­зы­ке ХІХ в. В ари­сто­кра­ти­че­ском быту ма­зур­ка (на­ря­ду с по­ло­не­зом) – один из ти­пич­ных баль­ных тан­цев, и на её фоне разыг­ры­ва­ет­ся ссора Оне­ги­на и Лен­ско­го в опере Чай­ков­ско­го «Ев­ге­ний Оне­гин». О пол­ков­ни­ке Ска­лоз­убе из «Горя от ума» ска­за­но: «со­звез­дие ма­нёв­ров и ма­зур­ки». Так же можно ска­зать и об отце Ва­рень­ки.

 

Художественное своеобразие рассказа

Ком­по­зи­ция (по­стро­е­ние, струк­ту­ра, ар­хи­тек­то­ни­ка) – это рас­по­ло­же­ние ото­бран­но­го ма­те­ри­а­ла в таком по­ряд­ке, ко­то­рым до­сти­га­ет­ся эф­фект боль­ше­го воз­дей­ствия на чи­та­те­ля, чем было бы воз­мож­но при про­стом со­об­ще­нии фак­тов.

В рас­ска­зе «После бала» Тол­стой ис­поль­зу­ет ком­по­зи­ци­он­ный приём рас­сказ в рас­ска­зе. С по­мо­щью этого при­е­ма он сна­ча­ла по­зна­ко­мит чи­та­те­ля с глав­ным дей­ству­ю­щим лицом, ко­то­рое в даль­ней­шем ста­нет ос­нов­ным рас­сказ­чи­ком. Таким об­ра­зом, в рас­ска­зе со­зда­ёт­ся двой­ной ав­тор­ский взгляд на по­вест­во­ва­ние и со­зда­ёт­ся до­пол­ни­тель­ная до­сто­вер­ность. Глав­ным рас­сказ­чи­ком яв­ля­ет­ся Иван Ва­си­лье­вич, ко­то­рый вспо­ми­на­ет ис­то­рию своей мо­ло­до­сти. Это был пе­ри­од 40-х годов 19 века. По­вест­во­ва­ние со­сто­ит из несколь­ких ча­стей. Со­ста­вим план рас­ска­за.

Ком­по­зи­ция рас­ска­за «После бала»:

1. Вступ­ле­ние. Спор о вли­я­нии об­ще­ства на че­ло­ве­ка.

2. Ос­нов­ная часть.

2.1. Бал.

2.2. Эк­зе­ку­ция.

3. Кон­цов­ка. Рас­суж­де­ние о месте че­ло­ве­ка в об­ще­стве.

Такая ком­по­зи­ция, в ко­то­рой вступ­ле­ние и кон­цов­ка вы­ве­де­ны за рамки ос­нов­но­го сю­же­та, на­зы­ва­ет­ся об­рам­ле­ние. Таким об­ра­зом, ос­нов­ное по­вест­во­ва­ние со­сто­ит из двух ча­стей: опи­са­ние бала и эк­зе­ку­ция. Как видим, в ос­но­ву ком­по­зи­ции по­ло­жен прием ан­ти­те­зы – ху­до­же­ствен­но­го про­ти­во­по­став­ле­ния. Те­перь про­ве­дём ра­бо­ту над тек­стом и за­пол­ним таб­ли­цу, при­во­дя при­ме­ры про­ти­во­по­став­ле­ния, кон­тра­ста. В таб­ли­цу за­пи­сы­ва­ем ци­та­ты из пер­вой части – опи­са­ния бала, и вто­рой части – после бала, т.е. эк­зе­ку­ции.

 

Эк­зе­ку­ция

Эк­зе­ку­ция – это на­зва­ние страш­но­го на­ка­за­ния, рас­про­стра­нён­но­го в армии в пер­вой по­ло­вине ХІХ в., вве­дён­но­го во вре­ме­на прав­ле­ния Ни­ко­лая І.

Сол­да­та про­го­ня­ли сквозь строй и били пал­ка­ми или пру­тья­ми. Вот как вспо­ми­на­ет те вре­ме­на ста­рый, 95-лет­ний сол­дат, герой од­но­имен­ной ста­тьи Тол­сто­го Ни­ко­лай Пал­кин: «…неде­ли не про­хо­ди­ла, чтобы не за­би­ва­ли на­смерть че­ло­ве­ка или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это сло­веч­ко со рта не схо­ди­ло. Палки, палки!.. У нас и сол­да­ты Ни­ко­лая Пал­ки­ным про­зва­ли. Ни­ко­лай Пав­лыч, а они го­во­рят Ни­ко­лай Пал­кин. Так и пошло ему про­зви­ще».

Ил­лю­стра­ция к рас­ска­зу «После бала».

Рис. 4. Ил­лю­стра­ция к рас­ска­зу «После бала».

В 1864 году неда­ле­ко от име­ния Ясная По­ля­на про­изо­шла казнь над сол­да­том, уда­рив­шим офи­це­ра, ко­то­рый над ним из­де­вал­ся. Когда об этом со­бы­тии узнал Тол­стой, он решил всту­пить­ся на суде за сол­да­та, но его по­мощь ока­за­лась без­ре­зуль­тат­ной. Сол­да­та при­го­во­ри­ли к про­хож­де­нию сквозь строй.

Ил­лю­стра­ция к рас­ска­зу «После бала».

Рис. 5. Ил­лю­стра­ция к рас­ска­зу «После бала».

Суд и казнь про­из­ве­ли тя­же­лей­шие впе­чат­ле­ния на Тол­сто­го. Надо от­ме­тить, что всю жизнь пи­са­те­ля му­чи­ла мысль о бес­пра­вии рус­ско­го сол­да­та. Из­вест­но о том, что Тол­стой слу­жил в армии. В 1855 году он ра­бо­тал над про­ек­том ре­фор­ми­ро­ва­ния армии, в том числе под­ни­мал во­прос о вар­вар­стве эк­зе­ку­ции.

 Работа над текстом

Бал

После бала

Опи­са­ние са­мо­го со­бы­тия

«…был я в по­след­ний день Мас­ле­ни­цы на бале у гу­берн­ско­го пред­во­ди­те­ля, доб­ро­душ­но­го ста­рич­ка, бо­га­ча-хле­бо­со­ла и ка­мер­ге­ра. При­ни­ма­ла такая же доб­ро­душ­ная, как и он... Бал был чу­дес­ный: зала пре­крас­ная, с хо­ра­ми, му­зы­кан­ты…»

«Когда я вышел на поле, где был их дом, я уви­дал в конце его, по на­прав­ле­нию гу­ля­нья, что-то боль­шое, чёр­ное и услы­хал до­но­сив­ши­е­ся от­ту­да звуки флей­ты и ба­ра­ба­на. В душе у меня всё время пело и из­ред­ка слы­шал­ся мотив ма­зур­ки. Но это была ка­кая-то дру­гая, жёст­кая, нехо­ро­шая му­зы­ка».

Глав­ное дей­ству­ю­щее лицо

Ва­рень­ка: «Она была в белом пла­тье с ро­зо­вым по­я­сом и в белых лай­ко­вых пер­чат­ках, немно­го не до­хо­див­ших до худых, ост­рых лок­тей, и в белых ат­лас­ных баш­мач­ках».

«…видел толь­ко вы­со­кую строй­ную фи­гу­ру в белом пла­тье с ро­зо­вым по­я­сом, ее си­я­ю­щее, за­ру­мя­нив­ше­е­ся с ямоч­ка­ми лицо и лас­ко­вые, милые глаза. Не я один, все смот­ре­ли на нее и лю­бо­ва­лись ею, лю­бо­ва­лись и муж­чи­ны, и жен­щи­ны, несмот­ря на то, что она за­тми­ла их всех. Нель­зя было не лю­бо­вать­ся».

На­ка­зы­ва­е­мый сол­дат: «При каж­дом ударе на­ка­зы­ва­е­мый, как бы удив­ля­ясь, по­во­ра­чи­вал смор­щен­ное от стра­да­ния лицо в ту сто­ро­ну, с ко­то­рой падал удар, и, оска­ли­вая белые зубы, по­вто­рял ка­кие-то одни и те же слова. Толь­ко когда он был со­всем близ­ко, я рас­слы­шал эти слова. Он не го­во­рил, а всхли­пы­вал: «Брат­цы, по­ми­ло­сер­дуй­те. Брат­цы, по­ми­ло­сер­дуй­те».

«Когда ше­ствие ми­но­ва­ло то место, где я стоял, я мель­ком уви­дал между рядов спину на­ка­зы­ва­е­мо­го. Это было что-то такое пест­рое, мокрое, крас­ное, неесте­ствен­ное, что я не по­ве­рил, чтобы это было тело че­ло­ве­ка».

Опи­са­ние пол­ков­ни­ка

«Отец Ва­рень­ки был очень кра­си­вый, стат­ный, вы­со­кий и све­жий ста­рик. Лицо у него было очень ру­мя­ное, с бе­лы­ми à la Nicolas I под­ви­ты­ми усами, бе­лы­ми же, под­ве­ден­ны­ми к усам ба­кен­бар­да­ми и с за­че­сан­ны­ми впе­ред ви­соч­ка­ми, и та же лас­ко­вая, ра­дост­ная улыб­ка, как и у до­че­ри, была в его бле­стя­щих гла­зах и губах».

«Пол­ков­ник шел подле, и, по­гля­ды­вая то себе под ноги, то на на­ка­зы­ва­е­мо­го, втя­ги­вал в себя воз­дух, раз­ду­вая щеки, и мед­лен­но вы­пус­кал его через от­то­пы­рен­ную губу».

«…я видел, как он своей силь­ной рукой в зам­ше­вой пер­чат­ке бил по лицу ис­пу­ган­но­го ма­ло­рос­ло­го, сла­бо­силь­но­го сол­да­та за то, что он недо­ста­точ­но силь­но опу­стил свою палку на крас­ную спину та­та­ри­на.

– По­дать све­жих шпиц­ру­те­нов! – крик­нул он, огля­ды­ва­ясь, и уви­дел меня. Делая вид, что он не знает меня, он, гроз­но и злоб­но на­хму­рив­шись, по­спеш­но от­вер­нул­ся».

Со­сто­я­ние рас­сказ­чи­ка

«Я был не толь­ко весел и до­во­лен, я был счаст­лив, бла­жен, я был добр, я был не я, а ка­кое-то незем­ное су­ще­ство, не зна­ю­щее зла и спо­соб­ное на одно добро».

«А между тем на серд­це была почти фи­зи­че­ская, до­хо­див­шая до тош­но­ты, тоска, такая, что я несколь­ко раз оста­нав­ли­вал­ся, и мне ка­за­лось, что вот-вот меня вы­рвет всем тем ужа­сом, ко­то­рый вошел в меня от этого зре­ли­ща».

 Противопоставление миров

Таким об­ра­зом, мы до­ка­за­ли, что в ос­но­ву рас­ска­за по­ло­жен ху­до­же­ствен­ный приём ан­ти­те­зы. Тем самым Тол­стой со­зда­ёт два мира, ко­то­рые стал­ки­ва­ют­ся друг с дру­гом. Это мир празд­ный, ве­сё­лый ари­сто­кра­ти­че­ской жизни и мир су­ро­вый ре­аль­но­сти. Это мир добра и зла, ко­то­рые стал­ки­ва­ют­ся в душе че­ло­ве­ка.

Ил­лю­стра­ция к рас­ска­зу «После бала».

Рис. 6. Ил­лю­стра­ция к рас­ска­зу «После бала».

Пол­ков­ник, доб­рый и лю­бя­щий отец, по­ра­жа­ет нас своей же­сто­ко­стью, ко­то­рую он про­яв­ля­ет на служ­бе. Вме­сте с Ива­ном Ва­си­лье­ви­чем мы по­ни­ма­ем, что на­сто­я­щий он имен­но во вто­рой части рас­ска­за. Л. Н. Тол­стой, бу­дучи гра­фом по про­ис­хож­де­нию, при­над­ле­жал к выс­ше­му об­ще­ству.

В по­след­ние годы своей жизни он всё боль­ше и боль­ше за­ду­мы­вал­ся о неспра­вед­ли­во­сти ми­ро­устрой­ства. Об этом он писал: «За­да­ча че­ло­ве­ка в жизни – спа­сти свою душу; чтобы спа­сти свою душу, нужно жить по-бо­жьи, а чтобы жить по-бо­жьи, нужно от­ре­кать­ся от всех утех жизни, тру­дить­ся, сми­рять­ся, тер­петь и быть ми­ло­сти­вым».

Уже не раз мы зна­ко­ми­лись с про­из­ве­де­ни­ем малой эпи­че­ской формы и знаем, что огром­ную роль в таких про­из­ве­де­ни­ях иг­ра­ет ху­до­же­ствен­ная де­таль.

Ху­до­же­ствен­ная де­таль – изоб­ра­зи­тель­ная и вы­ра­зи­тель­ная по­дроб­ность, ха­рак­тер­ная черта ка­ко­го-ли­бо пред­ме­та, части быта, пей­за­жа, ин­те­рье­ра, порт­ре­та, несу­щая по­вы­шен­ную смыс­ло­вую на­груз­ку, ха­рак­те­ри­зу­ю­щая не толь­ко сам пред­мет, но и опре­де­ля­ю­щая во мно­гом от­но­ше­ние чи­та­те­ля к нему.

 Внутренний монолог Ивана Васильевича

Ма­стер­ство Тол­сто­го как ав­то­ра пси­хо­ло­ги­че­ской прозы ярко себя про­яви­ло в рас­ска­зе «После бала». Тол­стой ис­поль­зу­ет свой из­люб­лен­ный приём – внут­рен­ний мо­но­лог.

Внут­рен­ний мо­но­лог – огла­ше­ние мыс­лей и чувств, рас­кры­ва­ю­щих внут­рен­ние пе­ре­жи­ва­ния пер­со­на­жа, не пред­на­зна­чен­ные для слуха дру­гих, когда пер­со­наж го­во­рит как бы сам с собой, «в сто­ро­ну». Яв­ля­ет­ся ос­нов­ным при­ё­мом пси­хо­ло­ги­че­ской ха­рак­те­ри­сти­ки героя.

Приём внут­рен­не­го мо­но­ло­га Тол­стой ис­поль­зу­ет в рас­ска­зе «После бала» во вто­рой части, когда рас­сказ­чик Иван Ва­си­лье­вич после уви­ден­но­го на­чи­на­ет ана­ли­зи­ро­вать со­бы­тия и де­лит­ся с нами своим пе­ре­жи­ва­ни­ем.

«Оче­вид­но, он что-то знает такое, чего я не знаю, – думал я про пол­ков­ни­ка. – Если бы я знал то, что он знает, я бы по­ни­мал и то, что я видел, и это не му­чи­ло бы меня». Но сколь­ко я ни думал, я не мог по­нять того, что знает пол­ков­ник, и за­снул толь­ко к ве­че­ру, и то после того, как пошел к при­я­те­лю и на­пил­ся с ним со­всем пьян. Что ж, вы ду­ма­е­те, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дур­ное дело? Ни­чуть.

«Если это де­ла­лось с такой уве­рен­но­стью и при­зна­ва­лось всеми необ­хо­ди­мым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», – думал я и ста­рал­ся узнать это. Но сколь­ко ни ста­рал­ся – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог по­сту­пить в во­ен­ную служ­бу, как хотел пре­жде, и не толь­ко не слу­жил в во­ен­ной, но нигде не слу­жил и ни­ку­да, как ви­ди­те, не го­дил­ся».

Эти слова мно­гое го­во­рят о рас­сказ­чи­ке Иване Ва­си­лье­ви­че. В мо­ло­до­сти он пред­ста­ви­тель выс­ше­го об­ще­ства, бес­печ­ный по­ве­са, ра­ду­ю­щий­ся жизни, столк­нул­ся с ре­аль­ной си­ту­а­ци­ей, ко­то­рая от­кры­ла ему прав­ду о мире, об­ще­стве и месте че­ло­ве­ка в этом мире. Эта прав­да сло­ми­ла его. Иван Ва­си­лье­вич не за­хо­тел стать ча­стью си­сте­мы в про­тив­ном ему об­ще­стве, по­это­му и не слу­жил нигде. Оправ­ды­ва­ет его Тол­стой или осуж­да­ет за без­дей­ствие и пас­сив­ность? Но не то­ро­пи­тесь с вы­во­да­ми. Узна­ем вна­ча­ле, какой финал пред­по­ла­гал­ся в чер­но­вых ва­ри­ан­тах рас­ска­за.

«Я реже стал ви­деть­ся с ней. И лю­бовь моя так и кон­чи­лась ничем, а я по­сту­пил, как хотел, в во­ен­ную служ­бу и ста­рал­ся вы­ра­бо­тать в себе такое со­зна­ние сво­е­го долга (я так на­зы­вал это), как у пол­ков­ни­ка, и от­ча­сти до­сти­гал этого. И толь­ко к ста­ро­сти те­перь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».

Как видим, Тол­стой сна­ча­ла за­ду­мы­вал по­ка­зать де­гра­да­цию героя. Он не толь­ко не дол­жен был сде­лать вы­во­ды, но и во мно­гом упо­до­бил­ся пол­ков­ни­ку, со­вер­шая по­ступ­ки, за ко­то­рые на ста­ро­сти лет Ивану Ва­си­лье­ви­чу было стыд­но. В ко­неч­ном ва­ри­ан­те рас­ска­за Иван Ва­си­лье­вич от­ка­зы­ва­ет­ся от служ­бы во­об­ще. По­это­му Тол­стой не осуж­да­ет сво­е­го героя. Ско­рее, он хотел по­ка­зать своё неве­рие в то, что в об­ще­стве можно что-то по­ме­нять, по­сколь­ку таких людей, как Иван Ва­си­лье­вич, ис­крен­них, чест­ных, спо­соб­ных на со­стра­да­ние, с ост­рым чув­ством спра­вед­ли­во­сти, к со­жа­ле­нию, очень мало.

Под­во­дя итог урока, хо­чет­ся еще раз под­черк­нуть, что во всех своих про­из­ве­де­ни­ях Л. Н. Тол­стой под­ни­ма­ет об­ще­че­ло­ве­че­ские про­бле­мы. Всё ма­стер­ство пи­са­те­ля на­прав­ле­но на то, чтобы вос­пи­тать в чи­та­те­ле гу­ма­ни­ста, че­ло­ве­ка, нерав­но­душ­но­го к окру­жа­ю­щим, че­ло­ве­ка с вы­со­ки­ми нрав­ствен­ны­ми иде­а­ла­ми.

Гу­ма­нист

Гу­ма­нист – при­вер­же­нец гу­ма­низ­ма; тот, кто при­зна­ёт цен­ность че­ло­ве­ка как лич­но­сти, его право на сво­бо­ду, сча­стье, раз­ви­тие и про­яв­ле­ние своих спо­соб­но­стей, тот, кто счи­та­ет благо че­ло­ве­ка кри­те­ри­ем оцен­ки об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний.

 

Вопросы к конспектам

Рас­ска­жи­те ис­то­рию на­пи­са­ния рас­ска­за «После бала».

Под­го­товь­те до­клад о ху­до­же­ствен­ном свое­об­ра­зии рас­ска­за.

Со­ставь­те таб­ли­цу с ха­рак­те­ри­сти­ка­ми ге­ро­ев рас­ска­за.

Последнее изменение: Четверг, 15 Июнь 2017, 19:39