Рассказ Н.С. Лескова «Старый гений»

 Введение

Се­год­ня на уроке мы по­зна­ко­мим­ся с жиз­нью и твор­че­ством пи­са­те­ля, ко­то­рый, по сло­вам со­вре­мен­ни­ков, был самым рус­ским из всех рус­ских пи­са­те­лей и ко­то­рый всех шире и глуб­же знал рус­ский народ таким, какой он есть. Речь пой­дет о Ни­ко­лае Се­ме­но­ви­че Лес­ко­ве и его рас­ска­зе «Ста­рый гений». (Рис. 1.)

Н.С. Лес­ков

Рис. 1. Н.С. Лес­ков

Ро­дил­ся Н. Лес­ков 16 фев­ра­ля 1831 года в семье чи­нов­ни­ка Уго­лов­ной па­ла­ты, вы­ход­ца из ду­хов­но­го со­сло­вия. Дет­ство пи­са­те­ля про­шло в име­нии род­ствен­ни­ков Стра­хо­вых, а также в го­ро­де Орле. В ор­лов­ской глуши бу­ду­щий пи­са­тель смог мно­гое уви­деть и узнать, что потом дало ему право ска­зать: «Я не изу­чал народ по раз­го­во­рам с пе­тер­бург­ски­ми из­воз­чи­ка­ми, а я вырос в на­ро­де, на го­сто­мель­ском вы­гоне, с ка­зан­ком в руке, я спал с ним на ро­си­стой траве ноч­но­го… Я с на­ро­дом был свой че­ло­век, и у меня есть в нём много ку­мо­вьёв и при­я­те­лей…»

В 1841–1846 годах Лес­ков учил­ся в Ор­лов­ской гим­на­зии, ко­то­рую не уда­лось за­кон­чить. На шест­на­дца­том году жизни он по­те­рял отца, а иму­ще­ство семьи по­гиб­ло в по­жа­ре. Лес­ков по­сту­пил на служ­бу в Ор­лов­скую уго­лов­ную па­ла­ту суда, дав­шую ему хо­ро­ший ма­те­ри­ал для бу­ду­щих про­из­ве­де­ний.

В 1849 году Лес­ков при под­держ­ке сво­е­го ки­ев­ско­го дяди, про­фес­со­ра Ал­фе­рье­ва, по­лу­ча­ет на­зна­че­ние в Киев чи­нов­ни­ком Ка­зен­ной па­ла­ты. В этот пе­ри­од Лес­ков много чи­та­ет и увле­ка­ет­ся ста­рин­ной жи­во­пи­сью и ар­хи­тек­ту­рой. В бу­ду­щем Лес­ков ста­нет вы­да­ю­щим­ся зна­то­ком древ­не­рус­ско­го ис­кус­ства.

В 1857 году Лес­ков по­да­ет в от­став­ку и по­сту­па­ет на служ­бу в част­ную тор­го­вую ком­па­нию, ко­то­рая за­ни­ма­лась рас­се­ле­ни­ем кре­стьян на новые земли. По делам служ­бы Лес­ков объ­ез­дил всю ев­ро­пей­скую часть Рос­сии. В ли­те­ра­ту­ру он вошел позд­но, в 29 лет, од­на­ко с ис­крен­ним со­чув­стви­ем к на­род­ным про­бле­мам. Все это нашло от­ра­же­ние в его про­из­ве­де­ни­ях. Се­год­ня мы про­чи­та­ем и про­ана­ли­зи­ру­ем его рас­сказ «Ста­рый гений».

 Разветвление псевдонимы Лескова

В на­ча­ле твор­че­ской де­я­тель­но­сти Лес­ков писал под псев­до­ни­мом М. Стеб­ниц­кий. Эта под­пись впер­вые по­яви­лась 25 марта 1862 года под пер­вой ра­бо­той «По­гас­шее дело». Дер­жа­лась она до 14 ав­гу­ста 1869 г. Вре­ме­на­ми про­скаль­зы­ва­ли под­пи­си М.С., С., и на­ко­нец, в 1872 г., – Л.С., С. Лес­ков-Стеб­ниц­кий, М.Лес­ков-Стеб­ниц­кий. Среди дру­гих услов­ных под­пи­сей и псев­до­ни­мов, ис­поль­зо­вав­ших­ся Лес­ко­вым, из­вест­ны:

Фрей­шиц

В. Пе­ре­све­тов

Ни­ко­лай По­ну­ка­лов

Ни­ко­лай Го­ро­хов

Кто-то

Член об­ще­ства

Пса­лом­щик

 

Анализ рассказа “ Старый гений”

Впер­вые рас­сказ «Ста­рый гений» был опуб­ли­ко­ван в жур­на­ле «Оскол­ки» в 1841 году, сам жур­нал был юмо­ри­сти­че­ский, и это го­во­рит о том, что же вы­сме­и­ва­ет или раз­об­ла­ча­ет Лес­ков в этом рас­ска­зе. В ос­но­ву сю­же­та рас­ска­за по­ло­же­на си­ту­а­ция ти­пич­ная не толь­ко для Рос­сии XIX века, но, к со­жа­ле­нию, и для се­го­дняш­ней Рос­сии. Бо­га­тый франт об­ма­нул бед­ную ста­руш­ку-по­ме­щи­цу, он не воз­вра­ща­ет долг, и у нее хотят отобрать дом. Она при­ез­жа­ет в Пе­тер­бург на су­деб­ное раз­би­ра­тель­ство, од­на­ко вла­сти не могут за­щи­тить ее, непре­одо­ли­мое пре­пят­ствие воз­ни­ка­ет в мо­мент, когда долж­ни­ку в руки нужно вру­чить су­деб­ное по­ста­нов­ле­ние.

Ком­по­зи­ция рас­ска­за по­стро­е­на таким об­ра­зом, что о со­бы­ти­ях мы узна­ем от ав­то­ра, ко­то­ро­му ста­руш­ка-по­ме­щи­ца рас­ска­зы­ва­ет о своих бедах. Весь рас­сказ раз­де­лен на главы. Оза­гла­вим каж­дую из них, по­до­брав ци­та­ту из тек­ста, и со­ста­вим ци­тат­ный план про­из­ве­де­ния.

Рас­сказ «Ста­рый гений», ци­тат­ный план:

Глава 1. «Во­пи­ю­щее дело».

Глава 2. «Он барин хо­ро­ший, но толь­ко дур­ной пла­тить».

Глава 3. «В Рос­сии невоз­мож­но­сти нет».

Глава 4. «Ре­ши­лась ему до­ве­рить­ся».

Глава 5. «По­мог­ли очень чест­но».

В таком ма­лень­ком рас­ска­зе де­ле­ние на главы вы­гля­дит не со­всем умест­но, со­зда­ет­ся ощу­ще­ние, что ма­лень­кий рас­сказ хотят вы­дать за роман. То же про­ис­хо­дит и с сю­же­том, про­стую, на пер­вый взгляд, си­ту­а­цию, легко ре­ша­е­мую в суде, воз­дви­га­ют в ранг нере­ша­е­мой.

Па­ра­докс за­клю­ча­ет­ся в том, что суд при­ни­ма­ет ре­ше­ние в поль­зу ста­руш­ки, од­на­ко воз­ни­ка­ет непре­одо­ли­мое пре­пят­ствие: никто не может вру­чить по­ста­нов­ле­ние от­вет­чи­ку. По­че­му же так про­ис­хо­дит? Ответ на этот во­прос и со­став­ля­ет ос­нов­ную идею рас­ска­за.

По­ме­щи­ца дала че­ло­ве­ку в долг по несколь­ким при­чи­нам: во-пер­вых, че­ло­век из при­лич­ной семьи, ко­гда-то ста­руш­ка зна­ва­ла его мать, во-вто­рых, он богат, и ста­руш­ка ду­ма­ла, что вско­ре она по­лу­чит день­ги об­рат­но. А сумма долга огром­ная, целых 15 тысяч руб­лей. Про­хо­дит время, а день­ги никто не воз­вра­ща­ет. Она едет в Пе­тер­бург и здесь узна­ет о долж­ни­ке много но­во­го. Под­бе­рем ци­та­ты, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие долж­ни­ка.

«...долж­ник при­над­ле­жал к одной из луч­ших фа­ми­лий, имел перед собою бле­стя­щую ка­рье­ру и по­лу­чал хо­ро­шие до­хо­ды с име­ний и хо­ро­шее жа­ло­ва­нье по служ­бе».

«Было у него ка­кое-то такое мо­гу­ще­ствен­ное род­ство или свой­ство, что нель­зя было его при­стру­нить, как вся­ко­го иного греш­ни­ка».

«он пла­тить не при­вык, и если очень до­ку­чать ста­не­те – может вам непри­ят­ность сде­лать».

«...он барин хо­ро­ший, но толь­ко дур­ной пла­тить; а если кто этим за­нял­ся, тот и всё дур­ное сде­ла­ет».

 

Таким об­ра­зом, в рас­ска­зе под­ни­ма­ет­ся тема «ма­лень­ко­го» че­ло­ве­ка. На­ив­ная и без­за­щит­ная ста­руш­ка-по­ме­щи­ца при­е­ха­ла в Пе­тер­бург и на­ча­ла войну с пред­ста­ви­те­лем выс­ше­го об­ще­ства. Все во­круг со­чув­ству­ют ста­руш­ке, од­на­ко все уве­ре­ны, что она про­иг­ра­ет эту войну, слиш­ком уж нерав­ны силы.

«–Ах, су­да­ры­ня, и охота же вам! Брось­те лучше! Нам очень вас жаль, да что де­лать, когда он ни­ко­му не пла­тит... Утешь­тесь тем, что не вы пер­вая, не вы и по­след­няя».

Рас­сказ при­об­ре­та­ет тра­ги­ко­ми­че­ский от­те­нок, по­сколь­ку ста­руш­ка-по­ме­щи­ца никак не может по­нять и при­нять ак­си­о­му рус­ской жизни: есть ка­те­го­рия людей, ко­то­рым закон не писан.

«–Ну, так тогда упо­тре­би­те меры.
– Да вот тут-то, – от­ве­ча­ют, – и точка с за­пя­тою: мы не можем про­тив всех «упо­треб­лять меры». Зачем с та­ки­ми зна­лись.
– Какая же раз­ни­ца?
А во­про­ша­е­мые на неё толь­ко по­смот­рят да от­вер­нут­ся или даже пред­ло­жат идти выс­шим жа­ло­вать­ся».

 

Об­ра­ща­ет на себя вни­ма­ние тот факт, что окру­жа­ю­щие об­ви­ня­ют во всем ста­руш­ку, ссы­ла­ясь на то, что она не тому че­ло­ве­ку день­ги за­ни­ма­ла. По­ме­щи­ца даже об­ра­ща­ет­ся в выс­шие ин­стан­ции и пы­та­ет­ся дать взят­ку в раз­ме­ре трех тысяч руб­лей, од­на­ко никто не хочет ей по­мочь. Таким об­ра­зом, в рас­ска­зе осуж­да­ет­ся бю­ро­кра­ти­че­ская си­сте­ма Рос­сии XIX века. Несо­вер­шен­ство за­ко­но­да­тель­ных норм и ис­пол­ни­тель­ной си­сте­мы, бес­силь­ных перед име­ю­щи­ми власть лю­дь­ми и рав­но­душ­ны­ми к про­бле­мам «ма­лень­ко­го» че­ло­ве­ка. Имен­но в этот тра­ги­че­ский мо­мент в рас­ска­зе по­яв­ля­ет­ся спа­си­тель. Лич­ность эта та­ин­ствен­ная и узна­ем мы о ней очень мало.

«– Спра­ши­ва­ла – кто он такой и какой на нём чин? "Это, го­во­рит, в нашем об­ще­стве рас­ска­зы­вать со­всем лиш­нее и не при­ня­то; на­зы­вай­те меня Иван Ива­ныч, а чин на мне из че­тыр­на­дца­ти овчин, – какую за­хо­чу, ту вверх шер­стью и вы­во­ро­чу.– Ну вот ви­ди­те, – это, вы­хо­дит, со­всем ка­кая-то тём­ная лич­ность.
– Да, тём­ная... "Чин из че­тыр­на­дца­ти овчин" – это я по­ни­маю, так как я сама за чи­нов­ни­ком была. Это зна­чит, что он че­тыр­на­дца­то­го клас­са. А на­счет имени и ре­ко­мен­да­ций прямо объ­яв­ля­ет, что "на­счет ре­ко­мен­да­ций, го­во­рит, я ими пре­не­бре­гаю, и у меня их нет, а я ге­ни­аль­ные мысли в своем лбу имею и знаю до­стой­ных людей, ко­то­рые вся­кий мой план го­то­вы при­ве­сти за три­ста руб­лей в ис­пол­не­ние"».

Сна­ча­ла нам, как и ав­то­ру, ка­жет­ся, что перед нами оче­ред­ной мо­шен­ник, ко­то­рый хочет вос­поль­зо­вать­ся до­вер­чи­во­стью ста­руш­ки-по­ме­щи­цы, од­на­ко вско­ре мы по­ни­ма­ем, что Иван Ива­но­вич ру­ко­вод­ству­ет­ся не же­ла­ни­ем за­ра­бо­тать денег, а же­ла­ни­ем вос­ста­но­вить спра­вед­ли­вость и на­ка­зать ви­нов­но­го.

«– По­че­му же, ба­тюш­ка, непре­мен­но три­ста?

– А так – уж это у нас такой при­фикс, с ко­то­ро­го мы усту­пать не же­ла­ем и боль­ше не берём.

– Ни­че­го, су­дарь, не по­ни­маю.

– Да и не надо. Ны­неш­ние ведь много тысяч берут, а мы сотни. Мне две­сти за мысль и за ру­ко­вод­ство да три­ста ис­пол­ни­тель­но­му герою, в со­раз­ме­ре, что он может за ис­пол­не­ние три ме­ся­ца в тюрь­ме си­деть, и конец дело вен­ча­ет. Кто хочет – пусть нам верит, по­то­му что я все­гда бе­русь за дела толь­ко за невоз­мож­ные; а кто веры не имеет, с тем де­лать нече­го».

И ста­руш­ка-по­ме­щи­ца до­ве­ри­лась Ивану Ива­но­ви­чу, по­сколь­ку вы­хо­да у нее не было. Иван Ива­но­вич вме­сте со своим по­мощ­ни­ком про­вер­нул бле­стя­щую опе­ра­цию, они спро­во­ци­ро­ва­ли скан­дал на вок­за­ле, с ко­то­ро­го франт со­би­рал­ся уехать за гра­ни­цу. При­е­ха­ла по­ли­ция и долж­ни­ку пуб­лич­но вру­чи­ли су­деб­ное пред­пи­са­ние. Фран­ту ни­че­го не оста­ва­лось де­лать, как вы­пи­сать чек на всю одол­жен­ную сумму и вер­нуть 15 тысяч.

Таким об­ра­зом, спра­вед­ли­вость вос­тор­же­ство­ва­ла, но мы с вами по­ни­ма­ем, что это еди­нич­ный слу­чай, а сколь­ко таких об­ма­ну­тых людей оста­ет­ся без за­щи­ты го­су­дар­ства.

 Разветвление парадокс

Па­ра­докс – (от греч. paradoxos – стран­ный), афо­ризм, резко рас­хо­дя­щий­ся с об­ще­при­ня­тым здра­вым смыс­лом, часто име­ю­щий ост­ро­ум­ную форму. На­зна­че­ние па­ра­док­са – за­ста­вить чи­та­те­ля или слу­ша­те­ля за­ду­мать­ся над, ка­за­лось бы, оче­вид­ны­ми ве­ща­ми. Па­ра­докс часто ис­поль­зу­ет­ся в са­ти­ри­че­ской ли­те­ра­ту­ре, в ора­тор­ской прозе. На па­ра­док­сах ос­но­ва­ны анек­до­ты, па­ро­дии.

 Разветвление чиновник 14 класса

Со­глас­но Та­бе­ли о ран­гах, вве­ден­ной Пет­ром Ве­ли­ким в 1772 году, чины в Рос­сии де­лились на 14 клас­сов; 14-й (кол­леж­ский ре­ги­стра­тор) был низ­шим.

Герои про­из­ве­де­ний рус­ской ли­те­ра­ту­ры, в ко­то­рых под­ни­ма­ет­ся тема «ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка», – чи­нов­ни­ки че­тыр­на­дца­то­го клас­са. В ка­че­стве при­ме­ра можно вспом­нить по­весть Пуш­ки­на «Стан­ци­он­ный смот­ри­тель». По­смот­рим, как А.С. Пуш­кин пишет о чи­нов­ни­ке клас­са.

«Сущий му­че­ник че­тыр­на­дца­то­го клас­са, ограж­ден­ный своим чином токмо от по­бо­ев, и то не все­гда (ссы­ла­юсь на со­весть моих пи­са­те­лей)». (Рис. 2.)

Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти А.С. Пуш­ки­на «Стан­ци­он­ный смот­ри­тель»

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти А.С. Пуш­ки­на «Стан­ци­он­ный смот­ри­тель»

 Заключение

В конце урока хо­те­лось бы об­ра­тить ваше вни­ма­ние на на­зва­ние рас­ска­за. Лес­ков на­зы­ва­ет Ивана Ива­но­ви­ча ста­рым ге­ни­ем. Чтобы по­нять смысл этого на­зва­ния, да­вай­те об­ра­тим­ся к тол­ко­во­му сло­ва­рю и по­смот­рим, какие зна­че­ния да­ют­ся слову «гений».

Выс­шая сте­пень твор­че­ской ода­рен­но­сти, про­яв­ле­ние такой ода­рен­но­сти.

Вы­да­ю­щи­е­ся спо­соб­но­сти, та­лант в опре­де­лен­ной сфере де­я­тель­но­сти.

Тот, кто об­ла­да­ет выс­шей сте­пе­нью твор­че­ской ода­рен­но­сти.

(разг.) Тот, кто в со­вер­шен­стве вла­де­ет чем-то.

Имен­но по­след­нее зна­че­ние можно от­не­сти к на­ше­му герою. Он смог то, что осталь­ные, по тем или иным при­чи­нам, не смог­ли. Читая про­из­ве­де­ние, мы вос­хи­ща­ем­ся умом и та­лан­том Иван Ива­но­ви­ча, он во­пло­тил в себе луч­шие черты рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го ха­рак­те­ра: бла­го­род­ство, чест­ность, стрем­ле­ние за­щи­тить окру­жа­ю­щих, хит­рость.

Имен­но бла­го­да­ря таким людям, как Иван Ива­но­вич, мы с уве­рен­но­стью можем про­ци­ти­ро­вать Лес­ко­ва: «В Рос­сии невоз­мож­но­сти нет».

 Разветвление прификс

При­фикс (франц. prix fixe) – твер­дая цена.

Вопросы к конспектам

На­пи­ши­те со­чи­не­ние о том, кто ви­но­ват в стра­да­ни­ях ста­руш­ки (по рас­ска­зу «Ста­рый гений»).

От­веть­те на во­про­сы:

1. По­нра­вил­ся ли вам рас­сказ Н.С. Лес­ко­ва «Ста­рый гений»? По­че­му?
2. Рас­ска­жи­те, кого на­зы­ва­ют в этом про­из­ве­де­нии «ста­рым ге­ни­ем».
3. По­че­му он бе­рет­ся «за дела толь­ко невоз­мож­ные»? Что это за «дела»?
4. Как вы по­ня­ли со­дер­жа­ние рас­ска­за? По­че­му ста­руш­ка, мел­ко­по­мест­ная дво­рян­ка, за­ло­жи­ла свой дом и дала в долг пе­тер­бург­ско­му по­ве­се? Что ею дви­га­ло? На что она рас­счи­ты­ва­ла?
5. За­щи­ща­ет ли закон бед­ную вдову? Каким об­ра­зом?
6. По­че­му же тогда никак не вы­пол­ня­лось су­деб­ное пред­пи­са­ние? Кто дол­жен был
ре­шать эту про­бле­му? По­че­му же она ка­за­лась нераз­ре­ши­мой всем чи­нов­ни­кам, от
мала до ве­ли­ка?
7. Как пи­са­тель рас­кры­ва­ет трус­ли­вую и про­даж­ную сущ­ность сто­лич­но­го
чи­нов­ни­че­ства? Обос­нуй­те свой ответ.

Опи­ши­те ге­ро­и­ню рас­ска­за. Какие черты ха­рак­те­ра под­чер­ки­ва­ет в ней автор? Уточ­ни­те, каким вам пред­став­ля­ет­ся от­но­ше­ние ав­то­ра к герою.

Последнее изменение: Четверг, 15 Июнь 2017, 19:01