А.С. Пушкин. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта
1811 год. «Как быстро время идет», – глядя на внука, думает бабушка. В мае Александру исполнится двенадцать.
«Пора серьёзно заняться образованием сына», – решает Сергей Львович. Отец мечтает, чтобы Александр учился в столице, в Петербурге. Но что же выбрать: кадетский корпус или частный пансион? А может, эту новую школу с необычным названием «лицей», о которой ещё весной писали в газетах? Родители уехали в столицу. Там они сделали окончательный выбор – в лицей.
В начале июля Александра стали собирать в дорогу. Он повторял историю и географию, арифметику и грамматику, ведь в лицей примут не всех, кто хочет там учиться, а только тех, кто хорошо сдаст экзамены.
Дядя вызвался отвезти племянника в Петербург. Он давно не бывал в столице, хотел навестить друзей. Да и самому любопытно посмотреть на эту новую школу – лицей.
Лицей – это школа для дворянских детей, в которую можно было поступить, только подтвердив своё дворянство. Здесь должны были готовить высших государственных чиновников, образованных людей, которые должны были служить царю и государству.
Лицей располагался в пристройке дворца в Царском Селе, под Петербургом. Сейчас это город Пушкин.
Лицеистов с самого детства готовили к государственной службе. Царскосельский лицей открылся 19 октября 1811 года, с тех пор этот день был назван лицейским днём и праздновался лицеистами каждый год. В этом учреждении были собраны лучшие преподавательские силы. Пушкин пробыл в лицее шесть лет, с 1811 по 1817 год, и закончил его по второму разряду, имея «отлично» только по русской и французской словесности и фехтованию. Другие предметы, особенно точные науки, давались ему с трудом.
Физический кабинет – настоящее царство Якова Ивановича Карцева. А сейчас они будут решать уравнения (урок математики). Яков Иванович пишет на доске мелом условия задачи. «Господин Пушкин, пожалуйте отвечать». С последней парты медленно поднимается Александр, нехотя бредёт к доске, долго стоит молча, вертит мел в руке, что-то пишет на доске, стирает, время идёт. Наконец, Яков Иванович не выдерживает: «Чему же равен икс?» «Нулю», – отвечает Пушкин, глядя в пол. Яков Иванович хочет что-то сказать, потом машет рукой: «В моём классе у вас всё всегда кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите ваши стихи».
Уже в лицее Пушкин понял, что главное дело в его жизни – поэзия.
Однажды Николай Фёдорович закончил урок раньше обычного. Мальчики удивились – почему? А он внимательно посмотрел на учеников, улыбнулся и торжественно сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья. Опишите мне, пожалуйста, розу стихами». Тишина в классе, все склонились над тетрадями: с чего начать? Как трудно, оказывается, написать первую строчку. Данзас (рис. 1) смотрит в потолок, Мясоедов (рис. 2) заглядывает в тетрадь соседа, Кюхельбекер (рис. 3) зачеркнул всё написанное и начал снова. Как описать розу? Без фантазии и вдохновения не обойтись. Роза – алая, душистая, колючая, свежая… И правда, нелёгкое это дело – творить.
Первым подбегает к профессору Алосенька Илличевский (рис. 4): «Готово стихотворение!», - и гордо оглядывается на товарищей. Но Николай Фёдорович читает, отрицательно качает головой и молча возвращает тетрадь. «А вы, господин Пушкин, почему перо отложили?» Александр протягивает ему листок: несколько строк написано летящим почерком. Кошанский (рис. 5) удивлённо и одобрительно улыбается и читает вслух:
Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.
Одноклассники с восхищением смотрят на Александра, а Кошанский аккуратно складывает листок: «Превосходно, господин Пушкин. Я сохраню ваши стихи».
Рис. 1. Данзас Константин Карлович, российский армейский офицер, друг А. С. Пушкина
Рис. 2. Мясоедов Павел Николаевич, чиновник канцелярии российского Министерства юстиции, лицейский товарищ А.С. Пушкина
Рис. 3. Кюхельбекер Вильгельм Карлович, русский поэт, писатель и общественный деятель, друг и одноклассник Пушкина по Царскосельскому лицею
Рис. 4. Илличевский Алексей Демьянович, российский поэт, лицейский товарищ А.С. Пушкина
Рис. 5. Кошанский, Николай Федорович, доктор философии, профессор Царскосельского лицея, учитель А. С. Пушкина
В 1815 году на публичном экзамене Александр Сергеевич Пушкин прочитал своё стихотворение в присутствии знаменитого поэта Гавриила Романовича Державина. Державин был стар, экзамены его утомили, но вот начался экзамен по русской словесности (рис. 6).
Рис. 6. Репродукция картины И. Репина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе». 1911
«Тут он оживился, глаза заблистали… Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои Воспоминания в Царском Селе, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли...», – вспоминал А.С. Пушкин.
Именно тогда Г.Р. Державин произнёс свои знаменитые строки: «Нет, я не умру. Вот кто меня заменит!»
Слава юного поэта распространилась и в литературных кругах, так как первые его стихи уже печатались и были высоко оценены литературной общественностью. В лицей приезжали знаменитые поэты: Жуковский, Батюшков, для того чтобы познакомиться с ним.
Окончив лицей, А.С. Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с балами, театрами, литературными обществами захватила юного поэта. Он часто вступал в споры о свободе в России. Вольнолюбивые стихи Пушкина, эпиграммы на царя и его приближённых распространились по всему Петербургу, дошли они и до царя.
Однажды Пушкина вызвали к генерал-губернатору Милорадовичу, и тот хотел направить полицейского на квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему: «Все мои стихи сожжены – у меня ничего не найдете на квартире. Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам все напишу».
Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую тетрадь. Милорадович был пленен благородством поэта, его прямотой и честностью и обещал ему от имени государя прощение, вступились за Пушкина и его друзья, они просили смягчить наказание. И поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев.
Там он должен был служить чиновником.
Кишинев был в те годы глухой провинцией, над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог [тюрьма]. Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми желтыми глазами и величественно принимали пищу.
Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы поговорить с арестованными. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе.
Так родилось стихотворение «Узник» (рис. 7).
Рис. 7. Рукопись стихотворения «Узник»
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»
Рис. 8. Г.Е. Никольский. Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина «Узник»
Обратите внимание на первую строку стихотворения: «Сижу за решеткой в темнице сырой». Существительные несут отрицательную эмоциональную окраску, что передаёт тяжёлое, мрачное состояние узника, лирического героя. Главное слово-образ в этом стихотворении – слово «решётка». Оно передаёт основную тему стихотворения – переживания человека, оказавшегося в неволе. Строка разделяется паузой на две части: в первой части логической ударение падает на слово «решёткой», во второй – на слово «темнице». Так создаётся образ замкнутого пространства, образ неволи. Все слова говорят о неволе: «сижу» – отсутствие движения, «за решёткой» – отсутствие пространства, «в темнице» – отсутствие цвета и красок, «в сырой» – нет тепла. Дальше в первой строфе нарастает ощущение неволи. Движения другого узника – орла – скованны и однообразны. Их передают такие слова: «махая», «клюёт», «бросает». Слова «мой грустный товарищ» передают страдания и одиночество самого лирического героя. Далее пространство начинает раздвигаться, появляется много глаголов со значением «действие», это придаёт напряжённость. Каждое новое действие начинается с более высокой интонационной точки и как результат в конце строфы мы видим восклицание: «Давай улетим!».
В третьей строфе рисуется образ свободы яркими, светлыми тонами: «белеет», «синеет»; вместо темницы – свет, вместо решётки – простор.
Образ воли связан с картинами природы, и это не случайно, ведь море, горы, ветер – это символы свободы. Мы можем заметить, что напряжённая интонация второй строфы сменяется возвышенно, напевно. Почему второй узник именно орёл? Орёл – это символический образ свободы, гордости, воли, независимости, силы. Лирическому герою присущи те же качества. Всё это позволяет ощутить читателю, что лучше свободы ничего нет, что это естественное состояние мира и что человек – его частица – должен быть свободным. Переживания поэта в ссылке, вдали от друзей, родных, мечты о свободе – всё это воплотилось в стихотворении «Узник».
Поэт Всеволод Рождественский писал: «Узник» – одно из самых замечательных стихотворений Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка этого произведения говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте».
Вопросы к конспектам
И тихо и грустно в темнице глухой! Пленён, обескрылен орёл молодой, Мой верный товарищ в изгнанье моём, Кровавую пищу клюёт под окном. Клюёт и бросает, и смотрит в окно, И вымолвить хочет мне слово одно. Зовёт меня взором и криком своим: «Мой верный товарищ, уйдём, улетим; Давай встрепенёмся! Пора нам! Пора! Острог нам не ближний, тюрьма не сестра. Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я. Где сокол и коршун, там наша семья». Какие строки поэт изменил? Как меняются образы? Как изменился смысл?
Вопросы к конспектам