Корень слова

1. Что такое морфемика и корень слова

Каждое слово в русском языке имеет определённое строение.
Наименьшие значимые части слова называются морфемами.
Именно их изучает раздел русского языка — морфемика.

Среди всех морфем особое место занимает корень — главная часть слова.
Он объединяет родственные слова в одну словообразовательную семью.
Если сравнить слова лес, лесной, лесник, подлесок, то видно, что у них есть общая часть — лес-.
Эта общая часть и есть корень слова.


2. Определение корня слова

Корень слова — это общая часть родственных (однокоренных) слов, которая содержит общий смысл.
Корень — главная морфема, без которой не существует ни одно значимое слово.

Примеры:

  • вода — водный — подводный — водичка (общий корень вод-);

  • гора — горный — пригорок — загореться (гор-);

  • свет — светлый — освещать — подсветка (свет-).

Во всех этих словах корень несёт основное значение: вода, гора, свет — предмет или явление, о котором идёт речь.


3. Как находить корень слова

Чтобы определить корень, нужно:

  1. Подобрать однокоренные слова (то есть родственные по смыслу).

  2. Найти в них общую часть по звучанию и написанию.

  3. Проверить, чтобы эта часть выражала общий смысл.

Пример:
Слово лесник — подбираем родственные: лес, лесной, подлесок.
Общая часть лес- — это корень.

Важно: нельзя подбирать слова, которые только одинаково звучат, но не связаны по смыслу.
Например: лук (овощ) и лук (оружие) звучат одинаково, но не являются однокоренными.


4. Однокоренные слова

Однокоренные (родственные) слова — это слова, которые имеют один и тот же корень и общее значение, но различаются приставками, суффиксами или окончаниями.

Примеры:
дом — домик — домовой — поддомный;
бег — бегать — побег — забег.

А вот формы одного и того же слова (дом, дома, дому) — не однокоренные, потому что они выражают разные формы одного слова, а не новые слова.


5. Разнообразие корней

Иногда один и тот же смысл выражается разными вариантами корня.
Это называется чередование звуков в корне.

Примеры:

  • бер — бир (забирать — соберу),

  • лаг — лож (полог — положить),

  • кас — кос (касаться — прикоснуться),

  • раст — рос (растение — вырос).

Такие случаи нужно запоминать и проверять по правилам чередующихся гласных в корне.


6. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне

Иногда в корне слова стоит безударная гласная, написание которой нужно проверить.
Для этого подбирают проверочное слово, где гласная становится ударной.

Примеры:
трава — травы (гласная а под ударением),
гора — горы,
река — реки.

Если подходящего слова нет, то слово нужно запомнить, например:
молоко, земляника, корова.


7. Значение корня в русском языке

Корень — это главная смысловая часть слова.
Он связывает слова по смыслу, помогает понимать значение новых слов и образовывать однокоренные.

Если знаешь корень, можно догадаться о смысле незнакомого слова:
например, слова моряк, морской, подморозить сразу напоминают о корне мор- (море, холод).


8. Ошибки при определении корня

Часто ученики путают корень с приставкой или суффиксом.
Чтобы этого избежать:

  • сначала найди основное значение слова;

  • потом подбери несколько родственных слов;

  • выдели общую часть — это и будет корень.

Пример:
вода — водный — подводный — водопад;
общая часть вод- — корень.

Но если слово переход и ходьба, то общий корень ход-, хотя окончания разные.


9. Корень и значение слова

Часто одно и то же слово может входить в разные семьи однокоренных слов, если меняется смысл.
Например:

  • замок (строение) — корень замок-;

  • замок (устройство на двери) — другое значение, другая семья слов (замок, замочки, замочный).

Поэтому важно не только смотреть на написание, но и учитывать смысл.


10. Итоги

  • Корень — главная часть слова, общая для однокоренных слов.

  • Корень выражает основное лексическое значение.

  • Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить общую часть.

  • В русском языке встречаются чередующиеся корни.

  • Знание корня помогает грамотно писать, понимать и образовывать слова.

Последнее изменение: Вторник, 4 Ноябрь 2025, 16:49