Определение

 1. Понятие об определении

Опре­де­ле­ние – это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, ко­то­рый от­ве­ча­ет на во­про­сы какой? чей? и обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та. Опре­де­ле­ния обыч­но вы­ра­жа­ют­ся при­ла­га­тель­ны­ми. Они под­чер­ки­ва­ют­ся вол­ни­стой ли­ни­ей. На­при­мер:

От­го­во­ри­ла роща зо­ло­таябе­ре­зо­вым, ве­се­лым язы­ком.

Роща (какая?) зо­ло­тая

Язы­ком (каким?) бе­ре­зо­вым, ве­се­лым

Опре­де­ле­ние как вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния

Рис. 1. Опре­де­ле­ние как вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния

 2. Функции определения в предложении

Опре­де­ле­ния укра­ша­ют и обо­га­ща­ют нашу речь. Ве­ли­ка их роль в про­из­ве­де­ни­ях ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры. Без опре­де­ле­ний невоз­мож­но пред­ста­вить себе опи­са­ние при­ро­ды или внеш­но­сти че­ло­ве­ка. По­смот­ри­те, сколь­ко опре­де­ле­ний в от­рыв­ке из рас­ска­за И.С. Тур­ге­не­ва «Бежин луг»:

Утрен­няя заря не пы­ла­ет по­жа­ром: она раз­ли­ва­ет­ся крот­ким ру­мян­цем. Солн­це, не ог­ни­стое, не рас­ка­лен­ное, как во времязной­ной за­су­хи, не туск­ло-баг­ро­вое, как перед бурей, но свет­лое и при­вет­но лу­че­зар­ное, мирно всплы­ва­ет под узкой и длин­ной туч­кой, свежо про­си­я­ет и по­гру­зит­ся в ли­ло­выйее туман. Верх­ний, тон­кий край рас­тя­ну­то­го об­лач­ка за­свер­ка­ет змей­ка­ми; блеск их по­до­бен блес­ку ко­ва­но­го се­реб­ра... Но вот опять хлы­ну­ли иг­ра­ю­щие лучи, и ве­се­ло и ве­ли­ча­во, слов­но взле­тая, под­ни­ма­ет­ся мо­гу­чее све­ти­ло.

Вопросы к конспектам

За­да­ние №1

Спи­ши­те текст, вы­де­ли­те грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы пред­ло­же­ний, под­черк­ни­те опре­де­ле­ния вол­ни­стой ли­ни­ей.

Бор — дре­му­чий, кон­до­вый, с бер­ло­га­ми мед­ве­жьи­ми, креп­ким гриб­ным и смо­ля­ным духом, с се­ды­ми лох­ма­ты­ми мхами. Видал и же­лез­ные ше­ло­мы кня­жьих дру­жин, и ку­ко­ли скит­ни­ков ста­рой, на­сто­я­щей веры, и рва­ные шапки Сте­па­но­вой воль­ни­цы, и озяб­шие сул­та­ны на­по­лео­но­вых фран­цу­зи­шек.

И снова — синие зим­ние дни, шорох сне­го­вых лом­тей, яд­рё­ный мо­роз­ный треск, дятел дол­бит; жел­тые лет­ние дни, вос­ко­вые свеч­ки в ко­ря­вых зе­лё­ных руках, про­зрач­ные ме­до­вые слёзы по за­ско­руз­лым креп­ким ство­лам, ку­куш­ки счи­та­ют годы... (Е. За­мя­тин)

За­да­ние №2

Рас­про­стра­ни­те дан­ные пред­ло­же­ния опре­де­ле­ни­я­ми, ис­поль­зуя слова для спра­вок. По­ду­май­те, какую роль иг­ра­ют опре­де­ле­ния в тек­сте.

Стоят дни осени. На небе висят об­ла­ка. В воз­ду­хе плы­вут нити па­у­ти­ны. На ели усе­лась стай­ка дроз­дов.  Де­ре­вья уже утра­ти­ли свои уборы. Ли­стья ков­ром укры­ва­ют землю. Па­лит­ра кра­сок уди­ви­тель­но гар­мо­ни­ру­ет с за­па­ха­ми осени.

Слова для спра­вок: по­след­ние, позд­ней, синем, белые,  про­зрач­ном, тон­кие, вы­со­кой, чер­ных, осен­ние, раз­но­цвет­ные, пёст­рые, воз­душ­ным, хо­лод­ную, яркая, пря­ны­ми. 

Последнее изменение: Понедельник, 18 Сентябрь 2017, 00:47