Чередование гласных е -и в корне слова

Учеб­ное на­блю­де­ние

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на на­пи­са­ние вы­де­лен­ных кор­ней слов:

Как ви­ди­те, вы­де­ле­ны корни тер – тир, бер – бир, мер – мир. В одном слу­чае на­пи­са­на буква е, в дру­гом – буква и. То, что мы сей­час на­блю­да­ем, на­зы­ва­ет­ся че­ре­до­ва­ни­ем. Че­ре­до­ва­ние – это вза­и­мо­за­ме­на зву­ков, за­ни­ма­ю­щих одно и то же место в мор­фе­ме. В дан­ных кор­нях че­ре­ду­ют­ся е-и, по­это­му у нас не по­лу­чит­ся по­до­брать про­ве­роч­ное слово, по­сколь­ку под уда­ре­ни­ем в этих кор­нях может встре­тить­ся е, а может – и.

Сле­ду­ет за­пом­нить

ü  В кор­нях с че­ре­до­ва­ни­ем е-и пи­шет­ся и, если после корня идёт суф­фикс -а-.

Зна­чит ли это, что те­перь в каж­дом слу­чае при вы­бо­ре для на­пи­са­ния е-и в корне, мы будем об­ра­щать вни­ма­ние на суф­фикс а? Ко­неч­но, нет. Дан­ное пра­ви­ло ка­са­ет­ся толь­ко тех, кор­ней, в ко­то­рых такое че­ре­до­ва­ние про­ис­хо­дит (рис. 1). Эти корни сле­ду­ет за­пом­нить:

Чередование гласных е -и в корне слова

(За­пом­нить: сочетание, сочетать!)

Буквы е-и в кор­нях с че­ре­до­ва­ни­ем

Рис. 1. Буквы е-и в кор­нях с че­ре­до­ва­ни­ем.

Вопросы к конспектам

За­да­ние № 1

Пе­ре­пи­ши­те со­че­та­ния слов, встав­ляя про­пу­щен­ные буквы. Рас­пре­де­ли­те сло­во­со­че­та­ния на две груп­пы, в за­ви­си­мо­сти от глас­ной, ко­то­рую вы вста­ви­ли.

Соб..рают ягоды, всё зам..рло, звёз­ды забл..стали, зам..реть от вос­тор­га, небо забл..стело, разж..гать ко­стёр, расст..ла­ет­ся туман, оп..рать­ся на пе­ри­ла, зап..реть на ключ, ст..реть ошиб­ку, пост..лить ковёр, прот..реть окно, выж..гать ри­су­нок отч..тать за про­сту­пок.

Вста­ви­ли букву е

Вста­ви­ли букву и

 

 

За­да­ние № 2

Вы­пи­ши­те слова с про­пус­ка­ми в со­от­вет­ству­ю­щие ко­лон­ки таб­ли­цы. К сло­вам, ко­то­рые вы­пи­ше­те во вто­рую ко­лон­ку, под­бе­ри­те про­ве­роч­ные, в сло­вах, ко­то­рые вы­пи­ше­те в тре­тью ко­лон­ку, вы­де­ли­те суф­фикс -а-, если такой в слове есть.

В на­ро­де с..нтябрь на­зы­ва­ют за­дум­чи­вым. Увяд­шие травы по­кры­ва­ют­ся бл..стя­щи­ми па­у­тин­ка­ми. При­ро­да зам..рает  перед боль­ши­ми пе­ре­ме­на­ми. Хо­ро­шим «ме­тео­ро­ло­гом» можно сч..тать бу­рун­ду­ка. Он за­па­са­ет корм, как толь­ко по­чув­ству­ет прибл..жение осени. А сна­ча­ла он про­во­дит «ре­ви­зию» своих ста­рых при­па­сов, оч..щает зем­ные кла­до­вые, выст..лает их су­хи­ми ли­стья­ми. Ра­бо­та­ет бу­рун­дук целый месяц и соб..рает до вось­ми ки­ло­грам­мов к..дро­вых ореш­ков, гр..бов, с..мян.

Последнее изменение: Понедельник, 19 Февраль 2018, 17:58