Способы словообразования

Вступ­ле­ние

Вы уже зна­е­те о зна­че­нии при­ста­вок и суф­фик­сов, зна­е­те о том, что эти части слова слу­жат для об­ра­зо­ва­ния новых слов. На уроке вы узна­е­те о том, как об­ра­зу­ют­ся новые слова. Ко­неч­но, есть слова в нашем языке, спо­соб об­ра­зо­ва­ния ко­то­рых опре­де­лить труд­но. На­при­мер, зна­е­те ли вы, как об­ра­зо­ва­лось слова ко­пей­ка? Оно об­ра­зо­ва­лось с по­мо­щью суф­фик­са. Мно­гие на­вер­ня­ка сразу вспом­ни­ли слово «ко­пить» и стали ис­кать суф­фикс.

Но слово ко­пей­ка об­ра­зо­ва­лось от слова «копье», по­то­му что на одной из пер­вых рус­ских монет было изоб­ра­же­ние всад­ни­ка с ко­пьём. Сле­до­ва­тель­но, слово ко­пей­ка об­ра­зо­ва­лось с по­мо­щью суф­фик­са -к-, так же как слова змея – змей­ка, семья – се­мей­ка.

Как об­ра­зу­ют­ся новые слова?

Об­ра­зу­ем от слова доб­рый дру­гие слова раз­ны­ми спо­со­ба­ми.

Кста­ти, ин­те­рес­но про­ис­хож­де­ние и слова доб­рый. Об­ра­зо­ва­лось оно от слова доба, то есть пора, время. И пер­во­на­чаль­ное зна­че­ние этого слова было «боль­шой, креп­кий, во­шед­ший в добу (в пору)».

В слове добрый вы­де­ле­на ос­но­ва. Эта ос­но­ва будет про­из­во­дя­щей, по­то­му что имен­но от этой ос­но­вы мы будем об­ра­зо­вы­вать новые слова.

До­бав­ля­ем к ос­но­ве при­став­ку пре- и по­лу­ча­ем новое слово со зна­че­ни­ем «очень доб­рый»: предоб­рый. Мы ис­поль­зо­ва­ли при­ста­воч­ный спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния.

А те­перь к ос­но­ве слова доб­рый до­ба­вим суф­фикс -як- и по­лу­чим слово со зна­че­ни­ем «доб­рый, мяг­кий че­ло­век»: доб­ряк. Об­ра­зо­ва­лось имя су­ще­стви­тель­ное. Мы ис­поль­зо­ва­ли суф­фик­саль­ный спо­соб.

А сей­час к про­из­во­дя­щей ос­но­ве мы од­но­вре­мен­но до­ба­вим при­став­ку за- и гла­голь­ный суф­фикс -и-. По­лу­чим гла­гол со зна­че­ни­ем «рас­по­ло­жить к себе, уго­дить»: за­доб­рить. Такой спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния на­зы­ва­ет­ся при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ным.

От слова пе­ре­хо­дить мы можем об­ра­зо­вать су­ще­стви­тель­ное пе­ре­ход. В дан­ном слу­чае мы не до­бав­ля­ли при­став­ки или суф­фик­сы, а, на­о­бо­рот, от­сек­ли от про­из­во­дя­щей ос­но­вы суф­фикс -и-. Такой спо­соб на­зы­ва­ет­ся бес­суф­фикс­ным.

Сле­ду­ю­щие спо­со­бы сло­во­об­ра­зо­ва­ния на­зы­ва­ют­ся сло­же­ни­ем. Это может быть сло­же­ние от­дель­ных слов, сло­же­ние ос­но­вы и це­ло­го слова, сло­же­ние основ.

Сло­же­ние слов

Сло­же­ние ос­но­вы и це­ло­го слова

Сло­же­ние основ

ста­нок-ав­то­мат, чу­до-пти­ца

зву­ко­вой, за­пись – зву­ко­за­пись

пеший, ходит – пе­ше­ход

На­вер­ное, вы встре­ча­ли такие слова, как МГУ, уни­вер­маг.

В пер­вом слу­чае сло­жи­ли на­чаль­ные буквы слов, во вто­ром слу­чае сло­жи­ли пер­вые слоги двух слов. Такие слова на­зы­ва­ют­ся слож­но­со­кра­щен­ны­ми.

По­смот­ри­те на сло­во­со­че­та­ния во­ен­ный че­ло­век и мо­ло­дой во­ен­ный. Мо­же­те ска­зать, к какой части речи от­но­сит­ся вы­де­лен­ное слово? В пер­вом сло­во­со­че­та­нии слово во­ен­ный от­ве­ча­ет на во­прос какой? – это при­ла­га­тель­ное. Во вто­ром слу­чае слово во­ен­ный от­ве­ча­ет на во­прос кто? – это уже имя су­ще­стви­тель­ное. Такой спо­соб на­зы­ва­ет­ся пе­ре­хо­дом слов из одной части речи в дру­гую.

Вопросы к конспектам

За­да­ние № 1

Опре­де­ли­те, как об­ра­зо­ва­ны дан­ные слова, вы­де­ляя про­из­во­дя­щую ос­но­ву и часть слова, с по­мо­щью ко­то­рой об­ра­зо­ва­но слово. Ука­жи­те спо­соб об­ра­зо­ва­ния.

Под­ска­зать, без­об­лач­ный, при­мор­ский, бе­лень­кий, лу­но­ход.

За­да­ние № 2

Про­ил­лю­стри­руй­те из­вест­ные вам спо­со­бы сло­во­об­ра­зо­ва­ния соб­ствен­ны­ми при­ме­ра­ми.

Последнее изменение: Понедельник, 18 Сентябрь 2017, 19:20