Решение задач на движение по окружности (в том числе и на поворотах)

 Основные законы и формулы, выражающие равномерное движение по окружности

При рав­но­мер­ном дви­же­нии ли­ней­ная ско­рость яв­ля­ет­ся по­сто­ян­ной ве­ли­чи­ной:

 

Сле­до­ва­тель­но, тан­ген­ци­аль­ное уско­ре­ние от­сут­ству­ет, а уско­ре­ние равно нор­маль­ной со­став­ля­ю­щей. Тан­ген­ци­аль­ное уско­ре­ние – это уско­ре­ние, на­прав­лен­ное вдоль той же пря­мой, вдоль ко­то­рой на­прав­ле­на ско­рость, и ко­то­рое вы­зы­ва­ет из­ме­не­ние мо­ду­ля ско­ро­сти. В этом слу­чае уско­ре­ние на­зы­ва­ет­ся цен­тро­стре­ми­тель­ным:

 

 

Усло­вие ди­на­ми­ки для та­ко­го дви­же­ния сле­ду­ет из вто­ро­го за­ко­на Нью­то­на. Ре­зуль­ти­ру­ю­щая сил (цен­тро­стре­ми­тель­ная сила), при­ло­жен­ных к телу и вы­зы­ва­ю­щих дви­же­ние по окруж­но­сти, равна про­из­ве­де­нию массы тела на цен­тро­стре­ми­тель­ное уско­ре­ние:

 

Из этого усло­вия ди­на­ми­ки сле­ду­ет:

- ре­зуль­ти­ру­ю­щая сил, при­ло­жен­ных к телу и со­об­ща­ю­щих цен­тро­стре­ми­тель­ное уско­ре­ние, все­гда на­прав­ле­на к цен­тру (как и цен­тро­стре­ми­тель­ное уско­ре­ние):

 

- ре­зуль­ти­ру­ю­щая сил, при­ло­жен­ных к телу, чис­лен­но равна:

 

 Задача 1

С какой ско­ро­стью ав­то­мо­биль дол­жен про­хо­дить се­ре­ди­ну вы­пук­ло­го моста ра­ди­у­сом 90 м, чтобы пас­са­жир на мгно­ве­ние ока­зал­ся в неве­со­мо­сти? Ва­ри­ан­ты от­ве­та: 1. 10 м/с; 2. 20 м/с; 3. 30 м/с; 4. 40 м/с.

Дано:  (сила ре­ак­ции опоры равна нулю, так как пас­са­жир, на­хо­дясь в неве­со­мо­сти, не давит на си­де­нье ав­то­мо­би­ля);

Найти: 

Ре­ше­ние

Ил­лю­стра­ция к за­да­че Решение задач на движение по окружности (в том числе и на поворотах)

Рис. 1. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

Ре­ша­ем дан­ную за­да­чу в си­сте­ме от­сче­та, свя­зан­ной с Зем­лей.

Че­ло­век дви­жет­ся вме­сте с ав­то­мо­би­лем (см. Рис. 1) с уско­ре­ни­ем, на­прав­лен­ным вниз. На него дей­ству­ет толь­ко сила при­тя­же­ния к Земле (), имен­но она в дан­ном слу­чае яв­ля­ет­ся цен­тро­стре­ми­тель­ной.

 

Сле­до­ва­тель­но:

 

Ответ: 3. 30 м/с.

 Задача 2

Де­воч­ка мас­сой 40 кг ка­ча­ет­ся на ка­че­ли с дли­ной под­ве­са 4 м. С какой силой она давит на си­де­нье при про­хож­де­нии сред­не­го по­ло­же­ния со ско­ро­стью 5 м/с? Ва­ри­ан­ты от­ве­та: 1. 40 кг; 2. 400 Н; 3. 500 Н; 4. 650 Н.

Дано: 

Найти: 

Ре­ше­ние

Ил­лю­стра­ция к за­да­че Решение задач на движение по окружности (в том числе и на поворотах)

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

На де­воч­ку (см. Рис. 2) дей­ству­ет сила тя­же­сти () и сила ре­ак­ции опоры (). На ка­че­ли дей­ству­ет сила дав­ле­ния (), на­прав­лен­ная вниз. По тре­тье­му за­ко­ну Нью­то­на эта сила равна взя­той со зна­ком минус силе ре­ак­ции опоры.

 

То есть для ре­ше­ния за­да­чи до­ста­точ­но найти силу ре­ак­ции опоры.

Из за­ко­на ди­на­ми­ки сле­ду­ет:

 

В про­ек­ции на ось X:

 

Сле­до­ва­тель­но:

 

 

Ответ: 4. 650 Н.

 Задача 3

Шарик, при­вя­зан­ный нитью к под­ве­су, опи­сы­ва­ет в го­ри­зон­таль­ной плос­ко­сти окруж­ность, имея по­сто­ян­ную ско­рость. Длина нити равна 0,6 м, ее угол с вер­ти­ка­лью со­став­ля­ет . Опре­де­лить ско­рость ша­ри­ка.

Дано: 

Найти: 

Ре­ше­ние

Ил­лю­стра­ция к за­да­че

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

Сумма сил  и на­тя­же­ния () по пра­ви­лу па­рал­ле­ло­грам­ма равна ре­зуль­ти­ру­ю­щей силе  (см. Рис. 3). Эта сила на­прав­ле­на в центр вра­ще­ния.

 

Сумма сил на­хо­дит­ся из пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка с углом (вы­де­лен­ный зе­ле­ным цве­том). Так как  – про­ти­во­ле­жа­щий катет, то:

 

Сле­до­ва­тель­но:

 

 

R вхо­дит в пря­мо­уголь­ный тре­уголь­ник, в ко­то­ром длина нити яв­ля­ет­ся ги­по­те­ну­зой (вы­де­лен­ный жел­тым цве­том). R – катет, про­ти­во­ле­жа­щий углу.

 

Под­став­ля­ем вы­ра­же­ние для ра­ди­у­са в фор­му­лу квад­ра­та ско­ро­сти ша­ри­ка:

 

 

Ответ: .

 Задача 4

С какой мак­си­маль­ной ско­ро­стью может ехать мо­то­цикл по го­ри­зон­таль­ной плос­ко­сти, опи­сы­вая дугу окруж­но­сти ра­ди­у­са 100 м, если ко­эф­фи­ци­ент тре­ния ре­зи­ны о плос­кость равен 0,4? Ва­ри­ан­ты от­ве­та: 1. 10 м/с; 2. 20 м/с; 3. 30 м/с; 4. 40 м/с.

Дано: 

Найти: 

Ре­ше­ние

Ил­лю­стра­ция к за­да­че Решение задач на движение по окружности (в том числе и на поворотах)

Рис. 4. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

На ри­сун­ке 4 по­ка­зан вид сзади мо­то­цик­ла с мо­то­цик­ли­стом. При по­во­ро­те мо­то­цикл на­кло­ня­ет­ся к цен­тру по­во­ро­та. На мо­то­цикл дей­ству­ют: сила тя­же­сти ; сила ре­ак­ции опоры ; сила тре­ния ; сила тя­го­во­го тре­ния (сила тяги) ; сила со­про­тив­ле­ния . Сумма этих сил равна: 

 

Так как:

 

 

То:

 

Сила тре­ния равна:

 

Сле­до­ва­тель­но:

 

 

Ответ: 2. 20 м/с.

 Задача 5

При ско­ро­сти дви­же­ния по­ез­да 36 км/ч на за­круг­ле­нии ра­ди­у­сом 400 м бо­ко­во­го дав­ле­ния на рель­сы нет. Найти мак­си­маль­ную ско­рость по­ез­да, при ко­то­рой бо­ко­вое дав­ле­ние не будет пре­вы­шать 5 % его веса. Ши­ри­на колеи – 1006 мм.

Дано:  – при мак­си­маль­ной ско­ро­сти бо­ко­вое дав­ле­ние со­став­ля­ет 5 % от силы тя­же­сти;  

Найти: 

Ре­ше­ние

Ил­лю­стра­ция к за­да­че Решение задач на движение по окружности (в том числе и на поворотах)

Рис. 5. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

При за­круг­ле­нии на­руж­ный рельс укла­ды­ва­ют выше внут­рен­не­го, по­это­му бо­ко­вое дав­ле­ние на рель­сы от­сут­ству­ет. Тот есть в таком слу­чае как бы по­во­ра­чи­ва­ет­ся сила ре­ак­ции опоры на ка­кой-то неболь­шой угол () (см. Рис. 5) от вер­ти­каль­но­го по­ло­же­ния. Воз­ни­ка­ет сумма сил между ре­ак­ци­ей опоры и силы тя­же­сти, на­прав­лен­ная к цен­тру по­во­ро­та, что поз­во­ля­ет по­ез­ду прой­ти по­во­рот, не ока­зы­вая дав­ле­ние на рельс.

Вто­рой закон Нью­то­на для на­чаль­но­го усло­вия вы­гля­дит сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

 

Из чер­те­жа сло­же­ния сил видно, что ре­зуль­ти­ру­ю­щая (катет пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка) этих сил равна:

              

Ил­лю­стра­ция к за­да­че Решение задач на движение по окружности (в том числе и на поворотах)

Рис. 6. Ил­лю­стра­ция к за­да­че

Когда поезд на­чи­на­ет ехать с боль­шей ско­ро­стью, ко­ле­со на­чи­на­ет дей­ство­вать на на­руж­ный рельс. Сила дав­ле­ния по­ез­да на рельс ( вы­зы­ва­ет силу ре­ак­ции (см. Рис. 6), ко­то­рая дей­ству­ет на поезд () (по тре­тье­му за­ко­ну Нью­то­на). В таком слу­чае, в про­ек­ции на на­прав­ле­ние уско­ре­ния по­лу­ча­ет­ся сле­ду­ю­щее вы­ра­же­ние:

 

Вы­ра­зим , учи­ты­вая, что  и :

  

Раз­де­лим обе части вы­ра­же­ния на m и до­мно­жим на R:

 

 

Ответ: .

Последнее изменение: Понедельник, 25 Июнь 2018, 19:34