Викторианская эпоха в Англии

 Вхождение на престол новой королевы и страницы ее биографии

На дан­ном уроке речь пой­дет о вик­то­ри­ан­ской эпохе в Ан­глии.

С 1837 по 1901 год у вла­сти в Ан­глии на­хо­ди­лась ко­ро­ле­ва Вик­то­рия, ко­то­рая и дала на­зва­ние этой эпохе – вик­то­ри­ан­ская.

При рож­де­нии бу­ду­щая ко­ро­ле­ва по­лу­чи­ла имя Алек­сандри­на Вик­то­рия (рис. 1). Имя Алек­сандри­на было дано в честь рус­ско­го им­пе­ра­то­ра Алек­сандра I, по­бе­ди­те­ля На­по­лео­на. Пра­вив­ше­му в то время ко­ро­лю Ан­глии Ге­ор­гу IV такая идея не очень по­нра­ви­лась. Ро­ди­те­ли хо­те­ли на­звать де­воч­ку Алек­сандри­ной Ге­ор­ги­а­ной, но Георг был ка­те­го­ри­че­ски про­тив. Он не мог до­пу­стить, чтобы его имя упо­ми­на­лось рядом с име­нем рос­сий­ско­го им­пе­ра­то­ра. Сама Вик­то­рия не лю­би­ла имя Алек­сандри­на, и от­но­ше­ния с Рос­си­ей у Ан­глии были слож­ны­ми, по­это­му по­след­ний раз Алек­сандри­ной Вик­то­ри­ей ее на­зы­ва­ли на ко­ро­на­ции. Боль­шин­ство ан­гли­чан на се­го­дняш­ний день даже сами не пом­нят о пер­вом имени из­вест­ной ко­ро­ле­вы.

Ко­ро­ле­ва Вик­то­рия

Рис. 1. Ко­ро­ле­ва Вик­то­рия

В 1839 году Вик­то­рия встре­ти­лась с на­след­ни­ком рос­сий­ско­го пре­сто­ла – бу­ду­щим им­пе­ра­то­ром Алек­сан­дром II (рис. 2). Он осу­ществ­лял турне по стра­нам Ев­ро­пы и, в част­но­сти, при­был в Лон­дон. Вик­то­рия сим­па­ти­зи­ро­ва­ла рус­ско­му им­пе­ра­то­ру. Но женой им­пе­ра­то­ра она не стала. В 1840 году она вышла замуж за гер­ман­ско­го прин­ца Аль­бер­та, ко­то­рый был ее мужем на про­тя­же­нии более 20 лет. От этого брака у Вик­то­рии было 9 детей и бес­чис­лен­ное ко­ли­че­ство вну­ков. После смер­ти Аль­бер­та в 1861 году ко­ро­ле­ва Вик­то­рия на­де­ла траур и не сни­ма­ла его до конца своих дней. Ее про­зва­ли «Вин­дзор­ская вдова» (Вин­дзор – на­зва­ние ее лю­би­мо­го двор­ца).

Рос­сий­ский им­пе­ра­тор Алек­сандр II

Рис. 2. Рос­сий­ский им­пе­ра­тор Алек­сандр II

 Экономическое развитие Англии в Викторианскую эпоху

Эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие Ан­глии этой эпохи про­дол­жа­ло тра­ди­цию, ко­то­рая была за­ло­же­на в 1830-е годы. Ан­глия была пе­ре­до­вым го­су­дар­ством во всем мире. Она от­ли­ча­лась и своим ли­бе­раль­ным ра­бо­чим за­ко­но­да­тель­ством. В 1842 году был при­нят закон Лорда Шефтсбе­ри, ко­то­рый за­пре­щал труд на шах­тах детей в воз­расте 10 лет и млад­ше. Апо­гей эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Ан­глии в се­ре­дине XIX века озна­ме­но­вал­ся и про­ве­де­ни­ем в Лон­доне так на­зы­ва­е­мой Все­мир­ной вы­став­ки. Ини­ци­а­то­ром про­ве­де­ния стал сам принц Аль­берт. Ко­ро­ле­ва Вик­то­рия в этом при­ни­ма­ла ак­тив­ное уча­стие.

Во вто­рой по­ло­вине XIX века Ан­глия на­ча­ла быст­ро те­рять свои пе­ре­до­вые по­зи­ции. Если ее доля в про­мыш­лен­ном про­из­вод­стве в 1840 году со­став­ля­ла 45 %, то к 1870 году эта доля упала до 35,5 %, а к 1900 году она со­став­ля­ла всего 20 %. Самый низ­кий по­ка­за­тель был по­ка­зан в 1913 году – 14 % от общих про­из­вод­ствен­ных объ­е­мов в мире. На этом фоне за­мет­но вы­рос­ла доля США, до 35,7 %. Гер­ма­ния также стала пре­вос­хо­дить Ан­глию по ее про­мыш­лен­но­му раз­ви­тию.

При­чи­ной та­ко­го спада стало слиш­ком быст­рое раз­ви­тие Ан­глии в пер­вой по­ло­вине XIX века. Ан­глий­ские про­мыш­лен­ни­ки были уве­ре­ны в том, что они об­ла­да­ют са­мы­ми луч­ши­ми стан­ка­ми, са­мы­ми пе­ре­до­вы­ми тех­но­ло­ги­я­ми, ме­нять их на что-то новое они не со­би­ра­лись. В Гер­ма­нии, США, Рос­сии со­зда­ва­лись за­во­ды и фаб­ри­ки, для ко­то­рых спе­ци­аль­но из­го­тав­ли­ва­лись и за­ку­па­лись новые стан­ки, про­из­ве­ден­ные по новым об­раз­цам, но в Ве­ли­ко­бри­та­нии даже в 1913 году функ­ци­о­ни­ро­ва­ли стан­ки вре­мен Ге­ор­га III и Ге­ор­га IV.

США и Гер­ма­ния в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни раз­ви­ва­лись бла­го­да­ря своим мар­ке­тин­го­вым тех­но­ло­ги­ям. Ан­глия счи­та­ла, что все стра­ны долж­ны по­ка­пать ее то­ва­ры толь­ко по­то­му, что они ан­глий­ские. Гер­ма­ния и США при­ло­жи­ли огром­ные уси­лия для раз­ви­тия ре­кла­мы, для рас­про­стра­не­ния ин­фор­ма­ции о своих то­ва­рах. Гер­ма­ния и США много сде­ла­ли для того, чтобы за­во­е­вать новые рынки. Когда в Рос­сии в 1830–1840-е гг. на­чал­ся про­мыш­лен­ный пе­ре­во­рот, доля ан­глий­ско­го при­сут­ствия в рос­сий­ской эко­но­ми­ке ока­за­лась очень неболь­шой.

 Политическое развитие Англии в Викторианскую эпоху

В по­ли­ти­че­ском плане Ве­ли­ко­бри­та­ния вре­мен ко­ро­ле­вы Вик­то­рии пре­вра­ти­лась в стан­дарт­ную кон­сти­ту­ци­он­ную мо­нар­хию. Ко­ро­ле­ва цар­ство­ва­ла, но не пра­ви­ла. Она толь­ко от­кры­ва­ла за­се­да­ния пар­ла­мен­та. Ино­гда ко­ро­ле­ва пы­та­лась сыг­рать на своих пол­но­мо­чи­ях и од­на­ж­ды даже от­ка­за­лась от­кры­вать оче­ред­ную сес­сию, тре­буя для ее мужа предо­став­ле­ния до­пол­ни­тель­но­го ти­ту­ла. Она хо­те­ла, чтобы Аль­берт носил ста­тус принц-кон­сорт (су­пруг пра­вя­щей ко­ро­ле­вы, сам не яв­ля­ю­щий­ся су­ве­рен­ным мо­нар­хом в своем праве). Пар­ла­мен­ту при­ш­лось пойти на уступ­ки.

Все по­ли­ти­че­ские ре­ше­ния при­ни­ма­ла не ко­ро­ле­ва, а ли­де­ры тех пар­ла­мент­ских фрак­ций, ко­то­рые на дан­ный мо­мент на­хо­ди­лись у вла­сти. Ко­ро­ле­ва по­слуш­но под­пи­сы­ва­ла те ре­ше­ния, ко­то­рые пред­ла­гал ей пар­ла­мент. У вла­сти в это время на­хо­ди­лась то одна, то дру­гая пар­тия. Такая си­сте­ма по­лу­чи­ла на­зва­ние «пар­тий­ный ма­ят­ник». Фак­ти­че­ски в Ан­глии были две пар­тии-со­пер­ни­цы: пар­тия ли­бе­ра­лов, в Ан­глии она на­зы­ва­лась виги, и пар­тия кон­сер­ва­то­ров – тори. Пар­тию ли­бе­ра­лов дол­гое время воз­глав­лял Уи­льям Глад­стон (рис. 3), а кон­сер­ва­то­ров – Бен­джа­мин Диз­ра­эли (рис. 4).

Ли­бе­рал Уи­льям Глад­стон

Рис. 3. Ли­бе­рал Уи­льям Глад­стон

Кон­сер­ва­тор Бен­джа­мин Диз­ра­эли

Рис. 4. Кон­сер­ва­тор Бен­джа­мин Диз­ра­эли

Мно­гие ис­то­ри­ки свя­зы­ва­ют по­ли­ти­че­ский про­гресс Ве­ли­ко­бри­та­нии в эпоху прав­ле­ния ко­ро­ле­вы Вик­то­рии с ли­бе­ра­ла­ми. Глад­стон на про­тя­же­нии мно­гих лет был ее бес­смен­ным ли­де­ром. Ли­бе­ра­лы в это время про­ве­ли много по­зи­тив­ных ре­форм. Имен­но они ввели тай­ное го­ло­со­ва­ние, они от­ме­ни­ли в 1884 году иму­ще­ствен­ный ценз на вы­бо­рах (недо­пу­ще­ние к уча­стию в вы­бо­рах лиц, не име­ю­щих опре­де­лен­но­го до­хо­да или опре­де­лен­ной соб­ствен­но­сти). Это при­ве­ло к со­зда­нию в Ан­глии все­об­ще­го из­би­ра­тель­но­го права (толь­ко для муж­чин). Пра­ви­тель­ство Глад­сто­на по­ощ­ря­ло раз­ви­тие проф­со­ю­зов и со­зда­ние си­сте­мы пол­но­цен­но­го на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния в стране. Дру­гие ис­то­ри­ки счи­та­ют, что не сле­ду­ет недо­оце­ни­вать и по­ли­ти­ку кон­сер­ва­то­ров. Глад­стон и Диз­ра­эли бо­ро­лись прак­ти­че­ски за одно и то же.

В Рос­сии к Глад­сто­ну и ли­бе­ра­лам от­но­си­лись лучше, чем к Диз­ра­эли. Рас­хож­де­ния между ними ярко про­яви­лись в от­но­ше­нии рус­ско-ту­рец­кой войны 1877–1878 гг. Диз­ра­эли явно сим­па­ти­зи­ро­вал тур­кам, а Глад­стон был на сто­роне Рос­сии.

 Ирландский вопрос

Самой се­рьез­ной про­бле­мой Ан­глии вто­рой по­ло­ви­ны XIX века был ир­ланд­ский во­прос. Ир­лан­дия в то время вхо­ди­ла в со­став Ве­ли­ко­бри­та­нии, но Ир­лан­дия, в от­ли­чие от дру­гих ко­ло­ний Ан­глии, была ча­стью Ев­ро­пы, и пред­став­ле­ния о до­стой­ной жизни там были иными. Пе­ре­пись на­се­ле­ния 1841 года по­ка­за­ла, что более по­ло­ви­ны из 9 млн ир­ланд­цев живут в ужас­ных усло­ви­ях. Кон­траст между бла­го­по­луч­ной Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и Ир­лан­ди­ей был очень су­ще­стве­нен.

В 1845–1848 гг. Ир­лан­дию по­стиг­ло страш­ное бед­ствие. Эпи­де­мия по­ра­зи­ла кар­то­фель, ос­нов­ной про­дукт пи­та­ния ир­ланд­цев. Мно­гие ир­ланд­цы умер­ли от го­ло­да. Ир­ланд­цы также вы­ра­щи­ва­ли хлеб и могли в слу­чае го­ло­да пе­рей­ти на него. Од­на­ко хлеб для них ока­зал­ся слиш­ком дорог. Зар­пла­ты у ир­ланд­цев были на­столь­ко низ­ки­ми, что все, что они могли себе поз­во­лить, был толь­ко кар­то­фель.

Когда в 1851 году вла­сти ре­ши­ли про­ве­сти еще одну пе­ре­пись на­се­ле­ния, вы­яс­ни­лось, что от го­ло­да и от бо­лез­ней по­гиб­ло около 1 млн ир­ланд­цев. При­мер­но 2 млн эми­гри­ро­ва­ли из стра­ны, глав­ным об­ра­зом в США. Ир­ланд­цы по­ни­ма­ли, что со­блю­дать их ин­те­ре­сы не вхо­дит в за­да­чи Бри­та­нии. По­это­му в 1870 году здесь воз­ник­ло объ­еди­не­ние – Лига Го­м­ру­ля (дви­же­ние за ав­то­но­мию Ир­лан­дии на ру­бе­же XIX–XX веков). Ир­ланд­цы на­ста­и­ва­ли на том, чтобы их тер­ри­то­рии в со­ста­ве Бри­тан­ской им­пе­рии были предо­став­ле­ны осо­бые права. Вла­сти по­пы­та­лись успо­ко­ить ир­ланд­цев и в том же 1870 году при­ня­ли спе­ци­аль­ный Зе­мель­ный акт для Ир­лан­дии, в ко­то­ром было за­пре­ще­но под­ни­мать цены на хлеб выше уста­нов­лен­ных пре­де­лов.

Когда борь­ба за са­мо­управ­ле­ние ока­за­лась неудач­ной, ир­ланд­цы стали со­зда­вать по­ли­ти­че­ские пар­тии. Самой из­вест­ной стала пар­тия Шинн Фейн (в пе­ре­во­де с ир­ланд­ско­го – «мы сами») (рис. 5). Эта пар­тия была об­ра­зо­ва­на в 1905 году и при­ло­жи­ла много уси­лий к тому, чтобы Ир­лан­дия стала неза­ви­си­мой от Ве­ли­ко­бри­та­нии.

Эм­бле­ма пар­тии Шинн Фейн

Рис. 5. Эм­бле­ма пар­тии Шинн Фейн

Ан­гли­чане стали про­во­дить еще более жест­кую по­ли­ти­ку в от­но­ше­нии своих ко­ло­ний. К своим тра­ди­ци­он­ным ко­ло­ни­ям, таким как Ка­на­да, Ав­стра­лия, до­ба­ви­лись мно­го­чис­лен­ные тер­ри­то­рии в Аф­ри­ке и в Азии. В 1876 году ко­ро­ле­ва Вик­то­рия при­ня­ла офи­ци­аль­ный титул им­пе­ра­три­цы Индии.

В цен­траль­ной Азии Ан­глия столк­ну­лась с дру­гим се­рьез­ным про­тив­ни­ком – с Рос­сий­ской им­пе­ри­ей. Все это время, на­чи­ная с 1840-х годов, идет со­пер­ни­че­ство между Рос­си­ей и Ан­гли­ей за об­ла­да­ние цен­траль­но­ази­ат­ски­ми тер­ри­то­ри­я­ми. Этот про­цесс в ан­глий­ской ис­то­рии по­лу­чил на­зва­ние «Боль­шая игра». Рос­сий­ский ми­нистр ино­стран­ных дел Карл Нес­сель­ро­де (рис. 6) при­ду­мал дру­гой тер­мин – «Тур­ни­ры теней». Фор­маль­но Рос­сия и Ан­глия не стал­ки­ва­лись, они бо­ро­лись за вли­я­ние ру­ка­ми дру­же­ствен­ных им пле­мен и го­су­дарств. В ре­зуль­та­те толь­ко к концу XIX века гра­ни­ца между рос­сий­ски­ми тер­ри­то­ри­я­ми с Цен­траль­ной Азией и бри­тан­ски­ми ко­ло­ни­я­ми была окон­ча­тель­но уста­нов­ле­на. В XX веке Бри­та­ния не раз пред­при­ни­ма­ла по­пыт­ки пе­ре­иг­рать эти гра­ни­цы в свою поль­зу.

Ми­нистр ино­стран­ных дел Рос­сии Карл Нес­сель­ро­де

Рис. 6. Ми­нистр ино­стран­ных дел Рос­сии Карл Нес­сель­ро­де

 Культурное развитие Англии в Викторианскую эпоху

Что ка­са­ет­ся куль­тур­но­го раз­ви­тия Бри­та­нии вре­мен вик­то­ри­ан­ской эпохи, то стоит от­ме­тить так на­зы­ва­е­мую вик­то­ри­ан­скую мо­раль. Ан­глий­ское об­ще­ство этой эпохи де­мон­стри­ро­ва­ло чу­де­са стыд­ли­во­сти. Было непри­лич­но упо­ми­нать целый ряд слов: за­пре­ще­но было на­зы­вать части тела, даже руки или ноги, их нужно было на­зы­вать ко­неч­но­стя­ми.

Книги, на­пи­сан­ные жен­щи­на­ми, по пра­ви­лам вик­то­ри­ан­ской мо­ра­ли могли сто­ять вме­сте на полке, на­пи­сан­ные муж­чи­на­ми, толь­ко в одном слу­чае: если ав­то­ры муж и жена. Во всех осталь­ных слу­ча­ях, долж­ны были быть от­дель­ные полки для жен­ских книг и полки для муж­ских книг.

Особо ин­те­рес­ны ан­глий­ские ку­паль­ные ко­стю­мы (рис. 7). Вик­то­ри­ан­ский ан­глий­ский ку­паль­ный ко­стюм пред­став­лял собой пла­тье с огром­ным ко­ли­че­ством обо­рок и кри­но­ли­нов. Обя­за­тель­но при­ла­га­лась шляп­ка, туфли и зон­тик. Даже в такой одеж­де ан­гли­чан­ки стес­ня­лись по­яв­лять­ся на пляже, по­это­му су­ще­ство­ва­ли спе­ци­аль­ные ка­ре­ты (рис. 8), ко­то­рые са­жа­ли таких жен­щин на пляже и за­во­зи­ли их глу­бо­ко в воду, чтобы они могли от­крыть дверь и пла­вать, хотя пла­вать в таком ко­стю­ме было очень слож­но.

Ку­паль­ные ко­стю­мы вик­то­ри­ан­ской эпохи

Рис. 7. Ку­паль­ные ко­стю­мы вик­то­ри­ан­ской эпохи

Ка­ре­ты для спус­ка в воду

Рис. 8. Ка­ре­ты для спус­ка в воду

Го­во­ря о ли­те­ра­ту­ре этой эпохи, надо ска­зать, что она при­внес­ла огром­ный вклад в ми­ро­вую ли­те­ра­ту­ру. Пред­ста­ви­те­ля­ми вик­то­ри­ан­ской ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ют­ся Чарльз Дик­кенс и Уи­льям Тек­ке­рей (рис. 9), сест­ры Брон­те (рис. 10, 11) и Томас Харди, Артур Конан Дойл и Оскар Уайльд (рис. 12). В 1865 году на свет по­яви­лась книга, на­пи­сан­ная Лью­и­сом Кэр­рол­лом – «Алиса в стране чудес» (рис. 13). Счи­та­ет­ся, что имен­но с этой книги на­чи­на­ет­ся ан­глий­ская дет­ская ли­те­ра­ту­ра.

Про­из­ве­де­ние «Яр­мар­ка тще­сла­вия» Уи­лья­ма Тек­ке­рея

Рис. 9. Про­из­ве­де­ние «Яр­мар­ка тще­сла­вия» Уи­лья­ма Тек­ке­рея

Книга Эмили Брон­те «Гро­зо­вой Пе­ре­вал»

Рис. 10. Книга Эмили Брон­те «Гро­зо­вой Пе­ре­вал»

Книга Шар­лот­ты Брон­те «Джейн Эйр»

Рис. 11. Книга Шар­лот­ты Брон­те «Джейн Эйр»

Про­из­ве­де­ние Ос­ка­ра Уайль­да «Порт­рет До­ри­а­на Грея»

Рис. 12. Про­из­ве­де­ние Ос­ка­ра Уайль­да «Порт­рет До­ри­а­на Грея»

Одна из по­пу­ляр­ней­ших дет­ских книг – «Алиса в стране чудес» (автор Льюис Кэр­ролл)

Рис. 13. Одна из по­пу­ляр­ней­ших дет­ских книг – «Алиса в стране чудес» (автор Льюис Кэр­ролл)

Последнее изменение: Пятница, 4 Май 2018, 15:02