Морфологический разбор имени существительного
Морфологический разбор — это подробный анализ слова как части речи. Он помогает определить, к какой части речи принадлежит слово, какие у него постоянные и непостоянные признаки, а также в какой форме оно употреблено в предложении. В этом уроке мы подробно разберём, как выполнять морфологический разбор имени существительного.
Что такое имя существительное
Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?. Например: ученик, книга, дружба, солнце, собака.
Существительное изменяется по падежам и числам, а также имеет род. Оно может быть одушевлённым или неодушевлённым, собственным или нарицательным.
Зачем нужен морфологический разбор
Морфологический разбор помогает:
-
понимать грамматические признаки слова;
-
правильно употреблять слова в речи;
-
избегать ошибок при письме;
-
разбирать строение предложений.
При разборе существительного нужно учитывать все его грамматические характеристики и уметь определять их в контексте.
План морфологического разбора имени существительного
Чтобы сделать морфологический разбор правильно, нужно придерживаться определённого порядка.
1. Часть речи.
Указываем, что слово является именем существительным.
2. Общее значение.
Имя существительное обозначает предмет.
3. Морфологические признаки:
-
Постоянные признаки:
-
собственное или нарицательное;
-
одушевлённое или неодушевлённое;
-
род (мужской, женский, средний);
-
склонение.
-
-
Непостоянные признаки:
-
число (единственное или множественное);
-
падеж (именительный, родительный и т. д.).
-
4. Синтаксическая роль.
Указываем, каким членом предложения является существительное (подлежащее, дополнение, обстоятельство и др.).
Пример морфологического разбора
Предложение: На столе лежала книга.
Разберём слово книга.
-
Часть речи: имя существительное.
-
Общее значение: обозначает предмет.
-
Постоянные признаки:
-
нарицательное;
-
неодушевлённое;
-
женский род;
-
1-е склонение.
-
-
Непостоянные признаки:
-
единственное число;
-
предложный падеж (лежала на чём? — на книге).
-
-
Синтаксическая роль: подлежащее (так как выполняет действие — «лежала» относится к ней).
Ещё пример
Предложение: Ученик внимательно слушал учителя.
Разберём слово учителя.
-
Часть речи: имя существительное.
-
Общее значение: обозначает человека (лицо по профессии).
-
Постоянные признаки:
-
нарицательное;
-
одушевлённое;
-
мужской род;
-
2-е склонение.
-
-
Непостоянные признаки:
-
единственное число;
-
родительный падеж (слушал кого? — учителя).
-
-
Синтаксическая роль: дополнение.
Как определить склонение
Склонение существительных зависит от их рода и окончания в начальной форме (именительном падеже единственного числа):
-
I склонение — существительные женского и мужского рода с окончанием -а (-я): мама, учителя, земля.
-
II склонение — существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е: стол, дом, окно, море.
-
III склонение — существительные женского рода с мягким знаком на конце: ночь, мышь, тетрадь.
Также существуют разносклоняемые существительные (время, имя, бремя, племя и др.) и несклоняемые слова (какао, метро, кенгуру).
Полезные советы
-
При разборе слова обязательно называйте все признаки — и постоянные, и непостоянные.
-
Не путайте склонение с падежом: склонение — это грамматическая группа, а падеж — форма слова.
-
Если трудно определить падеж, попробуйте задать к слову вопрос от другого слова в предложении.
-
Проверяйте, является ли существительное собственным именем (пишется с большой буквы).
-
При указании синтаксической роли обращайте внимание на смысл предложения.