Падеж имени существительного

1. Вспо­ми­на­ем изу­чен­ное

Имя су­ще­стви­тель­ное в за­ви­си­мо­сти от вы­пол­ня­е­мых им в пред­ло­же­нии функ­ций из­ме­ня­ет­ся по па­де­жам. Падеж яв­ля­ет­ся грам­ма­ти­че­ской ка­те­го­ри­ей, ко­то­рая по­ка­зы­ва­ет син­так­си­че­скую роль су­ще­стви­тель­но­го и его связи с дру­ги­ми сло­ва­ми в пред­ло­же­нии.

Вы уже зна­е­те, что в рус­ском языке шесть па­де­жей:

Падеж

Во­про­сы

Име­ни­тель­ный 

кто? что?

Ро­ди­тель­ный

кого? чего?

Да­тель­ный

кому? чему?

Ви­ни­тель­ный

кого? что?

Тво­ри­тель­ный

кем? чем?

Пред­лож­ный

о ком? о чём?

Все па­де­жи, кроме име­ни­тель­но­го, на­зы­ва­ют­ся кос­вен­ны­ми.

2. Как опре­де­лить падеж имени су­ще­стви­тель­но­го?

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить падеж су­ще­стви­тель­но­го, необ­хо­ди­мо найти слово, от ко­то­ро­го за­ви­сит су­ще­стви­тель­ное, и за­дать от этого слова во­прос к су­ще­стви­тель­но­му, при­чём лучше ис­поль­зо­вать од­но­вре­мен­но оба во­про­са.

Он верил другу: верил [кому? чему?] другу – Д. п.

Форму име­ни­тель­но­го па­де­жа обыч­но имеет под­ле­жа­щее, и такое су­ще­стви­тель­ное не за­ви­сит от дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния, но свя­за­но со ска­зу­е­мым.

Ср.: У меня есть [кто? что?] друг – И. п.

Важно не пу­тать ви­ни­тель­ный падеж с име­ни­тель­ным. В пред­ло­же­нии слово в ви­ни­тель­ном па­де­же обыч­но бы­ва­ет до­пол­не­ни­ем.

Срав­ни­те: Мак­сим надул шарик (вижу (что?) шарик) – В. п.

Шарик уле­тел от Мак­си­ма – шарик – И. п.

Осо­бен­но важно за­да­вать оба во­про­са в том слу­чае, если су­ще­стви­тель­ное стоит в име­ни­тель­ном, ро­ди­тель­ном или ви­ни­тель­ном па­де­же, по­сколь­ку у оду­шев­лён­ных су­ще­стви­тель­ных сов­па­да­ют во­про­сы ро­ди­тель­но­го и ви­ни­тель­но­го па­де­жей (кого?), а у неоду­шев­лён­ных су­ще­стви­тель­ных сов­па­да­ют во­про­сы име­ни­тель­но­го и ви­ни­тель­но­го па­де­жей (что?).

Я видел [кого? что?] друга – В. п.;

Здесь нет [кого? чего?] друга – Р. п.;

Я видел [кого? что?] фильм – В.п.

В ки­но­те­ат­ре де­мон­стри­ру­ет­ся [кто? что?] фильм – И.п.

Если су­ще­стви­тель­ное имеет при себе пред­лог, то во­прос надо за­да­вать, ис­поль­зуя этот пред­лог.

Он по­смот­рел в книгу: по­смот­рел [в кого? во что?] в книгу.

Пред­лог может быть от­де­лён от су­ще­стви­тель­но­го при­ла­га­тель­ным, ме­сто­име­ни­ем. Но свя­зан пред­лог с име­нем су­ще­стви­тель­ным, а не с за­ви­си­мым от су­ще­стви­тель­но­го опре­де­ле­ни­ем.

Он ссо­рил­ся со своим дру­гом: ссо­рил­ся [с кем? с чем?] с дру­гом.

 

Вопросы к конспектам

Упраж­не­ние 1

Про­чи­тай­те текст. За­пи­ши­те все су­ще­стви­тель­ные в нуж­ной форме, опре­де­ли­те падеж.

Силь­но одрях­лел де­душ­ка, а пре­жде был мо­ло­дец ____________. Плохо он видел, плохо слы­шал; рука _______ и нога _________дро­жа­ли у него от ста­рость _____________: несет ложка ______________ ко рот ___________ – и суп рас­плес­ки­ва­ет.

Не по­нра­ви­лось это сы­н_____ и невест­ка______________: пе­ре­ста­ли они оте­ц_______ с собой за стол са­жать, за­пря­та­ли его за печь и стали кор­мить из гли­ня­ной чаш­ка_________. За­дро­жа­ли ру­ка__________ у ста­рик_________, чашка вы­па­ла и раз­би­лась. Пуще преж­не­го разо­зли­лись сын и невест­ка: стали кор­мить оте­ц________ из ста­рой де­ре­вян­ной мис­ка__________.

У ста­ри­ко­ва сын был свой ма­лень­кий сынок. Сидит раз маль­чик на пол____________ и скла­ды­ва­ет что-то из ще­поч­ка__________________.

Что ты де­ла­ешь, ди­тят­ко? – спро­си­ла у него мать, вы­ти­рая по­су­да ______________  по­ло­тен­це _______________.

Ко­ро­боч­ка ________________, – от­ве­ча­ет дитя, – вот как вы со­ста­ри­тесь с тя­тень­ка _________________, я буду вас из де­ре­вян­ной ко­ро­боч­ка_______________ кор­мить.

Пе­ре­гля­ну­лись отец с мать ___________________ и по­крас­не­ли. Пе­ре­ста­ли с тех пора ________________ ста­рик ______________________ за печь пря­тать, из де­ре­вян­ной миска __________ кор­мить.

Упраж­не­ние 2

На­пи­ши­те в скоб­ках па­деж­ный во­прос и опре­де­ли­те падеж.

Об­ра­зец: Пи­сать (в чём?) в тет­ра­ди (чем?) руч­кой.

1. Плыть (___) по реке (____) на лодке. Расти (___) на опуш­ке (____) леса. Уко­лоть (____) палец (___) иглой. Идти (__) по тро­пин­ке (___) к лесу. Сва­рить (__) ком­пот (___) из яблок. Ра­бо­тать (    _) учи­те­лем (___) в школе. При­е­хать (___) в де­рев­ню (___) к ба­буш­ке. Иг­рать (____) с дру­гом (____) во дворе.

2. Съе­хать(___) на сан­ках (__) с горы. По­стро­ить (___) кре­пость (___) из снега. По­пасть (___) снеж­ком (___) в окно. Ка­тать­ся (__  ) по лесу ( __) на лыжах. По­здра­вить (___) друга (___) с празд­ни­ком. Бе­жать (____) по льду(____) на конь­ках.

Последнее изменение: Вторник, 19 Сентябрь 2017, 02:16