Повторение изученного об имени существительном в 5 классе. Имя существительное как часть речи

 1. Понятие об имени существительном

Вспом­нить от­ли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти имени су­ще­стви­тель­но­го по­мо­жет линг­ви­сти­че­ская сказ­ка о жи­те­лях го­ро­да Пред­ме­тин­ска, ко­то­рую мы будем чи­тать по ча­стям и пе­ре­во­дить ска­зоч­ную ин­фор­ма­цию на язык науки.

В стране Мор­фо­ло­гии в го­ро­де Пред­ме­тин­ске жи­ли-бы­ли слова одной части речи, ко­то­рые со­чи­ни­ли о себе хваст­ли­вую пе­сен­ку:

Давно живем мы в мире этом,

Даем на­зва­ния пред­ме­там.

Жили они на огром­ном древе по­зна­ния и пред­став­ля­ли собой ли­сти­ки с име­на­ми. Как толь­ко по­яв­ля­лось в мире новое по­ня­тие, на древе по­зна­ния вы­рас­тал новый ли­стик с име­нем.

Были сло­ва-ли­сточ­ки с древа по­зна­ния со­всем не лю­бо­пыт­ные и за­да­ва­ли два во­про­са: КТО и ЧТО?

Как вы по­ня­ли, в сказ­ке го­во­рит­ся о том, что имена су­ще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют пред­ме­ты и от­ве­ча­ют на во­про­сы КТО или ЧТО? За этими во­про­са­ми скры­ва­ет­ся своя тайна.

 2. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Имена су­ще­стви­тель­ные де­лят­ся на два боль­ших раз­ря­да: оду­шев­лен­ные (от­ве­ча­ют на во­прос КТО?) и неоду­шев­лен­ные (от­ве­ча­ют на во­прос ЧТО?). Но вот па­ра­докс. По­че­му все слова, обо­зна­ча­ю­щие рас­те­ния, от­ве­ча­ют на во­прос ЧТО? Ведь, с точки зре­ния био­ло­гии, это живая при­ро­да. Ответ сле­ду­ет ис­кать в глу­бо­кой древ­но­сти. Наши да­ле­кие пред­ки живым счи­та­ли толь­ко то, что бе­га­ет, ле­та­ет, пла­ва­ет, а рас­те­ния стоят на месте. В то время еще не было уче­ния о живой при­ро­де, по­это­му весь рас­ти­тель­ный мир с точки зре­ния грам­ма­ти­ки ока­зал­ся неоду­шев­лен­ным.

 3. Род имени существительного

Про­дол­жим чте­ние сказ­ки.

Каж­дое имя су­ще­стви­тель­ное при­над­ле­жит к од­но­му из знат­ных родов. Их всего три. Они рас­по­ла­га­ют­ся на древе по­зна­ния обособ­лен­но: на самом верх­нем этаже – дамы, в цен­тре – гос­по­да, а внизу – су­ще­ства.

Имена су­ще­стви­тель­ные спо­соб­ны жить и по­оди­ноч­ке, и мно­же­ством.

Дома имена су­ще­стви­тель­ные пре­бы­ва­ют в име­ни­тель­ном па­де­же, а в кос­вен­ных па­де­жах их можно найти толь­ко на ра­бо­те – в пред­ло­же­нии и сло­во­со­че­та­нии.

В этой части сказ­ки го­во­рит­ся о важ­ных ан­кет­ных или био­гра­фи­че­ских дан­ных имен су­ще­стви­тель­ных. Если бы мы за­пол­ня­ли линг­ви­сти­че­ский пас­порт этой части речи, то непре­мен­но от­ме­ти­ли в нем, что имена су­ще­стви­тель­ные в рус­ском языке при­над­ле­жат к од­но­му из трех родов: муж­ско­му, жен­ско­му и сред­не­му. Из­ме­ня­ют­ся по чис­лам и па­де­жам, то есть скло­ня­ют­ся.

 4. Типы склонений имен существительных

Имена су­ще­стви­тель­ные с од­ни­ми и теми же па­деж­ны­ми окон­ча­ни­я­ми объ­еди­ня­ют­ся в 3 скло­не­ния. Они живут в трех до­ми­ках. Да­вай­те на­зо­вем жиль­цов каж­до­го из до­ми­ков скло­не­ний.

1 скло­не­ние – имена су­ще­стви­тель­ные муж­ско­го и жен­ско­го рода с окон­ча­ни­я­ми -А, -Я в Име­ни­тель­ном па­де­же ед. числа: МАМА, ПАПА.

2 скло­не­ние – имена су­ще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с ну­ле­вым окон­ча­ни­ем в Име­ни­тель­ном па­де­же ед. числа: КОНЬ; имена су­ще­стви­тель­ные сред­не­го рода с окон­ча­ни­я­ми -О, -Е в Име­ни­тель­ном па­де­же ед. числа: ОКНО. МОРЕ.

3 скло­не­ние – имена су­ще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с Ь на конце: НОЧЬ, СТЕПЬ.

 5. Синтаксическая роль имен существительных

Про­чи­та­ем финал линг­ви­сти­че­ской сказ­ки:

Имена су­ще­стви­тель­ные живут в Пред­ме­тин­ске, а ра­бо­та­ют в со­сед­нем го­род­ке Син­так­си­се, где на них все дер­жит­ся. Они все могут. Могут быть и под­ле­жа­щи­ми, и ска­зу­е­мы­ми, и до­пол­не­ни­я­ми, и об­сто­я­тель­ства­ми. Вот какая это уди­ви­тель­ная часть речи!

До­ка­жем на при­ме­ре слова Рос­сия, что имена су­ще­стви­тель­ные могут быть любым чле­ном пред­ло­же­нии:

Рос­сия – моя Ро­ди­на (в этом пред­ло­же­нии слово Рос­сия – под­ле­жа­щее).

Моя род­ная стра­на – Рос­сия (в этом пред­ло­же­нии слово Рос­сия – ска­зу­е­мое).

За гра­ни­цей я часто думаю о Рос­сии (в этом пред­ло­же­нии слово Рос­сии – до­пол­не­ние)

С са­мо­го рож­де­ния я живу в Рос­сии (в этом пред­ло­же­нии слово Рос­сии – об­сто­я­тель­ство).

 6. Подводим итоги

В за­клю­че­ние по­зна­ко­мим­ся с на­уч­ным опре­де­ле­ни­ем того, что же такое имя су­ще­стви­тель­ное.

Имя су­ще­стви­тель­ное – са­мо­сто­я­тель­ная часть речи, ко­то­рая обо­зна­ча­ет пред­мет и от­ве­ча­ет во­про­сы кто? или что?

Имена су­ще­стви­тель­ные от­но­сят­ся либо к муж­ско­му, либо жен­ско­му роду, либо сред­не­му роду; яв­ля­ют­ся соб­ствен­ны­ми или на­ри­ца­тель­ны­ми; оду­шев­лен­ны­ми или неоду­шев­лен­ны­ми.

Боль­шин­ство имен су­ще­стви­тель­ных из­ме­ня­ет­ся по чис­лам и па­де­жам, то есть скло­ня­ет­ся.

В пред­ло­же­нии имена су­ще­стви­тель­ные чаще всего бы­ва­ют под­ле­жа­щи­ми, до­пол­не­ни­я­ми и об­сто­я­тель­ства­ми.

Вопросы к конспектам

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния.

С дав­них вре­мен людям, го­во­ря­щим на раз­ных язы­ках, при­хо­ди­лось об­щать­ся друг с дру­гом.

Со­бе­сед­ни­ки могут го­во­рить каж­дый на своем род­ном языке и ча­стич­но по­ни­мать друг друга, если языки по­хо­жи. В сла­вян­ских стра­нах рус­ско­го3 ско­рее всего как-то пой­мут, но в со­сед­ней Вен­грии3 — уже нет: вен­гер­ский язык со­вер­шен­но не похож на рус­ский.

Часто бы­ва­ет так, что двум со­бе­сед­ни­кам по­мо­га­ет по­нять друг друга тре­тий — пе­ре­вод­чик. Но, во-пер­вых, на пе­ре­вод ухо­дит лиш­нее время, во-вто­рых, он не все­гда воз­мо­жен.

Неред­ко со­бе­сед­ни­ки пе­ре­хо­дят на тре­тий язык, не род­ной для них обоих. Им может быть про­сто ка­кой-ни­будь рас­про­стра­нен­ный язык. В со­вре­мен­ном мире язы­ком меж­ду­на­род­но­го об­ще­ния3 вы­сту­па­ет ан­глий­ский язык (По ма­те­ри­а­лам эн­цик­ло­пе­дии «Рус­ский язык»).

1. Вы­пи­ши­те из тек­ста имена соб­ствен­ные.

2. При­ве­ди­те при­ме­ры оду­шев­лен­ных и неоду­шев­лен­ных су­ще­стви­тель­ных.

3. Вы­пи­ши­те по 2-3 при­ме­ра су­ще­стви­тель­ных 1-го, 2-го скло­не­ния. Опре­де­ли­те их род.

4. Есть ли в тек­сте раз­но­скло­ня­е­мые су­ще­стви­тель­ные? Вы­пи­ши­те их.

5. Есть ли в тек­сте нескло­ня­е­мые су­ще­стви­тель­ные?

6. До­ка­жи­те, что слово рус­ский в дан­ном тек­сте ис­поль­зу­ет­ся в зна­че­нии при­ла­га­тель­но­го и су­ще­стви­тель­но­го. При­ве­ди­те при­ме­ры.

7. Сде­лай­те мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор ука­зан­ных слов.

Последнее изменение: Вторник, 19 Сентябрь 2017, 01:05