Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

 Придаточное предложение

При­да­точ­ное пред­ло­же­ние – это осо­бое пред­ло­же­ние в со­ста­ве слож­но­го.

- к при­да­точ­но­му пред­ло­же­нию можно за­дать во­прос от глав­ной части;

- при­да­точ­ная часть за­ни­ма­ет под­чи­нен­ное по­ло­же­ние, со­дер­жит до­пол­ни­тель­ную ин­фор­ма­цию;

- при­со­еди­ня­ют­ся такие пред­ло­же­ния при по­мо­щи со­ю­зов и со­юз­ных слов.

 Изъяснительное придаточное

Изъ­яс­ни­тель­ное при­да­точ­ное от­но­сит­ся к од­но­му слову в глав­ной части, и это слово имеет зна­че­ние речи, мысли, чув­ства, вос­при­я­тия. Это слово тре­бу­ет кон­кре­ти­за­ции, изъ­яс­не­ния, по­это­му при­да­точ­ное так и на­зы­ва­ет­ся.

При­да­точ­ные изъ­яс­ни­тель­ные от­ве­ча­ют на па­деж­ные во­про­сы (рис.1).

При­да­точ­ные изъ­яс­ни­тель­ные от­ве­ча­ют на па­деж­ные во­про­сы

Рис.1 Во­про­сы

Сред­ства связи при­да­точ­ных изъ­яс­ни­тель­ных:

союзы (что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли и др.);

со­юз­ные слова (что, кто, как, какой, по­че­му, где, куда, от­ку­да, зачем и др.)

 Упражнения

Най­дем при­да­точ­ные изъ­яс­ни­тель­ные во фраг­мен­тах тек­стов

Фраг­мент 1

[Но груст­но ду­мать], (что на­прас­но

Была нам мо­ло­дость дана),

(Что из­ме­ня­ли ей все­час­но),

(Что об­ма­ну­ла нас она)…

В этом тек­сте три при­да­точ­ных пред­ло­же­ния, они от­но­сят­ся к глав­ной части, за­да­дим от нее во­прос (рис. 2).

В этом тек­сте три при­да­точ­ных пред­ло­же­ния, они от­но­сят­ся к глав­ной части, за­да­дим от нее во­прос

Рис.2

Сред­ством связи при­да­точ­ных изъ­яс­ни­тель­ных яв­ля­ет­ся союз что.

Фраг­мент 2

Он так при­вык те­рять­ся в этом,

Что чуть с ума не сво­ро­тил

Или не сде­лал­ся по­этом.

Если за­дать во­прос от глав­ной части, мы уви­дим, что это во­прос не изъ­яс­ни­тель­но­го при­да­точ­но­го (рис.3). Это при­да­точ­ное меры и сте­пе­ни.

Если за­дать во­прос от глав­ной части, мы уви­дим, что это во­прос не изъ­яс­ни­тель­но­го при­да­точ­но­го

Рис.3

Фраг­мент 3

[Ждала Та­тья­на с нетер­пе­ньем]

(Чтоб тре­пет серд­ца в ней затих)…

Если смот­реть по союзу чтоб, можно до­пу­стить ошиб­ку. При опре­де­ле­нии типа при­да­точ­ных необ­хо­ди­мо за­да­вать во­прос. Во­прос чего? па­деж­ный, зна­чит, перед нами при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное (рис.4).

Во­прос чего? па­деж­ный, зна­чит, перед нами при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное

Рис.4

Фраг­мент 4 (рис.5)

[Он, не читая ни­ко­гда,

Их по­чи­тал пу­стой иг­руш­кой

И не за­бо­тил­ся о том]

(Какой у дочки тай­ный том

Дре­мал до утра под по­душ­кой).

За­да­ем во­прос от гла­го­ла не за­бо­тит­ся. При­да­точ­ное при­со­еди­не­но со­юз­ным сло­вом какой, это от­но­си­тель­ное ме­сто­име­ние, яв­ля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния.

Фраг­мент 5 (рис.6)

За­да­ем во­прос от гла­го­ла не за­бо­тит­ся. При­да­точ­ное при­со­еди­не­но со­юз­ным сло­вом какой, это от­но­си­тель­ное ме­сто­име­ние, яв­ля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния

Рис.6

Фраг­мент 6

[Груст­но ви­деть], (когда юноша те­ря­ет луч­шие свои на­деж­ды и мечты)…

Важно не пе­ре­пу­тать при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное с при­да­точ­ным вре­ме­ни. За­да­вая па­деж­ный во­прос что?, по­лу­ча­ем ответ в при­да­точ­ной части, зна­чит, при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное. Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что слово когда не яв­ля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния. Это союз.

Важно не пе­ре­пу­тать при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное с при­да­точ­ным вре­ме­ни. За­да­вая па­деж­ный во­прос что?, по­лу­ча­ем ответ в при­да­точ­ной части, зна­чит, при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное. Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что слово когда не яв­ля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния. Это союз

Рис.7

Фраг­мент 6

Шиш­ков, про­сти:

[Не знаю], (как пе­ре­ве­сти).

За­да­ем во­прос что?. Со­юз­ное слово как яв­ля­ет­ся об­сто­я­тель­ством.

За­да­ем во­прос что?. Со­юз­ное слово как яв­ля­ет­ся об­сто­я­тель­ством

Рис.8

Фраг­мент 7

[Ей снит­ся], (будто бы она

Идёт по сне­го­вой по­ляне,

Пе­чаль­ной мглой окру­же­на)…

Союз будто бы обыч­но ис­поль­зу­ет­ся в срав­ни­тель­ных кон­струк­ци­ях, в дан­ном слу­чае он при­со­еди­ня­ет при­да­точ­ное пред­ло­же­ние. За­да­ем во­прос что? За­дан­ный пра­виль­но во­прос от глав­ной части поз­во­ля­ет опре­де­лить тип при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния.

Союз будто бы обыч­но ис­поль­зу­ет­ся в срав­ни­тель­ных кон­струк­ци­ях, в дан­ном слу­чае он при­со­еди­ня­ет при­да­точ­ное пред­ло­же­ние. За­да­ем во­прос что? За­дан­ный пра­виль­но во­прос от глав­ной части поз­во­ля­ет опре­де­лить тип при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния

Рис.9

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на союз ли, ко­то­рый необ­хо­ди­мо от­ли­чать от ча­сти­цы.

Фраг­мент 8

[Идёт купец взгля­нуть на флаги,

про­ве­дать], (шлют ли небе­са

Ему зна­ко­мы па­ру­са).

В этом фраг­мен­те союз ли, как и по­доб­ный со­чи­ни­тель­ный союз же, тоже, также, стоит не в на­ча­ле при­да­точ­ной части, а в се­ре­дине ее. Этот союз обес­пе­чи­ва­ет связь между глав­ной и при­да­точ­ной ча­стью (рис.19)

В этом фраг­мен­те союз ли, как и по­доб­ный со­чи­ни­тель­ный союз же, тоже, также, стоит не в на­ча­ле при­да­точ­ной части, а в се­ре­дине ее. Этот союз обес­пе­чи­ва­ет связь между глав­ной и при­да­точ­ной ча­стью

Рис.10

 Заключение

На за­ня­тии мы по­зна­ко­ми­лись с при­да­точ­ны­ми изъ­яс­ни­тель­ны­ми. Чтобы пра­виль­но опре­де­лить тип при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния, необ­хо­ди­мо за­дать во­прос от глав­ной части.

Последнее изменение: Четверг, 21 Сентябрь 2017, 02:35