Способы словообразования
Мы уже знаем, что слова состоят из морфем — частей, несущих смысл: корня, приставки, суффикса и окончания. Но как же появляются новые слова в языке? Этот процесс называется словообразованием, а то, каким способом образовано новое слово, — способом словообразования.
Словообразование помогает языку развиваться: появляются новые предметы, явления, профессии — и для них нужно название. Например, появились слова: компьютер, блогер, смартфон, а от них — компьютерщик, блогерство, смартфончик.
1. Что такое словообразование
Словообразование — это образование новых слов с помощью морфем (приставок, суффиксов и др.) от уже существующих слов.
Слово, от которого образуется новое, называется производящим (лес → лесник), а новое слово — производным.
2. Основные способы словообразования в русском языке
1. Приставочный способ
Новые слова образуются с помощью приставки, которая добавляется к основе слова.
Пример:
ехать → приехать, уехать, заехать, подъехать.
Смысл нового слова зависит от значения приставки:
уехать — значит «поехать откуда-то»,
приехать — «по направлению к чему-то».
Этот способ особенно распространён у глаголов.
2. Суффиксальный способ
Новые слова образуются при помощи суффикса.
Пример:
лес → лесник (тот, кто работает в лесу),
учить → учитель,
весёлый → веселье.
Суффиксы помогают образовывать имена существительные, прилагательные, глаголы.
3. Приставочно-суффиксальный способ
В этом случае новое слово образуется одновременно с помощью приставки и суффикса.
Пример:
ход → переходить,
письмо → подписка,
лес → подлесок.
То есть изменяется и начало, и конец слова.
4. Бессуффиксный способ
При этом способе новое слово образуется путём удаления суффикса или окончания у производящего слова.
Пример:
читать → читатель,
решить → решка,
сушить → сушь.
Чаще всего таким способом образуются существительные от глаголов:
строить → строй,
ездить → езда,
грести → гребля.
5. Сложение слов (сложносоставной способ)
Иногда новое слово появляется из двух (или более) основ.
Пример:
сам + лёд → самолёт,
паро + ход → пароход,
газ + провод → газопровод.
Такой способ характерен для существительных и прилагательных.
Иногда между частями ставится соединительная гласная (о, е):
водопровод, землетрясение.
6. Аббревиация (сокращение слов)
Современный язык активно использует сокращения — аббревиатуры. Это тоже способ словообразования.
Пример:
ГУМ — Государственный универсальный магазин,
ЖД — железная дорога,
ВУЗ — высшее учебное заведение.
7. Переход из одной части речи в другую
Иногда новое слово образуется без добавления морфем, но при этом меняет часть речи.
Пример:
завтракать (глагол) ← завтрак (существительное),
железный (прилагательное) ← железо (существительное).
Смысл при этом немного изменяется: завтракать — «есть завтрак», а железный — «сделанный из железа».
3. Словообразовательная цепочка и гнездо
Если от одного слова образуется другое, от него — следующее, и так далее, получается словообразовательная цепочка.
Пример:
лес → лесной → лесник → подлесник.
Совокупность всех родственных слов называют словообразовательным гнездом.
Главное слово в нём — производящее (лес), остальные — производные.
4. Значение словообразования
Словообразование делает нашу речь богаче и выразительнее. Благодаря этому процессу мы можем называть новые явления и предметы, передавать оттенки смысла, эмоции и отношения к происходящему.
Пример:
говорить — разговор — разговорчивый — разговорник — переговоры.
Все слова связаны между собой по смыслу и происхождению, но имеют разные значения.
5. Как определить способ словообразования
Чтобы понять, каким способом образовано слово, нужно:
-
Найти производящее слово.
-
Определить, что изменилось при образовании: добавилась приставка, суффикс, оба сразу, удалилось что-то, или слово сложилось из двух.
-
Сделать морфемный разбор и отметить, какие морфемы участвовали в образовании.
Пример:
лесник ← лес + ник (суффикс) → суффиксальный способ.
подлесок ← лес + под- (приставка) + -ок (суффикс) → приставочно-суффиксальный способ.