Изображение войны 1812 года. Бородинское сражение как кульминационный центр книги

 Введение

Важно по­ни­мать, что по про­из­ве­де­нию Тол­сто­го изу­чать ис­то­рию нель­зя. Очень часто пред­став­ле­ние об Оте­че­ствен­ной войне 1812 года фор­ми­ру­ют­ся имен­но на ос­но­ве про­чи­тан­ной книги. Тол­стой го­во­рил: «Я на­пи­шу такое сра­же­ние, ка­ко­го не было еще!» (рис. 1)

Петер фон Гесс «Бо­ро­дин­ское сра­же­ние»

Рис. 1. Петер фон Гесс «Бо­ро­дин­ское сра­же­ние»

Автор вло­жил в эту фразу двой­ной смысл: с одной сто­ро­ны, он го­во­рит о том, что никто еще до него так точно не опи­сы­вал это сра­же­ние, а с дру­гой сто­ро­ны, он ука­зы­ва­ет на то, что его опи­са­ние будет иметь мало об­ще­го с ре­аль­но­стью и сра­же­ние будет по­ка­за­но так, как сам автор его видит. Ис­то­ри­ки дают раз­ные от­ве­ты ка­са­тель­но того, по­че­му имен­но так Бо­ро­дин­ское сра­же­ние опи­са­но в книге.

«Давая и при­ни­мая Бо­ро­дин­ское сра­же­ние, Ку­ту­зов и На­по­ле­он по­сту­пи­ли непро­из­воль­но и бес­смыс­лен­но. А ис­то­ри­ки под со­вер­шив­ши­е­ся факты уже потом под­ве­ли хит­ро­спле­тен­ные до­ка­за­тель­ства пред­ви­де­ния и ге­ни­аль­но­сти пол­ко­вод­цев, ко­то­рые из всех непро­из­воль­ных ору­дий ми­ро­вых со­бы­тий были са­мы­ми раб­ски­ми и непро­из­воль­ны­ми де­я­те­ля­ми».

Тут важно рас­шиф­ро­вать эту фразу. Тол­стой го­во­рит нам о том, что царь яв­ля­ет­ся рабом ис­то­рии. Обыч­но мы пред­став­ля­ем себе сра­же­ние так: глав­но­ко­ман­ду­ю­щий от­да­ет при­ка­зы мар­ша­лам, мар­ша­лы – ге­не­ра­лам, ге­не­ра­лы – офи­це­рам, а офи­це­ры – сол­да­там. По Тол­сто­му, все иначе: сво­бод­нее всего в ис­то­ри­че­ском со­бы­тии ведут себя те, чья жизнь на­хо­дит­ся под угро­зой, и это сол­да­ты. И тут важен и дух вой­ска, и общее на­стро­е­ние, и масса си­ту­а­ций, ко­то­рые преду­смот­реть невоз­мож­но. Тол­стой много раз го­во­рит о том, что про­ис­хо­ди­ло в полку Ан­дрея без его вме­ша­тель­ства. Хо­ро­ший глав­но­ко­ман­ду­ю­щий дол­жен чув­ство­вать вол­не­ние сол­дат и при­слу­ши­вать­ся к ним.

 Изображение войны 1812 года

Мас­шта­бы Бо­ро­дин­ско­го сра­же­ния, о ко­то­рых в своей ра­бо­те пишет В.И. Ка­ме­нов, под­черк­ну­ты тем, что глав­ным пла­ном бе­рут­ся На­по­ле­он, Ку­ту­зов, Ан­дрей и Пьер, а Ни­ко­лай Ро­стов от­сут­ству­ет.

Важ­ные во­про­сы в теме войны, ко­то­рые Тол­стой за­тра­ги­ва­ет в сце­нах сра­же­ния:

● роль во­е­на­чаль­ни­ка,

● общее чув­ство,

● смысл про­ис­хо­дя­ще­го на войне,

● герои в ми­ну­ту опас­но­сти,

● взгляд но­вич­ка (Пьера).

Когда Пьер едет на сра­же­ние, то всту­па­ет в раз­го­вор с сол­да­том:

«— Нынче не то что сол­дат, а и му­жич­ков видал! Му­жич­ков и тех гонят, — ска­зал с груст­ной улыб­кой сол­дат, сто­яв­ший за те­ле­гой и об­ра­ща­ясь к Пьеру. — Нынче не раз­би­ра­ют... Всем на­ро­дом на­ва­лить­ся хотят, одно слово — Москва. Один конец сде­лать хотят. — Несмот­ря на неяс­ность слов сол­да­та, Пьер понял все то, что он хотел ска­зать, и одоб­ри­тель­но кив­нул го­ло­вой».

Му­жич­ки – опол­чен­цы, ко­то­рые тоже участ­ву­ют в сра­же­нии. Очень важно сцена мо­леб­на, когда перед сра­же­ни­ем вы­но­сят Смо­лен­скую чу­до­твор­ную икону (рис. 2).

Мо­ле­бен на по­зи­ци­ях перед Бо­ро­дин­ской бит­вой

Рис. 2. Мо­ле­бен на по­зи­ци­ях перед Бо­ро­дин­ской бит­вой

«Кто-то, ве­ро­ят­но, очень важ­ное лицо, судя по по­спеш­но­сти, с ко­то­рой перед ним сто­ро­ни­лись, под­хо­дил к иконе.

Это был Ку­ту­зов, объ­ез­жав­ший по­зи­цию. Он, воз­вра­ща­ясь к Та­та­ри­но­вой, по­до­шел к мо­леб­ну. Пьер тот­час же узнал Ку­ту­зо­ва по его осо­бен­ной, от­ли­чав­шей­ся от всех фи­гу­ре.

В длин­ном сюр­ту­ке на огром­ном тол­щи­ной теле, с су­ту­ло­ва­той спи­ной, с от­кры­той белой го­ло­вой и с вы­тек­шим, белым гла­зом на оплыв­шем лице, Ку­ту­зов вошел своей ны­ря­ю­щей, рас­ка­чи­ва­ю­щей­ся по­ход­кой в круг и оста­но­вил­ся по­за­ди свя­щен­ни­ка. Он пе­ре­кре­стил­ся при­выч­ным же­стом, до­стал рукой до земли и, тя­же­ло вздох­нув, опу­стил свою седую го­ло­ву. За Ку­ту­зо­вым был Бе­ниг­сен и свита. Несмот­ря на при­сут­ствие глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го, об­ра­тив­ше­го на себя вни­ма­ние всех выс­ших чинов, опол­чен­цы и сол­да­ты, не глядя на него, про­дол­жа­ли мо­лить­ся».

Тол­стой под­чер­ки­ва­ет, что в дан­ной си­ту­а­ции мо­лит­ва для сол­дат и опол­чен­цев важ­нее, чем при­сут­ствие выс­ших чинов.

Еще один важ­ный пер­со­наж, ко­то­рый снова по­яв­ля­ет­ся в этой части книги, – До­ло­хов. По­след­ний раз он встре­чал­ся нам в эпи­зо­де с игрой в карты, где он обыг­рал Ни­ко­лая Ро­сто­ва, мстя за отказ Сони.

«Когда Пьер ото­шел от Ку­ту­зо­ва, До­ло­хов, по­дви­нув­шись к нему, взял его за руку.

— Очень рад встре­тить вас здесь, граф, — ска­зал он ему гром­ко и не стес­ня­ясь при­сут­стви­ем по­сто­рон­них, с осо­бен­ной ре­ши­тель­но­стью и тор­же­ствен­но­стью. — На­ка­нуне дня, в ко­то­рый Бог знает кому из нас суж­де­но остать­ся в живых, я рад слу­чаю ска­зать вам, что я жалею о тех недо­ра­зу­ме­ни­ях, ко­то­рые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели про­тив меня ни­че­го. Прошу вас про­стить меня.

Пьер, улы­ба­ясь, гля­дел на До­ло­хо­ва, не зная, что ска­зать ему. До­ло­хов со сле­за­ми, вы­сту­пив­ши­ми ему на глаза, обнял и по­це­ло­вал Пьера».

И снова автор по­ка­зы­ва­ет нам, как че­ло­век, чув­ствуя общее ощу­ще­ние опас­но­сти, от­кла­ды­ва­ет в сто­ро­ну все мел­кие неуря­ди­цы, про­ща­ет обиды и сам про­сит про­ше­ния.

Для Тол­сто­го важно по­ка­зать взгляд но­вич­ка, коим яв­ля­ет­ся Пьер. Князь Ан­дрей по­мо­га­ет ему разо­брать­ся в сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции, объ­яс­ня­ет стра­те­гию, выбор глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го, рас­ска­зы­ва­ет про свое от­но­ше­ние к фран­цу­зам и общее чув­ства тре­во­ги. Вспом­ним еще один эпи­зод, когда Пьер на­хо­дит­ся на ба­та­рее Ра­ев­ско­го и, стре­мясь по­мочь об­ще­му делу, бе­рет­ся нести ящик сна­ря­дов.

«Пьер, ин­стинк­тив­но обо­ро­ня­ясь от толч­ка, так как они, не видав, раз­бе­жа­лись друг про­тив друга, вы­ста­вил руки и схва­тил этого че­ло­ве­ка (это был фран­цуз­ский офи­цер) одной рукой за плечо, дру­гой за горло. Офи­цер, вы­пу­стив шпагу, схва­тил Пьера за ши­во­рот.

Несколь­ко се­кунд они оба ис­пу­ган­ны­ми гла­за­ми смот­ре­ли на чуж­дые друг другу лица, и оба были в недо­уме­нии о том, что они сде­ла­ли и что им де­лать. “Я ли взят в плен или он взят в плен мною?”

<...>как вдруг над самой го­ло­вой их низко и страш­но про­сви­сте­ло ядро, и Пьеру по­ка­за­лось, что го­ло­ва фран­цуз­ско­го офи­це­ра ото­рва­на: так быст­ро он со­гнул ее.

Пьер тоже на­гнул го­ло­ву и от­пу­стил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, фран­цуз по­бе­жал назад на ба­та­рею, а Пьер под гору, спо­ты­ка­ясь на уби­тых и ра­не­ных, ко­то­рые, ка­за­лось ему, ловят его за ноги».

Имен­но в этот мо­мент нрав­ствен­ной по­бе­ды рус­ских Пьер ду­ма­ет о том, что все долж­ны оду­мать­ся и по­нять, что война – это ужас­ная вещь, ко­то­рая не стоит таких жертв.

«Нрав­ствен­ная сила фран­цуз­ской, ата­ку­ю­щей армии была ис­то­ще­на. Не та по­бе­да, ко­то­рая опре­де­ля­ет­ся под­хва­чен­ны­ми кус­ка­ми ма­те­рии на пал­ках, на­зы­ва­е­мых зна­ме­на­ми, и тем про­стран­ством, на ко­то­ром сто­я­ли и стоят вой­ска, — а по­бе­да нрав­ствен­ная, та, ко­то­рая убеж­да­ет про­тив­ни­ка в нрав­ствен­ном пре­вос­ход­стве сво­е­го врага и в своем бес­си­лии, была одер­жа­на рус­ски­ми под Бо­ро­ди­ным».

Ни­ко­лай Ро­стов в 1812 году

Ни­ко­лай Ро­стов имел на­ме­ре­ние по­ки­нуть служ­бу, но на­ча­ло войны 1812 года оста­но­ви­ло его, и он остал­ся в полку (рис. 3).Тол­стой изоб­ра­жа­ет героя уже опыт­ным офи­це­ром. При нем на­хо­дит­ся и обу­ча­ет­ся во­ен­но­му ма­стер­ству Ильин, как ко­гда-то сам Ро­стов на­хо­дил­ся при Де­ни­со­ве.

Ни­ко­лай Ро­стов

Рис. 3. Ни­ко­лай Ро­стов

«Ему жалко было смот­реть на взвол­но­ван­ное лицо Ильи­на, много и бес­по­кой­но го­во­рив­ше­го; он по опыту знал то му­чи­тель­ное со­сто­я­ние ожи­да­ния стра­ха и смер­ти, в ко­то­ром на­хо­дил­ся кор­нет, и знал, что ничто, кроме вре­ме­ни, не по­мо­жет ему».

Даль­ше автор очень точно опи­сы­ва­ет быт сол­дат и офи­це­ров в эс­кад­роне Ро­сто­ва при ме­стеч­ке Ост­ровне. В этом от­рыв­ке опи­сы­ва­ет­ся такое со­бы­тие: Ро­стов едет со своим от­ря­дом и с холма за­ме­ча­ет, как стал­ки­ва­ют­ся рус­ские и фран­цу­зы. Оце­нив эту си­ту­а­цию своим опыт­ным взгля­дом, Ро­стов по­ни­ма­ет, что, всту­пив в сра­же­ние, они могут его вы­иг­рать, и эс­кад­рон спус­ка­ет­ся с холма и всту­па­ет в бой.

«В то же мгно­ве­ние, как он сде­лал это, все ожив­ле­ние Ро­сто­ва вдруг ис­чез­ло. Офи­цер упал не столь­ко от удара саб­лей, ко­то­рый толь­ко слег­ка раз­ре­зал ему руку выше локтя, сколь­ко от толч­ка ло­ша­ди и от стра­ха. Ро­стов, сдер­жав ло­шадь, отыс­ки­вал гла­за­ми сво­е­го врага, чтобы уви­дать, кого он по­бе­дил. Дра­гун­ский фран­цуз­ский офи­цер одной ногой пры­гал на земле, дру­гой за­це­пил­ся в стре­ме­ни. Он, ис­пу­ган­но щу­рясь, как будто ожи­дая вся­кую се­кун­ду но­во­го удара, смор­щив­шись, с вы­ра­же­ни­ем ужаса взгля­нул снизу вверх на Ро­сто­ва. Лицо его, блед­ное и за­брыз­ган­ное гря­зью, бе­ло­ку­рое, мо­ло­дое, с ды­роч­кой на под­бо­род­ке и свет­лы­ми го­лу­бы­ми гла­за­ми, было самое не для поля сра­же­ния, не вра­же­ское лицо, а самое про­стое ком­нат­ное лицо».

Ро­стов думал, что за это сра­же­ние его на­ка­жут, но вме­сто этого его на­граж­да­ют Ге­ор­ги­ев­ским ор­де­ном и объ­яв­ля­ют ге­ро­ем.

«Так и они еще боль­ше на­ше­го бо­ят­ся! — думал он. — Так толь­ко-то и есть всего то, что на­зы­ва­ет­ся ге­рой­ством? И разве я это делал для оте­че­ства? И в чем он ви­но­ват с своей ды­роч­кой и го­лу­бы­ми гла­за­ми? А как он ис­пу­гал­ся! Он думал, что я убью его. За что ж мне уби­вать его? У меня рука дрог­ну­ла. А мне дали Ге­ор­ги­ев­ский крест. Ни­че­го, ни­че­го не по­ни­маю!»

И это тоже так на­зы­ва­е­мый тол­стов­ский эпи­зод, от­ри­ца­ние ге­рой­ства, про­ти­во­есте­ствен­ность войны, чув­ство ис­ти­ны в Ро­сто­ве//

Пар­ти­зан­ская война

Тол­стой, зная о пар­ти­зан­ских вой­нах, про­хо­див­ших в Гер­ма­нии и во Фран­ции, со­зна­тель­но от­ри­цал их, по­то­му что к его кон­цеп­ции на­ци­о­наль­но­го ха­рак­те­ра эти факты не под­хо­ди­ли.

По всем во­ен­ным ис­то­ри­кам, Бо­ро­дин­ское сра­же­ние долж­но было счи­тать­ся по­ра­же­ни­ем рус­ской армии. Да­вай­те по­смот­рим, что пишет Тол­стой о на­ча­ле пар­ти­зан­ской войны.

«Но вдруг в 1812-м году фран­цу­за­ми одер­жа­на по­бе­да под Моск­вой. Москва взята, и вслед за тем, без новых сра­же­ний, не Рос­сия пе­ре­ста­ла су­ще­ство­вать, а пе­ре­ста­ла су­ще­ство­вать ше­сти­сот­ты­сяч­ная армия, потом на­по­лео­нов­ская Фран­ция. На­тя­нуть факты на пра­ви­ла ис­то­рии, ска­зать, что поле сра­же­ния в Бо­ро­дине оста­лось за рус­ски­ми, что после Моск­вы были сра­же­ния, уни­что­жив­шие армию На­по­лео­на, — невоз­мож­но.

<...>Вы­иг­ран­ное сра­же­ние не при­нес­ло обыч­ных ре­зуль­та­тов, по­то­му что му­жи­ки Карп и Влас, ко­то­рые после вы­ступ­ле­ния фран­цу­зов при­е­ха­ли в Моск­ву с под­во­да­ми гра­бить город и во­об­ще не вы­ка­зы­ва­ли лично ге­рой­ских чувств, и все бес­чис­лен­ное ко­ли­че­ство таких му­жи­ков не везли сена в Моск­ву за хо­ро­шие день­ги, ко­то­рые им пред­ла­га­ли, а жгли его».

На пер­вое место Тол­стой ста­вит дух вой­ска и дух на­ро­да, ведь в войне 1812 года при­ни­ма­ла уча­стие не толь­ко рус­ская армия, а и про­стой народ, ко­то­рый ка­те­го­ри­че­ски не был со­гла­сен на при­ми­ре­ние с фран­цу­за­ми. Имен­но по­это­му важен образ До­ло­хо­ва, ко­то­рый сим­во­ли­зи­ру­ет на­ча­ло нена­ви­сти, на­ча­ло войны и раз­ла­да. Важно вспом­нить раз­го­вор Де­ни­со­ва с До­ло­хо­вым о плен­ных: пер­вый гордо за­яв­ля­ет, что на его счету нет ни од­но­го уби­то­го плен­но­го, а вто­рой счи­та­ет, что лучше их сразу уни­что­жать и не брать в плен, ведь пока они до­бе­рут­ся до своих, боль­шая часть из них все равно по­гиб­нет. Еще одним при­ме­ром яв­но­го про­ти­во­по­став­ле­ния взгля­дов Де­ни­со­ва и До­ло­хо­ва яв­ля­ет­ся их ре­ак­ция на смерть Пети (рис. 4).

Смерть Пети Ро­сто­ва

Рис. 4. Смерть Пети Ро­сто­ва

Смерть этого невин­но­го ре­бен­ка – еще один спо­соб Тол­сто­го по­ка­зать всю грязь, всю же­сто­кость войны с ее по­те­ря­ми и го­ре­стя­ми

Тол­стой о по­след­нем пе­ри­о­де войны

«Кто из рус­ских людей, читая опи­са­ния по­след­не­го пе­ри­о­да кам­па­нии 1812 года, не ис­пы­ты­вал тя­же­ло­го чув­ства до­са­ды, неудо­вле­тво­рен­но­сти и неяс­но­сти. Кто не за­да­вал себе во­про­сов: как не за­бра­ли, не уни­что­жи­ли всех фран­цу­зов, когда все три армии окру­жа­ли их в пре­вос­хо­дя­щем числе, когда рас­стро­ен­ные фран­цу­зы, го­ло­дая и за­мер­зая, сда­ва­лись тол­па­ми и когда (как нам рас­ска­зы­ва­ет ис­то­рия) цель рус­ских со­сто­я­ла имен­но в том, чтобы оста­но­вить, от­ре­зать и за­брать в плен всех фран­цу­зов».

Имен­но это важно для ав­то­ра, и с этим он на­чи­на­ет спо­рить. Да­вай­те раз­бе­рем­ся в его ло­ги­ке.

«Если цель рус­ских со­сто­я­ла в том, чтобы от­ре­зать и взять в плен На­по­лео­на и мар­ша­лов, и цель эта не толь­ко не была до­стиг­ну­та, и все по­пыт­ки к до­сти­же­нию этой цели вся­кий раз были раз­ру­ше­ны самым по­стыд­ным об­ра­зом, то по­след­ний пе­ри­од кам­па­нии со­вер­шен­но спра­вед­ли­во пред­став­ля­ет­ся фран­цу­за­ми рядом побед и со­вер­шен­но неспра­вед­ли­во пред­став­ля­ет­ся рус­ски­ми ис­то­ри­ка­ми по­бе­до­нос­ным.

Рус­ские во­ен­ные ис­то­ри­ки на­столь­ко, на­сколь­ко для них обя­за­тель­на ло­ги­ка, неволь­но при­хо­дят к этому за­клю­че­нию и, несмот­ря на ли­ри­че­ские воз­зва­ния о му­же­стве и пре­дан­но­сти и т.д., долж­ны неволь­но при­знать­ся, что от­ступ­ле­ние фран­цу­зов из Моск­вы есть ряд побед На­по­лео­на и по­ра­же­ний Ку­ту­зо­ва.

Но, оста­вив со­вер­шен­но в сто­роне на­род­ное са­мо­лю­бие, чув­ству­ет­ся, что за­клю­че­ние это само в себе за­клю­ча­ет про­ти­ву­ре­чие, так как ряд побед фран­цу­зов при­вел их к со­вер­шен­но­му уни­что­же­нию, а ряд по­ра­же­ний рус­ских при­вел их к пол­но­му уни­что­же­нию врага и очи­ще­нию сво­е­го оте­че­ства».

Он спра­ши­ва­ет: если рус­ские так плохо, как го­во­рят, про­ве­ли по­след­нюю кам­па­нию, то как тогда им уда­лось до­стиг­нуть глав­ной цели, очи­стить тер­ри­то­рию своей Ро­ди­ны от врага и раз­гро­мить его? Если фран­цу­зы одер­жа­ли ряд так­ти­че­ских, ди­пло­ма­ти­че­ских и во­ен­ных побед на пути сво­е­го от­ступ­ле­ния из Рос­сии, то по­че­му все это при­ве­ло к уни­что­же­нию фран­цуз­ской армии и на­по­лео­нов­ской Фран­ции? (рис. 5)

От­ступ­ле­ние На­по­лео­на из Моск­вы

Рис. 5. От­ступ­ле­ние На­по­лео­на из Моск­вы

Тол­стой го­во­рит: «Ис­точ­ник этого про­ти­ву­ре­чия лежит в том, что ис­то­ри­ка­ми, изу­ча­ю­щи­ми со­бы­тия по пись­мам го­су­да­рей и ге­не­ра­лов, по ре­ля­ци­ям, ра­пор­там, пла­нам и т.п., пред­по­ло­же­на лож­ная, ни­ко­гда не су­ще­ство­вав­шая цель по­след­не­го пе­ри­о­да войны 1812 года, — цель, будто бы со­сто­яв­шая в том, чтобы от­ре­зать и пой­мать На­по­лео­на с мар­ша­ла­ми и ар­ми­ей.

Цели этой ни­ко­гда не было и не могло быть, по­то­му что она не имела смыс­ла, и до­сти­же­ние ее было со­вер­шен­но невоз­мож­но.

Цель эта не имела ни­ка­ко­го смыс­ла, во-пер­вых, по­то­му, что рас­стро­ен­ная армия На­по­лео­на со всей воз­мож­ной быст­ро­той бе­жа­ла из Рос­сии, то есть ис­пол­ня­ла то самое, что мог же­лать вся­кий рус­ский. Для чего же было де­лать раз­лич­ные опе­ра­ции над фран­цу­за­ми, ко­то­рые бе­жа­ли так быст­ро, как толь­ко они могли?

Во-вто­рых, бес­смыс­лен­но было ста­но­вить­ся на до­ро­ге людей, всю свою энер­гию на­пра­вив­ших на бег­ство.

<...> В-чет­вер­тых же, и глав­ное, это было невоз­мож­но по­то­му, что ни­ко­гда, с тех пор как су­ще­ству­ет мир, не было войны при тех страш­ных усло­ви­ях, при ко­то­рых она про­ис­хо­ди­ла в 1812 году, и рус­ские вой­ска в пре­сле­до­ва­нии фран­цу­зов на­пряг­ли все свои силы и не могли сде­лать боль­ше­го, не уни­что­жив­шись сами.

<...>Рус­ские, уми­рав­шие на­по­ло­ви­ну, сде­ла­ли все, что можно сде­лать и долж­но было сде­лать для до­сти­же­ния до­стой­ной на­ро­да цели, и не ви­но­ва­ты в том, что дру­гие рус­ские люди, си­дев­шие в теп­лых ком­на­тах, пред­по­ла­га­ли сде­лать то, что было невоз­мож­но.

<...>ис­то­рии про­ис­хо­дит толь­ко от­то­го, что ис­то­ри­ки, пи­сав­шие об этом со­бы­тии, пи­са­ли ис­то­рию пре­крас­ных чувств и слов раз­ных ге­не­ра­лов, а не ис­то­рию со­бы­тий.

<...>Цель на­ро­да была одна: очи­стить свою землю от на­ше­ствия. Цель эта до­сти­га­лась, во-пер­вых, сама собою, так как фран­цу­зы бе­жа­ли, и по­то­му сле­до­ва­ло толь­ко не оста­нав­ли­вать это дви­же­ние. Во-вто­рых, цель эта до­сти­га­лась дей­стви­я­ми на­род­ной войны, уни­что­жав­шей фран­цу­зов, и, в-тре­тьих, тем, что боль­шая рус­ская армия шла сле­дом за фран­цу­за­ми, го­то­вая упо­тре­бить силу в слу­чае оста­нов­ки дви­же­ния фран­цу­зов».

Тол­стой за­кан­чи­ва­ет главы, по­свя­щен­ные этому сра­же­нию, такой ме­та­фо­рой: «Рус­ская армия долж­на была дей­ство­вать, как кнут на бе­гу­щее жи­вот­ное. И опыт­ный по­гон­щик знал, что самое вы­год­ное дер­жать кнут под­ня­тым, угро­жая им, а не по го­ло­ве сте­гать бе­гу­щее жи­вот­ное»

Вопросы к конспектам

1) На­пи­сать раз­вер­ну­тый ответ на одну из тем:

1. Важ­ность опи­са­ния Бо­ро­дин­ской битвы в ро­мане «Война и мир».

2. По­че­му Бо­ро­дин­ское сра­же­ние можно счи­тать куль­ми­на­ци­ей ро­ма­на?

3) На­ри­суй­те ил­лю­стра­цию к эпи­зо­дам книги, опи­сы­ва­ю­щим Бо­ро­дин­ское сра­же­ние.

4) Про­ана­ли­зи­руй­те взгляд Пьера на войну и срав­ни­те его с био­гра­фи­че­ски­ми фак­та­ми из жизни Тол­сто­го, на­ча­лом его во­ен­ной ка­рье­ры (узнать о взгля­дах юного Тол­сто­го можно из про­из­ве­де­ний, ко­то­рые он на­пи­сал в пе­ри­од во­ен­ной служ­бы).

Последнее изменение: Пятница, 22 Сентябрь 2017, 20:59