Духовные искания князя Андрея в романе «Война и мир»

 Введение

Се­год­ня мы по­го­во­рим о ду­хов­ных ис­ка­ни­ях князя Ан­дрея в ро­мане «Война и мир». Среди ге­ро­ев Тол­сто­го от­чет­ли­во раз­ли­ча­ют­ся «по­движ­ные» и «непо­движ­ные», ищу­щие или неищу­щие. При­чем нель­зя ска­зать, что все «непо­движ­ные» герои чужды ав­то­ру. И Ку­ту­зов, и Пла­тон Ка­ра­та­ев, и На­та­ша Ро­сто­ва живут либо про­сто ор­га­ни­че­ской жиз­нью, либо уже в силу сво­е­го жиз­нен­но­го опыта при­шли к ка­ким-то целям. Чужды ав­то­ру герои «мерт­вые», ко­то­рые «вы­ра­бо­та­ли» от­но­ше­ние к жизни и сле­ду­ют ему. Та­ко­вы Спе­ран­ский, Би­ли­бин, князь Ва­си­лий Ку­ра­гин, если вы­хо­дить за пре­де­лы «Войны и мира», таков Ка­ре­нин, таков Иван Ильич из «Смер­ти Ивана Ильи­ча» (рис. 1).

Ил­лю­стра­ция Б.М. Ба­со­ва к про­из­ве­де­нию «Смерть Ивана Ильи­ча»

Рис.1. Ил­лю­стра­ция Б.М. Ба­со­ва к про­из­ве­де­нию «Смерть Ивана Ильи­ча»

Вы пом­ни­те фразу из пись­ма Тол­сто­го к его дво­ю­род­ной тетке Алек­сан­дре Тол­стой:

«Чтоб жить чест­но, надо рвать­ся, пу­тать­ся, бить­ся, оши­бать­ся, на­чи­нать и бро­сать, и опять на­чи­нать, и опять бро­сать, и вечно бо­роть­ся и ли­шать­ся».

Всю свою жизнь Тол­стой искал и го­во­рил об «энер­гии за­блуж­де­ния», ко­то­рая необ­хо­ди­ма для твор­че­ства.

«Все как будто го­то­во для того, чтобы пи­сать – ис­пол­нять свою зем­ную обя­зан­ность, а недо­ста­ет толч­ка веры в себя, в важ­ность дела, недо­ста­ет энер­гии за­блуж­де­ния, зем­ной сти­хий­ной энер­гии, ко­то­рую вы­ду­мать нель­зя. И нель­зя на­чи­нать».

                                                                             Из пись­ма Тол­сто­го к Н.Н Стра­хо­ву

Без этой энер­гии тво­рить невоз­мож­но, и для Тол­сто­го это важно: «Ху­дож­ник для того, чтобы дей­ство­вать на дру­гих, дол­жен быть ищу­щим, чтобы его про­из­ве­де­ние было ис­ка­ни­ем. Если он все нашел и все знает и учит или на­роч­но по­те­ша­ет, он не дей­ству­ет. Толь­ко если он ищет, зри­тель, слу­ша­тель, чи­та­тель сли­ва­ет­ся с ним в по­ис­ке».

Важно, что, по сло­вам ав­то­ра, в этих по­ис­ках окон­ча­тель­ной ис­ти­ны нет и быть не может. Все, что сей­час ка­жет­ся ис­ти­ной, позже ока­жет­ся оче­ред­ным за­блуж­де­ни­ем. И поиск идет бла­го­да­ря со­пря­же­нию сво­е­го лич­но­го про­стран­ства со всем миром. Нужно найти такую форму со­пря­же­ния, чтобы это было гар­мо­ни­ей, а не про­ти­во­сто­я­ни­ем. По­сто­ян­но в по­ис­ке на­хо­дят­ся лю­би­мые герои Льва Тол­сто­го – князь Ан­дрей Бол­кон­ский и Пьер Без­ухов.

 Анализ духовных исканий князя Андрея

Князь Ан­дрей в на­ча­ле ро­ма­на – но­си­тель на­по­лео­нов­ской идеи. В са­лоне Анны Пав­лов­ны он со­чув­ствен­но ци­ти­ру­ет На­по­лео­на, а у него дома Пьер берет с полки первую по­пав­шу­ю­ся книгу – «За­пис­ки Це­за­ря» (рис. 2).

Из­да­ние 1783 года. За­пис­ки о Галль­ской войне

Рис. 2. Из­да­ние 1783 года. За­пис­ки о Галль­ской войне

Эти два че­ло­ве­ка (На­по­ле­он и Це­зарь) чем-то схожи в своих цен­но­стях, мо­ра­ли. После ухода жены князь го­во­рит Пьеру:

«– Ни­ко­гда, ни­ко­гда не же­нись, мой друг; вот тебе мой совет, не же­нись до тех пор, пока ты не ска­жешь себе, что ты сде­лал все, что мог, и до тех пор, пока ты не пе­ре­ста­нешь лю­бить ту жен­щи­ну, какую ты вы­брал, пока ты не уви­дишь ее ясно, а то ты оши­бешь­ся же­сто­ко и непо­пра­ви­мо. <...>
– Ты не по­ни­ма­ешь, от­че­го я это го­во­рю, – про­дол­жал он. – Ведь это целая ис­то­рия жизни. Ты го­во­ришь, Бо­на­пар­те и его ка­рье­ра, – ска­зал он, хотя Пьер и не го­во­рил про Бо­на­пар­те. – Ты го­во­ришь, Бо­на­пар­те; но Бо­на­пар­те, когда он ра­бо­тал, шаг за шагом шел к своей цели, он был сво­бо­ден, у него ни­че­го не было, кроме его цели, – и он до­стиг ее. Но свяжи себя с жен­щи­ной – и, как ско­ван­ный ко­лод­ник, те­ря­ешь вся­кую сво­бо­ду».

Дру­ги­ми сло­ва­ми, жена ме­ша­ет князю Ан­дрею на пути к его славе.

«...он имел вид че­ло­ве­ка, не име­ю­ще­го вре­ме­ни ду­мать о впе­чат­ле­нии, какое он про­из­во­дил на дру­гих и за­ня­то­го делом при­ят­ным и ин­те­рес­ным».

«Князь Ан­дрей был один из тех ред­ких офи­це­ров в штабе, ко­то­рый по­ла­гал свой глав­ный ин­те­рес в общем ходе во­ен­но­го дела. <...>он бо­ял­ся гения Бо­на­пар­та, ко­то­рый мог ока­зать­ся силь­нее всей храб­ро­сти рус­ских войск, и вме­сте с тем не мог до­пу­стить по­зо­ра для сво­е­го героя».

Далее про­ис­хо­дит один очень важ­ный эпи­зод. Жер­ков, Несвиц­кий и князь Ан­дрей на­хо­дят­ся в ко­ри­до­ре штаба Ку­ту­зо­ва, идет ав­стрий­ский ге­не­рал, и Жер­ков под­хо­дит к нему и с шу­тов­ским видом за­яв­ля­ет: «Имею честь по­здра­вить, ге­не­рал Мак при­е­хал, со­всем здо­ров, толь­ко немно­го тут за­шиб­ся, – при­ба­вил он, сияя улыб­кой и ука­зы­вая на свою го­ло­ву». Ге­не­рал Мак вме­сте со всей своей армий сдал­ся в плен На­по­лео­ну. И тут князь Ан­дрей го­во­рит: «Если вы, ми­ло­сти­вый го­су­дарь, – за­го­во­рил он прон­зи­тель­но, с лег­ким дро­жа­ни­ем ниж­ней че­лю­сти, – хо­ти­те быть шутом, то я вам в этом не могу вос­пре­пят­ство­вать; но объ­яв­ляю вам, что если вы осме­ли­тесь дру­гой раз ско­мо­рош­ни­чать в моем при­сут­ствии, то я вас научу, как вести себя». Несвиц­кий, в свою оче­редь, недо­уме­ва­ет, по­че­му князь так от­ре­а­ги­ро­вал и тогда сле­ду­ет объ­яс­не­ние .

«– Как что? – за­го­во­рил князь Ан­дрей, оста­нав­ли­ва­ясь от вол­не­ния. – Да ты пойми, что мы – или офи­це­ры, ко­то­рые слу­жим сво­е­му царю и оте­че­ству и ра­ду­ем­ся об­ще­му успе­ху и пе­ча­лим­ся об общей неуда­че, или мы лакеи, ко­то­рым дела нет до гос­под­ско­го дела».

Мы видим, с одной сто­ро­ны, вы­со­кое пред­став­ле­ние о своем бу­ду­щем, о своем долге и роли у князя Ан­дрея, а с дру­гой сто­ро­ны, шу­тов­ство Жер­ко­ва, ко­то­рый сни­жа­ет это вы­со­кое пред­став­ле­ние и тем самым вы­зы­ва­ет всплеск него­до­ва­ния у Бол­кон­ско­го.

Когда князь Ан­дрей воз­вра­ща­ет­ся от ав­стрий­цев, зная о по­ра­же­ни­ях рус­ских, то ду­ма­ет о том, что едет ради спа­се­ния армии.

Пе­рей­дем к дру­го­му эпи­зо­ду. В ту ночь, когда кня­ги­ня Бол­кон­ская ро­жа­ет, по­яв­ля­ет­ся князь Ан­дрей. И тут мы на­блю­да­ем из­люб­лен­ную тол­стов­скую си­ту­а­цию: че­ло­век перед лицом двух та­инств, а имен­но по­яв­ле­ния новой жизни и та­ин­ства смер­ти. Важно, что князь Ан­дрей не про­сто пла­чет, а у него по­яв­ля­ет­ся чув­ство вины перед по­кой­ной женой.

Бол­кон­ский ре­ша­ет боль­ше ни­ко­гда не слу­жить, он живет у себя в име­нии, за­ни­ма­ет­ся сыном, тем самым пе­ре­ме­ня­ет­ся ро­ля­ми с отцом. Отец его ак­ти­вен, ездит по делам опол­че­ния. И тут в гости к Бол­кон­ско­му при­ез­жа­ет Пьер, ко­то­рый недав­но был по­свя­щен в ма­со­ны и рад про­свет­ле­нию.

«Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же лю­бовь к дру­гим, же­ла­ние сде­лать для них что-ни­будь, же­ла­ние их по­хва­лы.) Так я жил для дру­гих и не почти, а со­всем по­гу­бил свою жизнь. И с тех пор стал спо­ко­ен, как живу для од­но­го себя.
– Да как же жить для од­но­го себя? – раз­го­ря­ча­ясь, спро­сил Пьер. – А сын, сест­ра, отец?
– Да это все тот же я, это не дру­гие, – ска­зал князь Ан­дрей, – а дру­гие, ближ­ние, le prochain, как вы с княж­ной Ма­рьей на­зы­ва­е­те, это глав­ный ис­точ­ник за­блуж­де­ния и зла. Le prochain – это те твои ки­ев­ские му­жи­ки, ко­то­рым ты хо­чешь де­лать добро».

И это яв­ля­ет­ся очень важ­ным: для Бол­кон­ско­го «я» – это об­шир­ное по­ня­тие, он вос­при­ни­ма­ет свою семью как еди­ное с собой целое.

Даль­ше сле­ду­ет раз­го­вор о кре­стья­нах. Князь Ан­дрей го­во­рит, что их нужно осво­бо­дить, но не ради них, а ради дво­рян, по­то­му что при­выч­ка вла­деть дру­ги­ми лю­дь­ми раз­ви­ва­ет вла­сто­лю­бие, же­сто­кость и эго­изм. Тогда Пьер по­ни­ма­ет, что князь го­во­рит о своем отце. Этот во­прос для со­вре­мен­ной Тол­сто­му Рос­сии был ак­туа­лен: как раз про­шла ре­фор­ма 1861 года, и он не может не ду­мать об от­но­ше­ни­ях с кре­стья­на­ми.

Важ­ным эпи­зо­дом яв­ля­ет­ся раз­го­вор на па­ро­ме, и важен ответ князя Пьеру.

«Разве я не чув­ствую в своей душе, что я со­став­ляю часть этого огром­но­го, гар­мо­ни­че­ско­го це­ло­го? Разве я не чув­ствую, что я в этом бес­чис­лен­ном ко­ли­че­стве су­ществ, в ко­то­рых про­яв­ля­ет­ся бо­же­ство, – выс­шая сила, – как хо­ти­те, – что я со­став­ляю одно звено, одну сту­пень от низ­ших су­ществ к выс­шим? Ежели я вижу, ясно вижу эту лест­ни­цу, ко­то­рая ведет от рас­те­ния к че­ло­ве­ку, то от­че­го же я пред­по­ло­жу, что эта лест­ни­ца, ко­то­рой я не вижу конца внизу, она те­ря­ет­ся в рас­те­ни­ях. От­че­го же я пред­по­ло­жу, что эта лест­ни­ца пре­ры­ва­ет­ся со мною, а не ведет даль­ше и даль­ше до выс­ших су­ществ? Я чув­ствую, что я не толь­ко не могу ис­чез­нуть, как ничто не ис­че­за­ет в мире, но что я все­гда буду и все­гда был. Я чув­ствую, что, кроме меня, надо мной живут духи и что в этом мире есть прав­да.

– Да, это уче­ние Гер­де­ра, – ска­зал князь Ан­дрей, – но не то, душа моя, убе­дит меня, а жизнь и смерть, вот что убеж­да­ет. Убеж­да­ет то, что ви­дишь до­ро­гое тебе су­ще­ство, ко­то­рое свя­за­но с тобой, перед ко­то­рым ты был ви­но­ват и на­де­ял­ся оправ­дать­ся (князь Ан­дрей дрог­нул го­ло­сом и от­вер­нул­ся), и вдруг это су­ще­ство стра­да­ет, му­ча­ет­ся и пе­ре­ста­ет быть... Зачем? Не может быть, чтоб не было от­ве­та! И я верю, что он есть... Вот что убеж­да­ет, вот что убе­ди­ло меня, – ска­зал князь Ан­дрей».

Князь не хочет ве­рить, что в сле­ду­ю­щей жизни он не смо­жет ис­ку­пить вину, ко­то­рую чув­ству­ет перед мерт­вой женой.

Смерть князя Ан­дрея

 

Чут­кая На­та­ша за­ме­ти­ла, что с кня­зем Ан­дре­ем что-то слу­чи­лось.

«В сло­вах, в тоне его, в осо­бен­но­сти во взгля­де этом – хо­лод­ном, почти враж­деб­ном взгля­де – чув­ство­ва­лась страш­ная для жи­во­го че­ло­ве­ка от­чуж­ден­ность от всего мир­ско­го». Князя тер­за­ет от­чуж­ден­ность. Еще один важ­ный мо­мент – по­след­ний сон князя (рис. 3).

Последний сон князя Андрея

Рис. 3. По­след­ний сон князя Ан­дрея

«Он видел во сне, что он лежит в той же ком­на­те, в ко­то­рой он лежал в дей­стви­тель­но­сти, но что он не ранен, а здо­ров. Много раз­ных лиц, ни­чтож­ных, рав­но­душ­ных, яв­ля­ют­ся перед кня­зем Ан­дре­ем. Он го­во­рит с ними, спо­рит о чем-то ненуж­ном. Они со­би­ра­ют­ся ехать ку­да-то. Князь Ан­дрей смут­но при­по­ми­на­ет, что все это ни­чтож­но и что у него есть дру­гие, важ­ней­шие за­бо­ты, но про­дол­жа­ет го­во­рить, удив­ляя их, ка­кие-то пу­стые, ост­ро­ум­ные слова. По­не­мно­гу, неза­мет­но все эти лица на­чи­на­ют ис­че­зать, и все за­ме­ня­ет­ся одним во­про­сом о за­тво­рен­ной двери. Он вста­ет и идет к двери, чтобы за­дви­нуть за­движ­ку и за­пе­реть ее. От­то­го, что он успе­ет или не успе­ет за­пе­реть ее, за­ви­сит все. Он идет, спе­шит, ноги его не дви­га­ют­ся, и он знает, что не успе­ет за­пе­реть дверь, но все-та­ки бо­лез­нен­но на­пря­га­ет все свои силы. И му­чи­тель­ный страх охва­ты­ва­ет его. И этот страх есть страх смер­ти: за две­рью стоит оно. Но в то же время, как он бес­силь­но-нелов­ко под­пол­за­ет к двери, это что-то ужас­ное, с дру­гой сто­ро­ны уже, на­дав­ли­вая, ло­мит­ся в нее. Что-то не че­ло­ве­че­ское – смерть – ло­мит­ся в дверь, и надо удер­жать ее. Он ухва­ты­ва­ет­ся за дверь, на­пря­га­ет по­след­ние уси­лия – за­пе­реть уже нель­зя – хоть удер­жать ее; но силы его слабы, нелов­ки, и, на­дав­ли­ва­е­мая ужас­ным, дверь от­во­ря­ет­ся и опять за­тво­ря­ет­ся.
Еще раз оно на­да­ви­ло от­ту­да. По­след­ние, сверхъ­есте­ствен­ные уси­лия тщет­ны, и обе по­ло­вин­ки от­во­ри­лись без­звуч­но. Оно вошло и оно есть смерть. И князь Ан­дрей умер.
Но в то же мгно­ве­ние, как он умер, князь Ан­дрей вспом­нил, что он спит, и в то же мгно­ве­ние, как он умер, он, сде­лав над собою уси­лие, проснул­ся.
«Да, это была смерть. Я умер – я проснул­ся. Да, смерть – про­буж­де­ние!» – вдруг про­свет­ле­ло в его душе, и за­ве­са, скры­вав­шая до сих пор неве­до­мое, была при­под­ня­та перед его ду­шев­ным взо­ром. Он по­чув­ство­вал как бы осво­бож­де­ние пре­жде свя­зан­ной в нем силы и ту стран­ную лег­кость, ко­то­рая с тех пор не остав­ля­ла его. Когда он, оч­нув­шись в хо­лод­ном поту, за­ше­ве­лил­ся на ди­ване, На­та­ша по­до­шла к нему и спро­си­ла, что с ним. Он не от­ве­тил ей и, не по­ни­мая ее, по­смот­рел на нее стран­ным взгля­дом».

По­тря­са­ю­ще опи­са­но, как князь Ан­дрей ме­ха­ни­че­ски от­ве­ча­ет на во­про­сы На­та­ши и княж­ны, про­ща­ет­ся с сыном. Про­ис­хо­дит то, что Тол­стой на­зы­ва­ет про­буж­де­ни­ем от жизни. И когда князь уми­ра­ет, то На­та­ша и Марья спра­ши­ва­ют себя, куда он ушел. Это не окон­ча­тель­ная смерть, а пе­ре­ход в иной мир. Не слу­чай­но князь Ан­дрей по­явит­ся во сне сына.

С одной сто­ро­ны, в князе слиш­ком много эго­из­ма и, воз­мож­но, с этим свя­за­на невоз­мож­ность его сча­стья с На­та­шей Ро­сто­вой и смерть, а с дру­гой сто­ро­ны, это ведь тоже сли­я­ние с миром. При­чем, по Тол­сто­му, не ис­чез­но­ве­ние, а пе­ре­ход в дру­гое со­сто­я­ние.

 

В этом раз­го­во­ре князь, обе­щав­ший боль­ше ни­ко­гда не слу­жить, про­из­но­сит еще одну ин­те­рес­ную фразу.

«Ежели бы Бо­на­пар­те стоял тут, у Смо­лен­ска, угро­жая Лысым Горам, и тогда бы я не стал слу­жить в рус­ской армии». И это князь го­во­рит во вто­ром томе, а уже в тре­тьем он снова слу­жит.

 

Князь Ан­дрей в 1812 г.

 

Князь Ан­дрей – про­фес­си­о­наль­ный во­ен­ный, и для со­зда­ния его об­ра­за Тол­сто­му нужен взгляд во­ен­но­го. И вновь свои мысли автор вы­ска­зы­ва­ет уста­ми героя.

«...нет и не может быть ни­ка­кой во­ен­ной науки и по­это­му не может быть ни­ка­ко­го так на­зы­ва­е­мо­го во­ен­но­го гения<...>Ино­гда, когда нет труса впе­ре­ди, ко­то­рый за­кри­чит: „Мы от­ре­за­ны!» – и по­бе­жит, а есть ве­се­лый, сме­лый че­ло­век впе­ре­ди, ко­то­рый крик­нет: „Ура!» – отряд в пять тысяч сто́ит трид­ца­ти тысяч, как под Шен­гра­бе­ном, а ино­гда пять­де­сят тысяч бегут перед во­се­мью, как под Аустер­ли­цем».

Это на­ча­ло войны 1812 года. Пожар Смо­лен­ска – очень важ­ная сцена. Имен­но здесь по­яв­ля­ет­ся новое чув­ство озлоб­ле­ния про­тив врага. Тол­стой пишет, что этот пожар был эпо­хой для князя. Берг не по­ни­ма­ет того, что про­ис­хо­дит, он готов жа­ло­вать­ся и упре­кать князя Ан­дрея в том, что жи­те­ли под­жи­га­ют дома и со­зда­ют пожар, а он без­дей­ству­ет.

Князь раз­мыш­ля­ет о войне, он счи­та­ет ее гряз­ным делом, ко­то­рое не стоит при­укра­ши­вать. И это тол­стов­ская прав­да, к ко­то­рой, по его мне­нию, при­хо­дит каж­дый участ­ник войны.

Автор ис­поль­зу­ет князя Ан­дрея, чтобы вы­ска­зать все свои мысли по по­во­ду Ку­ту­зо­ва. Но и Ку­ту­зов го­во­рит герою очень при­ят­ные слова:

«Я знаю, твоя до­ро­га – это до­ро­га чести».

На­ка­нуне Бо­ро­ди­на имен­но князь Ан­дрей разъ­яс­ня­ет Пьеру, по­че­му нужен был Ку­ту­зов, а не Барк­лай, по­че­му они зав­тра вы­иг­ра­ют сра­же­ние и чем оно от­ли­ча­ет­ся от битвы при Аустер­ли­це. При этом князь Ан­дрей го­во­рит, что он начал по­ни­мать слиш­ком много, что он пред­чув­ству­ет свою смерть. У князя три горя: лю­бовь к жен­щине, смерть отца и фран­цуз­ское на­ше­ствие.

Далее опи­са­но по­ве­де­ние князя Ан­дрея во время сра­же­ния. Вы­яс­ня­ет­ся, что его полк в ре­зер­ве. В во­ен­ных дей­стви­ях полк не за­дей­ство­ван, но тем не менее по­сто­ян­но вы­бы­ва­ют люди из-за бом­беж­ки.

«<...>я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воз­дух...»

Имен­но в этот мо­мент, когда герой остро вос­при­ни­ма­ет весь окру­жа­ю­щий мир, па­да­ет бомба и князь Ан­дрей по­лу­ча­ет смер­тель­ные ра­не­ния. В гос­пи­та­ле он видит Ана­то­ля Ку­ра­ги­на.

 

Вы­хо­дит, что князь Ан­дрей осу­ществ­ля­ет все, что за­ду­мал Пьер. Пе­ре­вел кре­стьян в воль­ных хле­бо­паш­цев, по­стро­ил школы, боль­ни­цы. Ин­те­рес­но то, как сам князь воз­ра­жал про­тив них:

«– Ну, давай спо­рить, – ска­зал князь Ан­дрей. – Ты го­во­ришь школа, – про­дол­жал он, за­ги­бая палец, – по­уче­ния и так далее, то есть ты хо­чешь вы­ве­сти его, – ска­зал он, ука­зы­вая на му­жи­ка, сняв­ше­го шапку и про­хо­див­ше­го мимо их, – из его жи­вот­но­го со­сто­я­ния и дать ему нрав­ствен­ные по­треб­но­сти. А мне ка­жет­ся, что един­ствен­но воз­мож­ное сча­стье – есть сча­стье жи­вот­ное, а ты его-то хо­чешь ли­шить его. Я за­ви­дую ему, а ты хо­чешь его сде­лать мною, но не дав ему ни моего ума, ни моих чувств, ни моих средств.<...>

– Ах, да. Боль­ни­цы, ле­кар­ства. У него удар, он уми­ра­ет, а ты пу­стишь ему кровь, вы­ле­чишь, он ка­ле­кой будет хо­дить де­сять лет, всем в тя­гость. Го­раз­до по­кой­нее и проще ему уме­реть. Дру­гие ро­дят­ся, и так их много. Еже ли бы ты жалел, что у тебя лиш­ний ра­бот­ник про­пал, – как я смот­рю на него, а то ты из любви к нему его хо­чешь ле­чить. А ему этого не нужно. Да и потом, что за во­об­ра­же­нье, что ме­ди­ци­на ко­го-ни­будь вы­ле­чи­ва­ла... Уби­вать! – так! – ска­зал он, злоб­но на­хму­рив­шись и от­вер­нув­шись от Пьера».

Ра­дост­ным мо­мен­том была по­езд­ка в От­рад­ное, тот слу­чай, когда он слы­шит раз­го­вор На­та­ши и Сони. Вспом­ни­те опи­са­ние дуба, пер­вый раз су­хо­го и уми­ра­ю­ще­го, а позже зе­ле­но­го, вер­нув­ше­го­ся к жизни. И князю Ан­дрею на­чи­на­ет ка­зать­ся, что жизнь его не за­кон­че­на:

«В душе его вдруг под­ня­лась такая неожи­дан­ная пу­та­ни­ца мо­ло­дых мыс­лей и на­дежд, про­ти­во­ре­ча­щих всей его жизни, что он, чув­ствуя себя не в силах уяс­нить себе свое со­сто­я­ние, тот­час же за­снул».

Бол­кон­ский при­ез­жа­ет в Пе­тер­бург. И место На­по­лео­на в его мыс­лях те­перь занял Спе­ран­ский (рис. 4):

«ему стало смеш­но, как он мог ждать че­го-то от Спе­ран­ско­го и от всей своей де­я­тель­но­сти, свя­зан­ной с ним<...>

одно сму­ща­ло князя Ан­дрея: это был хо­лод­ный, зер­каль­ный, не про­пус­ка­ю­щий к себе в душу взгляд Спе­ран­ско­го, и его белая, неж­ная рука, на ко­то­рую неволь­но смот­рел князь Ан­дрей, как смот­рят обык­но­вен­но на руки людей, име­ю­щих власть. Зер­каль­ный взгляд и неж­ная рука эта по­че­му-то раз­дра­жа­ли князя Ан­дрея».

М. Спе­ран­ский

Рис. 4. М. Спе­ран­ский

«Видно было, что ни­ко­гда Спе­ран­ско­му не могла прий­ти в го­ло­ву та обык­но­вен­ная для князя Ан­дрея мысль, что нель­зя все-та­ки вы­ра­зить всего того, что ду­ма­ешь, и ни­ко­гда не при­хо­ди­ло со­мне­ние в том, что не вздор ли все то, что я думаю, и все то, во что я верю? И этот-то осо­бен­ный склад ума Спе­ран­ско­го более всего при­вле­кал к себе князя Ан­дрея».

Эти мысли князя Ан­дрея бук­валь­но сов­па­да­ют с за­пи­ся­ми в днев­ни­ке Тол­сто­го о Дру­жи­нине (рис. 5).

А.В. Дру­жи­нин

Рис. 5. А.В. Дру­жи­нин

«Про­чел вто­рую ста­тью Дру­жи­ни­на. Его сла­бость, что он ни­ко­гда не усо­мнит­ся, не вздор ли это все».

                                                                                          Из днев­ни­ка Л.Н. Тол­сто­го

Для Тол­сто­го спо­соб­ность ста­вить свои взгля­ды под со­мне­ние очень важна.

Князь Ан­дрей и На­та­ша Ро­сто­ва

 

Все пом­нят сцену бала у ека­те­ри­нин­ско­го вель­мо­жи в Пе­тер­бур­ге. На этом балу Пьер об­ра­ща­ет вни­ма­ние князя Ан­дрея на На­та­шу и князь при­гла­ша­ет ее на танец (рис. 6)

Князь Андрей и Наташа Ростова на балу

Рис. 6. Князь Ан­дрей и На­та­ша Ро­сто­ва на балу

«…вино ее пре­ле­сти уда­ри­ло ему в го­ло­ву: он по­чув­ство­вал себя ожив­шим и по­мо­ло­дев­шим...»

На­та­ша – мера ис­ти­ны, ко­то­рая от­кры­ва­ет князю глаза и при­во­дит к разо­ча­ро­ва­нию в Спе­ран­ском.

«Какое мне дело <...>до того, что го­су­да­рю было угод­но ска­зать в Се­на­те? Разве все это может сде­лать меня счаст­ли­вее и лучше»?

Но это разо­ча­ро­ва­ние идет даль­ше:

«...он живо пред­ста­вил себе Бо­гу­ча­ро­во, свои за­ня­тия в де­ревне, свою по­езд­ку в Ря­зань, вспом­нил му­жи­ков, Дро­на-ста­ро­сту, и, при­ло­жив к ним права лиц, ко­то­рые рас­пре­де­лял по па­ра­гра­фам, ему стало уди­ви­тель­но, как он мог так долго за­ни­мать­ся такой празд­ной ра­бо­той».

Лю­бо­пыт­ны на­клад­ки и ошиб­ки Тол­сто­го. На­при­мер, княж­на Марья на­де­ва­ет на брата се­реб­ря­ный об­ра­зок, а фран­цу­зы с тя­же­ло ра­не­но­го Ан­дрея сни­ма­ют зо­ло­той. Вот еще одна ин­те­рес­ная ошиб­ка ав­то­ра.

«После обеда На­та­ша, по прось­бе князя Ан­дрея, пошла к кла­ви­кор­дам и стала петь. Князь Ан­дрей стоял у окна, раз­го­ва­ри­вая с да­ма­ми, и слу­шал ее. В се­ре­дине фразы князь Ан­дрей за­мол­чал и по­чув­ство­вал неожи­дан­но, что к его горлу под­сту­па­ют слезы, воз­мож­ность ко­то­рых он не знал за собой».

Мы знаем, что князь Ан­дрей уже пла­кал, когда уми­ра­ла его жена, но в этот мо­мент для Тол­сто­го очень важно под­черк­нуть, что князь ранее таких чувств не ис­пы­ты­вал.

«Он по­смот­рел на по­ю­щую На­та­шу, и в душе его про­изо­шло что-то новое и счаст­ли­вое. Он был счаст­лив, и ему вме­сте с тем было груст­но. Ему ре­ши­тель­но не о чем было пла­кать, но он готов был пла­кать? О чем? О преж­ней любви? О ма­лень­кой кня­гине? О своих разо­ча­ро­ва­ни­ях?.. О своих на­деж­дах на бу­ду­щее? Да и нет. Глав­ное, о чем ему хо­те­лось пла­кать, была вдруг живо со­знан­ная им страш­ная про­ти­во­по­лож­ность между чем-то бес­ко­неч­но ве­ли­ким и неопре­де­ли­мым, быв­шим в нем и чем-то узким и те­лес­ным, чем был он сам и даже была она. Эта про­ти­во­по­лож­ность то­ми­ла и ра­до­ва­ла его во время ее пения».

Для князя Ан­дрея встре­ча с На­та­шей была опре­де­ля­ю­щей.

«Весь мир раз­де­лен для меня на две по­ло­ви­ны: одна – она, и там все сча­стье, на­деж­да, свет; дру­гая по­ло­ви­на – все, где ее нет, там все уны­ние и тем­но­та...»

Далее мы видим, как злит­ся отец Бол­кон­ско­го, он не хотел бы от­пус­кать от себя ни дочь, ни сына, он про­тив сва­дьбы и тре­бу­ет го­до­вой от­сроч­ки. Но На­та­ша – живая жизнь, и оста­но­вить ее на год нель­зя. И тут на­чи­на­ет­ся за­рож­де­ние ка­та­стро­фы, на­ча­ло си­ту­а­ции, ко­то­рая далее про­изой­дет у На­та­ши с Ана­то­лем. Тогда Пьер на­по­ми­на­ет князю об их раз­го­во­ре и о его сло­вах, что пад­шую жен­щи­ну можно и нужно про­стить, но Ан­дрей го­во­рит, что не в силах про­стить На­та­шу. И снова эго­изм князя не поз­во­ля­ет ему сле­до­вать за серд­цем, не до­пус­ка­ет воз­мож­но­сти про­ще­ния.

Князь Ан­дрей ищет Ку­ра­ги­на для того, чтобы вы­звать его на дуэль. Это как раз и было при­чи­ной по­езд­ки князя на войну, ни­ка­ко­го пат­ри­о­тиз­ма он не ис­пы­ты­ва­ет. Перед его отъ­ез­дом он на­ве­ща­ет семью, нам по­ка­зы­ва­ют эпи­зод его ссоры с отцом, раз­го­вор с княж­ной.

«Ежели тебе ка­жет­ся, что кто-ни­будь ви­но­ват перед тобой, за­будь это и про­сти. Мы не имеем права на­ка­зы­вать. И ты пой­мешь сча­стье про­щать».

Даль­ше князь Ан­дрей едет на фронт, и толь­ко пожар Смо­лен­ска пре­вра­ща­ет его по­езд­ку в уча­стие в на­род­ной войне. Неслу­чай­но его столк­но­ве­ние с Бер­гом, неслу­чай­на его встре­ча с Ана­то­лем, ко­то­ро­му от­ни­ма­ет ногу и к ко­то­ро­му он чув­ству­ет хри­сти­ан­скую лю­бовь и про­ще­ние. И ко­неч­но, неслу­чай­на его по­след­няя встре­ча с На­та­шей, когда ему ка­жет­ся, что воз­дви­га­ет­ся зда­ние из иго­лок и он чув­ству­ет всю го­речь раз­ры­ва с На­та­шей и го­во­рит:

«Люблю тебя боль­ше, лучше, чем пре­жде...»

 

Вопросы к конспектам

1. На­пи­ши­те со­чи­не­ние на тему (по вы­бо­ру):

«Ду­хов­ный облик князя Ан­дрея»

«От­но­ше­ние князя Ан­дрея к семье»

2. На­ри­суй­те ил­лю­стра­цию к од­но­му из эпи­зо­дов ро­ма­на.

3. Сде­лай­те ана­лиз по­след­не­го сна князя Ан­дрея Бол­кон­ско­го, по­ду­май­те, какой скры­тый смысл в него вкла­ды­ва­ет Тол­стой.

Последнее изменение: Пятница, 22 Сентябрь 2017, 20:43