Москва и Петербург в «Войне и мире»

 Введение

Важ­ней­шим идей­но-ком­по­зи­ци­он­ным прин­ци­пом ро­ма­на «Война и мир» яв­ля­ет­ся ан­ти­те­за.

Ан­ти­те­за (от греч. antithesis – «про­ти­во­по­ло­же­ние») – ху­до­же­ствен­ное про­ти­во­по­став­ле­ние ха­рак­те­ров, об­сто­я­тельств, по­ня­тий, ком­по­зи­ци­он­ных эле­мен­тов и пр., со­зда­ю­щее эф­фект рез­ко­го кон­тра­ста.

Москва и Пе­тер­бург – это два про­ти­во­по­лож­ных го­ро­да, с точки зре­ния Тол­сто­го. Для на­ча­ла по­дроб­нее раз­бе­рем пер­вые два эпи­зо­да книги (вечер у Анны Пав­лов­ны и име­ни­ны у Ро­сто­вых).

Ко­гда-то в своем ком­мен­та­рии к «Ев­ге­нию Оне­ги­ну» Юрий Ми­хай­ло­вич Лот­ман го­во­рил о том, что у каж­до­го из пер­со­на­жей пуш­кин­ско­го ро­ма­на есть свое про­стран­ство (рис. 1).

Ю.М. Лот­ман

Рис. 1. Ю.М. Лот­ман

«Со­бы­тия все время раз­ви­ва­ют­ся в ка­ком-ли­бо кон­крет­ном про­стран­стве: в Пе­тер­бур­ге, в Москве, в де­ревне, на поч­то­вом трак­те. При этом ха­рак­тер со­бы­тий ока­зы­ва­ет­ся тесно свя­зан­ным с ме­стом, в ко­то­ром они раз­вер­ты­ва­ют­ся. Более того, в такой же мере, в какой Пе­тер­бург яв­ля­ет­ся “своим” про­стран­ством для Оне­ги­на, де­рев­ня – ор­га­нич­ный мир Та­тья­ны, и, как Оне­гин в де­ревне оста­ет­ся вре­мен­ным го­стем, за­ез­жим по­се­ти­те­лем, про­ник­нув­шим в чужое про­стран­ство, так Та­тья­на чужая в Москве – в доме тетки и в зале Бла­го­род­но­го со­бра­ния – и в Пе­тер­бур­ге в соб­ствен­ном доме».

Такой же прин­цип при­над­леж­но­сти героя к опре­де­лен­но­му про­стран­ству можно про­сле­дить и в ро­мане Тол­сто­го. На­при­мер, про­стран­ство Ку­ра­ги­ных – это Пе­тер­бург, про­стран­ство Ро­сто­вых – Москва и их име­ние в От­рад­ном, а про­стран­ство Бол­кон­ских – Лысые Горы.

 Москва и Петербург в романе Толстого

Роман на­чи­на­ет­ся с ве­че­ра у фрей­ли­ны Анны Пав­лов­ны Шерер (рис. 2).

Салон Анны Пав­лов­ны Шерер

Рис. 2. Салон Анны Пав­лов­ны Шерер

Пер­вым по­яв­ля­ет­ся князь Ва­си­лий Ку­ра­гин.

«Пре­жде всего ска­жи­те, как ваше здо­ро­вье, милый друг? Успо­кой­те меня, — ска­зал он, не из­ме­няя го­ло­са и тоном, в ко­то­ром из-за при­ли­чия и уча­стия про­све­чи­ва­ло рав­но­ду­шие и даже на­смеш­ка».

«<...>ска­зал князь по при­выч­ке, как за­ве­ден­ные часы, го­во­ря вещи, ко­то­рым он и не хотел, чтобы ве­ри­ли».

«Князь Ва­си­лий го­во­рил все­гда ле­ни­во, как актер го­во­рит роль ста­рой пиесы».

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на по­сто­ян­ное срав­не­ние князя Ва­си­лия с ме­ха­низ­мом. Сам вечер и гости са­ло­на на­по­ми­на­ют Тол­сто­му пря­диль­ную ма­стер­скую, и об Анне Пав­ловне го­во­рит­ся, что она за­во­ди­ла рав­но­мер­ную, при­лич­ную раз­го­вор­ную ма­ши­ну. А когда Пьер и аббат слиш­ком ожив­лен­но раз­го­ва­ри­ва­ли, это ей не по­нра­ви­лось: они явно вы­де­ля­лись на общем фоне. Тол­стой на­ро­чи­то под­чер­ки­ва­ет те­ат­раль­ность выс­ше­го об­ще­ства, в ко­то­ром каж­дый иг­ра­ет свою роль и от­кло­не­ния от сце­на­рия не при­вет­ству­ют­ся.

Пе­тер­бург в 1812 году

«В числе бес­чис­лен­ных под­раз­де­ле­ний, ко­то­рые можно сде­лать в яв­ле­ни­ях жизни, можно под­раз­де­лить их все на такие, в ко­то­рых пре­об­ла­да­ет со­дер­жа­ние, дру­гие — в ко­то­рых пре­об­ла­да­ет форма. К числу та­ко­вых, в про­ти­во­по­лож­ность де­ре­вен­ской, зем­ской, гу­берн­ской, даже мос­ков­ской жизни, можно от­не­сти жизнь пе­тер­бург­скую, в осо­бен­но­сти са­лон­ную. Эта жизнь неиз­мен­на.

С 1805 года мы ми­ри­лись и ссо­ри­лись с Бо­на­пар­том, мы де­ла­ли кон­сти­ту­ции и раз­де­лы­ва­ли их, а салон Анны Пав­лов­ны и салон Элен были точно такие же, какие они были один семь лет, дру­гой пять лет тому назад».

Лю­бо­пыт­но, что князь Ва­си­лий ино­гда пу­та­ет, что нужно го­во­рить в са­лоне Элен, где боль­шая часть людей при­дер­жи­ва­ет­ся фран­ко­филь­ских убеж­де­ний, а что – у Анны Пав­лов­ны, где пре­об­ла­да­ют сто­рон­ни­ки ан­ти­на­по­лео­нов­ских убеж­де­ний, и ему такие ошиб­ки про­ща­ют.

Жизнь выс­ше­го со­сло­вия не на­пол­не­на смыс­лом, она при­зрач­ная, жизнь мерт­вой формы. Неслу­чай­но в 1812 году Элен оза­бо­че­на во­про­сом, как выйти замуж при живом муже. В этом слу­чае Тол­стой вы­сме­и­ва­ет стиль жизни выс­ше­го об­ще­ства. Он про­ти­во­по­став­ля­ет это иным, зна­чи­тель­ным со­бы­ти­ям. Ведь имен­но в это время была за­хва­че­на Москва и Пьер по­па­да­ет в плен (рис. 3).

Пьер Без­ухов в плену

Рис. 3. Пьер Без­ухов в плену

Не слу­чай­но Тол­стой пишет: «В Пе­тер­бур­ге в это время в выс­ших кру­гах, с боль­шим жаром, чем ко­гда-ни­будь, шла слож­ная борь­ба пар­тий Ру­мян­це­ва, фран­цу­зов, Марии Фе­о­до­ров­ны, це­са­ре­ви­ча и дру­гих, за­глу­ша­е­мая, как все­гда, тру­бе­ни­ем при­двор­ных трут­ней. Но спо­кой­ная, рос­кош­ная, оза­бо­чен­ная толь­ко при­зра­ка­ми, от­ра­же­ни­я­ми жизни, пе­тер­бург­ская жизнь шла по-ста­ро­му; и из-за хода этой жизни надо было де­лать боль­шие уси­лия, чтобы со­зна­вать опас­ность и то труд­ное по­ло­же­ние, в ко­то­ром на­хо­дил­ся рус­ский народ. Те же были вы­хо­ды, балы, тот же фран­цуз­ский театр, те же ин­те­ре­сы дво­ров, те же ин­те­ре­сы служ­бы и ин­три­ги.

В раз­го­во­ре князь Ва­си­лий упо­ми­на­ет своих детей: «Мои дети – обуза моего су­ще­ство­ва­ния. Это мой крест».

И в слу­чае Тол­сто­го, для ко­то­ро­го семья была самым цен­ным в жизни, это самый вер­ный спо­соб оха­рак­те­ри­зо­вать князя самым сквер­ным об­ра­зом. На про­тя­же­нии всего эпи­зо­да можно за­ме­тить непри­кры­тую фальшь, все гости со­вер­ша­ют обряд при­вет­ствия ни­ко­му не из­вест­ной и не ин­те­рес­ной те­туш­ки. И автор вы­де­ля­ет лишь двух живых людей среди этой без­душ­ной толпы: Пьера и князя Ан­дрея. Пер­во­го Тол­стой срав­ни­ва­ет с ре­бен­ком в иг­ру­шеч­ной лавке, на­ме­кая на под­дель­ность окру­жа­ю­ще­го его про­стран­ства и людей.

«Но, несмот­ря на это низ­шее по сво­е­му сорту при­вет­ствие, при виде во­шед­ше­го Пьера в лице Анны Пав­лов­ны изоб­ра­зи­лось бес­по­кой­ство и страх, по­доб­ный тому, ко­то­рый вы­ра­жа­ет­ся при виде че­го-ни­будь слиш­ком огром­но­го и несвой­ствен­но­го месту.

<...>И, от­де­лав­шись от мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, не уме­ю­ще­го жить, она воз­вра­ти­лась к своим за­ня­ти­ям хо­зяй­ки дома».

«Как хо­ро­ший метр­дотель по­да­ет как нечто сверхъ­есте­ствен­но-пре­крас­ное тот кусок го­вя­ди­ны, ко­то­рый есть не за­хо­чет­ся, если уви­дать его в гряз­ной кухне, так в ны­неш­ний вечер Анна Пав­лов­на сер­ви­ро­ва­ла своим го­стям сна­ча­ла ви­кон­та, потом аб­ба­та, как что-то сверхъ­есте­ствен­но-утон­чен­ное».

Сна­ча­ла может по­ка­зать­ся, что князь Ва­си­лий при­был на вечер, чтоб спра­вить­ся о са­мо­чув­ствии боль­ной, но на самом деле он при­е­хал за­мол­вить слово за сво­е­го стар­ше­го сына, ко­то­ро­го хотел при­стро­ить в ди­пло­ма­ти­че­скую мис­сию в Ав­стрии. В свою оче­редь Анна Ми­хай­лов­на Дру­бец­кая при­е­ха­ла про­сить у князя Ва­си­лия про­тек­ции для сво­е­го сына Бо­ри­са (рис. 4).

Князь Ва­си­лий Ку­ра­гин и А.М. Дру­бец­кая.

Рис. 4. Князь Ва­си­лий Ку­ра­гин и А.М. Дру­бец­кая

И по­ка­зать это несо­от­вет­ствие ис­тин­но­го и фаль­ши­во­го для Тол­сто­го очень важно.

В мос­ков­ских эпи­зо­дах автор уде­ля­ет вни­ма­ние тому, как каж­дый из пер­со­на­жей при­вет­ству­ет осталь­ных. На­при­мер, Анна Пав­лов­на при­вет­ство­ва­ла каж­до­го по-раз­но­му, в за­ви­си­мо­сти от того, на­сколь­ко оце­ни­ва­ла его зна­чи­мость. Так она по­сту­пи­ла с Пье­ром: «Анна Пав­лов­на при­вет­ство­ва­ла его по­кло­ном, от­но­ся­щим­ся к людям самой низ­шей иерар­хии в ее са­лоне».

Граф Ро­стов го­во­рит «machère» или «moncher» всем без ис­клю­че­ния, без ма­лей­ших от­тен­ков как выше, так и ниже его сто­яв­шим людям.

Об Илье Ан­дре­еви­че го­во­рит­ся так: «Пред­ла­гал до­гад­ки о по­го­де, со­ве­то­вал­ся, со­ве­то­вал­ся о здо­ро­вье, ино­гда на рус­ском, ино­гда на очень дур­ном, но са­мо­уве­рен­ном фран­цуз­ском языке».

Важно от­ме­тить, что уро­вень вла­де­ния фран­цуз­ским язы­ком также опре­де­ля­ет героя в ро­мане Тол­сто­го, и, на­при­мер, дур­ной,но с уве­рен­но­стью ис­поль­зу­е­мый язык, на ко­то­ром го­во­рит граф Ро­стов, по мне­нию ав­то­ра, толь­ко кра­сит его. Тол­стой изоб­ра­жа­ет графа непо­сред­ствен­ным, есте­ствен­ным и пря­мо­ли­ней­ным че­ло­ве­ком, ко­то­рый ни­ко­гда не сдер­жи­ва­ет­ся и дает волю эмо­ци­ям. Так про­ис­хо­дит и тогда, когда за­хо­дит раз­го­вор о про­ступ­ках Пьера, Ку­ра­ги­на и До­ло­хо­ва (в част­но­сти, о том, когда они при­вя­за­ли квар­таль­но­го к спине мед­ве­дя и пу­сти­ли жи­вот­ное пла­вать). Граф Ро­стов про­ком­мен­ти­ро­вал это так: «Хо­ро­ша, machère, фи­гу­ра квар­таль­но­го, — за­кри­чал граф, по­ми­рая со смеху».

Так же, как и в Пе­тер­бур­ге, в мос­ков­ских эпи­зо­дах несколь­ко живых людей раз­бав­ля­ют ос­нов­ную массу при­зра­ков. Одним из пред­ста­ви­те­лей выс­ше­го со­сло­вия здесь яв­ля­ет­ся Вера.

«— Все­гда с стар­ши­ми детьми муд­рят, хотят сде­лать что-ни­будь необык­но­вен­ное, — ска­за­ла го­стья.

— Что греха таить: machère! Гра­фи­нюш­ка муд­ри­ла с Верой, — ска­зал граф. — Ну, да что ж! Все-та­ки слав­ная вышла, — при­ба­вил он, одоб­ри­тель­но под­ми­ги­вая Вере».

О Вере также ска­за­но: «Но улыб­ка не укра­си­ла лица Веры, как это обык­но­вен­но бы­ва­ет; на­про­тив, лицо ее стало неесте­ствен­но и от­то­го непри­ят­но».

Да­вай­те вспом­ним, что пишет Тол­стой в своей по­ве­сти «Дет­ство» про улыб­ку: «Мне ка­жет­ся, что в одной улыб­ке со­сто­ит то, что на­зы­ва­ют кра­со­тою лица: если улыб­ка при­бав­ля­ет пре­ле­сти лицу, то лицо пре­крас­но; если она не из­ме­ня­ет его, то оно обык­но­вен­но; если она пор­тит его, то оно дурно».

Еще одним важ­ным пер­со­на­жем в дан­ных эпи­зо­дах яв­ля­ет­ся Берг, о нем ска­за­но до­воль­но ясно: «Раз­го­вор его все­гда ка­сал­ся толь­ко его од­но­го; он все­гда спо­кой­но мол­чал, пока го­во­ри­ли о чем-ни­будь, не име­ю­щим пря­мо­го к нему от­но­ше­ния».

Все, что про­ис­хо­дит на этом име­нин­ном обеде, как будто про­ти­во­сто­ит чин­но­сти. Одной из важ­ных сцен яв­ля­ет­ся танец Марьи Дмит­ри­ев­ны и графа Ро­сто­ва. Илья Ан­дре­евич са­мо­заб­вен­но тан­цу­ет, забыв о своем воз­расте, а Марья Дмит­ри­ев­на тан­цу­ет толь­ко лицом, в силу своей туч­но­сти и вну­ши­тель­но­го воз­рас­та. Танец этот пре­ле­стен, вы­зы­ва­ет все­об­щий вос­торг. Видно,что Тол­стой лю­бу­ет­ся сво­и­ми мос­ков­ски­ми ге­ро­я­ми и самой ат­мо­сфе­рой.

Обед в Ан­глий­ском клубе

В пе­тер­бург­ских сце­нах нет даже и на­ме­ка на оча­ро­ва­ние го­ро­да или го­ро­жан, что про­ти­во­ре­чит ви­де­нию Пе­тер­бур­га Пуш­ки­ным и в «Ев­ге­нии Оне­гине», и в «Мед­ном всад­ни­ке».

Пе­тер­бург неуго­мон­ный
Уж ба­ра­ба­ном про­буж­дён.
Вста­ёт купец, идёт раз­нос­чик,
На биржу тя­нет­ся из­воз­чик,
С кув­ши­ном ох­тен­ка спе­шит,
Под ней снег утрен­ний хру­стит”

(От­ры­вок из «Ев­ге­ния Оне­ги­на»)

Люблю зимы твоей же­сто­кой
Недвиж­ный воз­дух и мороз,
Бег санок вдоль Невы ши­ро­кой,
Де­ви­чьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пи­руш­ки хо­ло­стой
Ши­пе­нье пе­ни­стых бо­ка­лов
И пунша пла­мень го­лу­бой.

(От­ры­вок из «Мед­но­го всад­ни­ка»)

Москва же у Тол­сто­го про­ти­во­по­став­ле­на Пе­тер­бур­гу, она пре­крас­на. Он не иде­а­ли­зи­ру­ет ее, можно встре­тить и сцены с иро­ни­ей, можно найти и сцены, свя­зан­ные с ка­та­стро­фа­ми в жизни ге­ро­ев. Москва изоб­ра­же­на и вос­при­ни­ма­ет­ся неод­но­знач­но. И обед в Ан­глий­ском клубе, ко­то­рый да­ет­ся в честь Баг­ра­ти­о­на, тоже неод­но­знач­но на­пи­сан.

На пер­вом плане эпи­зо­да Илья Ан­дре­евич, ко­то­рый яв­ля­ет­ся одним из ста­рост клуба, че­ло­век, ко­то­рый сла­вил­ся своим го­сте­при­им­ством, своей доб­ро­той и ши­ро­той и ко­то­рый был готов вло­жить свои соб­ствен­ные день­ги в общее дело. Все гости клуба изоб­ра­жа­ют­ся с по­мо­щью ме­та­фор. Сна­ча­ла Тол­стой опи­сы­ва­ет их так: «Как пчелы на ве­сен­нем про­ле­те, снова взад и впе­ред». Гости ждут Баг­ра­ти­о­на и рас­те­ка­ют­ся по залам. Потом по­яв­ля­ет­ся Баг­ра­ти­он: «Раз­бро­сан­ные в раз­ных ком­на­тах гости, как встрях­ну­тая рожь на ло­па­те, стол­пи­лись в одну кучу и оста­но­ви­лись в боль­шой го­сти­ной у две­рей зала». И на­ко­нец: «Три­ста че­ло­век раз­ме­сти­лись в сто­ло­вой по чинам и важ­но­сти, кто по­важ­нее – по­бли­же к че­ству­е­мо­му гостю: так же есте­ствен­но, как вода раз­ли­ва­ет­ся туда глуб­же, где мест­ность ниже».

Тол­стой лю­бо­пыт­но изоб­ра­зил и са­мо­го Баг­ра­ти­о­на: «Он шел, не зная, куда де­вать руки, за­стен­чи­во и нелов­ко, по пар­ке­ту при­ем­ной: ему при­выч­нее и легче было хо­дить под пу­ля­ми по вспа­хан­но­му полю, как он шел перед Кур­ским пол­ком в Шен­гра­бене».

Еще один пер­со­наж, взя­тый круп­ным пла­ном, – это Пьер. Его му­ча­ют и невер­ность его жены, и пре­да­тель­ство До­ло­хо­ва, ко­то­ро­го он, по сути, при­вез к себе в дом и о ко­то­ром вся­че­ски за­бо­тил­ся. Имен­но на обеде про­ис­хо­дит непри­ят­ная сцена, в ко­то­рой До­ло­хов под­ни­ма­ет тост за пре­крас­ных жен­щин и их лю­бов­ни­ков, а Пьер не вы­дер­жи­ва­ет его на­ме­ка и вы­зы­ва­ет его на дуэль. Тут стоит вспом­нить еще об одном со­бы­тии, свя­зан­ном с До­ло­хо­вым, а имен­но с его по­бе­дой в кар­точ­ной игре над Ро­сто­вым, при­е­хав­шим в Моск­ву. Несмот­ря на то, что До­ло­хов и Ро­стов – дру­зья, До­ло­хов злит­ся на Ро­сто­ва из-за того, что Соня от­ка­за­ла ему, так как влюб­ле­на в Ни­ко­лая. Он мстит ему, жуль­ни­чая и обыг­ры­вая его на огром­ную сумму.

В мос­ков­ских сце­нах изоб­ра­же­на жизнь в ее пол­но­те со всеми го­ре­стя­ми и ра­до­стя­ми, с вой­ной и миром, с по­един­ка­ми и друж­бой, с лю­бовь и нена­ви­стью, с есте­ствен­но­стью и услов­но­стя­ми. Это и есть обы­ден­ная жизнь, и имен­но о ней «Война и мир»

Москва после на­ше­ствия

«Так же, как труд­но объ­яс­нить, для чего, куда спе­шат му­равьи из рас­ки­дан­ной кочки, одни прочь из кочки, таща со­рин­ки, яйца и мерт­вые тела, дру­гие назад в кочку — для чего они стал­ки­ва­ют­ся, до­го­ня­ют друг друга, де­рут­ся, — так же труд­но было бы объ­яс­нить при­чи­ны, за­став­ляв­шие рус­ских людей после вы­хо­да фран­цу­зов тол­пить­ся в том месте, ко­то­рое пре­жде на­зы­ва­лось Моск­вою. Но так же, как, глядя на рас­сы­пан­ных во­круг ра­зо­рен­ной кучки му­ра­вьев, несмот­ря на пол­ное уни­что­же­ние кочки, видно по цеп­ко­сти, энер­гии, по бес­чис­лен­но­сти ко­по­ша­щих­ся на­се­ко­мых, что ра­зо­ре­но все, кроме че­го-то нераз­ру­ши­мо­го, неве­ще­ствен­но­го, со­став­ля­ю­ще­го всю силу кочки, — так же и Москва, в ок­тяб­ре ме­ся­це, несмот­ря на то, что не было ни на­чаль­ства, ни церк­вей, ни свя­тынь, ни бо­гатств, ни домов, была та же Москва, какою она была в ав­гу­сте. Все было раз­ру­ше­но, кроме че­го-то неве­ще­ствен­но­го, но мо­гу­ще­ствен­но­го и нераз­ру­ши­мо­го».

Само срав­не­ние Тол­сто­го своих ге­ро­ев с му­ра­вей­ни­ком не обид­но, с точки зре­ния ав­то­ра, му­ра­вье вы­пол­ня­ют нечто ин­стинк­тив­ное, но необ­хо­ди­мое. Так, как му­равьи, по­сту­па­ли рус­ские люди.

«Всту­пив­шие в ра­зо­рен­ную Моск­ву рус­ские, за­став ее раз­граб­лен­ною, стали тоже гра­бить».

У Тол­сто­го от­сут­ству­ет по­ня­тие ка­зен­но­го пат­ри­о­тиз­ма, он не пишет, что все разом ри­ну­лись от­стра­и­вать город, он опи­сы­ва­ет все более прав­ди­во.

«Обозы му­жи­ков при­ез­жа­ли в Моск­ву с тем, чтобы уво­зить по де­рев­ням все, что было бро­ше­но по ра­зо­рен­ным мос­ков­ским домам и ули­цам. Ка­за­ки уво­зи­ли, что могли, в свои став­ки; хо­зя­е­ва домов за­би­ра­ли все то, что они на­хо­ди­ли в дру­гих домах, и пе­ре­но­си­ли к себе под пред­ло­гом, что это была их соб­ствен­ность.

Но за пер­вы­ми гра­би­те­ля­ми при­ез­жа­ли дру­гие, тре­тьи, и гра­беж с каж­дым днем, по мере уве­ли­че­ния гра­би­те­лей, ста­но­вил­ся труд­нее и труд­нее и при­ни­мал более опре­де­лен­ные формы.

<...> Через неде­лю уже му­жи­ки, при­ез­жав­шие с пу­сты­ми под­во­да­ми, для того чтоб уво­зить вещи, были оста­нав­ли­ва­е­мы на­чаль­ством и при­нуж­да­е­мы к тому, чтобы вы­во­зить мерт­вые тела из го­ро­да. Дру­гие му­жи­ки, про­слы­шав про неуда­чу то­ва­ри­щей, при­ез­жа­ли в город с хле­бом, овсом, сеном, сби­вая цену друг другу до цены ниже преж­ней. Ар­те­ли плот­ни­ков, на­де­ясь на до­ро­гие за­ра­бот­ки, каж­дый день вхо­ди­ли в Моск­ву, и со всех сто­рон ру­би­лись новые, чи­ни­лись по­го­ре­лые дома. Купцы в ба­ла­га­нах от­кры­ва­ли тор­гов­лю. Хар­чев­ни, по­сто­я­лые дворы устра­и­ва­лись в об­го­ре­лых домах. Ду­хо­вен­ство воз­об­но­ви­ло служ­бу во мно­гих непо­го­рев­ших церк­вах. Жерт­во­ва­те­ли при­но­си­ли раз­граб­лен­ные цер­ков­ные вещи. Чи­нов­ни­ки при­ла­жи­ва­ли свои столы с сук­ном и шкафы с бу­ма­га­ми в ма­лень­ких ком­на­тах. Выс­шее на­чаль­ство и по­ли­ция рас­по­ря­жа­лись раз­да­чею остав­ше­го­ся после фран­цу­зов добра».

Все, что про­ис­хо­ди­ло в Москве после на­ше­ствия, было также ха­о­тич­но, как со­жже­ние го­ро­да (рис. 5).

Пожар в Москве

Рис. 5. Пожар в Москве

Тол­стой са­мо­сто­я­тель­но вы­стро­ил ис­то­ри­че­скую кон­цеп­цию этих со­бы­тий. Он счи­тал, что все, что про­изо­шло, про­изо­шло от сцеп­ле­ния мно­же­ства при­чин и точно так же все само собой при­дет в нор­маль­ное со­сто­я­ние: город нач­нут от­стра­и­вать и снова за­се­лять

Вопросы к конспектам

1) На­пи­сать со­чи­не­ние на тему «Свет­ское об­ще­ство в ро­мане Л.Н. Тол­сто­го “Война и мир”».

2) Про­ве­сти срав­ни­тель­ный ана­лиз мос­ков­ской и пе­тер­бург­ской пуб­ли­ки (найти раз­ли­чия и сход­ства в ха­рак­те­рах и по­ве­де­нии ге­ро­ев, срав­нить их опи­са­ния, ко­то­рые дает Тол­стой).

3) На­ри­со­вать ил­лю­стра­цию к пи­тер­ским или мос­ков­ским эпи­зо­дам.

Последнее изменение: Пятница, 22 Сентябрь 2017, 20:26