Г.Р. Державин. Жизнь и творчество

 1. «О курсе»

Люди XVIII века стро­и­ли судь­бу в со­от­вет­ствии с тем, какой долж­на быть жизнь. Все эти пред­став­ле­ния они на­хо­ди­ли в кни­гах.

Гав­ри­ил Ро­ма­но­вич Державин

Рис. 1

Петр Ве­ли­кий стро­ил свою жизнь в со­от­вет­ствии с тем пред­став­ле­ни­ем об отце на­ро­да, каким пред­став­ля­лось в клас­си­ци­сти­че­ской драме. Дер­жа­вин стро­ил свою жизнь в со­от­вет­ствии с тем пред­став­ле­ни­ем, ко­то­рое  по­ка­зы­ва­ли книги.

У Дер­жа­ви­на есть, на­пи­сан­ные им ме­му­а­ры, ко­то­рые яв­ля­ют­ся и его ав­то­био­гра­фи­ей, и пам­фле­том (по­уче­ни­ем). Он счи­тал свою жизнь неким об­раз­цом. Дер­жа­вин счи­тал свои ошиб­ки по­учи­тель­ны­ми. Ре­аль­ные со­бы­тия жизни поэта были яр­ки­ми, на­пол­нен­ны­ми и взле­тов, и па­де­ний.

Гав­ри­ил Ро­ма­но­вич Державин

Рис. 2

Гав­ри­ил Ро­ма­но­вич ро­дил­ся в семье мел­ко­по­мест­ных дво­рян в ро­до­вом име­нии Со­ку­ры под Ка­за­нью 14 июля 1743 года, где про­вёл дет­ство. Он рано ли­шил­ся отца, от­став­но­го май­о­ра Ро­ма­на Ни­ко­ла­е­ви­ча. Взлет в жизни Дер­жа­ви­на все­гда за­кан­чи­вал­ся па­де­ни­ем. Он до­би­вал­ся офи­цер­ско­го чина и по­па­дал под суд; два­жды ста­но­вил­ся гу­бер­на­то­ром, после чего по­па­да­ла в опалу. Он был ми­ни­стром при Алек­сан­дре I, что за­кон­чи­лось окон­ча­тель­ной от­став­кой. Дер­жа­вин по­те­рял во время Пу­га­чев­ско­го бунта целое со­сто­я­ние, но вы­иг­рал около 40 тыс. руб­лей в кар­точ­ной игре. В конце жизни, когда ви­це-канц­лер, быв­ший ми­нистр, фа­во­рит сразу трех царей окон­ча­тель­но ушел со служ­бы и по­се­лил­ся в своей де­ревне, на­ча­лась ре­аль­ная жизнь поэта. У людей того вре­ме­ни не было такой роли в тех сце­на­рий, ко­то­рые иг­ра­ли его пред­ше­ствен­ни­ки. Поэты могли иг­рать роль лишь при­двор­ных, а не от­дель­ных, сфор­ми­ро­вав­ших­ся по­этов. Роли поэта, ко­то­рый не участ­ву­ет в при­двор­ной жизни, ко­то­рый по­гру­жен в ме­ло­чи сво­е­го су­ще­ство­ва­ния, до Дер­жа­ви­на рус­ская ли­те­ра­ту­ра не знала. Никто из его со­вре­мен­ни­ков не пред­став­лял себе, что су­ще­ству­ет место про­сто поэта, а не при­двор­но­го, на­став­ни­ка или со­вет­ни­ка. Дер­жа­вин сам со­здал для себя эту роль и сам ее сыг­рал в этом огром­ном спек­так­ле.

име­ние Зван­ка Гав­ри­ила Ро­ма­но­вича Дер­жа­вина

Рис. 3

 2. Жизненный путь Державина

Дер­жа­вин пре­вы­ше всего ста­вил ум и разум. Он все­гда сле­до­вал клас­си­че­ско­му об­раз­цу. Он – пи­са­тель, ко­то­рый все­гда лично об­ра­щал­ся к пред­ме­ту и вы­ра­жал свое от­но­ше­ние, про­по­ве­до­вал. Дер­жа­вин все­гда ори­ен­ти­ро­вал­ся на три­един­ство вре­ме­ни, места и дей­ствия. Все эти при­зна­ки клас­си­циз­ма свя­за­ны с тем, что имен­но в эпоху Дер­жа­ви­на про­ис­хо­дит то, что про­ис­хо­ди­ло несколь­ко веков рань­ше в Ев­ро­пе. Дер­жа­ви­на можно также счи­тать и по­этом рус­ско­го Ре­нес­сан­са. В сред­не­ве­ко­вой Ев­ро­пе, лич­ность че­ло­ве­ка впер­вые за­ин­те­ре­со­ва­ла са­мо­го че­ло­ве­ка, и ува­же­ние че­ло­ве­ка стало рас­смат­ри­вать­ся как глав­ное. Ува­же­ния Бога усту­пи­ло место че­ло­ве­ку. Че­ло­век пре­вы­ше всего с его мел­ки­ми че­ло­ве­че­ски­ми по­дроб­но­стя­ми, жи­тей­ски­ми пе­ре­жи­ва­ни­я­ми, с ка­ки­ми - то бы­то­вы­ми ве­ща­ми. Он ока­зы­ва­ет­ся в цен­тре вни­ма­ния ис­кус­ства, и это де­ла­ет клас­си­ци­ста Дер­жа­ви­на по­этом рус­ско­го Ре­нес­сан­са.

 3. Творчество Державина

Жизнь Дер­жа­ви­на и была его твор­че­ством, а стихи поэта были толь­ко сред­ством. Со вре­ме­нем ока­за­лось, что имен­но твор­че­ство яв­ля­ет­ся глав­ным в жизни поэта. Все его итоги и вы­во­ды оста­лись на бу­ма­ге. Опре­де­лен­ные итоги своей бур­ной ка­рье­ры Дер­жа­вин под­вел в несколь­ких сточ­ках стиха:  

«Пра­ви­ло жить»

«Утешь по­кло­ном гор­де­лив­ца, Уйми по­ще­чи­ной свар­лив­ца, За­саль под­маз­кой скрып ворот, За­ткни со­ба­ке хле­бом рот,- Я бьюся об за­клад, Что все че­ты­ре за­мол­чат.»

Всю жизнь Дер­жа­ви­ну не хва­та­ло уме­ния ла­дить с лю­дь­ми. Эти пра­ви­ла жизни, ко­то­рые он вывел в самом конце, не могли ему по­мочь в то время. Он жил да­ле­ко от сто­ли­цы. Все, что он писал, он ад­ре­со­вал людям, а не себе. Дер­жа­вин по­сто­ян­но об­ра­щал­ся к ко­му-то со сто­ро­ны, к ка­ко­му-то чи­та­те­лю, ко­то­рый был очень да­ле­ко. Это были по­сла­ния им­пе­ра­три­це, фа­во­ри­там, вель­мо­же. За кон­крет­ным ад­ре­са­том, ко­то­ро­му дол­жен был пред­на­зна­чать­ся клас­си­ци­сти­че­ский текст, чув­ству­ет­ся дру­гой ад­ре­сат. Автор мог об­ра­щать­ся к Богу, к царю, к герою. Дер­жа­вин все­гда го­во­рил от сво­е­го имени, но за тем, что он го­во­рил, сто­я­ло живое че­ло­ве­че­ское чув­ство. Дер­жа­вин мог на­хо­дить­ся на служ­бе не более двух лет, по­то­му что по­сто­ян­но всту­пал в кон­флик­ты с чи­нов­ни­ка­ми. Он за­ва­ли­вал им­пе­ра­три­цу пись­ма­ми с прось­бой спа­сти 800 тыс. руб­лей. Но им­пе­ра­три­ца при­вык­ла к во­ров­ству и давно сми­ри­лась, не видя в во­ров­стве че­го-то осо­бен­но за­зор­но­го. Она сама да­ри­ла дома своим фа­во­ри­там, не особо сле­ди­ла за цар­ской каз­ной. Дер­жа­вин по­сто­ян­но пы­тал­ся до­бить­ся спра­вед­ли­во­сти, что вся­кий раз раз­дра­жа­ло его по­кро­ви­те­лей. Стихи, ко­то­рые рож­да­лись во время ухода поэта от дел, каж­дый раз ста­но­ви­лись все более важ­ны­ми и ин­те­рес­ны­ми. Дер­жа­вин для нас – пер­вый поэт, ко­то­ро­го мы можем чи­тать без объ­яс­не­ний и ком­мен­та­ри­ев. Ко­неч­но же, у Дер­жа­ви­на встре­ча­ют­ся слова, ко­то­рые нам могут быть непо­нят­ны.

«Я связь миров, по­всю­ду сущих,

Я край­ня сте­пень ве­ществ…»

(«Бог»)

«Гла­гол вре­мен! ме­тал­ла звон! Твой страш­ный глас меня сму­ща­ет; Зовет меня, зовет твой стон, Зовет — и к гробу при­бли­жа­ет. Едва уви­дел я сей свет, Уже зу­ба­ми смерть скре­же­щет, Как мол­нией, косою бле­щет, И дни мои, как злак, сечет»

(«На смерть князя Ме­щер­ско­го»)

«Река вре­мен в своем стрем­ле­нье Уно­сит все дела людей И топит в про­па­сти за­бве­нья На­ро­ды, цар­ства и царей. А если что и оста­ет­ся Чрез звуки лиры и трубы, То веч­но­сти жер­лом по­жрет­ся И общей не уйдет судь­бы.»

(«Река вре­мен в своем стрем­ле­нье…»)

Дер­жа­вин писал длин­ные тек­сты, ко­то­рые труд­но за­пом­нить. Но от­дель­ные строч­ки – за­по­ми­на­ют­ся. Дру­гие ав­то­ры очень часто брали Дер­жа­вин­ские строч­ки для на­зва­ния своих книг. Дер­жа­вин со­здал нечто такое, что до него не су­ще­ство­ва­ло. Он счи­тал своим пред­на­зна­че­ни­ем ви­деть то, что не чув­ство­ва­ли дру­гие и уметь это пе­ре­дать. Автор часто писал о смер­ти. Одной из его пер­вых од яв­ля­ет­ся ода «На смерть князя Ме­щер­ско­го». Дер­жа­вин писал о брен­но­сти че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ство­ва­ния. Дер­жа­вин часто про­во­ци­ро­вал сво­е­го чи­та­те­ля.

Одним из пер­вых по­этов, кто об­ра­тил свой взор на ипо­стась Дер­жа­ви­на, был Пуш­кин. Сам Алек­сандр Сер­ге­е­вич вспо­ми­на­ет, как он от­но­сил­ся к Дер­жа­ви­ну в юно­сти:

"Дер­жа­ви­на видел я толь­ко од­на­ж­ды в жизни, но ни­ко­гда того не по­за­бу­ду. Это было в 1815 году, на пуб­лич­ном эк­за­мене в Лицее. Как узна­ли мы, что Дер­жа­вин будет к нам, все мы взвол­но­ва­лись. Дель­виг вышел на лест­ни­цу, чтоб до­ждать­ся его и по­це­ло­вать ему руку, на­пи­сав­шую "Во­до­пад"... Дер­жа­вин был очень стар. Он был в мун­ди­ре и в пли­со­вых са­по­гах. Эк­за­мен наш очень его уто­мил. Он сидел, под­пер­ши го­ло­ву рукою. Лицо его было бес­смыс­лен­но, глаза мутны, губы от­вис­ли: порт­рет его (где пред­став­лен он в кол­па­ке и ха­ла­те) очень похож. Он дре­мал до тех пор, пока не на­чал­ся эк­за­мен в рус­ской сло­вес­но­сти. Тут он ожи­вил­ся, глаза за­бли­ста­ли; он пре­об­ра­зил­ся весь. Ра­зу­ме­ет­ся, чи­та­ны были его стихи, раз­би­ра­лись его стихи, по­ми­нут­но хва­ли­ли его стихи. Он слу­шал с жи­во­стию необык­но­вен­ной. На­ко­нец вы­зва­ли меня. Я про­чел "Вос­по­ми­на­ния в Цар­ском Селе", стоя в двух шагах от Дер­жа­ви­на. Я не в силах опи­сать со­сто­я­ния души моей: когда дошел я до стиха, где упо­ми­наю имя Дер­жа­ви­на, голос мой от­ро­че­ский за­зве­нел, а серд­це за­би­лось с упо­и­тель­ным вос­тор­гом... Не помню, как я кон­чил свое чте­ние, не помню, куда убе­жал. Дер­жа­вин был в вос­хи­ще­нии; он меня тре­бо­вал, хотел меня об­нять... Меня ис­ка­ли, но не нашли..." На вы­пуск­ном ли­цей­ском ве­че­ре Пуш­кин читал стихи, и Дер­жа­вин после про­чте­ния тек­ста, бро­сил­ся об­ни­мать мо­ло­до­го поэта. В своем ро­мане в сти­хах «Ев­ге­нии Оне­гине» Пуш­кин на­пи­сал: «Ста­рик Дер­жа­вин нас за­ме­тил и, в гроб сходя, бла­го­сло­вил…».

Су­ще­ству­ет  пред­став­ле­ние, что поэты враж­ду­ют и кон­ку­ри­ру­ют друг с дру­гом. Они не дру­жат в жизни, они все­гда оста­ва­лись и оста­ют­ся со­пер­ни­ка­ми, ста­ра­ясь, пре­взой­ти друг друга. По­сле­до­ва­тель­ность и связь по­ко­ле­ний свя­за­но с от­тал­ки­ва­ни­ем, ино­гда, непри­ми­ри­мой. Дер­жа­вин бла­го­сло­вил Пуш­ки­на, но Пуш­кин ни­ко­гда не под­ра­жал Дер­жа­ви­ну. Ло­мо­но­сов спо­рил с утвер­жде­ни­я­ми Фе­о­фа­на Про­ко­по­ви­ча. Фе­о­фан спо­рил с древни­ми ав­то­ра­ми. Место Дер­жа­ви­на в ли­те­ра­ту­ре опре­де­ля­ет­ся не тем, что он бла­го­сло­вил Пуш­ки­на, а тем, что он сде­лал во­пре­ки своих пред­ше­ствен­ни­ков.

«Я связь миров, по­всю­ду сущих, Я край­ня сте­пень ве­ще­ства; Я сре­до­то­чие жи­ву­щих, Черта на­чаль­на бо­же­ства; Я телом в прахе ис­тле­ваю, Умом гро­мам по­ве­ле­ваю, Я царь — я раб — я червь — я бог! Но, бу­дучи я столь чу­де­сен, От­ко­ле про­ис­шел? — без­ве­стен; А сам собой я быть не мог.   Твое со­зда­нье я, со­зда­тель! Твоей пре­муд­ро­сти я тварь, Ис­точ­ник жизни, благ по­да­тель, Душа души моей и царь! Твоей то прав­де нужно было, Чтоб смерт­ну без­дну пре­хо­ди­ло Мое бес­смерт­но бытие; Чтоб дух мой в смерт­ность об­ла­чил­ся И чтоб чрез смерть я воз­вра­тил­ся, Отец! — в бес­смер­тие твое»  (ода «Бог»)

Дер­жа­ви­на ни­ко­гда не имел, ка­ко­го либо от­но­ше­ния к точ­ным  на­у­кам. Но и он ста­вил под со­мне­ние акт Бо­же­ствен­но­го тво­ре­ния мир и че­ло­ве­ка. «А сам собой я быть не мог…» (ода «Бог»). В Ло­мо­но­со­ве поэт и уче­ный со­че­та­лись. По­э­зия для Ло­мо­но­со­ва была не целью, а лишь сред­ством. Для Дер­жа­ви­на по­э­зия слу­жи­ла сред­ством ка­рьер­но­го роста, но по­сте­пен­но ста­но­ви­лась для него целью и смыс­лом.

Ло­мо­но­сов в своих сти­хах пы­та­ет­ся раз­ви­вать свои на­уч­ные взгля­ды.

 4. «Продолжение традиции классицизма»

Рис. 4

7 ок­тяб­ря 1803 года был уво­лен в от­став­ку и от­стра­нён от всех го­су­дар­ствен­ных по­стов («уво­лен от всех дел»). В от­став­ке по­се­лил­ся в своём име­нии Зван­ка в Нов­го­род­ской гу­бер­нии. В по­след­ние годы своей жизни за­ни­мал­ся ли­те­ра­тур­ной де­я­тель­но­стью. Дер­жа­вин скон­чал­ся в 1816 году в своём доме в име­нии Зван­ка. Гав­ри­ил Ро­ма­но­вич Дер­жа­вин и его вто­рая су­пру­га Дарья Алек­се­ев­на (умер­ла в 1842 году) по­хо­ро­не­ны в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре Вар­ла­а­мо-Ху­тын­ско­го мо­на­сты­ря близ Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да. (Детей Г. Р. Дер­жа­вин не имел ни от пер­во­го, ни от вто­ро­го брака.)

Рис. 5

Вопросы к конспектам

1. Про­ана­ли­зи­руй­те по­э­зию Г.Дер­жа­ви­на.

2. Про­чи­тай­те до­пол­ни­тель­но из ре­ко­мен­до­ван­ной ли­те­ра­ту­ры по­э­зии Дер­жа­ви­на. Вы­яс­ни­те, какие ос­нов­ные про­бле­мы, темы ис­поль­зу­ет автор.

3. *Со­ставь­те кросс­ворд на тему: «Жизнь и твор­че­ство Г.Р. Дер­жа­ви­на».

Последнее изменение: Суббота, 17 Июнь 2017, 18:31