Значение творчества М.В. Ломоносова для последующего развития русского поэтического слова

 1. Ломоносов – первый русский энциклопедист

Ломоносов

Рис. 1

М. Ло­мо­но­сов ― пер­вый рус­ский эн­цик­ло­пе­дист

Ми­ха­ил Ва­си­лье­вич Ло­мо­но­сов ― пред­ста­ви­тель рус­ско­го клас­си­циз­ма XVIII века, ко­то­рый оста­вил зна­чи­тель­ный след в ми­ро­вой науке и ис­кус­стве.

Го­во­ря о Ло­мо­но­со­ве, нужно упо­тре­бить слово, новое и неожи­дан­ное – эн­цик­ло­пе­дизм. Слово эн­цик­ло­пе­дия по­яви­лось в XVI веке. Но толь­ко в XVIII веке слово «эн­цик­ло­пе­дия» стало из­вест­ным, по­то­му что в это время фран­цуз­ские  уче­ные из­да­ли эн­цик­ло­пе­дию. Слово «эн­цик­ло­пе­дия» в то время озна­ча­ло круг обу­че­ния. В ши­ро­ком смыс­ле – это свод всех зна­ний о мире, ко­то­рые из­вест­ны людям. Фран­цуз­ские уче­ные про­ло­жи­ли путь к все­сто­рон­не­му зна­нию. По праву пер­вым рус­ским эн­цик­ло­пе­ди­стом при­ня­то счи­тать М. Ло­мо­но­со­ва. Имен­но этого че­ло­ве­ка можно было по­ста­вить в один ряд с наи­бо­лее вы­да­ю­щи­ми уче­ны­ми.

Ломоносово

Рис. 2

 2. Первый миф о Ломоносове

С жиз­нью М. Ло­мо­но­со­ва свя­за­но несколь­ко мифов. Самый глав­ный – это миф о том, как че­ло­век, при­е­хав­ший в Моск­ву (1730 г.), с даль­ней Ар­хан­ге­ло­го­род­ской гу­бер­нии, в те­че­ние ко­рот­ко­го вре­ме­ни за­во­е­вал все­мир­ную славу.

Рис. 3

М. Ло­мо­но­сов ро­дил­ся в 1711 году в де­ревне Ми­ша­нин­ской, что рас­по­ло­же­на на одном из ост­ро­вов Се­вер­ной Двины, непо­да­ле­ку от го­ро­да Хол­мо­го­ры. К 19 годам он не по­лу­чил ни­ка­ко­го ре­гу­ляр­но­го об­ра­зо­ва­ния. Отец Ло­мо­но­со­ва, ко­то­ро­му при­над­ле­жа­ло несколь­ко ко­раб­лей, водил их из Ар­хан­гель­ска к за­ру­беж­ным пор­там. Ло­мо­но­сов чи­тать и пи­сать не умел. То до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое он по­лу­чал, сво­ди­лось к чте­нию книг, обыч­но­го круга бо­го­слу­жеб­ных книг и не от­ли­ча­лось от того, что знали его со­вре­мен­ни­ки. Читал он не толь­ко лу­боч­ные книги, ру­ко­пис­ные книги, ко­то­рые были рас­про­стра­не­ны на се­ве­ре, а и бы­ту­ю­щие в ста­ро­об­ряд­че­ском оби­хо­де, недо­шед­шие до нас про­из­ве­де­ния.  Один из мифов, свя­зан­ный с жиз­нью Ло­мо­но­со­ва свя­зы­ва­ет с при­ез­дом этого де­я­те­ля в Моск­ву.

В 19 лет он по­па­да­ет в Мос­ков­скую сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­скую ака­де­мию и неожи­дан­но на­чи­на­ет «по­ка­зы­вать чу­де­са». 

Мос­ков­ская сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ская ака­де­мия

Рис. 4

Его вклю­ча­ют в спи­сок 12 самых вы­да­ю­щих­ся уче­ни­ков. В  Пе­тер­бур­ге же его вклю­ча­ют в спи­сок трех самых вы­да­ю­щих­ся мо­ло­дых людей и от­прав­ля­ют для обу­че­ния за гра­ни­цу. При этом ака­де­мию Ло­мо­но­сов так и не окан­чи­ва­ет. Он оста­нав­ли­ва­ет­ся перед по­след­ним вы­пуск­ным клас­сом, ко­то­рый был по­свя­щен бо­го­сло­вью.  Глав­ным об­ра­зом в то время учили крас­но­ре­чию, чи­сто­пи­са­нию и само по себе обу­че­ние сво­ди­лось к тра­ди­ци­он­но­му сред­не­ве­ко­во­му на­бо­ру зна­ний. За гра­ни­цей Ло­мо­но­сов на­чи­на­ет де­мон­стри­ро­вать чу­де­са. Он не знает ни од­но­го ино­стран­но­го языка. При этом он почти сразу овла­де­ва­ет немец­ким, ита­льян­ским, фран­цуз­ским. Он в со­вер­шен­стве овла­де­ва­ет ла­ты­нью и на­чи­на­ет пи­сать сти­хо­тво­ре­ния и уче­ные трак­та­ты на этом языке.

 3. «Мифы о Ломоносове»

Су­ще­ству­ет миф, ко­то­рый рас­про­стра­нен как се­мей­ное пре­да­ние среди се­ве­рян. Суть этого мифа со­сто­ит в том, что Ми­ха­ил Ло­мо­но­сов ―неза­кон­но рож­ден­ный сын Петра Пер­во­го.  Мно­гие ис­сле­до­ва­те­ли при­во­дят под­твер­жда­ю­щие факты этого мифа в се­мей­ных при­да­ни­ях Ло­мо­но­со­вых. Одним из до­ка­за­тельств этого мифа также счи­та­ет­ся факт по­кро­ви­тель­ства Ло­мо­но­со­ва Фе­о­фа­ном Про­ко­по­ви­ча (спо­движ­ник Петра Пер­во­го). Имен­но бла­го­да­ря Ф. Про­ко­по­ви­чу Ло­мо­но­сов был от­прав­лен за гра­ни­цу.

Труд­но пе­ре­чис­лить пред­ме­ты, ко­то­ры­ми за­ни­мал­ся Ло­мо­но­сов. Он не толь­ко со­здал те­ле­скоп но­во­го типа, но и от­крыл ат­мо­сфе­ру Ве­не­ры (1761г.). Он за­ни­мал­ся ядер­ной фи­зи­кой и пред­ска­зал мно­гие про­цес­сы, свя­зан­ные с этой на­у­кой.   В 1753 г. Ло­мо­но­сов по­стро­ил в де­ревне Усть-Руд­ни­цы, на­хо­дя­щей­ся непо­да­ле­ку от Ора­ниен­ба­у­ма (со­вре­мен­ный город Ло­мо­но­сов), фаб­ри­ку цвет­но­го стек­ла. На этой фаб­ри­ке он ор­га­ни­зо­вал про­из­вод­ство раз­лич­ных из­де­лий из стек­ла и стал из­го­тов­лять спе­ци­аль­ные цвет­ные непро­зрач­ные стек­ла, из ко­то­рых со­зда­вал мо­за­ич­ные кар­ти­ны. Слож­но ска­зать сколь­ки­ми пред­ме­та­ми увле­кал­ся этот че­ло­век. Но можно точно ска­зать, что Ло­мо­но­со­ва  со­всем не ин­те­ре­со­ва­ло бо­го­сло­вие. Как он оста­но­вил­ся в ака­де­мии перед вы­пуск­ным клас­сом, так и не воз­вра­щал­ся к бо­го­сло­вию. При этом М. Ло­мо­но­сов  за­ни­мал­ся пе­ре­во­дом от­дель­ных тек­стов Биб­лии. Он пе­ре­вел мно­гие главы Вет­хо­го за­ве­та, псаль­мы.

 4. Второй миф о Ломоносове

Су­ще­ству­ет еще один миф о М. Ло­мо­но­со­ве.  Неко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли убеж­да­ют нас в том, что Ло­мо­но­сов бо­рол­ся с за­си­льем ино­стран­ной учебы, про­ти­во­сто­ял ин­три­гам своим про­тив­ни­кам. Все же не со­всем спра­вед­ли­во утвер­ждать, что все про­ис­хо­ди­ло имен­но так. Он не был в чи­стом виде ни пи­са­те­лем, ни уче­ным. Борь­ба за вли­я­ние на двор, за вни­ма­ние цар­ству­ю­щих лиц была аб­со­лют­но нор­маль­ным яв­ле­ни­ем. Центр вла­сти го­су­дар­ства  – цар­ству­ю­щие особы. За­во­е­вать рас­по­ло­же­ние им­пе­ра­три­цы было необ­хо­ди­мым усло­ви­ем жизни и су­ще­ство­ва­ния. Борь­ба за вли­я­ние на им­пе­ра­три­цу, борь­ба за бли­зость к вель­мо­жам, ко­то­рые мно­гое ре­ша­ли, была есте­ствен­ной для людей того вре­ме­ни. Ло­мо­но­сов бо­рол­ся за науку, ко­то­рая для него не имела на­ци­о­наль­ных от­ли­чий. Он учил­ся в Гер­ма­нии, Мар­бур­ге (1736г.). Он писал трак­та­ты на ла­тин­ском языке. За­ни­мал­ся рус­ской фи­ло­ло­ги­ей, фи­ло­со­фи­ей. Все это было свя­за­но еди­ной си­сте­мой зна­ний, уни­вер­саль­ной для всего мира. Для Ло­мо­но­со­ва не су­ще­ство­ва­ло раз­де­ле­ния на есте­ствен­ные, ма­те­ма­ти­че­ские, гу­ма­ни­тар­ные, при­клад­ные и тео­ре­ти­че­ские науки. Он был эн­цик­ло­пе­ди­стом. Ве­ли­кий рус­ский пи­са­тель Пуш­кин ска­зал про Ло­мо­но­со­ва: «Ло­мо­но­сов – отец рус­ской науки»

 5. Третий миф о Ломоносове

Су­ще­ству­ет и тре­тий миф о Ло­мо­но­со­ве. Ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что Ло­мо­но­сов был че­ло­ве­ком ма­те­ри­а­ли­сти­че­ских, ате­и­сти­че­ских взгля­дов. Он неод­но­крат­но во­е­вал с цер­ков­ни­ка­ми сво­е­го вре­ме­ни. Но Ло­мо­но­сов не мог от­ка­зать­ся от идеи Бога. Он мог толь­ко от­де­лить идею Бога от на­уч­но­го взгля­да о про­ис­хож­де­нии мира. В ос­но­ве си­сте­мы лежит закон, к от­кры­тию ко­то­ро­го при­шли в эпоху Про­све­ще­ния – идея со­хра­не­ния ма­те­рии, со­хра­не­ния энер­гии. Ничто не может по­явить­ся из ни­че­го и не может ис­чез­нуть бес­след­но». Эта мысль за­став­ля­ла за­ду­мать­ся о самом со­кро­вен­ном. Эта мысль воз­вра­ща­ла к мо­мен­ту тво­ре­ния, по­яв­ле­ния мира и со­зда­нию в нем че­ло­ве­ка. За­ко­ны при­ро­ды, о ко­то­рых го­во­рит Ло­мо­но­сов, от­ри­ца­ют бо­же­ствен­но­го тво­ре­ние мира. Ло­мо­но­сов утвер­жда­ет, что мир не мог ро­дить­ся из ни­че­го, по­сколь­ку это про­ти­во­ре­чит всем за­ко­нам при­ро­ды. Бо­же­ствен­ное тво­ре­ние мира – един­ствен­ное ис­клю­че­ния их всего того, что может на­блю­дать че­ло­век. Ло­мо­но­сов был че­ло­ве­ком своей эпохи и новое со­зна­ние – со­зна­ние бу­ду­ще­го, ос­но­ван­но­го на до­сти­же­ни­ях на­уч­ных, гео­гра­фи­че­ских от­кры­тий, еще было далек.

 6. Четвертый миф о Ломоносове и его жизненный путь

Чет­вер­тый же миф о Ло­мо­но­со­ве рас­ска­зы­ва­ет о том, каким глу­бо­ко ре­ли­ги­оз­ным был этот че­ло­век. Ко­неч­но, Ло­мо­но­сов был че­ло­ве­ком ве­ру­ю­щим, но его вера от­ли­ча­лась от веры со­вре­мен­ни­ков.

Ло­мо­но­сов раз­вел в раз­ные сто­ро­ны мысль о Боге как идеи необ­хо­ди­мой для ду­шев­но­го покоя че­ло­ве­ка и о Боге, как фи­зи­че­ском во­пло­ще­нии ми­ро­во­го мо­гу­ще­ства, сверхъ­есте­ствен­ной силы, ко­то­рая может быть из­ме­ре­на.

Ло­мо­но­сов все свои убеж­де­ния стро­ил на на­уч­ных экс­пе­ри­мен­тах. То, что можно было на­блю­дать в опыте и по­вто­ря­лось бес­чис­лен­ное ко­ли­че­ство раз, было ис­ти­ной. В одних и тех же усло­ви­ях экс­пе­ри­мент дол­жен был да­вать один и тот же ре­зуль­тат. Но экс­пе­ри­мент с тво­ре­ни­ем мира можно было про­из­ве­сти толь­ко лишь в своем во­об­ра­же­нии.

 7. «Благословение М. Ломоносова»

В XVIII веке были по­пу­ляр­ны­ми такие жанры как по­сла­ния, оды, тор­же­ствен­ные речи, пись­ма. Это про­из­ве­де­ния были рас­счи­та­ны на вли­я­ния че­ло­ве­ка. Слово долж­но было при­ве­сти к дей­ствию. Ло­мо­но­сов очень часто ис­поль­зу­ет в своем твор­че­стве жанр оды. По ис­тине, самым важ­ным фраг­мен­том из всего на­пи­сан­но­го Ло­мо­но­со­вым оста­ет­ся  его бла­го­сло­ве­ние, ко­то­рое ад­ре­со­ва­но бу­ду­щим по­ко­ле­ни­ям.  Автор бла­го­слов­ля­ет своих по­том­ков на дер­за­ние.

«О вы, ко­то­рых ожи­да­ет

Оте­че­ство от недр своих

И ви­деть та­ко­вых же­ла­ет,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни бла­го­сло­вен­ны!

Дер­зай­те ныне обод­рен­ны

Ра­че­ньем вашим по­ка­зать,

Что может соб­ствен­ных Пла­то­нов

И быст­рых ра­з­умом Нев­то­нов

Рос­сий­ская земля рож­дать».

(Ода на день вос­ше­ствия на все­рос­сий­ский пре­стол ее ве­ли­че­ства го­су­да­ры­ни им­пе­ра­три­цы Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны 1747 года)

Бла­го­сло­ве­ние  возы­ме­ло свое дей­ствие и след. По­ко­ле­ние и уче­ных и пи­са­те­лей оправ­да­ли упо­ва­ния ав­то­ра.

Идея Бога от­де­ля­ет­ся от фи­зи­че­ско­го мира. М. Ло­мо­но­сов не был ре­ли­ги­оз­ном че­ло­ве­ком в том смыс­ле, в каком были ре­ли­ги­оз­ны его со­вре­мен­ни­ки. Спор о Боге и ма­те­рии, о про­ис­хож­де­нии мира и че­ло­ве­ка не по­те­ря­ла сво­е­го зна­че­ния.

 8. «Действие и противодействие в «Оде из Иова»

М. Ло­мо­но­сов в своей биб­лио­те­ке имел 50 ва­ри­ан­тов Биб­лий на раз­ных ев­ро­пей­ских язы­ках. (Рус­ский пе­ре­вод Биб­лии был осу­ществ­лен в 1880 году).

Когда М. Ло­мо­но­сов пе­ре­во­дил биб­лей­ские тек­сты на со­вре­мен­ный рус­ский язык, он поль­зо­вал­ся раз­ны­ми пе­ре­во­да­ми. Неза­дол­го до того вре­ме­ни, когда жил и ра­бо­тал Ло­мо­но­сов по­гас­ли по­след­ние ко­ст­ры ин­кви­зи­ции. Со­жже­ние ере­ти­ков, су­деб­ные рас­пра­вы над ина­ко­мыс­ли­ем были до­ста­точ­но да­ле­ко.

ста­ро­об­ряд­ец

Рис. 5

На своей ро­дине Ло­мо­но­сов об­щал­ся со ста­ро­об­ряд­ца­ми, знал и пом­нил все те страш­ные со­бы­тия. Ло­мо­но­сов хо­ро­шо знал ис­то­рию о Про­то­по­пе Ав­ва­ку­ме, ко­то­рой  был со­жжен в Пу­сто­зёр­ском остро­ге. Мысль о ереси, о пре­ступ­ле­нии про­тив веры – это была живая мысль для эпохи Ло­мо­но­со­ва. От­ступ­ле­ние от веры ка­ра­лось. Ве­ли­чай­шим пре­ступ­ле­ни­ем того вре­ме­ни было неве­рие. Любое со­мне­ние влек­ло за собой же­сто­чай­шее на­ка­за­ние и де­ла­ло че­ло­ве­ка от­вер­жен­ным. Ло­мо­но­сов вы­би­ра­ет книгу Иова и Вет­хо­го за­ве­та. Иову при­ш­лось пе­ре­жить мно­же­ство несча­стий и в ре­зуль­та­те, воз­му­тив­шись теми нена­стья­ми, ко­то­рые по­сы­ла­ет ему Все­выш­ний, он бро­са­ет вызов Гос­по­ду. Го­во­рит о своем со­мне­нии в вере. Ло­мо­но­сов пе­ре­во­ди те стихи, в ко­то­рых Все­выш­ний Иове. Со­вре­мен­ный пе­ре­вод на рус­ский язык части Вет­хо­го за­ве­та зву­чит: «Гос­подь от­ве­чал Иову из бури и ска­зал: кто сей, омра­ча­ю­щий про­ви­де­ние сло­ва­ми без смыс­ла?»

В пе­ре­во­де Ло­мо­но­со­ва:

«О ты, что в го­ре­сти на­прас­но На бога роп­щешь, че­ло­век, Вни­май, коль в рев­но­сти ужас­но Он к Иову из тучи рек! Сквозь дождь, сквозь вихрь, сквозь град бли­стая И гла­сом громы пре­ры­вая, Сло­ва­ми небо ко­ле­бал И так его на рас­прю звал:

Сбери свои все силы ныне, Му­жай­ся, стой и дай ответ. Где был ты, как я в строй­ном чине Пре­крас­ный сей устро­ил свет; Когда я твердь земли по­ста­вил И сонм небес­ных сил про­сла­вил Ве­ли­че­ство и власть мою? Яви пре­муд­рость ты свою!»

Бог услы­шал слова Иовы и от­ве­ча­ет на это тем, что при­ни­ма­ет вызов и упре­ка­ет че­ло­ве­ка в том, что в мо­мент со­зда­ния он не при­знал себя рав­ным Богу. Все­выш­ний может уни­что­жить че­ло­ве­ка, но это со­вер­шен­но иначе вы­гля­дит у Ло­мо­но­со­ва. Бог и че­ло­век для него пер­со­на­жи рав­ные. Ди­стан­ции не су­ще­ству­ет. Бог от­ве­ча­ет на вызов тем, что при­зна­ет право че­ло­ве­ка стать вро­вень с Богом и спо­рить на рав­ных, он готов при­нять ар­гу­мен­ты. Для Ло­мо­но­со­ва той ди­стан­ции, ко­то­рая су­ще­ство­ва­ла в со­зна­нии людей того вре­ме­ни уже не су­ще­ству­ет.

Но все же, Ло­мо­но­сов оста­вал­ся при­двор­ным. Он за­бо­тил­ся и о своих лич­ных нуж­дах. Он со­зна­тель­но, бу­дучи за гра­ни­цей, по­ста­вил себе цель ― стать от­цом-ро­до­на­чаль­ни­ком рус­ской науки. Для че­ло­ве­ка клас­си­ци­сти­че­ских убеж­де­ний ― это выс­шая цель. Во­пре­ки всему Ло­мо­но­сов все­гда оста­вал­ся самим собой, по­ла­га­ясь на свои силы. Ли­те­ра­тур­ная ра­бо­та была одной из ча­стей об­ще­го плана стро­и­тель­ства эн­цик­ло­пе­ди­че­ской науки. Ло­мо­но­сов еще ближе при­бли­зил­ся к мо­мен­ту со­еди­не­ния цер­ков­но­сла­вян­ско­го, на­род­но­го и сла­вян­ско­го язы­ков.

В мае 1760 г. его из­би­ра­ют по­чет­ным чле­ном Швед­ской ака­де­мии наук, а в ап­ре­ле 1764 г. - по­чет­ным чле­ном Бо­лон­ской ака­де­мии наук. Его кан­ди­да­ту­ру го­то­ви­ли пред­ста­вить в Па­риж­скую ака­де­мию, но было уже позд­но. 15 (4) ап­ре­ля 1765 г. Ло­мо­но­сов скон­чал­ся от про­сту­ды у себя дома на Мойке. 19 (8) ап­ре­ля его по­хо­ро­ни­ли при боль­шом сте­че­нии на­ро­да на Ла­за­рев­ском клад­би­ще Алек­сан­дро-Нев­ской лавры.

Вопросы к конспектам

1. Про­ана­ли­зи­руй­те ос­нов­ные темы и про­бле­мы твор­че­ства М. Ло­мо­но­со­ва.

2. Про­чи­тай­те и про­ана­ли­зи­руй­те мифы о Ло­мо­но­со­ве.

3. *На­пи­ши­те со­чи­не­ние-ми­ни­а­тю­ру на тему: «Ло­мо­но­сов – отец рус­ской науки и ли­те­ра­ту­ры».

Последнее изменение: Суббота, 17 Июнь 2017, 18:20