Просвещение. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни

 1. Эпоха Просвещения в России

Что же такое про­све­ще­ние? Это слово, ко­то­рое при­ме­ни­мо ко всей ли­те­ра­ту­ре XVIII века, упо­треб­ля­ет­ся до­воль­но часто. Дело в том, что на ру­бе­же XVII-XVIII веков Рос­сия была стра­ной в выс­шей сте­пе­ни непро­све­щён­ной. Это была стра­на, в ко­то­рой не су­ще­ство­ва­ло все­об­щей си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния – была толь­ко цер­ков­ная си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния, свя­зан­ная с де­я­тель­но­стью церк­ви, и прак­ти­че­ски от­сут­ство­ва­ла на­уч­ная де­я­тель­ность, а про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство на­хо­ди­лось толь­ко в самом за­ча­точ­ном со­сто­я­нии.

В эпоху Петра I стра­на сде­ла­ла гран­ди­оз­ный ска­чок. В пе­ри­од с на­ча­ла XVIII века и до 1725 года (конец цар­ство­ва­ния Петра I) Рос­сия, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни, стала вро­вень со мно­ги­ми дру­ги­ми пе­ре­до­вы­ми стра­на­ми Ев­ро­пы. И вме­сте с этим дви­же­ни­ем Рос­сии к Ев­ро­пе в стране на­ча­лась эпоха Про­све­ще­ния.

Есть сим­во­ли­ка света, ко­то­рая в хри­сти­ан­ском мире озна­ча­ет стрем­ле­ние к добру и зна­нию. В сущ­но­сти, по хри­сти­ан­ским пред­став­ле­ни­ям, зна­ние – это и есть добро. Свет – это сим­вол добра и зна­ния, ко­то­рое несёт в себе стрем­ле­ние людей к по­зна­нию но­во­го, к удо­вле­тво­ре­нию по­треб­но­сти в новых зна­ни­ях. В ка­кой-то мо­мент Про­све­ще­ние на­чи­на­ет про­ти­во­ре­чить ре­ли­ги­оз­ным дог­ма­там. И имен­но в то время, о ко­то­ром идёт речь, рас­хож­де­ние цер­ков­ных пред­став­ле­ний о Про­све­ще­нии и свет­ских, на­уч­ных пред­став­ле­ний, ста­но­вит­ся осо­бен­но ост­рым и ощу­ти­мым. Свет,  по воле Петра I шед­ший в Рос­сию из Ев­ро­пы, ока­зал­ся во мно­гом непри­ем­ле­мым для тех цер­ков­ных ре­ли­ги­оз­ных уста­нов­ле­ний, ко­то­рые су­ще­ство­ва­ли в стране.

Когда мы го­во­рим о Ра­ди­ще­ве, как о про­све­ти­те­ле, то это слово упо­треб­ля­ет­ся уже в дру­гом, новом смыс­ле. Про­све­ти­тель­ство Ра­ди­ще­ва было свет­ским, никак не свя­зан­ным с ре­ли­ги­оз­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми.

 2. Просветительство в русской литературе: М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев

Пер­вым рус­ским про­све­ти­те­лем, по-ви­ди­мо­му, был Ло­мо­но­сов. Не слу­чай­но Ра­ди­щев имен­но Ло­мо­но­со­ву по­свя­ща­ет зна­чи­тель­ную часть своей книги. «Слово о Ло­мо­но­со­ве» ста­но­вит­ся одной из глав «Пу­те­ше­ствия из Пе­тер­бур­га в Моск­ву». И сла­во­сло­вие, ко­то­рое про­из­но­сит Ра­ди­щев, имеет осо­бое для него зна­че­ние. Но всё-та­ки ещё и Ло­мо­но­сов вы­нуж­ден был пи­сать о поль­зе книг цер­ков­ных: от­ча­сти для того, чтобы всё-та­ки ла­дить с цер­ко­вью, от­ча­сти по­то­му, что он был че­ло­ве­ком сво­е­го вре­ме­ни. И мысли, свя­зан­ные с ре­ли­ги­оз­ны­ми дог­ма­та­ми, а ино­гда и про­ти­во­сто­я­щие ре­ли­ги­оз­ным дог­ма­там в на­уч­ных пред­став­ле­ни­ях, его не остав­ля­ли: мысль о про­ис­хож­де­нии че­ло­ве­ка, мысль о том, как бо­же­ствен­ный про­мы­сел ужи­ва­ет­ся с за­ко­на­ми при­ро­ды.   

Ло­мо­но­сов М.В.

Рис. 1.  Ло­мо­но­сов М.В.

 3. Издательская деятельность Радищева: «Житие Ф.В. Ушакова» и «Путешествие из Петербурга в Москву»

Ра­ди­щев – это че­ло­век уже сле­ду­ю­ще­го по­ко­ле­ния, для ко­то­ро­го ре­ли­ги­оз­ные пред­став­ле­ния ухо­дят на вто­рой план и не так су­ще­ствен­ны. Его за­ни­ма­ет то, что сей­час при­ня­то на­зы­вать чув­ства­ми, то, что сей­час под­ра­зу­ме­ва­ют под внут­рен­ним миром че­ло­ве­ка. И это, надо ска­зать, про­ис­хо­ди­ло впер­вые в рус­ской ли­те­ра­ту­ре. По­это­му Ра­ди­ще­ва в рав­ной сте­пе­ни смело можно на­зы­вать и про­све­ти­те­лем, и сен­ти­мен­та­ли­стом. Ра­ди­щев был пер­вым из рус­ских пи­са­те­лей, ко­то­рый об­ра­тил­ся ко внут­рен­не­му миру че­ло­ве­ка. Био­гра­фи­че­ская ис­то­рия Ра­ди­ще­ва не так и слож­на, да го­раз­до важ­нее неё та ис­то­рия, ко­то­рая свя­за­на с его кни­гой и тем ре­зуль­та­том, к ко­то­ро­му при­ве­ло по­яв­ле­ние этой книги (и в жизни Ра­ди­ще­ва, и, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни, в жизни всей стра­ны). Это был пер­вый слу­чай, когда по­яв­ле­ние книги по­вли­я­ло не толь­ко на судь­бу её ав­то­ра, но и на бу­ду­щее всей стра­ны.

Су­ма­ро­ков

Го­во­ря о пи­са­те­лях конца  XVIII века, нель­зя не упо­мя­нуть имя Алек­сандра Пет­ро­ви­ча Су­ма­ро­ко­ва – ав­то­ра и об­ще­ствен­но­го де­я­те­ля, ко­то­рый в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни по­вли­ял на Дер­жа­ви­на, на Ра­ди­ще­ва, на Фон­ви­зи­на, да и на Пуш­ки­на. Су­ма­ро­ков ока­зал­ся пер­вым рус­ским дра­ма­тур­гом, ав­то­ром пьес, ко­то­рые ви­де­ли на сцене пи­са­те­ли конца XVIII-на­ча­ла XIX века. Более того, он был ещё и об­ще­ствен­ным де­я­те­лем, он был ди­рек­то­ром Им­пе­ра­тор­ско­го те­ат­ра. Бла­го­да­ря тому, что делал Су­ма­ро­ков, ав­то­ры ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний XIX века (про­из­ве­де­ний, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни важ­ных для нас и се­год­ня) смог­ли сде­лать то, что они сде­ла­ли.

Дело в том, что Дер­жа­вин, Ра­ди­щев, Фон­ви­зин за­ча­стую ори­ен­ти­ро­ва­лись на то, что про­ис­хо­ди­ло в конце XVIII века на сце­нах Им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров. В свою оче­редь, Им­пе­ра­тор­ский театр был ме­стом обя­за­тель­но­го при­сут­ствия всего выс­ше­го слоя дво­рян­ской ин­тел­ли­ген­ции, жив­шей в Москве и Пе­тер­бур­ге. По­се­ще­ние те­ат­ра было непре­мен­ной обя­зан­но­стью каж­до­го дво­ря­ни­на. Что ка­са­ет­ся при­двор­ных (тех, кто слу­жил при дворе), то по­се­ще­ние те­ат­ра прямо и ди­рек­тив­но, в при­каз­ном по­ряд­ке вме­ня­лось им в обя­зан­ность. Что же ка­са­ет­ся тех людей, ко­то­рые не слу­жи­ли, – они ис­пы­ты­ва­ли есте­ствен­ную по­треб­ность в по­се­ще­нии те­ат­ра.

Не толь­ко книги, ко­то­рые сто­я­ли на пол­ках; не толь­ко те книги, ко­то­рые при­сы­ла­ли из Ев­ро­пы; не толь­ко те книги, ко­то­ры­ми об­ме­ни­ва­лись со­вре­мен­ни­ки, очень часто пе­ре­пи­сы­вая их от руки (как это было с «Пу­те­ше­стви­ем из Пе­тер­бур­га в Моск­ву», когда оно было за­пре­ще­но в пе­ча­ти) – не толь­ко всё то, что можно было про­чи­тать, но и то, что можно было уви­деть на сцене – слу­жи­ло ис­точ­ни­ком для бу­ду­щей ли­те­ра­ту­ры. По­это­му за­бы­вать имя Су­ма­ро­ко­ва не сле­ду­ет. А чтобы по­зна­ко­мить­ся с ко­рот­кой справ­кой о его жизни и твор­че­стве – до­ста­точ­но прой­ти по ссыл­ке, ука­зан­ной в конце дан­но­го урока.

 4. Аналогия «Путешествия…» Радищева с «Сентиментальным путешествием…» Стерна и «Хожением за три моря» Никитина

В 1790 году, вос­поль­зо­вав­шись ука­зом Ека­те­ри­ны о воз­мож­но­сти со­зда­ния част­ных ти­по­гра­фий, Ра­ди­щев начал свою из­да­тель­скую де­я­тель­ность. Годом ранее он издал «Житие Фё­до­ра Ва­си­лье­ви­ча Уша­ко­ва», сво­е­го друга. На­ру­шая цер­ков­ные ка­но­ны, враз­рез про­то­по­пу Ав­ва­ку­му, ко­то­рый на­пи­сал ере­ти­че­ское в своей ос­но­ве соб­ствен­ное житие, Ра­ди­щев на­пи­сал книгу вос­по­ми­на­ний о своём друге и сам издал её в своей ти­по­гра­фии. Годом позже Ра­ди­щев из­да­ёт «Пу­те­ше­ствие из Пе­тер­бур­га в Моск­ву», ко­то­рое вос­при­ни­ма­ет­ся со­вре­мен­ни­ка­ми в одном ряду с «Сен­ти­мен­таль­ным пу­те­ше­стви­ем по Фран­ции и Ита­лии» Ло­рен­са Стер­на.

Сход­ство на­зва­ний со­всем неслу­чай­но. Сход­ство кон­струк­ции (по­стро­е­ние книги) толь­ко под­чёр­ки­ва­ет тот факт, что Ра­ди­щев сле­ду­ет об­раз­цу. Жанр пу­те­ше­ствия – рас­про­стра­нён­ный жанр ев­ро­пей­ской ли­те­ра­ту­ры в эпоху гео­гра­фи­че­ских от­кры­тий. Рас­ска­зы­вая о своих пу­те­ше­стви­ях в дру­гие стра­ны, ав­то­ры де­ли­лись с со­вре­мен­ни­ка­ми  сво­и­ми впе­чат­ле­ни­я­ми. Но, в от­ли­чие от Афа­на­сия Ни­ки­ти­на, ко­то­рый в своём «Хо­же­нии за три моря» рас­ска­зы­ва­ет об уви­ден­ных чу­де­сах в дру­гих стра­нах, Ра­ди­щев рас­ска­зы­ва­ет со­всем о дру­гом. Он рас­ска­зы­ва­ет о своих пе­ре­жи­ва­ни­ях; он рас­ска­зы­ва­ет о том, как эти пе­ре­жи­ва­ния вли­я­ют на его по­ве­де­ние; он рас­ска­зы­ва­ет о том, как пе­ре­жи­ва­ния за­став­ля­ют че­ло­ве­ка из­ме­нить свою жизнь. И в этом смыс­ле он не толь­ко ухо­дит от жанра ев­ро­пей­ских пу­те­ше­ствий, не толь­ко от об­раз­цов рус­ской ли­те­ра­ту­ры – он да­ле­ко ухо­дит впе­рёд в самом от­но­ше­нии к че­ло­ве­ку и к ли­те­ра­ту­ре.

А.Н. Ра­ди­щев. «Пу­те­ше­ствие из Пе­тер­бур­га в Моск­ву».Ти­туль­ный лист, изд. 1790 г.

Рис. 2.  А.Н. Ра­ди­щев. «Пу­те­ше­ствие из Пе­тер­бур­га в Моск­ву».Ти­туль­ный лист, изд. 1790 г.

В пре­ди­сло­вии к «Пу­те­ше­ствию» (Ра­ди­щев ад­ре­су­ет свою книгу другу Алек­сею Ми­хай­ло­ви­чу Ку­ту­зо­ву) по­яв­ля­ют­ся слова, ко­то­рые в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни пред­опре­де­ля­ют со­вер­шен­но иное от­но­ше­ние к ли­те­ра­ту­ре, к сво­е­му месту в ли­те­ра­ту­ре. Иное, по срав­не­нию с тем, к чему мы при­вык­ли. По­свя­ще­ние лю­без­ней­ше­му другу А.М. Ку­ту­зо­ву Ра­ди­щев на­чи­на­ет со слов: «Я взгля­нул окрест меня – душа моя, стра­да­ни­я­ми че­ло­ве­че­ски­ми уязв­лен­на стала». Сле­ду­ет об­ра­тить вни­ма­ние, что на этом автор не об­ры­ва­ет свою мысль, он про­дол­жа­ет: «Об­ра­тил взоры мои во внут­рен­ность мою – и узрел, что бед­ствия че­ло­ве­ка про­ис­хо­дят от че­ло­ве­ка». Можно пред­по­ло­жить, что это новое и неожи­дан­ное слово, новый, неожи­дан­ный ход для ли­те­ра­ту­ры XVIII века. Че­ло­век живёт не толь­ко впе­чат­ле­ни­я­ми об окру­жа­ю­щем его мире, а че­ло­век живёт и тем, что он на­хо­дит в самом себе: «взгля­нул окрест себя», а сле­ду­ю­щий взгляд – «взгля­нул внутрь себя». Впер­вые ли­те­ра­ту­ра ста­но­вит­ся не про­сто от­ра­же­ни­ем окру­жа­ю­щих об­сто­я­тельств, не про­сто изоб­ра­же­ни­ем того, что про­ис­хо­дит во­круг че­ло­ве­ка, – ли­те­ра­ту­ра ста­но­вит­ся от­ра­же­ни­ем того, что про­ис­хо­дит внут­ри че­ло­ве­ка.

 5. «Путешествие…» Радищева – первая в русской литературе книга, отражающая внутренние переживания человека

1790-й (год, когда вышла книга Ра­ди­ще­ва «Пу­те­ше­ствие из Пе­тер­бур­га в Моск­ву») был осо­бым годом для всей Ев­ро­пы. Если бы книга Ра­ди­ще­ва вышла на год рань­ше  или на несколь­ко лет позже, она, может быть, и не при­влек­ла та­ко­го вни­ма­ния, и не вы­зва­ла бы таких по­след­ствий. Дело в том, что в 1789 году на­ча­лась Ве­ли­кая фран­цуз­ская ре­во­лю­ция, и все взгля­ды были при­ко­ва­ны к Па­ри­жу, где бун­тов­щи­ки штур­мом взяли Ба­сти­лию, где были про­воз­гла­ше­ны Ге­не­раль­ные штаты, где был аре­сто­ван ко­роль, где шла кре­стьян­ская война. В Рос­сии впе­чат­ле­ния от Па­ри­жа усу­губ­ля­лись тем, что ещё не так давно за­кон­чи­лась Пу­га­чёв­ская ис­то­рия, Пу­га­чёв­ский бунт, Пу­га­чёв­ская война. И когда Ека­те­рине были пред­став­ле­ны книги Ра­ди­ще­ва, и она смог­ла со­по­ста­вить то, о чём пишет Ра­ди­щев, с тем, что пи­са­ли в до­не­се­ни­ях ди­пло­ма­ты из Па­ри­жа, с тем, что пи­са­ли га­зе­ты, ко­то­рые уже вы­хо­ди­ли в Ев­ро­пе, с тем, что на самом деле про­ис­хо­ди­ло в мире, Ека­те­ри­на при­ш­ла в него­до­ва­ние.

А.Н. Ра­ди­щев и Ека­те­ри­на ІІ

Рис. 3. А.Н. Ра­ди­щев и Ека­те­ри­на ІІ

 6. Последствия от выхода в свет «Путешествий»

Но книга, по­явив­ша­я­ся в тот мо­мент, когда чув­ства и пе­ре­жи­ва­ния Ра­ди­ще­ва были со­звуч­ны с со­кру­ши­тель­ны­ми со­бы­ти­я­ми в Ев­ро­пе, где пе­ре­кра­и­ва­лась и сама жизнь, и ло­ма­лись устои того мира, ко­то­рый Ека­те­рине ка­зал­ся незыб­ле­мым, по­вли­я­ла на судь­бу Ра­ди­ще­ва самым тра­ги­че­ским об­ра­зом. По­явил­ся имен­ной указ, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым книга была при­зна­на по­ку­ше­ни­ем на особу го­су­да­ря, на здо­ро­вье го­су­да­ря. Осо­бое су­деб­ное за­се­да­ние рас­смот­ре­ло дело Ра­ди­ще­ва и нашло: «на­пол­не­на са­мы­ми вред­ны­ми ум­ство­ва­ни­я­ми, раз­ру­ша­ю­щи­ми покой об­ще­ствен­ный, ума­ля­ю­щи­ми долж­ное ко вла­стям ува­же­ние, стре­мя­щи­ми­ся к тому, чтобы про­из­ве­сти в на­ро­де него­до­ва­ние про­ти­ву на­чаль­ни­ков и на­чаль­ства, и на­ко­нец оскор­би­тель­ны­ми и неисто­вы­ми из­ра­же­ни­я­ми про­ти­ву сана и вла­сти цар­ской…». Книга объ­яв­ля­лась пре­ступ­ной. После этого по­сле­до­вал при­го­вор суда – Ра­ди­щев был при­го­во­рён к смерт­ной казни.

Ека­те­ри­на, со­сто­яв­шая в пе­ре­пис­ке с фран­цуз­ски­ми эн­цик­ло­пе­ди­ста­ми и про­све­ти­те­ля­ми, при­ни­мав­шая в Пе­тер­бур­ге Дидро, не могла себе поз­во­лить утвер­дить смерт­ный при­го­вор. Одно дело – каз­нить Пу­га­чё­ва, иное дело – под­пи­сать смерт­ный при­го­вор ди­рек­то­ру Пе­тер­бург­ской та­мож­ни, учив­ше­му­ся в Лейп­ци­ге, под­дер­жи­вав­ше­му от­но­ше­ния со зна­чи­тель­ны­ми лю­дь­ми сво­е­го вре­ме­ни, из­да­вав­ше­му свои соб­ствен­ные книги. По­это­му смерт­ный при­го­вор Ека­те­ри­на от­ме­ня­ет «к ра­до­сти», как она пишет в своём указе, и за­ме­ня­ет его дру­гим, более мяг­ким при­го­во­ром. Это при том, что Ра­ди­щев нигде и ни­ко­гда не от­ка­зал­ся от своих мыс­лей. В до­ку­мен­тах су­деб­но­го дела Ра­ди­ще­ва нигде не ска­за­но о том, что он при­знал себя ви­нов­ным. Он го­во­рил толь­ко о том, что его со­вер­шен­но не так по­ня­ли. Он го­во­рил толь­ко о том, что в его при­зы­вах нет ни­ка­кой угро­зы су­ще­ству­ю­щей вла­сти. Он при­зы­вал к со­ве­сти, он при­зы­вал к ми­ло­сер­дию, он при­зы­вал к чув­ствам людей, а со­всем не к тому, чтобы брать­ся за ору­жие и свер­гать су­ще­ству­ю­щую власть. Тем не менее Ра­ди­щев от­прав­ля­ет­ся в Си­бирь и до окон­ча­ния цар­ство­ва­ния Ека­те­ри­ны от­бы­ва­ет на­ка­за­ние в со­от­вет­ствии с при­го­во­ром.

После смер­ти Ека­те­ри­ны на пре­стол всту­па­ет Павел I, режим со­дер­жа­ния Ра­ди­ще­ва ослаб­ля­ет­ся, а с при­хо­дом Алек­сандра I Ра­ди­щев воз­вра­щён в Пе­тер­бург. Не про­сто воз­вра­щён, но и при­зван на служ­бу для ре­фор­ма­тор­ской де­я­тель­но­сти, для того, чтобы ис­прав­лять рос­сий­ские за­ко­ны и при­во­дить их в со­от­вет­ствие с тем, о чём меч­та­лось в на­ча­ле цар­ство­ва­ния Алек­сандра I. Но де­я­тель­ность эта ока­за­лась недол­гой. Граф За­ва­дов­ский, ру­ко­во­див­ший ко­мис­си­ей, в ко­то­рой ра­бо­тал Ра­ди­щев, был крайне недо­во­лен пред­ло­же­ни­я­ми Ра­ди­ще­ва, теми до­ку­мен­та­ми, ко­то­рые он пред­став­лял. После од­но­го из гру­бых на­став­ле­ний сво­е­го непо­сред­ствен­но­го на­чаль­ни­ка Ра­ди­щев, от­ли­чав­ший­ся тон­ко­стью ду­шев­ной ор­га­ни­за­ции, мни­тель­но­стью, сла­бым здо­ро­вьем, при­нял яд.

 7. Вопрос о революционности Радищева и суд над ним

Сле­ду­ет от­ме­тить, что сло­жи­лась очень дав­няя и по­сле­до­ва­тель­ная тра­ди­ция объ­яв­лять Алек­сандра Ни­ко­ла­е­ви­ча Ра­ди­ще­ва пер­вым рус­ским ре­во­лю­ци­о­не­ром из дво­рян. Но ре­во­лю­ция – это бунт, это дей­ствие. Ре­во­лю­ция – это мас­со­вый пе­ре­во­рот в жизни. Ни о чём таком Ра­ди­щев нигде, ни еди­ным сло­вом не об­мол­вил­ся. Он го­во­рил о том, что «по­ме­щик же­сто­ко­серд­ный» дол­жен стре­мить­ся по­нять своих кре­стьян, по­чув­ство­вать то, что они чув­ству­ют, тро­нуть­ся их бед­ствен­ным по­ло­же­ни­ем. «Стра­шись, по­ме­щик же­сто­ко­серд­ный, осуж­де­ние твоё я читаю на челах кре­стьян», – осуж­де­ние! Нигде не ска­за­но о бунте, нигде не ска­за­но о мести, нигде у Ра­ди­ще­ва нет впря­мую при­зы­ва к дей­ствию. Здесь речь идёт о чув­ствах, речь идёт о пе­ре­жи­ва­ни­ях.

«Пу­те­ше­ствие из Пе­тер­бур­га в Моск­ву». Ил­лю­стра­ция И. Аста­по­ва к главе «Зай­це­во» (1975)

Рис. 4. «Пу­те­ше­ствие из Пе­тер­бур­га в Моск­ву». Ил­лю­стра­ция И. Аста­по­ва к главе «Зай­це­во» (1975)

 8. Последние годы жизни Радищева; разногласия относительно его кончины

Ка­са­тель­но кон­чи­ны Ра­ди­ще­ва су­ще­ству­ют раз­но­гла­сия. Семья не при­зна­ва­ла смерть Ра­ди­ще­ва са­мо­убий­ством. Отец Ра­ди­ще­ва, а также взрос­лые до­че­ри и ма­лень­кий сын Алек­сандра Ни­ко­ла­е­ви­ча хо­те­ли, чтобы его сын и их отец был по­хо­ро­нен не как са­мо­убий­ца: чтоб за него можно было мо­лить­ся и по­ми­нать его в служ­бе цер­ков­ной. По­это­му смерть Ра­ди­ще­ва счи­та­ли несчаст­ным слу­ча­ем. Тем не менее, вполне оче­вид­но, что Ра­ди­щев умер в ре­зуль­та­те того тра­ги­че­ско­го непо­ни­ма­ния, ко­то­рое встре­ти­ла его книга – его сочли ре­во­лю­ци­о­не­ром. И после своей смер­ти Ра­ди­щев был про­слав­лен во всей ли­те­ра­ту­ре (и до­ре­во­лю­ци­он­ной, и по­сле­ре­во­лю­ци­он­ной) имен­но как ре­во­лю­ци­о­нер. В сущ­но­сти, он был под­верг­нут самым же­сто­ким на­ка­за­ни­ям за то, чего он не со­вер­шал. И впо­след­ствии он был про­слав­лен за то же самое, чего он не со­вер­шал.       

Фото ме­мо­ри­аль­ной доски, ви­сев­шей на стене церк­ви на Вол­ков­ском клад­би­ще

Рис. 5. Фото ме­мо­ри­аль­ной доски, ви­сев­шей на стене церк­ви на Вол­ков­ском клад­би­ще

«Пу­те­ше­ствие из Пе­тер­бур­га в Моск­ву» оста­лось в ка­че­стве жи­во­го па­мят­ни­ка: не столь­ко па­мят­ни­ка ис­то­рии рус­ско­го ре­во­лю­ци­он­но­го осво­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния, сколь­ко па­мят­ни­ка, ко­то­рый по­ка­зы­ва­ет, как че­ло­век дви­га­ет­ся вглубь души своей, па­мят­ни­ка, в ко­то­ром от­чёт­ли­во видно пре­вра­ще­ние рус­ско­го про­све­ще­ния в рус­ский сен­ти­мен­та­лизм. «Пу­те­ше­ствие из Пе­тер­бур­га в Моск­ву» – это па­мят­ник, ко­то­рый от­чёт­ли­во и на­гляд­но убеж­да­ет в том, что стрем­ле­ние к свету и добру за­став­ля­ет че­ло­ве­ка за­гля­нуть в са­мо­го себя.

Ра­ди­щев и Стерн

Ин­те­рес­но и по­лез­но по­смот­реть на то, как Ра­ди­щев в своём «Пу­те­ше­ствии…» свя­зан со своим пред­ше­ствен­ни­ком Стер­ном. «Сен­ти­мен­таль­ное пу­те­ше­ствие…» Стер­на во мно­гом пред­опре­де­ли­ло путь Ра­ди­ще­ва. Не то чтобы Ра­ди­щев дви­гал­ся гео­гра­фи­че­ски по тем же ме­стам, а он дви­гал­ся, в сущ­но­сти, по тому же плану. Дви­гал­ся по пути, при ко­то­ром внеш­нее впе­чат­ле­ние от того, что про­ис­хо­дит во­круг пу­те­ше­ствен­ни­ка-на­блю­да­те­ля, не так важно по срав­не­нию с тем, что про­ис­хо­дит внут­ри него. Каж­дое со­бы­тие, каж­дая встре­ча, каж­дое на­блю­де­ние – толь­ко повод к раз­мыш­ле­нию о том, что про­ис­хо­дит внут­ри.

Да­вай­те срав­ним. Вот Ло­ренс Стерн встре­ча­ет ни­ще­го мо­на­ха, ко­то­рый про­сит ми­ло­сты­ню, и он по этому по­во­ду рас­суж­да­ет: «…нет точно уста­нов­лен­ных пра­вил при­ли­вов или от­ли­вов в нашем рас­по­ло­же­нии духа…». Даль­ше он рас­суж­да­ет о том, хо­чет­ся ли ему по­да­вать ми­ло­сты­ню или не хо­чет­ся, – он за­ни­ма­ет­ся тем, что рас­кла­ды­ва­ет на со­став­ные части свои чув­ства, сле­дит за тем, что про­ис­хо­дит у него внут­ри.

Ана­ло­гич­ный эпи­зод в «Пу­те­ше­ствии…» Ра­ди­ще­ва, где он встре­ча­ет кре­стьян, ко­то­рые на­хо­дят­ся в таком же по­ло­же­нии как ни­щен­ству­ю­щий монах, встре­чен­ный Стер­ном. Вот что об этом пишет Ра­ди­щев: «Что бы разум и серд­це про­из­ве­сти ни за­хо­те­ли, тебе оно, о! со­чув­ствен­ник мой, по­свя­ще­но да будет. Хотя мне­ния мои о мно­гих вещах раз­ли­че­ству­ют с тво­и­ми, но серд­це твое бьет моему со­глас­но – и ты мой друг». Всё иначе у Ра­ди­ще­ва: там, где Ло­ренс Стерн на­хо­дит повод для того, чтобы по­иг­рать в ка­кие-то тон­кие игры с самим собой, – Ра­ди­щев на­хо­дит повод для со­кру­ши­тель­но­го урока са­мо­му себе. Ни­ще­та, бед­ность, жал­кое су­ще­ство­ва­ние тех людей, ко­то­рых он видит в своём пу­те­ше­ствии – это повод за­ду­мать­ся и как-то из­ме­нить свою бу­ду­щую жизнь.

Про­ве­ряю себя

Кем же был Ра­ди­щев? Су­ще­ству­ет мно­же­ство книг, где о Ра­ди­ще­ве ска­за­но как о вы­да­ю­щем­ся рус­ском ре­во­лю­ци­о­не­ре. Су­ще­ству­ют ста­тьи, поч­то­вые марки и даже тра­ди­ция го­во­рить об этом пи­са­те­ле, как о пер­вом рус­ском ре­во­лю­ци­о­не­ре из дво­рян. Можно го­во­рить о Ра­ди­ще­ве и как о сен­ти­мен­таль­ном пу­те­ше­ствен­ни­ке, ко­то­рый слу­чай­ным об­ра­зом начал пи­сать о своих впе­чат­ле­ни­ях, по­лу­чен­ных от пу­те­ше­ствий, жиз­нен­ных встреч. Можно, на­ко­нец, го­во­рить о Ра­ди­ще­ве, как о про­све­ти­те­ле, как о че­ло­ве­ке, оза­бо­чен­ном из­ме­не­ни­ем нра­вов. В конце кон­цов, можно го­во­рить о том, что Ра­ди­щев про­сто пи­са­тель.Но все же кем он яв­ля­ет­ся в боль­шей сте­пе­ни?

 

 9. «Путешествие из Петербурга в Москву» – не средство пропаганды, а наглядный памятник русского сентиментализма

Так ис­то­ри­че­ски сло­жи­лось, что Ра­ди­щев был пер­вым рус­ским пи­са­те­лем-про­за­и­ком, ко­то­ро­му ли­те­ра­ту­ра слу­жи­ла для са­мо­вос­пи­та­ния, для внут­рен­ней ра­бо­ты души. Он ока­зал­ся про­фес­си­о­наль­ным пи­са­те­лем, он ока­зал­ся из­да­те­лем, он ока­зал­ся ав­то­ром пер­вой рус­ской книги, ко­то­рая была на­пи­са­на про­сто как книга. «Пу­те­ше­ствие из Пе­тер­бур­га в Моск­ву» Ра­ди­ще­ва – это про­сто книга: не сред­ство для того, чтобы за­нять вид­ное по­ло­же­ние в об­ще­стве, не сред­ство про­па­ган­ды своих на­уч­ных, по­ли­ти­че­ских или ка­ких-то дру­гих убеж­де­ний. То, что сде­лал Ра­ди­щев, про­дол­жи­ли и в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни за­кре­пи­ли его по­сле­до­ва­те­ли: рус­ские пи­са­те­ли, ко­то­рые не ста­ви­ли своих целей за пре­де­ла­ми ли­те­ра­ту­ры; пи­са­те­ли, ко­то­рые счи­та­ли себя пи­са­те­ля­ми, а не ца­ре­двор­ца­ми, не по­ли­ти­ка­ми, не учё­ны­ми; пи­са­те­ли, смыс­лом и целью жизни ко­то­рых было пи­са­ние книг.

Вопросы к конспектам

1.      Про­чи­тай­те «Пу­те­ше­ствие из Пе­тер­бур­га в Моск­ву». До­ка­жи­те, что про­из­ве­де­ние при­над­ле­жит ли­те­ра­ту­ре сен­ти­мен­та­лиз­ма.

2.      От­веть­те на во­прос: какая ос­нов­ная идея «Пу­те­ше­ствия из Пе­тер­бур­га в Моск­ву»?

3.      От­веть­те на во­прос: из-за чего про­све­ти­те­ля-сен­ти­мен­та­ли­ста А.Н. Ра­ди­ще­ва при­рав­ни­ва­ют к ре­во­лю­ци­о­не­ру?

4.       По­че­му, на ваш взгляд, А.Н. Ра­ди­щев по­кон­чил жизнь са­мо­убий­ством?

Последнее изменение: Суббота, 17 Июнь 2017, 18:41