Особенности русской истории и русской литературы в XVIII столетии. Литература и театр, журналистика и книгопечатание

 1. Вводная часть

Сред­не­ве­ко­вая ис­то­рия Рос­сии про­дол­жа­лась дол­гих 7-8 веков, а новая ис­то­рия на­ча­лась бурно и вне­зап­но. За те ко­рот­кие 6-7 лет, в те­че­ние ко­то­рых де­вя­ти­лет­ний маль­чик Петр го­то­вил­ся к цар­ство­ва­нию, Рос­сия про­шла путь боль­ше, чем за преды­ду­щие 300 лет. И с при­хо­дом на пре­стол но­во­го царя бурно уско­рил­ся ис­то­ри­че­ский про­цесс, но за­мед­лил­ся про­цесс ли­те­ра­тур­ный. Ли­те­ра­ту­ра как будто бы ис­чез­ла, по­это­му при­дет­ся на­чать с несколь­ких слов из ис­то­рии, с того, по­че­му так про­изо­шло.

По­теш­ные полки Петра

В от­ро­че­стве Петр начал игру в отца. Он был отцом сна­ча­ла своих иг­ру­шеч­ных сол­да­ти­ков, потом своих по­теш­ных пол­ков. Это очень чутко вос­при­ни­ма­ли и со­вре­мен­ни­ки, и по­том­ки. Есть шу­точ­ная ис­то­рия Го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го. Все слы­ша­ли про се­рьез­ную ис­то­рию Го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го, ко­то­рую на­пи­сал Н. М. Ка­рам­зин, офи­ци­аль­ный при­двор­ный ис­то­рио­граф, а есть шу­точ­ная «Ис­то­рия Го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го от Го­сто­мыс­ла до Ти­ма­ше­ва», ко­то­рую на­пи­сал Алек­сей Кон­стан­ти­но­вич Тол­стой в 1862 году. Она долго не пе­ча­та­лась, а потом была опуб­ли­ко­ва­на и пе­ча­та­лась в юмо­ри­сти­че­ских жур­на­лах. Эту ис­то­рию с ил­лю­стра­ци­я­ми можно по­смот­реть по тем ссыл­кам, ко­то­ры­ми со­про­вож­да­ет­ся наш урок. Ис­то­рия го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го от Го­сто­мыс­ла до Ти­ма­ше­ва – ис­то­рия в пер­со­нах тай­но­го сыска, ис­то­рия лиц, со­про­вож­дав­ших де­ло­вые служ­бы от древ­но­сти до се­ре­ди­ны XIX века.

«Ис­то­рия Го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го от Го­сто­мыс­ла до Ти­ма­ше­ва»

Рис. 1. Ил­лю­стра­ция к тек­сту

На­чи­на­ет­ся она так:

«По­слу­шай­те, ре­бя­та,

Что вам рас­ска­жет дед.

Земля наша бо­га­та,

по­ряд­ка в ней лишь нет».

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то место, ко­то­рое по­свя­ще­но Петру:

«Он мол­вил: «Мне вас жалко,

Вы сги­не­те вко­нец;

Но у меня есть палка,

И я вам всем отец!...»

 2. Жизнеописание Петра I

Петр был че­тыр­на­дца­тым ре­бен­ком в семье и, ве­ро­ят­но, у него не было бы ни­ка­ких шан­сов за­нять пре­стол, если бы не так часто уми­ра­ли дети в ХVII веке, если бы не шла такая кро­ва­вая, же­сто­кая борь­ба за пре­стол. Петр I – ре­бе­нок, ко­то­рый вырос без отца. Алек­сей Ми­хай­ло­вич не при­ни­мал прак­ти­че­ски ни­ка­ко­го уча­стия в вос­пи­та­нии сво­е­го че­тыр­на­дца­то­го ре­бен­ка, бу­ду­ще­го им­пе­ра­то­ра Рос­сии Петра Ве­ли­ко­го. Более того, Алек­сей Ми­хай­ло­вич умер, когда Петру ис­пол­ни­лось всего 4 года.

Петр I

Рис. 2. Петр I

Дет­ские игры, ко­то­рым был по­свя­щен весь день бу­ду­ще­го царя, по­сте­пен­но пре­вра­ти­лись в по­ли­ти­ку его цар­ство­ва­ния. Петр от ма­лень­ких де­ре­вян­ных, оло­вян­ных сол­да­ти­ков очень быст­ро пе­ре­шел к играм в по­теш­ные полки. В с. Пре­об­ра­жен­ском были со­зда­ны Пре­об­ра­жен­ский и Се­ме­нов­ский по­теш­ные полки. Это были самые на­сто­я­щие полки, ко­то­рые впо­след­ствии стали гвар­ди­ей Петра, ко­то­рая поз­во­ли­ла ему не толь­ко дер­жать­ся на троне, но и сде­лать Рос­сию одной из самых мощ­ных в во­ен­ном от­но­ше­нии стран Ев­ро­пы. Вме­сте с по­теш­ны­ми пол­ка­ми по­явил­ся по­теш­ный флот, от­ча­сти иг­ру­шеч­ный, от­ча­сти на­сто­я­щий. Вме­сте с тем по­яви­лись и дру­гие иг­руш­ки бу­ду­ще­го царя, ко­то­рые все услож­ня­лись, при­бав­ля­лись и по­сте­пен­но ста­но­ви­лись теми ве­ща­ми, от ко­то­рых за­ви­се­ла жизнь всего Го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го. Иг­руш­ка­ми Петра стали и книги, но нам неиз­вест­но, на­сколь­ко Петр любил чи­тать. Из­вест­но, что он очень любил из­да­вать указы. И вот указы Петра стали одной из его лю­би­мых иг­ру­шек. Ис­поль­зо­ва­лись про­кла­ма­ции, то есть пе­чат­ные объ­яв­ле­ния, где пе­ча­та­лись его указы.

По об­раз­цу ев­ро­пей­ских стран Петр I со­здал первую рус­скую га­зе­ту «Пе­тер­бург­ские ве­до­мо­сти». В пер­во­на­чаль­ном виде она боль­ше была по­хо­жа на книж­ку, чем на со­вре­мен­ную га­зе­ту. И Петр I был не толь­ко ав­то­ром и пе­чат­ни­ком, но, по-ви­ди­мо­му, и един­ствен­ным чи­та­те­лем пер­вых эк­зем­пля­ров этой га­зе­ты. Потом Петр учре­дил опять-та­ки по за­пад­ным об­раз­цам рус­ский театр. Это был пер­вый пуб­лич­ный и об­ще­до­ступ­ным театр. Те­ат­раль­ные затеи преды­ду­щих царей, бояр – это были до­маш­ние те­ат­раль­ные затеи, кре­пост­ные и дво­ро­вые те­ат­ры, в ко­то­рых при­ни­ма­ли уча­стие дво­ро­вые люди ве­ли­ко­го князя или ка­ко­го-то по­мест­но­го князя. На эти спек­так­ли при­гла­ша­лись дво­ро­вые люди, члены семьи, но ни­ко­гда в эти те­ат­ры не могли по­пасть го­ро­жане, ни­ко­гда в эти те­ат­ры не про­да­ва­лись би­ле­ты, ни­ко­гда они не были об­ще­до­ступ­ны­ми. Пер­вые об­ще­до­ступ­ные те­ат­ры по­яви­лись в Рос­сии тоже при Петре.

«Санкт-Пе­тер­бург­ские ве­до­мо­сти»

Рис. 3. «Санкт-Пе­тер­бург­ские ве­до­мо­сти»

Что же про­изо­шло? По­че­му в те­че­ние всей жизни Петра (Петр про­жил всего 53 года) Рос­сия про­шла путь боль­ше, чем за 300 лет сво­е­го раз­ви­тия? И по­че­му в те­че­ние этого вре­ме­ни прак­ти­че­ски не су­ще­ство­ва­ло ли­те­ра­ту­ры? Были, ко­неч­но, по­ве­сти, ка­кая-то пуб­ли­ци­сти­ка, ка­кие-то со­чи­не­ния нра­во­учи­тель­но­го ха­рак­те­ра и Пет­ров­ские указы, но ли­те­ра­ту­ры в том виде, в ко­то­ром она су­ще­ство­ва­ла в до­пет­ров­ское время в ка­че­стве ли­те­ра­ту­ры от­ча­сти свет­ской, от­ча­сти ду­хов­ной, и в том виде, в ко­то­ром она су­ще­ство­ва­ла она в по­сле­пет­ров­ское время как изящ­ная сло­вес­ность, как часть уже бу­ду­щей бел­ле­три­сти­ки, за­им­ство­ван­ной с За­па­да, не было. Ни нра­во­учи­тель­ной, ни ду­ше­щи­па­тель­ной, ни де­ло­вой, ни до­су­го­вой роли во вре­ме­на Петра у ли­те­ра­ту­ры не было.

 3. Традиция скоморошества при Петре I

По-ви­ди­мо­му, здесь про­изо­шла от­ча­сти очень зна­ко­мая нам вещь. Для Петра I, на­чав­ше­го цар­ство­ва­ние в виде игры при­мер­но так, как со­вре­мен­ные дети на­чи­на­ют иг­рать во взрос­лые игры, игра в ли­те­ра­ту­ру за­ме­ня­ла очень мно­гие се­рьез­ные, важ­ные и для со­вре­мен­ни­ков со­вер­шен­но неоспо­ри­мые вещи. Петр I в сущ­но­сти был но­си­те­лем опре­де­лен­ной кон­тр­куль­ту­ры, ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной, ан­ти­кле­ри­каль­ной и ан­ти­об­ще­ствен­ной, по­то­му что вме­сте со сво­и­ми иг­руш­ка­ми в по­теш­ные полки, по­теш­ные ко­раб­ли, по­теш­ные до­ку­мен­ты, ко­то­рые Петр на­чи­нал со­чи­нять, была игра и во все шу­тей­ные со­бо­ры, ко­то­рые оли­це­тво­ря­ли тра­ди­цию шу­тов­ства, браж­ни­че­ства, по­сто­ян­но­го па­ро­ди­ро­ва­ния и из­де­ва­тель­ства над цер­ков­ны­ми ри­ту­а­ла­ми и над ри­ту­а­ла­ми го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния. Это была на­смеш­ка, па­ро­ди­ро­ва­ние, игра, ко­то­рая вклю­ча­лась в очень дав­нюю тра­ди­цию. Тра­ди­ция ско­мо­ро­ше­ства на Руси, в Ан­тич­ном мире и Сред­не­ве­ко­вой Ев­ро­пе обыч­но свя­зы­ва­ет­ся с тра­ди­ци­ей шу­тов­ства и кар­на­ва­ла. Эта тра­ди­ция су­ще­ству­ет и до сих пор. Она су­ще­ству­ет в виде игры, на­смеш­ли­вой, иро­нич­ной, игры, ко­то­рой со­про­вож­да­ют­ся любые важ­ные дей­ствия. Можно от­но­сить­ся к ним се­рьез­но, а можно от­но­сить­ся к ним с на­смеш­кой, иро­ни­ей. Так вот иро­ния, на­смеш­ка по от­но­ше­нию к тому, что офи­ци­аль­но су­ще­ство­ва­ло в го­су­дар­стве и церк­ви, была дав­ней рус­ской тра­ди­ци­ей.

Ско­мо­ро­хи

Рис. 4. Ско­мо­ро­хи

Ско­мо­ро­хи – это от­дель­ное сред­не­ве­ко­вое со­сло­вие, бро­дя­чие труп­пы, от­ча­сти ак­те­ров, от­ча­сти нищих, от­ча­сти за­го­вор­щи­ков, ко­то­рые пе­ре­ме­ща­лись от кня­же­ства к кня­же­ству, на­хо­ди­ли по­кро­ви­тель­ство у од­но­го князя, у дру­го­го, а ино­гда за­дер­жи­ва­лись при дворе ка­ко­го-ни­будь князя, по­те­шая его. Ско­мо­ро­хи были по­теш­ни­ка­ми. Они поль­зо­ва­лись двой­ствен­ной ре­пу­та­ци­ей: с одной сто­ро­ны, над ними сме­я­лись, охот­но шу­ти­ли, с дру­гой сто­ро­ны, их счи­та­ли низ­шим слоем сред­не­ве­ко­во­го, очень жест­ко­го мира, над ними из­де­ва­лись. Убить ско­мо­ро­ха не счи­та­лось пре­ступ­ле­ни­ем. Это осо­бен­ность сред­не­ве­ко­во­го мира, любой ев­ро­пей­ской стра­ны, и на Во­сто­ке су­ще­ство­ва­ли ана­ло­гич­ные тра­ди­ции.

Рус­ские ско­мо­ро­хи – это те дет­ские за­ба­вы, ко­то­рые при­вле­ка­ли по­теш­ни­ка Петра где-то с 10 лет и до 16-17 лет. Эти по­те­ше­ские, ско­мо­ро­ше­ские игры Петра с по­сто­ян­ны­ми на­смеш­ка­ми, из­де­ва­тель­ства­ми вы­зы­ва­ли у со­вре­мен­ни­ков двой­ствен­ное ощу­ще­ние. С одной сто­ро­ны, это был испуг. Пир­ше­ства и за­ба­вы, ко­то­рые устра­и­вал царь, мо­ло­дой, еще не поль­зу­ю­щий­ся ав­то­ри­те­том своих под­дан­ных, и его го­су­дар­ствен­ные затеи, ко­то­рые од­но­вре­мен­но зрели, вы­зы­ва­ли испуг и недо­уме­ние у моск­ви­чей. Вме­сте с тем, они вы­зы­ва­ли вос­торг и по­кло­не­ние у мо­ло­де­жи. Два по­ко­ле­ния со­вре­мен­ни­ков Петра, отцы и дети, на­хо­ди­лись в очень слож­ных от­но­ше­ни­ях. Петр был царем мо­ло­дым и царем мо­ло­дых. А оп­по­зи­ци­ей Петра были люди взрос­лые, умуд­рен­ные, это были са­нов­ные бояре, с ко­то­ры­ми Петр рас­прав­лял­ся очень про­сто: он стриг бо­ро­ды, за­став­лял их пе­ре­оде­вать­ся в ев­ро­пей­ские пла­тья, при­хо­дить на ас­сам­блеи, чи­тать га­зе­ты и при­хо­дить в театр. При Петре по­се­ще­ние те­ат­ра стало обя­за­тель­ным для всех при­двор­ных. И двой­ствен­ное от­но­ше­ние к Петру, свя­зан­ное с его за­ба­ва­ми, на­чав­шись еще в том пе­ри­о­де, когда он был мо­ло­дым царем, про­дол­жа­лось в те­че­ние всей его жизни и про­дол­жа­ет­ся после его смер­ти вплоть до наших дней. Двой­ствен­ное от­но­ше­ние к Петру – пре­кло­не­ние перед Пет­ром как ге­ни­аль­ным ре­фор­ма­то­ром и нена­висть к Петру как к ис­ча­дию ада, как к ан­ти­хри­сту, что про­яви­лось уже в лу­боч­ных кар­ти­нах, ко­то­рые стали со­зда­вать­ся во время Петра.

Петр со своей по­теш­ной куль­ту­рой и ли­те­ра­ту­рой вклю­чил­ся в ско­мо­ро­ше­скую сти­хию смеха, на­смеш­ки, в ко­то­рой он участ­во­вал и сво­и­ми ука­за­ми, и сво­и­ми пер­вы­ми пе­чат­ны­ми тек­ста­ми. Дело в том, что Пет­ров­ские указы очень часто и быст­ро стали пе­ре­хо­дить в фольк­лор. До сих пор люди, ко­то­рые имеют смут­ное пред­став­ле­ние об ис­то­рии, ли­те­ра­ту­ре, пом­нят, что имен­но Пет­ров­ский указ гла­сил:

«Не чи­тать речи по бу­маж­ке, дабы ду­рость каж­до­го всем была видна».

Пет­ров­ский указ в транс­фор­ми­ро­ван­ном виде пе­ре­хо­дит в фольк­лор, вплоть до офис­но­го фольк­ло­ра со­вре­мен­но­го об­ще­ства, ко­то­рое су­ще­ству­ет уже в пору Ин­тер­не­та.

«Входя в при­сут­ствен­ное место, вид сле­ду­ет иметь глу­по­ва­тый, чтобы на­чаль­ство не об­ра­ти­ло вни­ма­ние на чрез­мер­ный разум»

Ил­лю­стра­ция к ци­та­те «Входя в при­сут­ствен­ное место, вид сле­ду­ет иметь глу­по­ва­тый, чтобы на­чаль­ство не об­ра­ти­ло вни­ма­ние на чрез­мер­ный разум»

Рис. 5. Ил­лю­стра­ция к ци­та­те

Это бу­маж­ка, ко­то­рую с на­ча­ла 90-х гг. при­ня­то было рас­кле­и­вать в офи­сах всех круп­ных фирм. В том или ином виде в Ин­тер­не­те эта по­го­вор­ка про пре­глу­по­ва­тый  вид, ко­то­рый сле­ду­ет иметь офис­но­му ра­бот­ни­ку, разо­шлась в сот­нях и ты­ся­чах по­сла­ний.

Петр I со сво­и­ми ука­за­ми ока­зал­ся ро­до­на­чаль­ни­ком фольк­ло­ра. Сна­ча­ла эти указы чи­та­ли на ба­зар­ных пло­ща­дях спе­ци­аль­ные гла­ша­таи (так было и до Петра). Потом эти указы пе­ча­та­лись и раз­ве­ши­ва­лись на вид­ных ме­стах. Можно ска­зать о том, что Петр Ве­ли­кий был ос­но­ва­те­лем огром­ной части фольк­ло­ра, в том числе со­вре­мен­но­го фольк­ло­ра (фольк­ло­ра со­вре­мен­ных офис­ных слу­жа­щих). Ка­кие-то фразы из его ука­зов, более или менее со­от­вет­ству­ю­щие под­лин­ным тек­стам, пу­те­ше­ству­ют из од­но­го офис­но­го по­ме­ще­ния в дру­гое, из од­но­го Ин­тер­нет-ре­сур­са в дру­гой. По­го­вор­ка про глу­по­ва­тый вид, ко­то­рый сле­ду­ет иметь под­чи­нен­но­му перед на­чаль­ни­ком, стала одной из самых мас­со­вых по­го­во­рок со­вре­мен­но­го офис­но­го планк­то­на, как на­зы­ва­ют мест­ных офис­ных слу­жа­щих в наше время.

Ока­зы­ва­ет­ся по­нят­но, ка­ко­го рода ли­те­ра­ту­ра ро­ди­лась в эпоху Петра. Это была ли­те­ра­ту­ра неофи­ци­аль­ная, это была ли­те­ра­ту­ра, ко­то­рая непо­сред­ствен­но за­рож­да­лась из мас­со­во­го твор­че­ства людей, во вре­ме­на Петра став­ших гра­мот­ны­ми, вос­тре­бо­ван­ны­ми, по­лу­чив­ших воз­мож­ность вы­рвать­ся из сред­не­ве­ко­вых, фе­о­даль­ных пут, ко­то­рые их дер­жа­ли. По­нят­но, по­че­му им неко­гда было пи­сать книги, и осо­бен­но неко­гда было их чи­тать. Люди были за­ня­ты делом, иг­ра­ми, ко­то­рые очень быст­ро пе­ре­рас­та­ли в ре­аль­ные ис­то­ри­че­ские свер­ше­ния. По-ви­ди­мо­му, су­ще­ству­ет за­ко­но­мер­ность, при ко­то­рой чем ак­тив­нее раз­ви­ва­ет­ся ис­то­рия стра­ны, тем мед­лен­нее раз­ви­ва­ет­ся ли­те­ра­ту­ра. Эта за­ко­но­мер­ность свя­за­на со всеми бур­ны­ми, ре­во­лю­ци­он­ны­ми пе­ри­о­да­ми в ис­то­рии. Чем ак­тив­нее ис­то­рия, чем ближе к ре­во­лю­ции то, что про­ис­хо­дит в дей­стви­тель­но­сти, тем мед­лен­нее все это осва­и­ва­ет­ся ли­те­ра­ту­рой. Фольк­лор­ная сти­хия, ко­то­рая от­ра­жа­ет про­ис­хо­дя­щее в ис­то­рии, потом, спу­стя де­ся­ти­ле­тия, пре­вра­ща­ет­ся в ли­те­ра­ту­ру. Когда ис­то­рия успо­ка­и­ва­ет­ся, когда бур­ное те­че­ние со­бы­тий сме­ня­ет­ся более плав­ным, тогда и по­яв­ля­ет­ся воз­мож­ность пи­са­те­лям раз­вер­нуть кар­ти­ны, мысли, чув­ства по по­во­ду уже про­шед­ших со­бы­тий. Пока со­бы­тия идут, пи­сать о них невоз­мож­но.

Пря­мая про­све­ти­тель­ская де­я­тель­ность Петра. Ре­фор­ма об­ра­зо­ва­ния и рас­про­стра­не­ние гра­мот­но­сти.

Ли­те­ра­ту­ра и свя­зан­ная с ней жи­во­пись (по­яви­лась пер­во­на­чаль­но как рос­пись в со­бо­ре, где ве­лась цер­ков­ная служ­ба, и ил­лю­стра­ция к книге) за­ро­ди­лись в Рос­сии вме­сте с цер­ков­ны­ми кни­га­ми и цер­ков­ной служ­бой. Но цер­ков­ной, стро­гой, мрач­ной тра­ди­ции, опи­ра­ю­щей­ся на мно­го­ве­ко­вой опыт хри­сти­ан­ства, про­ти­во­сто­я­ла тра­ди­ция на­род­но­го, ве­се­ло­го ба­ла­гур­ства, свя­зан­ная с фольк­ло­ром и язы­че­ски­ми вре­ме­на­ми. По­след­няя тра­ди­ция была пред­став­ле­на так на­зы­ва­е­мой «лу­боч­ной ли­те­ра­ту­рой», а ко­то­рую вхо­ди­ли и лу­боч­ные ри­сун­ки, по­про­сту на­зы­ва­е­мые луб­ка­ми. Луб – это часть ство­ла де­ре­ва между дре­ве­си­ной и корой, ко­то­рая об­ла­да­ла свой­ством од­но­вре­мен­но до­ста­точ­ной кре­по­сти и мяг­ко­сти. Луб слу­жил для вы­ре­за­ния спе­ци­аль­ных досок для пе­ча­ти: они хо­ро­шо впи­ты­ва­ли ти­по­граф­скую крас­ку и легко ре­за­лись. Из каж­дой доски, сде­лан­ной из луба, можно было от­пе­ча­тать несколь­ко сот от­пе­чат­ков кар­ти­нок. Эти кар­тин­ки по фор­ма­ту со­от­вет­ство­ва­ли раз­ме­ру че­ло­ве­че­ско­го тела: ши­ри­на кар­тин­ки со­от­вет­ство­ва­ла ши­рине плеч, вы­со­та – ши­рине че­ло­ве­че­ских ла­до­ней для удоб­ства пе­ча­ти. На этих, вруч­ную вы­ре­зан­ных лу­боч­ных дос­ках, на­ма­зан­ных крас­кой, пе­ча­та­ли листы бу­ду­щих лу­боч­ных книг и лу­боч­ных ри­сун­ков. Потом эти чер­но-бе­лые кар­тин­ки рас­кра­ши­ва­лись вруч­ную. В про­ти­во­вес до­ро­гой свя­щен­ной цер­ков­ной книге, лу­боч­ная кар­тин­ка была необык­но­вен­но де­ше­вой и очень легко рас­про­стра­ня­лась.

Лу­боч­ная ли­те­ра­ту­ра

Рис. 6. Лу­боч­ная ли­те­ра­ту­ра

Кни­га­ми тор­го­ва­ли вдоль лю­бо­го крем­ля (то есть го­род­ской кре­по­сти), на­при­мер, Мос­ков­ско­го, Нов­го­род­ско­го. По-ви­ди­мо­му, эти лу­боч­ные кар­тин­ки, став­шие пред­ме­том мас­со­вой тор­гов­ли, и пер­вые лу­боч­ные книж­ки, от­пе­ча­тан­ные таким же об­ра­зом, до­жи­ли до наших дней. До сих пор по­яв­ля­ют­ся некие по­до­бия лу­боч­ных книг, на­по­ми­на­ю­щие ко­мик­сы, но, тем не менее, они со­хра­ня­ют облик тех лу­боч­ных кар­ти­нок, ко­то­рые по­яв­ля­лись на Руси с са­мо­го на­ча­ла кни­го­пе­ча­та­ния. Пер­вые руч­ные пе­чат­ные стан­ки по­яви­лись в мо­на­сты­рях, боль­ших го­ро­дах, при дво­рах кня­зей, а также у ма­сте­ро­ви­тых людей, ре­мес­лен­ни­ков, го­род­ских людей, ко­то­рые пе­ча­та­ли от­нюдь не цер­ков­ные книги. Книги пе­ча­та­лись без вся­ко­го свя­щен­но­го бла­го­сло­ве­ния, по­это­му часто были ко­щун­ствен­ны­ми, ере­ти­че­ски­ми с точки зре­ния людей церк­ви. Это были ска­зоч­ные, ко­ми­че­ские и бы­то­вые сю­же­ты. От­пе­ча­тан­ные на чер­но-бе­лых ли­стах, рас­кра­шен­ные вруч­ную, кар­тин­ки ви­се­ли в домах. В крас­ном углу на­хо­ди­лась икона, а в про­ти­во­по­лож­ном углу на­хо­ди­лась лу­боч­ная кар­тин­ка, ко­то­рая изоб­ра­жа­ет, на­при­мер, пер­со­на­жей пуш­кин­ских про­из­ве­де­ний. Чув­ство­ва­лось про­ти­во­сто­я­ние иконы и лу­боч­ной кар­тин­ки в го­род­ском и сель­ском доме про­сто­го че­ло­ве­ка XVIII-XIX века, а также и ХХ (ора­тор в се­ре­дине ХХ века видел в домах лу­боч­ные кар­тин­ки, ко­то­рым более ста лет).

Лу­боч­ные кар­тин­ки ви­де­ли не толь­ко пер­со­на­жи рус­ских клас­си­ков, а также их могли ви­деть и наши ро­ди­те­ли, ба­буш­ки и де­душ­ки в ка­ком-ли­бо виде. Их может ви­деть и мо­ло­дое по­ко­ле­ние на сте­нах ком­му­наль­ных квар­тир (им будет  более 100-150 лет).

Ни­ко­му не при­хо­ди­ло в го­ло­ву, что лу­боч­ные кар­тин­ки стоит хра­нить, по­это­му часть их по­гиб­ла, а ред­кие эк­зем­пля­ры со­хра­ни­лись лишь в му­зе­ях. Но упо­ми­на­ния о лу­боч­ных кар­тин­ках име­ют­ся в боль­шом ко­ли­че­стве ис­точ­ни­ков, свя­зан­ных с Пет­ров­ским вре­ме­нем, по­то­му что Петр I – герой на­род­но­го со­про­тив­ле­ния и ска­зок, по сю­же­там ко­то­рых пе­ча­та­лись лу­боч­ные книги и кар­тин­ки. В этих сказ­ках Петр вы­сту­па­ет как царь-ан­ти­христ, царь-Ирод, царь-су­по­стат, как враг рода че­ло­ве­че­ско­го. Со­от­вет­ствен­но Петр и его окру­же­ние за­ни­ма­лись тем, что сей­час бы на­зва­ли контр­про­па­ган­дой. Пет­ров­ские офи­ци­аль­ные из­да­ния были свя­за­ны с про­ти­во­по­лож­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми Петра и той роли, ко­то­рую он иг­ра­ет. В сущ­но­сти ли­те­ра­тур­ная и об­ще­ствен­ная борь­ба в XVIII веке сво­ди­лась к борь­бе за ту или иную трак­тов­ку де­я­тель­но­сти Петра: Петр – ве­ли­кий ре­фор­ма­тор или Петр – страш­ное ис­ча­дие ада. Эта борь­ба шла не на по­ли­ти­че­ских три­бу­нах, как это про­ис­хо­ди­ло в Ан­глии, Фран­ции, Гол­лан­дии, куда за­ез­жал Петр, а на стра­ни­цах луб­ков, на пло­ща­дях, где разыг­ры­ва­лись пред­став­ле­ния в на­род­ной те­ат­ре. На цер­ков­ной арене, где свя­щен­ни­ки поз­во­ля­ли себе кри­ти­че­ские про­по­ве­ди в сто­ро­ну цар­ству­ю­ще­го Петра. Сле­до­ва­тель­но, это борь­ба шла в ли­те­ра­ту­ре, ко­то­рая в бук­валь­ном смыс­ле раз­ве­ши­ва­лась на сте­нах домов. Это важно по­ни­мать, чтобы разо­брать­ся в ли­те­ра­ту­ре Пет­ров­ско­го вре­ме­ни и по­след­стви­ях, ко­то­рые от­ра­зи­лись в рус­ской ли­те­ра­ту­ре сле­ду­ю­щих пе­ри­о­дов.

 4. Вклад Петра I в развитие русской культуры

Петр I – ро­до­на­чаль­ник осо­бой рус­ской куль­ту­ры, ско­рей даже мо­ло­деж­ной суб­куль­ту­ры XVII века или мо­ло­деж­ной кон­тр­куль­ту­ры ру­бе­жа XVII-XVIII века, ко­то­рая стала потом офи­ци­аль­ной рус­ской куль­ту­рой. В этой куль­ту­ре по­яви­лись со­всем новые герои, пер­со­на­жи и дей­ству­ю­щие лица, но по­яви­лись они на ос­но­ве того же мифа – мифа об отце. Петр, вы­рос­ший без отца, сам чаще всего играл ту роль, ко­то­рая ми­фо­ло­ги­че­ски ему была ближе всего – роль отца на­ро­дов, отца своих под­дан­ных. Роль отца более всего со­от­вет­ство­ва­ла той книге, ко­то­рую Петр на­пи­сал всей своей жиз­нью. Вся жизнь по­движ­ни­ка XVII века стро­и­лась в со­от­вет­ствие с ка­но­ном жития свя­то­го. Про­то­поп Ав­ва­кум шел на муки, чтобы вы­стро­ить свою жизнь так, как вы­стра­и­ва­ет­ся текст жития свя­то­го. Смысл того, что че­ло­век де­ла­ет в жизни во вре­ме­на Про­то­по­па Ав­ва­ку­ма и дру­гих его со­вре­мен­ни­ков, сво­дил­ся к тому, чтобы до­бить­ся при­чис­ле­ния к лику свя­тых. Петр писал своей жиз­нью и судь­бой со­всем дру­гой роман. Это был уже роман но­во­го вре­ме­ни, ско­рее, драма, на­пи­сан­ная по ка­но­нам того ли­те­ра­тур­но­го стиля, на­прав­ле­ния, те­че­ния, ко­то­рое за­рож­да­ет­ся в эпоху Петра – это стиль клас­си­циз­ма – на­прав­ле­ние, ко­то­рое од­но­вре­мен­но в на­ча­ле XVIII века охва­ты­ва­ет всю Ев­ро­пу.

Клас­си­цизм

Рис. 6. Клас­си­цизм

На­ча­ло XVIII века – это Новое время не толь­ко для Рос­сии, но и для всей Ев­ро­пы в целом. Это время, когда, с одной сто­ро­ны, идет воз­врат к клас­си­че­ским об­раз­цам ан­тич­но­сти, древ­но­сти (Петр был с ними зна­ком), а с дру­гой сто­ро­ны, идет ве­я­ние Но­во­го вре­ме­ни. Вдох­нов­лен­ные успе­ха­ми науки, бла­го­да­ря ко­то­рым со­вер­шен­ству­ют­ся ору­дия войны, труда, рас­тет про­из­во­ди­тель­ность, мощь го­су­дарств, осва­и­ва­ют­ся новые тер­ри­то­рии, за­хва­ты­ва­ют­ся новые стра­ны и кон­ти­нен­ты, стра­ны ста­но­вят­ся более силь­ны­ми, люди чув­ству­ют свое мо­гу­ще­ство. Это было мо­гу­ще­ство, при­о­ри­тет ра­зу­ма.

Для Петра идея клас­си­ци­сти­че­ская, идея тор­же­ства ра­зу­ма свя­зы­ва­ет­ся с идеей от­цов­ства. Он – ра­зум­ный отец нера­зум­ных своих под­дан­ных. Он сам и дра­ма­тург, и ре­жис­сер, и глав­ный актер в этом спек­так­ле, в этом бу­ду­щем ро­мане, ко­то­рый потом на­пи­шут по­том­ки. Он сам для себя пишет, ста­вит и сам иг­ра­ет этот спек­такль на под­мост­ках всей Рос­сии вме­сте со сво­и­ми под­дан­ны­ми и теми, кто его под­дер­жи­ва­ет и теми, кто ему про­ти­во­сто­ит. И эта пьеса, на­чав­шись в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия XVII века, про­дол­жа­ет­ся и в те­че­ние всей жизни Петра, и после его смер­ти.

Вопросы к конспектам

1. От­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы:

а) Рас­ска­жи­те, как Петр I взо­шел на цар­ский пре­стол?

б) Что собой пред­став­ля­ли те­ат­ры до Петра I? Что в них из­ме­ни­лось в эпоху Петра Ве­ли­ко­го?

в) Кто такие ско­мо­ро­хи? Как к ним от­но­си­лись в об­ще­стве?

2. * По­дроб­ней озна­ко­мить­ся с тра­ди­ци­ей ско­мо­ро­ше­ства и те­ат­ра на Руси и под­го­то­вить до­клад/пре­зен­та­цию на со­от­вет­ству­ю­щую тему.

Последнее изменение: Суббота, 17 Июнь 2017, 18:07