Развитие речи. Выразительное чтение

 1. Вступительное слово

В XVIII веке де­кла­ма­ция сти­хов имела вы­со­кое зна­че­ние. Ведь необ­хо­ди­мо было про­из­но­сить тор­же­ствен­ные и по­хваль­ные речи, оды. Для того чтобы пе­ре­дать смысл сти­хо­тво­ре­ния нужно овла­деть тем ис­кус­ством де­кла­ма­ции, каким вла­де­ли ли­те­ра­то­ры XVIII, XIX веков. К со­жа­ле­нию, ис­кус­ство де­кла­ма­ции утра­ти­ло свое зна­че­ние в XX веке, а в XXI веке мы можем на­блю­дать остат­ки де­кла­ма­ции толь­ко в про­фес­си­о­наль­ном ис­кус­стве ак­те­ров.

Поэты имели дело с па­мят­ни­ка­ми – па­мят­ни­ка­ми ли­те­ра­ту­ры. Ко­неч­но же, ни­ка­кой зву­ко­за­пи­си не было, по­это­му невоз­мож­но вос­про­из­ве­сти то зву­ча­ние сти­хо­тво­ре­ний, ко­то­рое бы­то­ва­ло в то время. За­да­ча ли­те­ра­то­ров XXI века – ожи­вить ли­те­ра­тур­ные па­мят­ни­ки. Со­вре­мен­но­му че­ло­ве­ку го­раз­до труд­нее учить ста­рые тек­сты. Очень остро стоит во­прос о том, как вы­учить на­и­зусть сти­хо­тво­ре­ние.

 2. Правила в изучении текстов наизусть

Су­ще­ству­ет несколь­ко пра­вил в изу­че­нии тек­стов на­и­зусть.

1. Вы­учить на­и­зусть и про­чи­тать можно толь­ко тот текст, ко­то­рый вам  ин­те­ре­сен. Ли­те­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние долж­но увле­кать чи­та­те­ля.

2. Текст дол­жен быть нам по­ня­тен.

3. Каж­дый из нас дол­жен четко пред­став­лять себе как ра­бо­та­ет его па­мять. Есть люди, ко­то­рые за­по­ми­на­ют то, что видят. Они вос­при­ни­ма­ют мир, как его видят. Им до­ста­точ­но про­чи­тать про себя текст несколь­ко раз и в итоге вы­учить его. Есть люди, ко­то­рые живут ушами. Им до­ста­точ­но услы­шать чте­ние про­из­ве­де­ния. Есть люди, ко­то­рые могут вы­учить текст, бла­го­да­ря тому, что про­из­но­сят его са­мо­сто­я­тель­но вслух. Они за­по­ми­на­ют то, что про­из­но­сят сами. Есть люди, ко­то­рые за­по­ми­на­ют ру­ка­ми – мо­тор­ная па­мять. Им легче всего за­пом­нить ма­те­ри­ал, за­пи­сав его. Есть ка­те­го­рия людей, ко­то­рые долж­ны дви­гать­ся и об­щать­ся – они учат на ходу. В непо­движ­ном со­сто­я­нии па­мять у этих людей го­раз­до хуже ра­бо­та­ет, неже­ли в дви­же­нии. Каж­до­му из нас необ­хо­ди­мо хо­ро­шо знать, как мы вос­при­ни­ма­ем мир. Каж­дый, пы­та­ясь учить что-ни­будь на­и­зусть, дол­жен сам себя ис­пы­тать. По­про­бо­вать про­чи­тать гла­за­ми и за­пом­нить, про­чи­тать вслух, про­чи­тать и за­пи­сать на ходу, сидя, лежа. Необ­хо­ди­мо по­нять какой из этих спо­со­бов ра­бо­та­ет лучше и поль­зо­вать­ся тем, что ближе вам. У каж­до­го из нас раз­ный объем опе­ра­тив­ной па­мя­ти. Нужно четко по­ни­мать ка­ко­го объ­е­ма тек­ста мы спо­соб­ны за­пом­нить с пер­во­го раза. Для этого необ­хо­ди­мо по­про­бо­вать про­чи­тать текст и вос­про­из­ве­сти.

За­учи­ва­ние на­чи­на­ет­ся с того, что вам ин­те­рес­но. Потом вас необ­хо­ди­мо вы­би­рать спо­соб и раз­ме­ры тех от­рыв­ков, по ко­то­рым вы бу­де­те дви­гать­ся, уча на­и­зусть.

 3. Партитура

Вы­учив текст, необ­хо­ди­мо знать, как пра­виль­но его де­кла­ми­ро­вать. Су­ще­ству­ют по­лу­за­бы­тые пра­ви­ла, такие же, как и для му­зы­кан­та. Му­зы­кант, как ис­пол­нить про­из­ве­де­ние, го­то­вит для себя пар­ти­ту­ру – за­пись му­зы­каль­но­го тек­ста. Точно такую же пар­ти­ту­ру го­то­вят и ак­те­ры. Они не про­сто за­учи­ва­ют текст, ко­то­рый им дано, а и са­мо­сто­я­тель­но со­став­ля­ют пар­ти­ту­ру. Такую же пар­ти­ту­ру вы мо­же­те при­го­то­вить для себя. Пар­ти­ту­ра тек­ста – это свое­об­раз­ная шпар­гал­ка. Если вы го­то­ви­тесь к вы­ступ­ле­нию, на ка­ком-ни­будь тор­же­ствен­ном ве­че­ре, где у вас есть дуб­лер, вы не про­сто пе­ре­да­е­те ему текст, но и пар­ти­ту­ру. В этой пар­ти­ту­ре при­сут­ству­ет мно­же­ство зна­ков. Су­ще­ству­ет три ос­нов­ных знака в пар­ти­ту­ре:

Пауза  (обо­зна­ча­ет­ся как / , // , ///) ―  раз­мер ти­ши­ны. А.П. Чехов го­во­рил: «Самое прон­зи­тель­ное в те­ат­ре – это пауза». Когда зву­чит пауза, слу­ша­тель осо­зна­ет то, что он услы­шал.

/ ― ко­рот­кая пауза;

// ― сред­няя пауза;

/// ― длин­ная пауза;

Звуч­ность (обо­зна­ча­ет­ся как < , >). Звуч­ность бы­ва­ет вос­хо­дя­щей и нис­хо­дя­щей. При вос­хо­дя­щей звуч­но­сти наш голос дол­жен по­вы­ша­ет­ся, при нис­хо­дя­щей – сни­жа­ет­ся.

< ― вос­хо­дя­щая звуч­ность;

> ― нис­хо­дя­щая звуч­ность;

 - Ло­ги­че­ское уда­ре­ние. (обо­зна­ча­ет­ся как _). Ло­ги­че­ское уда­ре­ние под­чер­ки­ва­ет осо­бен­но важ­ные слова. _

При­мер:

Пред­ло­же­ние. «Каз­нить нель­зя, по­ми­ло­вать». В этом тек­сте не стоит за­пя­тая. Если рас­ста­вить знаки пар­ти­ту­ры, то вый­дет два ва­ри­ан­та про­чте­ния.

- «Каз­нить / нель­зя по­ми­ло­вать» - смерт­ный при­го­вор.  

- « Каз­нить нель­зя / по­ми­ло­вать» - по­ми­ло­ва­ние от­ме­ня­ю­щий смерт­ный при­го­вор.

Мы не при­вык­ли за­ме­чать пауз. Мы ав­то­ма­ти­че­ски управ­ля­ем своей речью. Ино­гда оши­ба­ем­ся, и нас пе­ре­ста­ют по­ни­мать.

Бу­ма­га и ка­ран­даш, зер­ка­ло― три про­стых вещи, ко­то­рые по­мо­гут в тре­ни­ров­ке про­чте­ния тек­стов. В наше время можно ис­поль­зо­вать еще и ви­део­ка­мер, по­то­му что у нас по­яв­ля­ет­ся воз­мож­ность за­пи­сать раз­ные ва­ри­ан­ты чте­ния и от­кор­рек­ти­ро­вать.

При­мер:

«О, за­крой свои блед­ные ноги!» Эти стро­ки ― это поэма В. Я. Брю­со­ва. Даная поэма не со­всем се­рьез­ная, но в ней есть скры­тый смысл. В 1794 году су­ще­ство­ва­ла по­э­ти­че­ская мода на том­ные стра­сти, на утон­чен­ные ду­шев­ные дви­же­ния, ко­то­рые вы­ра­жа­лись в осо­бых позах и же­стах. Два ва­ри­ан­та про­чте­ния поэмы с по­мо­щью раз­ной пар­ти­ту­ры:

1) Иро­ни­че­ское от­но­ше­ние: О// за­крой/ свои блед­ные ноги (в конце строч­ки сле­ду­ет нис­хо­дя­щая звуч­ность)

2) Па­те­ти­че­ский ва­ри­ант (может ока­зать­ся еще смеш­нее)

 4. «Готовим партитуру главного фрагмента»

Сти­хо­тво­ре­ние «Па­мят­ник» Го­ра­ция впер­вые на рус­ский язык пе­ре­вел М.Ло­мо­но­сов.

«Я знак бес­смер­тия себе воз­двиг­нул Пре­вы­ше пи­ра­мид и креп­че меди, Что бур­ный ак­ви­лон со­треть не может, Ни мно­же­ство веков, ни едка древ­ность. Не вовсе я умру; но смерть оста­вит Ве­ли­ку часть мою, как жизнь скон­чаю. Я буду воз­рас­тать по­всю­ду сла­вой, Пока ве­ли­кий Рим вла­де­ет све­том. Где быст­ры­ми шумит стру­я­ми Авфид, Где Дав­нус цар­ство­вал в про­стом на­ро­де, Оте­че­ство мое мол­чать не будет, Что мне без­знат­ной род пре­пят­ством не был, Чтоб внесть в Ита­лию стихи эоль­ски  И пер­во­му зве­неть Ал­цей­ской лирой.  Взгор­ди­ся пра­вед­ной за­слу­гой, муза, И увен­чай главу дель­фий­ским лав­ром.»

 5. «Условия подготовки к выразительному чтению»

Успех про­чте­ния тек­ста за­ви­сит от тер­пе­ния. В народ вошла по­го­вор­ка, ла­тин­ская фраза « По­вто­ре­ние – мать уче­ния». Текст, ко­то­рый учит­ся на­и­зусть, нужно по­вто­рять несколь­ко раз, при этом от того, что текст на­чи­на­ет на­до­едать, те­ря­ет­ся стрем­ле­ние вы­ра­зить чув­ства и про­чи­тать все вы­ра­зи­тель­но. По мере ра­бо­ты над тек­стом мы ста­ра­ем­ся сна­ча­ла вы­учить тек­сты, за­пом­нить, а уже после при­го­то­вить ва­ри­ант вы­ра­зи­тель­но­го чте­ния.

«Па­мят­ник» – это клас­си­че­ский текст, со­хра­нив­шей­ся с на­ча­ла нашей эры. Пе­ре­во­ды этого сти­хо­тво­ре­ния стали обя­за­тель­ным упраж­не­ни­ем для ис­тин­но­го ора­то­ра. В Рос­сии свой «Па­мят­ник» на­пи­са­ли и Ло­мо­но­сов, и Дер­жа­вин.

В XIX веке про­дол­жил тра­ди­цию А.С. Пуш­кин. «Па­мят­ник» Ло­мо­но­со­ва и Дер­жа­ви­на могут слу­жить по­мощ­ни­ком каж­до­го ора­то­ру, ко­то­рый пы­та­ет­ся на­учить­ся чи­тать тек­сты так, чтобы мак­си­маль­но пе­ре­дать все, что хотел пе­ре­дать.

 6. «Задание»

На­пи­ши­те пар­ти­ту­ру к сти­хо­тво­ре­нию Дер­жа­ви­на «Вла­сти­те­лям и су­дьям».

«Вос­стал все­выш­ний бог, да судит Зем­ных богов во сонме их; До­ко­ле, рек, до­коль вам будет Ща­дить непра­вед­ных и злых?

Ваш долг есть: со­хра­нять за­ко­ны, На лица силь­ных не взи­рать, Без по­мо­щи, без обо­ро­ны Сирот и вдов не остав­лять.

Ваш долг: спа­сать от бед невин­ных. Несчаст­ли­вым по­дать по­кров; От силь­ных за­щи­щать бес­силь­ных, Ис­торг­нуть бед­ных из оков.

Не внем­лют! видят — и не знают! По­кры­ты мздою очеса: Зло­дей­ства землю по­тря­са­ют, Неправ­да зыб­лет небе­са.

Цари! Я мнил, вы боги власт­ны, Никто над вами не судья, Но вы, как я по­доб­но, страст­ны, И так же смерт­ны, как и я.

И вы по­доб­но так па­де­те, Как с древ увяд­ший лист падет! И вы по­доб­но так умре­те, Как ваш по­след­ний раб умрет!

Вос­крес­ни, боже! боже пра­вых! И их мо­ле­нию внем­ли: Приди, суди, карай лу­ка­вых, И будь един царем земли!»

Дер­жа­вин был пер­вым, кто гро­мо­глас­но и тор­же­ствен­но ска­зал о людях, ко­то­рые ру­ко­во­дят лю­дь­ми.

Вопросы к конспектам

1. Про­ана­ли­зи­ро­вать какие бы­ва­ют виды па­мя­ти. Спо­со­бы ее тре­ни­ров­ки.

2. Про­ана­ли­зи­ро­вать стихи, дан­ные в лек­ции. На­пи­сать пар­ти­ту­ру к сти­хо­тво­ре­нию Дер­жа­ви­на «Вла­сти­те­лям и су­дьям».

3. *Вы­брать три любые сти­хо­тво­ре­ния. На­пи­сать к ним пар­ти­ту­ру, вы­учить на­и­зусть и про­де­кла­ми­ро­вать.

Последнее изменение: Суббота, 17 Июнь 2017, 18:35