Косвенная речь (вводные глаголы: начальный уровень)

Ввод­ные гла­го­лы say и tell

Итак, кос­вен­ная речь – это спо­соб пе­ре­да­чи чужих слов, то есть мы пе­ре­ска­зы­ва­ем то, что уже ска­зал кто-то дру­гой.

E.g. Mother said, ‘I want you to wash your hands before dinner.’ –>

Mother said that she wanted me to wash my hands before dinner.

Мама ска­за­ла: «Я хочу, чтобы ты по­мы­ла руки перед ужи­ном». –>

Мама ска­за­ла, что хочет, чтобы я по­мы­ла руки перед ужи­ном.

После под­ле­жа­ще­го в пер­вой части пред­ло­же­ния мы можем ис­поль­зо­вать гла­гол say, если мы не знаем, к кому об­ра­ще­на речь или гла­гол tell, когда мы знаем, к кому об­ра­ще­на речь.

E.g. Mother said that she wanted to go shopping.

Мама ска­за­ла, что хочет схо­дить за по­куп­ка­ми.

Mother toldme that she wanted to go shopping.

Мама ска­за­ла мне, что хочет схо­дить за по­куп­ка­ми. (Рис. 1)

Mother toldme that she wanted to go shopping.  Мама ска­за­ла мне, что хочет схо­дить за по­куп­ка­ми.

Рис. 1. Ил­лю­стра­ция к при­меру

 

Ввод­ные гла­го­лы, после ко­то­рых ис­поль­зу­ет­ся ин­фи­ни­тив

Кроме этих двух гла­го­лов кос­вен­ную речь могут вво­дить и неко­то­рые дру­гие.

Осо­бен­но­стью этих гла­го­лов яв­ля­ет­ся то, что после них не нужно ста­вить гла­гол во вре­мен­ную форму. В таких слу­ча­ях ис­поль­зу­ют­ся без­лич­ные формы гла­го­ла, т. е. ин­фи­ни­тив или ing-фор­ма.

Рас­смот­рим ввод­ные гла­го­лы promise, refuse, offer. После них ста­вит­ся смыс­ло­вой гла­гол в неопре­де­лен­ной форме.

promise (обе­щать)

+ to do smth

refuse (от­ка­зы­вать­ся)

 

offer (пред­ла­гать)

 

E.g. ‘I’ll be home early.’ – He promisedto be home early.

«Я буду дома рано». –> Он обе­щал быть дома рано.

 ‘No, I won’t wash the dishes.’ – He refusedto wash the dishes.

«Нет, я не буду мыть по­су­ду». –> Он от­ка­зал­ся мыть по­су­ду.

 ‘Can I get you a cup of tea?’ – He offeredto get me a cup of tea.

«Можно уго­стить Вас ча­шеч­кой чая?» –> Он пред­ло­жил уго­стить меня ча­шеч­кой чая. (Рис. 2)

‘Can I get you a cup of tea?’ – He offeredto get me a cup of tea.  «Можно уго­стить Вас ча­шеч­кой чая?» –> Он пред­ло­жил уго­стить меня ча­шеч­кой чая.

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

 

Пред­ло­же­ния

В уроке мы упо­мя­ну­ли с вами пред­ло­же­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем мо­даль­но­го гла­го­ла can.

E.g. Can I get you a drink? – При­не­сти вам по­пить?

Ино­гда мо­даль­ные гла­го­лы в неко­то­рых своих зна­че­ни­ях имеют ана­ло­ги. Так, в дан­ном при­ме­ре вме­сто мо­даль­но­го гла­го­ла can можно также ис­поль­зо­вать мо­даль­ный гла­гол could и shall. При этом зна­че­ние вы­ска­зы­ва­ния не из­ме­нит­ся.

E.g. Could I help you with your bags? – Вам по­мочь с сум­ка­ми?

Shall I give you a lift? – Вас под­вез­ти?

 

Ввод­ные гла­го­лы, после ко­то­рых ис­поль­зу­ет­ся до­пол­не­ние и ин­фи­ни­тив

После гла­го­лов advise, ask, beg, order, warn чаще всего ста­вит­ся до­пол­не­ние, а сле­дом – неопре­де­лен­ная форма смыс­ло­во­го гла­го­ла.

advise (со­ве­то­вать)

me *

Tom

+ to do smth.

ask(про­сить)

 

 

beg (умо­лять)

 

 

order(при­ка­зы­вать)

 

 

warn (предо­сте­ре­гать)

 

 

E.g. ‘You should stay in bed.’ – He advisedmeto stay in bed.

«Тебе сле­ду­ет оста­вать­ся в по­сте­ли». – Он по­со­ве­то­вал мне оста­вать­ся в по­сте­ли.

 ‘Please post this letter for me.’ – He askedme to post the letter for him.

 «По­жа­луй­ста, от­правь­те это пись­мо для меня». – Он по­про­сил меня от­пра­вить это пись­мо для него.

 ‘Please, please listen to me.’ – He beggedherto listen to him.

«По­жа­луй­ста, по­жа­луй­ста, вы­слу­шай­те меня». – Он умо­лял ее вы­слу­шать его.

 ‘Don’t move!’ – He orderedmenot to move.

«Не дви­гать­ся!» - Он при­ка­зал мне не дви­гать­ся.

 ‘Don’t go near the fire.’ – He warnedmenot to go near the fire.

«Не под­хо­ди близ­ко к огню». – Он предо­сте­рег меня не под­хо­дить близ­ко к огню. (Рис. 3)

‘Don’t go near the fire.’ – He warnedmenot to go near the fire.  «Не под­хо­ди близ­ко к огню». – Он предо­сте­рег меня не под­хо­дить близ­ко к огню.

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

 

Со­ве­ты 

Чтобы дать совет, в ан­глий­ском языке нужно ис­поль­зо­вать мо­даль­ный гла­гол should.

E.g. You should study harder. – Тебе стоит учить­ся при­леж­нее.

Кроме гла­го­ла should для вы­ра­же­ния со­ве­та также можно ис­поль­зо­вать гла­гол ought to, но после него обя­за­тель­но долж­на сто­ять ча­стич­ка to. Это яв­ля­ет­ся не ха­рак­тер­ным для мо­даль­ных гла­го­лов в целом, по­это­му стоит об­ра­тить на этот гла­гол осо­бое вни­ма­ние.

E.g. You ought togo home. It’s very late. – Тебе стоит пойти домой. Уже очень позд­но.

 

Ввод­ный гла­гол suggest

Есть один осо­бый ввод­ный гла­гол suggest (пред­ла­гать). От­ли­ча­ет­ся он тем, что после него, в от­ли­чие от всех дру­гих, ста­вит­ся не неопре­де­лен­ная форма смыс­ло­во­го гла­го­ла, а форма с окон­ча­ни­ем -ing.

Гла­гол suggest ис­поль­зу­ет­ся в тех слу­ча­ях, когда мы вно­сим некое пред­ло­же­ние на рас­смот­ре­ние со­бе­сед­ни­ка.

E.g. ‘Let’s have some tea.’ – He suggestedhaving some tea.

«Давай вы­пьем чая». – Он пред­ло­жил вы­пить чая.

‘Let’s have some tea.’ – He suggestedhaving some tea.  «Давай вы­пьем чая». – Он пред­ло­жил вы­пить чая.

Рис. 4. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

 ‘Why don’t we go to Helen’s party?’ – He suggestedgoing to Helen’s party.

«По­че­му бы нам не пойти на ве­че­рин­ку к Елене?» – Он пред­ло­жил пойти на ве­че­рин­ку к Елене. (Рис. 4)

 

За­да­ния для са­мо­про­вер­ки

Итак, те­перь вы го­то­вы тре­ни­ро­вать­ся на при­ме­рах. Не за­бы­вай­те, что пра­ви­ла ло­ги­че­ско­го из­ме­не­ния ме­сто­име­ний и об­сто­я­тельств вре­ме­ни по-преж­не­му в силе.

Пе­ре­ве­ди­те пря­мую речь в кос­вен­ную, ис­поль­зуя ввод­ные гла­го­лы, изу­чен­ные на этом за­ня­тии.

1. ‘Please get me a glass of water,’ he said to Jill.

2. ‘No, I won’t help you,’ she said to Jim.

3. ‘I’ll buy you something nice for your birthday,’ her mother told her.

4. ‘Don’t play near the road because it’s dangerous,’ he said to us.

5. ‘Would you like me to do the shopping?’ she asked.

6. ‘Please, please don’t leave me alone in the dark,’ she said to her parents.

7. ‘How about going to the cinema tonight?’ he said.

8. ‘Go to bed! Now!’ his father told him.

9. ’I think you should eat more vegetables,’ my mother told me.

 

Про­верь­те себя:

1. He asked Jill to get him a glass of water.

2. She refused to help Jim.

3. Her mother promised to buy her something nice for her birthday.

4. He warned us not to play near the road.

5. He offered me to do some shopping.

6. She begged her parents not to leave her alone in the dark.

7. He suggested going to the cinema that night.

8. His father ordered him to go to bed.

9. My mother advised me to eat more vegetables.

 

Сдвиг во вре­ме­ни

Чтобы си­сте­ма­ти­зи­ро­вать свои зна­ния по со­гла­со­ва­нию вре­мен, об­ра­ти­те вни­ма­ние на сле­ду­ю­щую таб­ли­цу.

From

To

Present Simple

Past Simple

Present Continuous

Past Continuous

Present Perfect

Past Perfect

Past Simple

 

Will

Would

Can

Could

E.g. He said, “I am a painter.” –> He said he was a painter.

Он ска­зал: «Я ху­дож­ник». –> Он ска­зал, что он ху­дож­ник.

She said, “I amdoing my homework now.” –> She said she wasdoing her homework then.

Она ска­за­ла: «Я делаю до­маш­нее за­да­ние сей­час». –> Она ска­за­ла, что де­ла­ет до­маш­нее за­да­ние сей­час.

They said, “We have just come back from the Browns.” –> They said that they had just come back from the Browns.

Они ска­за­ли: «Мы толь­ко что вер­ну­лись от Бра­у­нов». –> Они ска­за­ли, что толь­ко что вер­ну­лись от Бра­у­нов.

He said, “I read her article.” –> He said that he hadread her article.

Он ска­зал: «Я про­чел ее ста­тью». –> Он ска­зал, что про­чел ее ста­тью. (Рис. 5)

He said, “I read her article.” –> He said that he hadread her article.  Он ска­зал: «Я про­чел ее ста­тью». –> Он ска­зал, что про­чел ее ста­тью.

Рис. 5. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

She said, “I willopen the window.” –> She said that she wouldopen the window.

Она ска­за­ла: «Я от­крою окно». –> Она ска­за­ла, что от­кро­ет окно.

 He said, “I canplay the guitar.” –> He said he couldplay the guitar.

Он ска­зал: «Я умею иг­рать на ги­та­ре». –> Он ска­зал, что умеет иг­рать на ги­та­ре.

Вопросы к конспектам

Пе­ре­дай­те сле­ду­ю­щие пред­ло­же­ния кос­вен­ной речью, ис­поль­зуя ввод­ные гла­го­лы.

1. "Don't stay in the way of the traffic", said the policeman. 2. "Let's subscribe to MOSCOW NEWS," said the teacher. 3. “Stay in bed for a couple of days”, said my doctor. 4. "You should invite all your friends, Alice", said mother. 5. Please, don't forget to clean the room. 6. Don't waste you time. 7. Don’t be late for the swimming competition. 8. "Let’s begin the meeting," said the chairman. 9. "Shall I carry this bag for you, АNN?" said Bob. 10. "Yоu better leave now', said the boy’s mother.

Пе­ре­дай­те сле­ду­ю­щие пред­ло­же­ния кос­вен­ной речью, на­чи­ная, как ука­за­но.

1. 'You can't park here.' The police officer told Jack ___________________________________

2. 'I'll see you in the morning, Helen.' Peter promised __________________________________

3. 'The trousers have to be ready this afternoon.' Paul ordered the dry-cleaners_______________

4. 'I left my umbrella here two days ago.' Susan told them_______________________________

5. 'I don’t want to stay in this hotel.' Diana refused_____________________________________

6. ‘I'll help you if you like.' Sue offered______________________________________________

Последнее изменение: Пятница, 6 Октябрь 2017, 01:01