Косвенная речь (утвердительные и отрицательные предложения)

Общая ха­рак­те­ри­сти­ка кос­вен­ной речи

Итак, кос­вен­ная речь – это спо­соб пе­ре­да­чи чужих слов, то есть мы пе­ре­ска­зы­ва­ем то, что уже ска­зал кто-то дру­гой. (Рис. 1)

E.g. Учи­тель го­во­рит: «Ты пра­виль­но де­ла­ешь за­да­ние». – Это пря­мая речь.

Кос­вен­ная речь вам по­на­до­бит­ся, если вы за­хо­ти­те по­хва­стать­ся этим со­се­ду по парте. E.g. Учи­тель го­во­рит, что я пра­виль­но делаю за­да­ние.

кос­вен­ная речь – это спо­соб пе­ре­да­чи чужих слов, то есть мы пе­ре­ска­зы­ва­ем то, что уже ска­зал кто-то дру­гой.

Рис. 1. Ил­лю­стра­ция к теме урока

 

Пе­ре­да­ча утвер­ди­тель­ных пред­ло­же­ний

Как ви­ди­те, зна­чи­тель­ных от­ли­чий в струк­ту­ре между рус­ским и ан­глий­ским язы­ком нет за ис­клю­че­ни­ем того, что сло­во-связ­ка that может опус­кать­ся как в уст­ной, так и в пись­мен­ной речи.

Мы рас­смот­ре­ли при­мер, где ввод­ное слово, т. е. «го­во­рит»/«says», стоит в на­сто­я­щем вре­ме­ни.

Если же ввод­ный гла­гол будет сто­ять в про­шед­шем вре­ме­ни (said), то время гла­го­ла в при­да­точ­ном пред­ло­же­нии будет из­ме­нять­ся по прин­ци­пу со­гла­со­ва­ния вре­мен:

Present Simple → Past Simple

‘I want to find a better job,’ he said. → He said he wanted to find a better job.

«Я хочу найти ра­бо­ту по­луч­ше», – он ска­зал. → Он ска­зал, что хочет найти ра­бо­ту по­луч­ше.

Present Continuous→ Past Continuous:

He answered “I amhaving a shower.”

Он от­ве­тил: «Я при­ни­маю душ».

He answered he washaving a shower.

Он от­ве­тил, что при­ни­ма­ет душ. (Рис. 2)

He answered he washaving a shower.  Он от­ве­тил, что при­ни­ма­ет душ.

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

will → would

‘I will send you a letter,’ he said → He said he would send me a letter.

«Я от­прав­лю тебе пись­мо», – он ска­зал → Он ска­зал, что от­пра­вит мне пись­мо.

can→ could

“I can swim,” he said. → He said he could swim.

«Я умею пла­вать», – он ска­зал. → Он ска­зал, что умеет пла­вать.

 

Из­ме­не­ния об­сто­я­тельств вре­ме­ни и места, а так же ме­сто­име­ний в кос­вен­ной речи:

(этот) this → that(тот)

(эти) these → those(те)

(здесь) here → there(там)

(сей­час) now – then (тогда)

(се­год­ня) today – thatday (в тот день)

(зав­тра) tomorrow → the day after/the following day (зав­тра/на сле­ду­ю­щий день)

next week/month/year → the next/following week/month/year – на сле­ду­ю­щей неде­ле, в сле­ду­ю­щем ме­ся­це/году

yesterday → the day before/the previous day – вчера

last week/month/year → the previous week/month/year – на про­шлой неде­ле, в про­шлом ме­ся­це/году

 

За­да­ния для са­мо­про­вер­ки

Те­перь за­кре­пим по­лу­чен­ные зна­ния на прак­ти­ке. Для на­ча­ла по­тре­ни­ру­ем­ся встав­лять ме­сто­име­ния по смыс­лу:

1. Mary said, ‘I want to go out with my friends.’

Mary said (that) _____ wanted to go out with ____ friends.

2. Bob said, ‘I will take my dog for a walk.’

Bob said (that) ____ would take ____ dog for a walk.

3. Andrew says, ‘My sister is coming to visit me next week.’

Andrew says (that) ____ sister is going to visit ____ the next week.

4. Mr Jones said, ‘I need to buy a present for my wife.’

Mr Jones said (that) ___ needed to buy a present for ____ wife.

5. Father said, ‘I want you to wash my car.’

Father said (that) ___ wanted ___ to wash ___ car.

 

Про­верь­те себя:

1. Mary said, ‘I want to go out with my friends.’

Mary said (that) she wanted to go out with her friends.

2. Bob said, ‘I will take my dog for a walk.’

Bob said (that) he would take his dog for a walk.

3. Andrew says, ‘My sister is coming to visit me next week.’

Andrew says (that) his sister is going to visit him the next week.

4. Mr Jones said, ‘I need to buy a present for my wife.’

Mr Jones said (that) he needed to buy a present for his wife.

5. Father said, ‘I want you to wash my car.’

Father said (that) he wanted me to wash his car.

 

Пе­ре­да­ча от­ри­ца­тель­ных пред­ло­же­ний

В кос­вен­ную речь, также можно пе­ре­ве­сти от­ри­ца­тель­ные пред­ло­же­ния.

E.g. «Я не хочу есть суп», – ска­за­ла Маша.

Маша ска­за­ла, что она не хочет есть суп. (Рис. 3)

‘I don’t want to eat soup,’ Mary said.

Mary said (that) she didn’t want to eat soup.

Как ви­ди­те, все вы­ше­ука­зан­ные пра­ви­ла со­блю­да­ют­ся, и со­хра­ня­ет­ся от­ри­ца­ние при гла­го­ле.

Я не хочу есть суп», – ска­за­ла Маша.  Маша ска­за­ла, что она не хочет есть суп.

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Say, tell, answer в кос­вен­ной речи

Если в сло­вах, вво­дя­щих пря­мую речь, упо­треб­лен гла­гол to say без до­пол­не­ния, ука­зы­ва­ю­ще­го на лицо, к ко­то­ро­му об­ра­ща­ют­ся с речью, то в кос­вен­ной речи to say со­хра­ня­ет­ся.

E.g. He says, "Mary will do it." – Он го­во­рит: «Мария сде­ла­ет это».

He says (that) Mary will do it. – Он го­во­рит, что Мария сде­ла­ет это.

Если же после to say име­ет­ся до­пол­не­ние (обя­за­тель­но с пред­ло­гом to, на­при­мер, say to me), то to say за­ме­ня­ет­ся гла­го­лом to tell (далее до­пол­не­ние без пред­ло­га to):

E.g. He says tome, "I know it." – Он го­во­рит мне: «Я знаю это».

He tells me that he knows it. – Он го­во­рит мне, что он знает это.

В ан­глий­ском языке гла­гол to answer (от­ве­чать) редко ис­поль­зу­ет­ся для вве­де­ния кос­вен­ной речи, чаще ис­поль­зу­ют say.

E.g. She asks, “Who has my book?”

Она спра­ши­ва­ет: «У кого моя книга?»

He says, "I have your book."

Он от­ве­ча­ет: «У меня твоя книга».

She asks who has her book.

Она спра­ши­ва­ет, у кого ее книга.

He says that he has her book.

Он от­ве­ча­ет, что у него ее книга. (Рис. 4)

He says that he has her book.  Он от­ве­ча­ет, что у него ее книга.

Рис. 4. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, какие из­ме­не­ния про­изо­шли в пред­ло­же­нии при пе­ре­хо­де в кос­вен­ную речь:

Из­ме­ни­лись знаки пре­пи­на­ния.

Из­ме­ни­лось ме­сто­име­ние.

Из­ме­ни­лась форма гла­го­ла.

Все те же из­ме­не­ния будут про­ис­хо­дить и в ан­глий­ском языке.

E.g. The teacher says: ’You are doing the task correctly’

The teacher says (that) I am doing the task correctly.

 

Лич­ные ме­сто­име­ния

Вспом­ним лич­ные ме­сто­име­ния. Эта тема очень тесно свя­за­на с темой кос­вен­ной речи, по­это­му нелиш­ним будет осве­жить ее в па­мя­ти.

Име­ни­тель­ный падеж

 

Объ­ект­ный падеж

I

me

you

you

he

him

she

her

it

it

we

us

you

you

they

them

А ты хо­ро­шо пом­нишь эту тему?

1. Look at they/them.

2. I/me am swimming.

3. Her/She has got a blue dress.

4. Give that ball to me/I.

5. Where is her/she?

6. Do you want to play with we/us?

7. He/Him isn’t coming to the party.

8. I/me have got a motorbike. (Рис. 5)

9. Listen to he/him.

10. Do you know she/her?

He/Him isn’t coming to the party.  I/me have got a motorbike.

Рис. 5. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Про­верь себя:

1. Look at they/them.

2. I/me am swimming.

3. Her/She has got a blue dress?

4. Give that ball to me/I.

5. Where is her/she.

6. Do you want to play with we/us?

7. He/Him isn’t coming to the party.

8. I/me have got a motorbike.

9. Listen to he/him.

10. Do you know she/her?

 

Сдвиг во вре­ме­ни

Чтобы си­сте­ма­ти­зи­ро­вать свои зна­ния по со­гла­со­ва­нию вре­мен, об­ра­ти­те вни­ма­ние на сле­ду­ю­щую таб­ли­цу.

From

To

Present Simple

Past Simple

Present Continuous

Past Continuous

Present Perfect

Past Perfect

Past Simple

 

Will

Would

Can

Could

E.g. He said, “I am a painter.” –> He said he was a painter.

Он ска­зал: «Я ху­дож­ник». –> Он ска­зал, что он ху­дож­ник.

She said, “I am doing my homework now.” –> She said she was doing her homework then.

Она ска­за­ла: «Я делаю до­маш­нее за­да­ние сей­час». –> Она ска­за­ла, что де­ла­ет до­маш­нее за­да­ние сей­час.

They said, “We have just come back from the Browns.” –> They said that they had just come back from the Browns.

Они ска­за­ли: «Мы толь­ко что вер­ну­лись от Бра­у­нов». –> Они ска­за­ли, что толь­ко что вер­ну­лись от Бра­у­нов.

He said, “I read her article.” –> He said that he had read her article.

Он ска­зал: «Я про­чел ее ста­тью». –> Он ска­зал, что про­чел ее ста­тью. (Рис. 6)

He said, “I read her article.” –> He said that he had read her article.  Он ска­зал: «Я про­чел ее ста­тью». –> Он ска­зал, что про­чел ее ста­тью.

Рис. 6. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

She said, “I will open the window.” –> She said that she would open the window.

Она ска­за­ла: «Я от­крою окно». –> Она ска­за­ла, что от­кро­ет окно.

He said, “I can play the guitar.” –> He said he could play the guitar.

Он ска­зал: «Я умею иг­рать на ги­та­ре». –> Он ска­зал, что умеет иг­рать на ги­та­ре.

 

Вопросы к конспектам

And now let’s do some exercises to understand the topic better.

А те­перь, за­кре­пим тему упраж­не­ни­я­ми. Пе­ре­пи­ши­те пред­ло­же­ния в кос­вен­ной речи:

1. Tom says, ‘I have lost my keys.’

2. ‘I’ll type all the letters in the afternoon’, said Bella.

3. ‘I work in my garden every morning,’ said Mr Wilson.

4. ‘I don’t want to be here,’ Kate said.

5. ‘I will bring you my book tomorrow,’ Peter said.

6. ‘I can’t understand this rule,’ she said.

7. ‘I want to visit this museum,’ she said.

 

Про­верь­те себя:

1. Tom says (that) he has lost his keys.

2. Bella said (that) she would type all the letters in the afternoon.

3. Mr Wilson said (that) he worked in his garden every morning.

4. Kate said (that) she didn’t want to be there.

5. Peter said (that) he would bring her his book the following day.

6. She said (that) she couldn’t understand this rule.

7. She said (that) she wanted to visit that museum.

Пе­ре­ве­ди­те сле­ду­ю­щие пред­ло­же­ния в кос­вен­ную речь.

“I don’t watch the news,” he said. – ___________________________________________

“I’ve been to England twice,” says Sergei. – ____________________________________

“I am blind,” she said. –_____________________________________________________

“I don’t have a dog,” she says. – ______________________________________________

“I am not lying,” Mike said. – ________________________________________________

“This is my last bottle of water,” he thinks. – _____________________________________

He says, “I don’t agree with you, Mary.” – ______________________________________

Рас­крой­те скоб­ки, вы­би­рая нуж­ную форму гла­го­ла.

She realized that nobody (will come/would come).

We understood that she (sees/saw) nothing.

He said he (will arrive/would arrive) in some days.

My mother was sure I already (have come/had come).

I didn't know they (are/were) in the room.

He said he never (has been/had been) to London.

We wanted to know who (is singing/was singing) in the next room.

 I always thought he (is/was) a brave man.

When I saw him, he (is working/was working).

We know she always (comes/came) in time.

She says she (has/had) a terrible headache.

He said he (has not seen/had not seen) us for ages.

Последнее изменение: Пятница, 6 Октябрь 2017, 00:18