Вводный урок по теме: «Механические колебания и волны. Звук»

 Введение

Все ви­де­ли волну до­ми­но, знают о цу­на­ми. Звук – это тоже волна. По­про­буй­те разой­тись с дру­гом мет­ров на сто и хлоп­ни­те в ла­до­ши. Вы хлоп­ну­ли – и всё, а звук рас­про­стра­ня­ет­ся, друг его услы­шит через неко­то­рое время (см. рис. 1).

Рас­про­стра­не­ние звука

Рис. 1. Рас­про­стра­не­ние звука

Звук может от­ра­зить­ся от пре­пят­ствий и вер­нуть­ся к вам, это яв­ле­ние на­зы­ва­ет­ся эхо (см. рис. 2).

Яв­ле­ние эхо

Рис. 2. Яв­ле­ние эхо

Звук по­ки­да­ет ис­точ­ник и дви­жет­ся с ко­неч­ной ско­ро­стью.

Брось­те в воду ка­мень, и вы уви­ди­те ту же кар­ти­ну: ка­мень уже уто­нул, а волна всё еще идет, и бе­ре­га она до­стиг­нет толь­ко через время (см. рис. 3).

Рас­про­стра­не­ние волн

Рис. 3. Рас­про­стра­не­ние волн

До этого мы счи­та­ли, что что-то ма­те­ри­аль­ное пе­ре­дви­га­ет­ся: едет ав­то­мо­биль, па­да­ет капля дождя. А те­перь пред­ставь­те: вы сто­и­те на бе­ре­гу озера и ви­ди­те, как мимо про­плыл катер и волна при­ш­ла к бе­ре­гу. Это та же вода, ко­то­рую тол­кал катер? Нет, вода дви­жет­ся толь­ко вверх-вниз, вы пой­ме­те это, если про­сле­ди­те за по­плав­ком, ко­то­рый пры­га­ет на волне (см. рис. 4).

По­ло­же­ние по­плав­ка

Рис. 4. По­ло­же­ние по­плав­ка

Волна про­шла, и всё оста­лось на своих ме­стах. Так что же при­шло к бе­ре­гу, что дви­жет­ся? Такое дви­же­ние надо изу­чать как-то по-дру­го­му.

От од­но­го участ­ка по­верх­но­сти к дру­го­му пе­ре­да­ет­ся сме­ще­ние воды вверх-вниз, и таким об­ра­зом рас­про­стра­ня­ет­ся (см. рис. 5).

Сме­ще­ние воды на по­верх­ност­ных участ­ках

Рис. 5. Сме­ще­ние воды на по­верх­ност­ных участ­ках

Пе­ре­да­ет­ся вза­им­ное по­ло­же­ние со­сед­них участ­ков воды. Дви­жет­ся воз­му­ще­ние. Воз­му­ще­ние – это из­ме­не­ние ка­кой-ли­бо фи­зи­че­ской ве­ли­чи­ны: по­ло­же­ния ча­стиц, ско­ро­сти, сме­ще­ние, све­че­ние, если рас­смат­ри­вать не толь­ко ме­ха­ни­ку. Пред­ставь­те себе гир­лян­ду, по ко­то­рой идет волна: за­го­ра­ет­ся одна лам­поч­ка, потом сле­ду­ю­щая и так далее. Это же не све­тя­ща­я­ся лам­поч­ка дви­жет­ся (см. рис. 6).

За­жи­га­ние лам­по­чек гир­лян­ды

Рис. 6. За­жи­га­ние лам­по­чек гир­лян­ды

Это свет «дви­жет­ся» от лам­поч­ки к лам­поч­ке. Пе­ре­ме­щать­ся может даже пу­сто­та: пред­ставь­те, как про­дви­га­ет­ся оче­редь в ма­га­зине. Каж­дый де­ла­ет по шагу, а пу­стое место в оче­ре­ди про­дви­га­ет­ся (см. рис. 7).

Оче­редь в ма­га­зине

Рис. 7. Оче­редь в ма­га­зине

Мы будем изу­чать ме­ха­ни­че­ские волны, в ко­то­рых воз­му­ще­ние – это сме­ще­ние.

Если за­кре­пить один конец пру­жи­ны и резко дер­нуть за ее сво­бод­ный конец, по ней тоже пой­дет волна (см. рис. 8).

Опыт с пру­жи­ной

Рис. 8. Опыт с пру­жи­ной

Будут сжи­мать­ся один за одним участ­ки пру­жи­ны, это сжа­тие и есть воз­му­ще­ние, ко­то­рое будет пе­ре­да­вать­ся.

Так же сжи­ма­ют­ся один за дру­гим участ­ки воз­ду­ха, когда рас­про­стра­ня­ет­ся звук. По­вы­шен­ное дав­ле­ние пе­ре­да­ет­ся от участ­ка к участ­ку (см. рис. 9).

Рас­про­стра­не­ние зву­ко­вой волны

Рис. 9. Рас­про­стра­не­ние зву­ко­вой волны

И это за­ме­ча­тель­но, мы бла­го­да­ря этому об­ща­ем­ся: чтобы пе­ре­да­лось воз­му­ще­ние воз­ду­ха, не дол­жен пе­ре­ме­щать­ся сам воз­дух от ис­точ­ни­ка звука к уху.

 Колебание

Рас­смот­рим по­вто­ря­ю­щи­е­ся со­бы­тия. По­не­дель­ник бы­ва­ет каж­дые семь дней, солн­це вста­ет раз в 24 часа, боль­шая стрел­ка часов де­ла­ет пол­ный круг каж­дый час. Это всё пе­ри­о­ди­че­ские со­бы­тия, по­вто­ря­ю­щи­е­ся в те­че­ние опре­де­лен­но­го от­рез­ка вре­ме­ни, на­зы­ва­е­мо­го пе­ри­о­дом.

Пе­ри­о­ди­че­ское (по­вто­ря­ю­ще­е­ся) дви­же­ние ма­те­ри­аль­ных тел на­зы­ва­ет­ся ко­ле­ба­ни­ем. Земля вра­ща­ет­ся во­круг Cолн­ца, зве­нит стру­на ги­та­ры, дре­без­жит стек­ло в окне от про­ехав­ше­го гру­зо­ви­ка – это всё про­яв­ле­ния ко­ле­ба­ний. Изу­че­ние ко­ле­ба­ний и их по­след­ствий – одна из важ­ней­ших ча­стей фи­зи­ки. Пред­ставь­те, что про­ис­хо­дит, когда фи­зи­ка ко­ле­ба­ний не была до­ста­точ­но хо­ро­шо по­ня­та при про­ек­ти­ро­ва­нии стро­е­ний
(см. рис. 10).

Ка­ча­ние моста на ветру

Рис. 10. Ка­ча­ние моста на ветру

Ко­ле­ба­ния, уби­вав­шие лет­чи­ков

Вот еще один при­мер, по­че­му важно изу­чать ко­ле­ба­ния. В пер­вой по­ло­вине ХХ века в авиа­ции столк­ну­лись с про­бле­мой: са­мо­лет ино­гда вне­зап­но раз­ру­шал­ся в по­ле­те при до­сти­же­нии неко­то­рой ско­ро­сти. Раз­ру­ше­ние на­чи­на­лось с силь­ной быст­ро на­рас­та­ю­щей тряс­ки.

При изу­че­нии яв­ле­ния вы­яс­ни­лось, что такие ко­ле­ба­ния крыла са­мо­ле­та имеют ту же при­ро­ду, что и тре­пы­ха­ние флага или де­ви­чье­го пла­тья на ветру. Яв­ле­ние на­зва­ли флат­тер (от англ. flutter – ма­хать, бить кры­лья­ми, виб­ри­ро­вать). Ка­за­лось бы, на крыло, на ткань дей­ству­ет поток воз­ду­ха с по­сто­ян­ной силой и непо­нят­но, по­че­му воз­ни­ка­ют ко­ле­ба­ния. Бла­го­да­ря ра­бо­там на­ше­го уче­но­го Мсти­сла­ва Кел­ды­ша про­бле­ма была ре­ше­на
(см. рис. 11).

 

Рис. 11. Мсти­слав Кел­дыш

 

Он при­ме­нил более точ­ную мо­дель ко­ле­ба­тель­ной си­сте­мы, чем су­ще­ство­ва­ла до этого. Неболь­шое из­ме­не­ние сил, воз­ни­ка­ю­щих при из­ги­бе крыла и ко­то­ры­ми ранее пре­не­бре­га­ли, ока­за­лось ре­ша­ю­щим в воз­ник­но­ве­нии флат­те­ра. По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты поз­во­ли­ли рас­счи­тать па­ра­мет­ры са­мо­ле­та, необ­хо­ди­мые для предот­вра­ще­ния флат­те­ра, что спас­ло мно­же­ство жиз­ней.

 Частота и амплитуда колебаний

Пе­ри­о­ди­че­ское дви­же­ние уже неудоб­но опи­сы­вать, из­ме­ряя ско­рость, пе­ре­ме­ще­ние, как мы опи­сы­ва­ли рав­но­мер­ное и рав­но­уско­рен­ное дви­же­ние. Пред­ставь­те груз, ко­то­рый ко­леб­лет­ся на пру­жине (см. рис. 12).

Ко­леб­лю­щий­ся груз

Рис. 12. Ко­леб­лю­щий­ся груз

Нам уже может быть не так ин­те­рес­но, где он на­хо­дит­ся в каж­дый мо­мент вре­ме­ни и ка­ко­ва его ско­рость, она по­сто­ян­но ме­ня­ет­ся. Нам важно знать, сколь­ко ко­ле­ба­ний он сде­ла­ет за се­кун­ду (эту ве­ли­чи­ну на­зва­ли ча­сто­той), какое его мак­си­маль­ное от­кло­не­ние (ам­пли­ту­да) – мы вве­дем новые ве­ли­чи­ны, ко­то­ры­ми будем опи­сы­вать это дви­же­ние.

 

По­че­му ко­ле­ба­ния и волны изу­ча­ют­ся в одном раз­де­ле?


Раз­бе­рем­ся, что же в них об­ще­го. Про­сле­дим за ко­ле­ба­ни­я­ми, пусть это будет пры­га­ю­щий вверх-вниз шарик. Он дви­жет­ся вверх, воз­вра­ща­ет­ся вниз, и потом через опре­де­лен­ное время этот же шарик на­чи­на­ет ко­ле­ба­ние сна­ча­ла. А те­перь пред­ста­вим ряд таких про­ну­ме­ро­ван­ных ша­ри­ков, по ко­то­ро­му бежит волна (см. рис. 13).

 

Рис. 13. Волна, иду­щая по ряду про­ну­ме­ро­ван­ных ша­ри­ков

 

Один шарик под­нял­ся, опу­стил­ся – и что даль­ше? Дви­же­ние по­вто­рит со­сед­ний шарик. Если смот­реть на ша­ри­ки и не за­ме­чать их ну­ме­ра­ции, можно не об­ра­тить вни­ма­ния, что это раз­ные ша­ри­ки со­вер­ша­ют цикл дви­же­ния. Всё вы­гля­дит так же, как будто один шарик со­вер­ша­ет ко­ле­ба­ния. При ко­ле­ба­нии дви­же­ние по­вто­ря­ет­ся со вре­ме­нем, а при рас­про­стра­не­нии волны дви­же­ние по­вто­ря­ет­ся в раз­ных ме­стах. Это можно опи­сать ма­те­ма­ти­че­ски с по­мо­щью по­хо­жих урав­не­ний, толь­ко с раз­ны­ми пе­ре­мен­ны­ми.

По­нят­но, что дви­же­ние не по­вто­ря­ет­ся в точ­но­сти. Тот же груз на пру­жине будет со вре­ме­нем всё мень­ше от­кло­нять­ся от по­ло­же­ния рав­но­ве­сия, ко­ле­ба­ния будут за­ту­хать (см. рис. 14).

От­кло­не­ние груза умень­ша­ет­ся

Рис. 14. От­кло­не­ние груза умень­ша­ет­ся

Но если мы возь­мем 3–5 ко­ле­ба­ний, они будут почти оди­на­ко­вы­ми. Мы не будем при­смат­ри­вать­ся, на сколь­ко мил­ли­мет­ров умень­ши­лась ам­пли­ту­да, нам это не нужно. И мы спо­кой­но можем счи­тать такие ко­ле­ба­ния иде­аль­ны­ми неза­ту­ха­ю­щи­ми и ре­шать нашу за­да­чу. Если в дру­гой за­да­че рас­смат­ри­вать, как ко­ле­ба­ния груза по­сте­пен­но пре­кра­ти­лись и как на это по­вли­я­ло тре­ние, пре­не­бречь за­ту­ха­ни­ем будет нель­зя, и мы при­ме­ним дру­гую мо­дель. Чаще всего мы будем ис­поль­зо­вать мо­дель неза­ту­ха­ю­щих ко­ле­ба­ний.

 Математический и пружинный маятник

Рас­смот­рим груз, под­ве­шен­ный на нити (см. рис. 15).

Груз на нити

Рис. 15. Груз на нити

Он ко­леб­лет­ся, если его от­ве­сти в сто­ро­ну и от­пу­стить. Грузы бы­ва­ют раз­ной формы, раз­ме­ра, под­ве­ше­ны на нити или на тросе – как всё это изу­чать? Мы вы­де­ля­ем, что для нас в них важно – это со­сре­до­то­чен­ная почти в одной точке масса, под­ве­шен­ная на лег­кой нити. Эту мо­дель и изу­ча­ем, ее на­зва­ли ма­те­ма­ти­че­ский ма­ят­ник (см. рис. 16).

Ма­те­ма­ти­че­ский ма­ят­ник

Рис. 16. Ма­те­ма­ти­че­ский ма­ят­ник

И этой мо­де­ли все наши грузы при­бли­жен­но со­от­вет­ству­ют – на­сколь­ко нам нужно.

Вто­рая мо­дель, ко­то­рую мы будем по­дроб­но изу­чать, – это пру­жин­ный ма­ят­ник. Это груз, при­креп­лен­ный к пру­жине, вто­рой конец ко­то­рой за­креп­лен (см. рис. 17).

Пру­жин­ный ма­ят­ник

Рис. 17. Пру­жин­ный ма­ят­ник

 Гармонические колебания

Счи­та­ем, что по­ло­же­ние ма­ят­ни­ка из­ме­ня­ет­ся со вре­ме­нем по си­ну­со­и­де (см. рис. 18), такие ко­ле­ба­ния на­зы­ва­ют­ся гар­мо­ни­че­ски­ми.

Гар­мо­ни­че­ские ко­ле­ба­ния

Рис. 18. Гар­мо­ни­че­ские ко­ле­ба­ния

Иде­аль­ных гар­мо­ни­че­ских ко­ле­ба­ний в при­ро­де нет, мы уже го­во­ри­ли о за­ту­ха­нии, могут быть ка­кие-то внеш­ние толч­ки, тре­ние. Но такая точ­ность, чтобы всё это учи­ты­вать, нам не нужна. По­это­му, решив за­да­чу для иде­аль­ной мо­де­ли, мы можем при­ме­нить ее, на­при­мер, для ка­че­лей, ма­ят­ни­ка часов, даже для ног мар­ши­ру­ю­ще­го сол­да­та в тя­же­лых са­по­гах.

Если мы сде­ла­ем ма­ят­ник из ем­ко­сти с пес­ком, из ко­то­рой он будет вы­сы­пать­ся на дви­жу­щу­ю­ся ленту, мы уви­дим при­бли­зи­тель­но си­ну­со­и­ду из песка – мо­дель ра­бо­та­ет (см. рис. 19).

Си­ну­со­и­да из песка

Рис. 19. Си­ну­со­и­да из песка

По­дроб­но изу­чать ко­ле­ба­ния, за­пи­сы­вать для них урав­не­ния и ре­шать за­да­чи мы будем на уро­ках дан­но­го раз­де­ла.

 Выводы

Итак, ко­ле­ба­ний во­круг много, есть раз­ные типы. Наша за­да­ча – вы­де­лить мо­дель и по­смот­реть, на­сколь­ко точно она опи­сы­ва­ет ре­аль­ный про­цесс. А уже для этой мо­де­ли ре­ша­ем за­да­чу и при­ме­ня­ем ее ре­зуль­та­ты.

Мы по­го­во­ри­ли о вол­нах, что это воз­му­ще­ние, дви­же­ние, ко­то­рое рас­про­стра­ня­ет­ся. Это воз­му­ще­ние может пе­ри­о­ди­че­ски по­вто­рять­ся. В таком слу­чае будут рас­про­стра­нять­ся ко­ле­ба­ния (см. рис. 20).

По­вто­ря­ю­щи­е­ся воз­му­ще­ния

Рис. 20. По­вто­ря­ю­щи­е­ся воз­му­ще­ния

По­дроб­нее всего мы будем рас­смат­ри­вать имен­но этот слу­чай волн. Он часто встре­ча­ет­ся в при­ро­де: волны на воде часто идут одна за дру­гой, по­вто­ря­ют­ся. При рас­про­стра­не­нии звука воз­дух сжи­ма­ет­ся тоже пе­ри­о­ди­че­ски, при­чем этот пе­ри­од опре­де­ля­ет то, какую вы­со­ту звука мы услы­шим. По­это­му рас­смот­ре­ние таких волн тоже по­лез­но для ре­ше­ния мно­гих задач.

Более по­дроб­но мы по­го­во­рим обо всём этом на уро­ках дан­но­го раз­де­ла.

Последнее изменение: Пятница, 1 Июнь 2018, 16:26