Местоимение как часть речи

 1. Вступление

Чтобы не по­вто­рять­ся в речи много раз и не быть на­зой­ли­вы­ми, имена су­ще­стви­тель­ные и при­ла­га­тель­ные, когда уста­ют, остав­ля­ют вме­сто себя в пред­ло­же­нии своих за­ме­сти­те­лей.

Одним из таких скром­ных по­мощ­ни­ков имен су­ще­стви­тель­ных яв­ля­ет­ся ма­лю­сень­кое, но очень умное слово КТО?

Пред­ста­вим такую си­ту­а­цию. В дверь по­сту­ча­ли. Мы спра­ши­ва­ем: «КТО?» Не будь в нашем рас­по­ря­же­нии это ко­ро­тень­ко­го слова КТО, мы долж­ны были бы спро­сить: «Это Петя сту­чит в дверь?», или «Это Оля?», или «Это мама?», «Ба­буш­ка?»…А че­ло­век, сто­я­щий за две­рью, все от­ве­чал: «Нет, не Петя», «Нет, не Оля», «Нет, не мама». Нам при­ш­лось бы долго уга­ды­вать имена при­шед­ших, если бы не ко­ро­тень­кое слово КТО, ко­то­рое за­ме­ня­ет собой имена всех людей на свете. Слово КТО – это ме­сто­име­ние. Как и вся­кое ме­сто­име­ние, оно толь­ко на­ме­ка­ет и ука­зы­ва­ет на пред­мет, но не на­зы­ва­ет его, ис­поль­зу­ет­ся в пред­ло­же­нии вме­сто имени су­ще­стви­тель­но­го.

 2. Функция местоимений

Ме­сто­име­ния на­по­ми­на­ют за­пас­ных иг­ро­ков во время фут­боль­но­го матча. Они вы­хо­дят на поле толь­ко тогда, когда вы­нуж­ден­но осво­бож­да­ют игру – по­лу­ча­ют трав­му, че­ре­с­чур уста­ют – имена су­ще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные и неко­то­рые чис­ли­тель­ные. Их скром­ные по­мощ­ни­ки-за­ме­сти­те­ли – ме­сто­име­ния - го­то­вы в любой мо­мент бес­ко­рыст­но за­ме­нить своих кол­лег в пред­ло­же­нии.

Про­ве­дем сле­ду­ю­щий линг­ви­сти­че­ский экс­пе­ри­мент: по­мо­жем от­дох­нуть по­вто­ря­ю­ще­му­ся в тек­сте су­ще­стви­тель­но­му «Стрел­ка» и за­ме­ним его ме­сто­име­ни­ям:

Остав­шись одна, со­ба­ка по клич­ке Стрел­ка легла на мат­ра­сик. Грусть под­кра­ды­ва­лась к Стрел­ке неза­мет­но. В во­об­ра­же­нии Стрел­ки рож­да­лись ка­кие-то  фи­гу­ры. Стрел­ка силь­но вол­но­ва­лась.

После того как с тек­стом по­ра­бо­та­ли скром­ные за­ме­сти­те­ли по­вто­ря­ю­ще­го­ся имени су­ще­стви­тель­но­го «Стрел­ка», он вы­гля­дит те­перь так:

Остав­шись одна, со­ба­ка по клич­ке Стрел­ка легла на мат­ра­сик. Грусть под­кра­ды­ва­лась к НЕЙ неза­мет­но. В ЕЕ во­об­ра­же­нии рож­да­лись ка­кие-то  фи­гу­ры. Она силь­но вол­но­ва­лась.

Какие вы­во­ды мы можем сде­лать из про­ве­ден­ной ра­бо­ты? С какой целью ме­сто­име­ния ис­поль­зу­ют­ся в нашей речи? Ме­сто­име­ния по­мо­га­ют из­бе­гать неоправ­дан­ных по­вто­ров в нашей пись­мен­ной речи и ука­зы­ва­ют на пред­мет, не на­зы­вая его. Они чаще всего ис­поль­зу­ют­ся в речи вме­сто имен су­ще­стви­тель­ных.

Да­вай­те вы­сту­пим в роли все­зна­ю­щих сы­щи­ков Эр­кю­ля Пуаро и Шер­ло­ка Холм­са и най­дем в ана­ли­зи­ру­е­мом тек­сте еще одно ме­сто­име­ние. Опре­де­лим, дуб­ле­ром какой части речи оно яв­ля­ет­ся, а затем объ­яс­ним, по­че­му мы так ре­ши­ли.

В по­след­нем пред­ло­же­нии тек­ста упо­треб­ле­но ме­сто­име­ние КА­КИЕ-ТО. Оно, по­доб­но дуб­ле­ру в те­ат­ре, за­ме­ня­ет за­бо­лев­ше­го ак­те­ра – имя при­ла­га­тель­ное. Ка­кие-то фи­гу­ры – это фи­гу­ры неяс­ные, боль­шие, ма­лень­кие, страш­ные. Вот как много раз­ных имен при­ла­га­тель­ных может за­ме­нить собой ме­сто­име­ние КА­КИЕ-ТО. Оно не спо­соб­но оха­рак­те­ри­зо­вать пред­мет по кон­крет­но­му при­зна­ку, а толь­ко на­ме­ка­ет и ука­зы­ва­ет на него.

 3. Синтаксическая роль местоимений

А те­перь да­вай­те опре­де­лим, какую син­так­си­че­скую функ­цию вы­пол­ня­ют в тек­сте ме­сто­име­ния. Ме­сто­име­ние (К) НЕЙ яв­ля­ет­ся до­пол­не­ни­ем, так как от­ве­ча­ет на один из во­про­сов кос­вен­ных па­де­жей – к кому? Ме­сто­име­ния ЕЕ и КА­КИЕ-ТО яв­ля­ют­ся опре­де­ле­ни­я­ми, так как от­ве­ча­ют на во­про­сы  ЧЬЕМ? и КАКИЕ?

Вопросы к конспектам

За­да­ние №1 

Вставь­те в текст про­пу­щен­ные ме­сто­име­ния.

Сне­ги­ри

В ком­на­те было два окна, вы­хо­див­ших во двор. Под ок­на­ми росла боль­шая че­ре­му­ха. Вес­ной … за­цве­та­ла так пышно, что ка­за­лось – это уже не де­ре­во, а белое об­ла­ко. Летом … де­ре­во было об­сы­па­но тем­но-си­ни­ми, почти чер­ны­ми яго­да­ми ве­ли­чи­ной с го­ро­ши­ну. Зимой было … ин­те­рес­ное, по­то­му что на че­ре­му­хе в … время года бы­ва­ли ча­сты­ми го­стя­ми сне­ги­ри. … хо­ро­шо можно было раз­гля­деть, если за­брать­ся на под­окон­ник и при­жать­ся лицом к стек­лу. Много лет про­шло с тех пор, но … и сей­час очень легко пред­став­ляю … эту ска­зоч­ную кар­ти­ну.

За­да­ние №2 

Спи­ши­те. Най­ди­те ме­сто­име­ния.

Солн­це све­тит ярко, но лучи его, играя и улы­ба­ясь, ку­па­ют­ся в лужах вме­сте с во­ро­бья­ми. Речка на­ду­ва­ет­ся и тем­не­е­ет; она уже просну­лась и не се­год­ня-зав­тра за­ре­вет. Де­ре­вья голы; но уже живут, дышат.

В такое время хо­ро­шо гнать мет­лой или ло­па­той гряз­ную воду в ка­на­вах; пус­кать по воде ко­раб­ли­ки или дол­бить каб­лу­ка­ми упря­мый лед. Хо­ро­шо также го­нять го­лу­бей под самую высь под­не­бес­ную или ла­зить на де­ре­вья и при­вя­зы­вать там скво­реч­ник. Да, все хо­ро­шо в это счаст­ли­вое время года (А. Чехов).

Последнее изменение: Среда, 20 Сентябрь 2017, 01:08