Местоимение. Разряды местоимений по значению

1. Вспом­ним изу­чен­ное

Ме­сто­име­ние – это са­мо­сто­я­тель­ная часть речи, ко­то­рая ука­зы­ва­ет на пред­ме­ты, при­зна­ки или ко­ли­че­ство, но не на­зы­ва­ет их. К ме­сто­име­ни­ям от­но­сят­ся такие раз­ные слова, как мы, ка­кой-ни­будь, кто, твой, несколь­ко, тот и др. В рус­ском языке на­счи­ты­ва­ет­ся более 50 ме­сто­име­ний.

2. Раз­ря­ды ме­сто­име­ний

Ко­ли­че­ство ме­сто­име­ний до­ста­точ­но ве­ли­ко, при этом мно­гие из них имеют общие черты, на­при­мер, сход­ное зна­че­ние или оди­на­ко­вый тип скло­не­ния. Ис­хо­дя из этого, можно объ­еди­нять ме­сто­име­ния в груп­пы по сход­ству, или, иначе, раз­ря­ды. Раз­би­е­ние боль­шо­го числа слов на неболь­шие груп­пы по­мо­жет упо­ря­до­чить зна­ния о ме­сто­име­ни­ях.

Все ме­сто­име­ния можно раз­де­лить на 9 раз­ря­дов, объ­еди­ня­ю­щих в себе слова, сход­ные по зна­че­нию. На дан­ном уроке каж­дый из них рас­смат­ри­ва­ет­ся крат­ко. На сле­ду­ю­щих уро­ках каж­дый из раз­ря­дов будет рас­смот­рен более по­дроб­но.

Лич­ные ме­сто­име­ния. К ним от­но­сят­ся слова, ко­то­рые ука­зы­ва­ют на участ­ни­ков диа­ло­га (я, мы, ты, вы), на лиц, не участ­ву­ю­щих в нём, а также те, ко­то­рые ука­зы­ва­ют на пред­ме­ты (он, она, оно, они).

Рас­смот­ри­те при­мер упо­треб­ле­ния лич­ных ме­сто­име­ний.

Не могла бы ты рас­ска­зать мне немно­го о нём?

Ме­сто­име­ние ты ука­зы­ва­ет на че­ло­ве­ка, с ко­то­рым ве­дёт­ся диа­лог,

мне (н. ф. – я) – на са­мо­го го­во­ря­ще­го,

о нём (н. ф. – он) – либо на че­ло­ве­ка, не участ­ву­ю­ще­го в раз­го­во­ре, либо на пред­мет.

Сле­ду­ю­щий раз­ряд уни­ка­лен тем, что вклю­ча­ет в свой со­став всего одно слово – ме­сто­име­ние себя. Оно, как и сам раз­ряд, на­зы­ва­ет­ся воз­врат­ным. Ме­сто­име­ние себя ука­зы­ва­ет на того, о ком го­во­рят, а также на то, что дей­ствие на­прав­ле­но на лицо, про­из­во­дя­щее это дей­ствие. Рас­смот­ри­те при­ме­ры его упо­треб­ле­ния.

Она со­всем не жа­ле­ет себя!

Возь­ми себе по­мощ­ни­ка.

Дети ду­ма­ли толь­ко о себе.

Во всех при­ме­рах ис­поль­зо­ва­но ме­сто­име­ние себя в раз­лич­ных па­де­жах.

При­тя­жа­тель­ные ме­сто­име­ния. В этот раз­ряд вхо­дят слова, ука­зы­ва­ю­щие на при­над­леж­ность пред­ме­та или пред­ме­тов опре­де­лён­но­му лицу или опре­де­лён­ным лицам. При­тя­жа­тель­ные ме­сто­име­ния от­ве­ча­ют на во­про­сы чей? чья? чьё? чьи? К ним от­но­сят­ся слова мой, наш, твой, ваш, его, её, их и свой.

Рас­смот­ри­те при­мер.

– Это твой ка­ран­даш?

– Нет, не мой. Ско­рее всего, это её ка­ран­даш.

В дан­ном диа­ло­ге ис­поль­зо­ва­ны при­тя­жа­тель­ные ме­сто­име­ния твой, мой, её. Все они ука­зы­ва­ют на при­над­леж­ность пред­ме­та тому или иному лицу – со­бе­сед­ни­ку, го­во­ря­ще­му или че­ло­ве­ку, не участ­ву­ю­ще­му в раз­го­во­ре, и от­ве­ча­ют на во­просчей?

Во­про­си­тель­ные и от­но­си­тель­ные ме­сто­име­ния. В их со­став вхо­дят одни и те же слова, но их функ­ции от­ли­ча­ют­ся, по­это­му тра­ди­ци­он­но их раз­де­ля­ют на две раз­ные груп­пы.

Во­про­си­тель­ные ме­сто­име­ния ука­зы­ва­ют на пред­ме­ты, при­зна­ки, ко­ли­че­ство, слу­жат для вы­ра­же­ния во­про­са и упо­треб­ля­ют­ся в во­про­си­тель­ных пред­ло­же­ни­ях. Это слова кто? что? какой? чей? ко­то­рый? каков? сколь­ко? Рас­смот­ри­те при­ме­ры.

Кто зво­нил?

Ко­то­рый час?

Сколь­ко че­ло­век при­дёт на празд­ник?

В этих пред­ло­же­ни­ях ис­поль­зо­ва­ны во­про­си­тель­ные ме­сто­име­ния кто? ко­то­рый? сколь­ко?

От­но­си­тель­ные ме­сто­име­ния так же, как во­про­си­тель­ные, ука­зы­ва­ют на пред­ме­ты, при­зна­ки, ко­ли­че­ство, но при этом слу­жат для связи ча­стей слож­но­под­чи­нён­ных пред­ло­же­ний. В этот раз­ряд вхо­дят те же слова, что и в раз­ряд во­про­си­тель­ных ме­сто­име­ний: кто, что, какой, чей, ко­то­рый, каков, сколь­ко. Их также на­зы­ва­ют со­юз­ны­ми сло­ва­ми. Рас­смот­ри­те при­ме­ры их упо­треб­ле­ния.

Брат не знает, кто зво­нил.

Скажи, по­жа­луй­ста, ко­то­рый час.

Нужно по­счи­тать, сколь­ко че­ло­век при­дёт на празд­ник.

В дан­ных пред­ло­же­ни­ях ис­поль­зо­ва­ны те же ме­сто­име­ния, что и в преды­ду­щих при­ме­рах – кто, ко­то­рый, сколь­ко. Од­на­ко здесь они слу­жат не для вы­ра­же­ния во­про­сов, а для при­со­еди­не­ния при­да­точ­ных пред­ло­же­ний к глав­ным.

Неопре­де­лён­ные ме­сто­име­ния. Это самый мно­го­чис­лен­ный из всех ме­сто­имен­ных раз­ря­дов. Общим у дан­ных ме­сто­име­ний яв­ля­ет­ся зна­че­ние неопре­де­лён­но­сти.

Неопре­де­лён­ные ме­сто­име­ния ука­зы­ва­ют на неопре­де­лён­ные пред­ме­ты, при­зна­ки или ко­ли­че­ство. К ним от­но­сит­ся до­ста­точ­но боль­шое ко­ли­че­ство слов, име­ю­щих спе­ци­фи­че­ские мор­фе­мы, по ко­то­рым можно легко узнать неопре­де­лён­ные ме­сто­име­ния: -то, -либо, -ни­будь, кое-, а также удар­ную при­став­ку не-. К раз­ря­ду неопре­де­лён­ных от­но­сят­ся ме­сто­име­ния кто-то, что-ли­бо, ка­кой-ни­будь, кое-что, чей-то, некто, несколь­ко, неко­то­рый и дру­гие.

Кто-то тихо по­сту­чал в дверь.

Нам надо об­су­дить кое-ка­кой во­прос.

На столе ле­жа­ло несколь­ко яблок.

В дан­ных при­ме­рах встре­ча­ют­ся неопре­де­лён­ные ме­сто­име­ния кто-то, кое-ка­кой, несколь­ко, ко­то­рые ука­зы­ва­ют на неопре­де­лён­ное лицо, неопре­де­лён­ный при­знак пред­ме­та и неопре­де­лён­ное ко­ли­че­ство.

От­ри­ца­тель­ные ме­сто­име­ния. Слова этого раз­ря­да объ­еди­ня­ет общее зна­че­ние. Они вы­ра­жа­ют от­сут­ствие пред­ме­та или при­зна­ка. Су­ще­ству­ет два типа от­ри­ца­тель­ных ме­сто­име­ний – с при­став­кой не- (это слова неко­го, нече­го) и с при­став­кой ни-(никто, ничто, ни­ка­кой, ничей).

Об­ра­ти­те вни­ма­ние: от­ри­ца­тель­ные ме­сто­име­ния не́кого и не́чего не имеют формы име­ни­тель­но­го па­де­жа. Слова некто инечто от­но­сят­ся к раз­ря­ду неопре­де­лён­ных ме­сто­име­ний.

При­ве­дём при­ме­ры упо­треб­ле­ния от­ри­ца­тель­ных ме­сто­име­ний.

Ску­чен день до ве­че­ра, коли де­лать нече­го.

У них нет ни­ка­ких до­маш­них жи­вот­ных.

Здесь мы видим от­ри­ца­тель­ные ме­сто­име­ния не́чего и ни­ка­ких.

Ука­за­тель­ные ме­сто­име­ния. Как можно до­га­дать­ся из на­зва­ния раз­ря­да, такие ме­сто­име­ния ука­зы­ва­ют на что-ли­бо, а имен­но на пред­мет, при­знак или ко­ли­че­ство. К ним от­но­сят­ся слова: этот, тот, такой, таков, столь­ко, а также ма­ло­упо­тре­би­тель­ные ме­сто­име­ния сей, оный, та­ко­вой, эта­кий.

Кто не ра­бо­та­ет, тот не ест.

Эта ма­ши­на все­гда стоит в нашем дворе.

Столь­ко снега мы ни­ко­гда ещё не ви­де­ли.

Ука­за­тель­ное ме­сто­име­ние тот из пер­во­го при­ме­ра ука­зы­ва­ет на пред­мет, эта из вто­ро­го пред­ло­же­ния – на при­знак пред­ме­та, столь­ко из тре­тье­го – на ко­ли­че­ство.

Опре­де­ли­тель­ные ме­сто­име­ния. Эти ме­сто­име­ния ука­зы­ва­ют на обоб­щён­ное ка­че­ство пред­ме­та. К ним от­но­сят­ся сле­ду­ю­щие слова: каж­дый, вся­кий, самый, сам, весь, иной, дру­гой, любой, а также уста­рев­шие всяк и вся­че­ский.

Каж­дый из вас знает, что такое ме­сто­име­ние.

Вся ком­на­та ян­тар­ным блес­ком оза­ре­на (А.С. Пуш­кин).

К этой ру­баш­ке по­дой­дут любые брюки.

В этих при­ме­рах нам встре­ти­лись опре­де­ли­тель­ные ме­сто­име­ния каж­дый, вся, любые.

Для обоб­ще­ния по­лу­чен­ных зна­ний о ме­сто­име­ни­ях всех раз­ря­дов вы мо­же­те изу­чить дан­ную таб­ли­цу.

Раз­ря­ды ме­сто­име­ний

Таб­ли­ца 1. Раз­ря­ды ме­сто­име­ний

Вопросы к конспектам

За­да­ние №1

Впи­ши­те про­пу­щен­ные ме­сто­име­ния, опре­де­ли­те раз­ря­ды, рас­ставь­те недо­ста­ю­щие знаки пре­пи­на­ния. При за­труд­не­нии об­ра­щай­тесь к ма­те­ри­а­лу для спра­вок.

Ан­ти­пыч как-то осо­бен­но по­гля­дел на ………., и со­ба­ка сразу по­ня­ла че­ло­ве­ка: ………звал ………. по при­я­тель­ству, по друж­бе, ни для ………, а про­сто так, по­шу­тить, по­иг­рать. Трав­ка за­ма­ха­ла хво­стом стала сни­жать­ся на ногах все ниже и ниже и, когда под­полз­ла так к ко­ле­ням ста­ри­ка, легла на спину и по­вер­ну­ла вверх свет­лый живот. Ан­ти­пыч толь­ко руку про­тя­нул было, чтобы по­гла­дить ………., ……..как вдруг вско­чит и ла­па­ми на плечи – и чмок, чмок ………….. : и в нос и в щеки и в ………..губы. 

Слова для спра­вок:чего, её, его, самые, она, неё, он

За­да­ние №2

Вставь­те про­пу­щен­ные буквы, а также под­хо­дя­щие по смыс­лу ме­сто­име­ния. Под­черк­ни­те их, а также слова, вме­сто ко­то­рых упо­треб­ле­ны эти ме­сто­име­ния, как члены пред­ло­же­ния. Обо­значь­те падеж всех ме­сто­име­ний:

М…ю по­дру­гу з…вут Маша. Я дружу с _______________ уже д…вно. Маша оч…нь добр…. На в…сен­них к…ни­ку­лах мы с _____________ ез­ди­ли от­ды­хать в лаг…рь.  ____________ было оч…нь вес…ло

Последнее изменение: Среда, 20 Сентябрь 2017, 01:20