Повторение изученного в 5 классе. Контрольная работа

1. Фонетика и орфоэпия

Фонетика изучает звуки речи, а орфоэпия — правильное произношение.
Мы узнали, что все звуки делятся на гласные и согласные.
Гласные (а, о, у, ы, э, я, ё, ю, е, и) образуют слоги и бывают ударными и безударными.
Согласные — звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.
При письме важно различать звуки и буквы: звуков в слове может быть больше или меньше, чем букв (мёд — 3 звука, 3 буквы; ёлка — 4 звука, 4 буквы).


2. Морфемика и словообразование

Морфемика изучает части слова: корень, приставку, суффикс, окончание и основу слова.

  • Корень — главная часть слова, общая для родственных слов (лес — лесной — подлесок).

  • Приставка стоит перед корнем и помогает образовать новое слово (писать — подписать — переписать).

  • Суффикс стоит после корня и образует новые слова (кот — котик — котёнок).

  • Окончание изменяет слово (стол — стола — столу).

  • Основа — это слово без окончания.

С помощью приставок и суффиксов образуются новые слова. Этот раздел языка называется словообразованием.


3. Орфография

Орфография — это наука о правописании.
Мы изучали правила написания:

  • безударных гласных в корне слова (проверочные слова: гора — горы);

  • непроизносимых согласных (солнце — солнечный);

  • приставок на з-, с- (сделать — сказать);

  • приставок пре-/при- (прекрасный, приблизить);

  • букв ы и и после приставок (подыграть, сыграть);

  • Ь и Ъ знаков (въезд, вьюга).

Также вы узнали, как писать сложные слова (юго-восток, пароход) и слова с частями пол-, полу- (полчаса, пол-яблока).


4. Морфология

Морфология изучает части речи и их грамматические признаки.
Вы познакомились с самостоятельными частями речи:

  • Имя существительное (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?).

  • Имя прилагательное (обозначает признак предмета, отвечает на какой? какая? какое?).

  • Глагол (обозначает действие, отвечает на что делать? что сделать?).

  • Наречие (указывает на признак действия: громко, быстро, хорошо).

  • Местоимение (указывает на предмет, не называя его: я, ты, он, кто-то).

Вы узнали также служебные части речипредлоги, союзы и частицы, которые помогают связывать слова и выражать оттенки смысла.


5. Синтаксис и пунктуация

Синтаксис изучает строение предложений и словосочетаний.
Вы научились различать:

  • словосочетание — связь двух слов (читать книгу);

  • предложение — законченную мысль (Я читаю книгу.).

Предложения бывают:

  • по цели высказывания — повествовательные, вопросительные, побудительные;

  • по интонации — восклицательные и невосклицательные.

Вы узнали, какие бывают члены предложения:

Также вы познакомились с однородными членами предложения, обращениями, вводными словами и сложными предложениями.
Научились ставить знаки препинания при них — запятые, тире, двоеточие, кавычки при прямой речи и диалоге.


6. Лексика и фразеология

Вы узнали, что лексика — это словарный состав языка.
Слова бывают однозначные и многозначные, синонимы, антонимы, омонимы.
Также вы познакомились с фразеологизмами — устойчивыми выражениями, которые придают речи выразительность (бить баклуши, сидеть сложа руки).


7. Итоги года

Русский язык — это не только набор правил. Это живая, богатая система, отражающая культуру и мышление народа.
Повторяя изученные темы, вы учитесь понимать строение языка, правильно писать и говорить, а главное — любить родное слово.

Последнее изменение: Вторник, 4 Ноябрь 2025, 17:49