М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
Ода
Жанр оды характерен для такого литературного направления, как классицизм, которое базируется на идеологии эпохи Просвещения. Французские просветители Франсуа-Мари-Аруэ (Вольтер) и Дени Дидро считали, что к наибольшему благу для народа государства приведет «просвещенная монархия» (рис. 1).
Рис. 1. Просветители
Это значит, что государством должен управлять образованный и развитый монарх. Но монархи не обязательно оказывались просвещенными, и, чтобы им указать что-то, посоветовать без риска для жизни, поэты в одах восхваляли черты характера властителей и идеи, которые хотели воплотить.
Разбор оды
Рассмотрим, что М.В. Ломоносов в своей оде хочет донести до Елизаветы I (рис. 2).
Рис. 2. Императрица Елизавета
Почему в начале произведения автор прославляет тишину, а не императрицу? Ответ – в третьей строфе (рис. 3):
Рис. 3. Строфа 3
Тишина здесь значит окончание войны со Швецией 1741–1743 года. Но идея мира в оде шире: (рис. 4).
Рис. 4. Отрывок из произведения
Для правителя важно не расширение границ государства, а счастье его подданных. И черты характера императрице приписываются соответствующие: кротость, смиренность.
«Душа ее зефира тише,
И зрак прекраснее рая».
В шестой строфе звучит основная идея оды. М.В. Ломоносов – ученый, создатель Российской Академии Наук – прославляет науку (рис. 5).
Рис. 5. Строфа 6
В седьмой строфе появляется персонаж, который сразу не называется по имени, упоминается как человек с большой буквы, его послал в Россию сам Зиждитель, т. е. творец. Зиждитель, по мнению М.В. Ломоносова, почтеннее Марса и Нептуна. Этот человек – Петр I, он строит новую Россию, новый город, и именно он подпишет указ об учреждении Академии наук. Организует академию уже Екатерина I.
В девятой строфе науки превращаются в живых существ. У наук есть руки, которые простирают их к Петру в знак почтения.
Оплакав смерть Петра Великого и кратко упомянув о Екатерине, автор в оде возвращается к Елизавете Петровне (рис. 6).
Рис. 6. Отрывок из произведения
Ломоносов возвращается к ценности мира и недопустимости войны.
В тринадцатой строфе воинская слава затмевается не плачем о своих погибших, а стоном побежденных (рис. 7).
Рис. 7. Строфа 13
Автор пытается уверить Елизавету I и читателя, что наука России необходима, потому что богатство страны огромно и освоить его можно с помощью науки (рис. 8). Для описания просторов государства автор использует семь строф и ведет описание с позиции творца.
Рис. 8. Отрывок из произведения
Две последние строфы оды (самые цитируемые) посвящены человеку, который с помощью науки овладеет сотворенными богатствами. В этих строчках упоминаются Исаак Ньютон и Платон, потому что для Ломоносова важна идея создания научной школы российских ученых. В те времена детей дворян учили наукам иностранцы, которые ими вовсе не владели и учеными не являлись (рис. 9).
Рис. 9. Отрывок из произведения
В предпоследней строфе автор обращается к каждому человеку, старается убедить в том, что не только ради служения отечеству, а ради собственной пользы хорошо заниматься наукой (рис. 10).
Рис. 10. Отрывок из произведения
В завершение текста по канонам оды возвращаемся к образу Елизаветы, прославляя ее.
Заключение
Основные идеи, изложенные в оде, – это прославление мира и отрицание войны, утверждение необходимости счастья для каждого человека, прославление Петра I, Екатерины и Елизаветы, а самая главная идея – прославление науки и ее величайших возможностей (рис. 11).
Рис. 11. Композиция оды
Вопросы к конспектам
Что такое ода?
С какой целью М.В. Ломоносов написал свое произведение?
Каковы основные идеи «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»?