Казахстан в раннем средневековье

Культурные достижения кочевого народа. Культура Древнего Казахстана

В сакском обществе был распространен «звериный стиль». Саки об этом стиле узнали во время похода в Переднюю Азию и Иран. «Звериный стиль» является отражением традиции тотемизма.

Звериный стиль был распространен на территории Казахстана, Сибири, Урала и Волги  с 8 века до н.э. У этого стиля было две особенности: 1. В нем изображали рисунки зверей и животных; 2. Звери были изображены во время движения; Эти рисунки были на одеждах, украшениях, оружиях и др.

Саки видели в образе льва символ «древа жизни». В результате этого вместо льва саки начали изображать других местных животных и зверей. Например: коня, барана, верблюда, оленя, сайгака, барса, тигра, беркута, волка, зайца и др.

Они считали что изображения зверей защитят их, и они носили их как амулеты или тумары. В сакской мифологии коней связывали с солнцем и огнем. Страбон писал: «Богом саки считали только одно солнце, и ему приносят в жертву коней».

Китайские источники характеризуют уйсунов как кочевников. Уйсуны разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали лошади и овцы. Расстояние между зимовками было небольшим и составляло от 20 до 100 км. Поэтому уйсуны могли долгое время оставаться на местах зимовок и летовок, где строили постоянные жилища, возделывали поля и огороды, строили каналы и арыки. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат поселения с постоянными жилищами двух типов: кирпичные, построенные из сырцового кирпича, и каменные.

Зимовали в Мойынкуме и Прибалхашье. Лето проводили на предгорьях Тянь-Шаня. Уйсуны строили дома также и из саманного кирпича. А кочевые уйсуны жили в юртах. Часть уйсунов занималась земледелием.

В поселении Актас были найдены доказательства существования земледелия у уйсунов. Следы обработанных полей, орудия земледелия. Были найдены остатки оросительных каналов. Выращивали ячмень, просо.

У кангюев было распространено поливное земледелие. Зерно хранилось в специальных керамических сосудах огромного размера - хумах, которые вкапывались в ямы.

Через территорию кангюев проходила трасса Великого Шелкового пути.

Среди кочевников был распространен культ предков. По одежде, верованиям и обычаям кангюи были схожи с сарматами и аланами. Поклонение небесным светилам, по-видимому, объясняется тем, что по ним определяли направление во время кочевок, исполняли религиозные обряды.

В районах распространения кауншинской культуры покойного хоронили вместе с одеждой. Рядом ставили посуду с пищей, сосуды с водой, а также необходимые вещи. В погребения мужчин клали мечи, кинжалы, луки и другое вооружение.

В погребения женщин клали бусы, зеркала, серьги, а также другие украшения. Подобная традиция погребений свойственна для 1 тыс. нашей эры.

Вопросы к конспектам
В какой части Казахстана расположено наибольшее число городов в эпоху средневековья?
Второй период средневекового Казахстана охватывает:
История средневекового Казахстана делится на:
Как в основном располагались все средневековые города Жетысу?
Как назывались раннефеодальные государства на территории Казахстана в раннем  средневековье?
Мавзолей какого легендарного казахского хана находится на правом берегу реки Каракенгир?
Назовите государство, которое считается одним из первых государств в раннем средневековье?
Первый период средневекового Казахстана охватывает:
Столица Кимакского каганата:
Сыма Цянь был знаменитым китайским:
Титул правителя каганата:
Титул правителя Огузского государства:
Третий период средневекового Казахстана охватывает:
Укажите племя, которое составляли Тюркский каганат.
Укажите столицу Уйгурского каганата.
Последнее изменение: Суббота, 3 Март 2018, 12:15