Нидерландская революция и образование Республики Соединенных провинций
Нидерланды — это территория современных стран Голландии, Бельгии, Люксембурга. В XVII в. — 17 провинций, крупнейшие из них — Фландрия, Брабант, Голландия, Зеландия, Фрисландия, Артуа. С 1519 г. они входили в состав империи Карла V. Нидерланды являлись наиболее развитой страной в составе империи, «Жемчужина в короне Габсбургов» и, будучи в ее составе, захватили значительную часть торговли с колониями. В XVI в. начинают развиваться буржуазные отношения: суконные мануфактуры, судостроение, рыболовство. Их продукция сбывалась на внутреннем и внешнем рынках. Нидерланды называли страной городов, крупнейшими из которых являлись Амстердам, Роттердам, Антверпен, здесь развивалось банковское дело. Император управлял страной через своего наместника, но вынужден был считаться с представительными учреждениями — Генеральными штатами, а также вольностями отдельных провинций и городов.
Рис. 1. Нидерланды в XVI в.
В первой половине XVI в. в страну стали проникать протестантские вероучения. Карл V издал особые законы против сторонников Реформации и учредил трибунал инквизиции. Недовольство налогами и религиозными преследованиями усиливалось, однако при Карле V не перерастало в открытое неповиновение: в составе империи Нидерланды имели широкие возможности для торговли во всех частях света. Политика Филиппа II в Нидерландах определялась исключительно интересами Испании. Нидерланды лишились торговых льгот в колониях Испании, а англо-испанский конфликт парализовал развитие торговли Нидерландов с Англией. При Филиппе II усилились позиции католической церкви и инквизиции. Среди недовольных оказались многие дворяне, в том числе аристократы принц Вильгельм Оранский, графы Эгмонт и Горн.
Рис. 2. Вильгельм Оранский
Делегация дворян вручила свое обращение наместнице короля Маргарите Пармской. Их скромная одежда дала повод одному из вельмож презрительно назвать их гёзами, то есть нищими. Вскоре та стали называть всех патриотов и противников испанского режима. Освободительное движение началось летом 1566 г. с массового восстания иконоборцев. К весне 1567 г. восстание было подавлено. Для усмирения восставших Нидерландов была спешно направлена карательная армия во главе с герцогом Альбой. Испанцы захватили все важнейшие города и начали расправу с мятежниками. Первыми сложили головы на плахе аристократы — графы Эгмонт и Горн. Затем последовали казни рядовых участников восстания. Особый совет по делу о мятежах, прозванный «кровавым советом», осудил на смерть 8 тысяч человек. Инквизиция выслеживала кальвинистов и подстрекала доносить на них, обещая в награду доносчикам имущество осужденных. Герцог Альба потребовал от Нидерландов уплаты огромных налогов. Жестокость Альбы, однако, убедила многих, что надеяться на милость испанцев бесполезно, и поэтому необходимо продолжить борьбу с ними. Террор не поставил Нидерланды на колени. В стране началась партизанская война. Крестьяне и ремесленники уходили в леса, где формировались отряды «лесных гёзов». Рыбаки, моряки, торговцы и судовладельцы становились «морскими гёзами». Они нападали на испанские суда и береговые крепости, а затем укрывались в портах протестантской Англии, негласно поддерживавшей их.
Рис. 3. Взятие Брилля «морскими гёзами»
Возглавил оппозиционное дворянство и города принц Вильгельм Оранский, осторожный политик, получивший прозвище Молчаливый. Поначалу Молчаливый не одобрял действий партизан, надеясь добиться успеха с помощью немецких ландскнехтов и английских протестантов-добровольцев. Однако большинство его предприятий оказывались неудачными, в то время как гёзы наносили испанцам чувствительные удары. Поэтому Вильгельм Оранский был вынужден пойти на союз с гёзами и планировать с ними совместные действия.
Все северные провинции восстали, города один за другим изгоняли испанские гарнизоны. Освободившись от иноземных хозяев, самые богатые провинции — Голландия и Зеландия — призвали Вильгельма Оранского и провозгласили его своим правителем — статхаудером. Испанцы, которым удалось удержать под своей властью Южные Нидерланды, всеми силами обрушились на восставший Север, но местное население было полно решимости не возвращаться под испанское ярмо. Когда города и деревни не выдерживали осады, голландцы открывали шлюзы и затопляли свои земли, чтобы они не достались испанцам.
В 1579 г. Северные Нидерланды, а также центральные провинции — Фландрия и Брабант — подписали в городе Утрехте договор о союзе — унию, закрепившую общую цель — войну с Испанией до достижения полной независимости. В 1581 г. они объявили Филиппа II низложенным. Но среди горожан было и немало нерешительных или настроенных в пользу мира с врагом, например купечество, торговавшее с Испанией, и суконщики, поставлявшие туда свою продукцию. Местное дворянство, встревоженное размахом партизанской войны, также было готово признать власть Филиппа II в обмен на некоторые вольности и разрешение исповедовать кальвинистскую веру. Такие настроения вызвали разлад в стане восставших, что в конце концов привело к падению главного города этого региона — Антверпена — и к поражению освободительного движения в центральных провинциях.
Северные провинции действовали более решительно, твердо намереваясь достичь независимости. Это объяснялось тем, что их торговые интересы не замыкались на Испании, а были ориентированы на Англию, Северную Германию, Скандинавию.
Несмотря на то что освободительное движение в Нидерландах возглавили представители буржуазии, крупное купечество и предприниматели, они много лет подыскивали себе монарха среди принцев крови во всех соседних державах. Престол предлагали английской королеве Елизавете I, французу принцу Анжуйскому. Эти переговоры вел Вильгельм Оранский, намеревавшийся оставаться лишь наместником будущего короля. Но Елизавета I отклонила предложение, принц Анжуйский умер, а в 1584 г. Молчаливый пал от руки наемного убийцы, посланного иезуитами. Лишь после того как стало ясно, что новых претендентов на престол не найдется, Соединенные провинции объявили себя республикой. Испания не признала независимости нового государства, но на деле была вынуждена смириться с ней. Католическая держава не обладала прежней мощью, чтобы вновь покорить своих бывших подданных.
Освобождение от испанского владычества вызвало бурный экономический рост Соединенных провинций и главной среди них — Голландии. В начале XVII в. наряду с Англией она стала лидером среди европейских стран в области производства и торговли. Благодаря высокому качеству голландские сукна пользовались успехом во всей Европе — от России до Италии. Одна за другой здесь росли мануфактуры, открывались новые верфи, банки, страховые компании. Торговый флот Соединенных провинций насчитывал 4,5 тысячи кораблей и был самым большим в Европе. Крупнейшим центром международной торговли и банковского дела стал голландский порт Амстердам, в то время как объем торговых операций Севильи, Лиссабона и Антверпена, контролировавшихся испанцами, снижался.
Голландцы быстро наверстывали упущенное в эпоху Великих географических открытий. Они включились в борьбу за колонии и раздел сфер влияния в мире. В начале XVII в. голландские купцы проникли в Африку и развернули широкую торговлю невольниками с Америкой. Конкурируя с англичанами, они основали Ост-Индскую компанию для торговли с Индией, «Островами пряностей», Китаем, которая приносила большие прибыли. В 1642–1644 гг. голландец Абель Янсон Тасман первым из европейцев исследовал побережье Австралии, Новой Зеландии, а также множество островов в Тихом и Индийском океанах, один из которых был назван в его честь Тасманией.
Рис. 4. Колониальные владения Испании