Нидерландская революция и образование Республики Соединенных провинций

Ни­дер­лан­ды — это тер­ри­то­рия со­вре­мен­ных стран Гол­лан­дии, Бель­гии, Люк­сем­бур­га. В XVII в. — 17 про­вин­ций, круп­ней­шие из них — Фланд­рия, Бра­бант, Гол­лан­дия, Зе­лан­дия, Фри­слан­дия, Артуа. С 1519 г. они вхо­ди­ли в со­став им­пе­рии Карла V. Ни­дер­лан­ды яв­ля­лись наи­бо­лее раз­ви­той стра­ной в со­ста­ве им­пе­рии, «Жем­чу­жи­на в ко­роне Габс­бур­гов» и, бу­дучи в ее со­ста­ве, за­хва­ти­ли зна­чи­тель­ную часть тор­гов­ли с ко­ло­ни­я­ми. В XVI в. на­чи­на­ют раз­ви­вать­ся бур­жу­аз­ные от­но­ше­ния: су­кон­ные ма­ну­фак­ту­ры, су­до­стро­е­ние, ры­бо­лов­ство. Их про­дук­ция сбы­ва­лась на внут­рен­нем и внеш­нем рын­ках. Ни­дер­лан­ды на­зы­ва­ли стра­ной го­ро­дов, круп­ней­ши­ми из ко­то­рых яв­ля­лись Ам­стер­дам, Рот­тер­дам, Ант­вер­пен, здесь раз­ви­ва­лось бан­ков­ское дело. Им­пе­ра­тор управ­лял стра­ной через сво­е­го на­мест­ни­ка, но вы­нуж­ден был счи­тать­ся с пред­ста­ви­тель­ны­ми учре­жде­ни­я­ми — Ге­не­раль­ны­ми шта­та­ми, а также воль­но­стя­ми от­дель­ных про­вин­ций и го­ро­дов.

Ни­дер­лан­ды в XVI в.

Рис. 1. Ни­дер­лан­ды в XVI в.

В пер­вой по­ло­вине XVI в. в стра­ну стали про­ни­кать про­те­стант­ские ве­ро­уче­ния. Карл V издал осо­бые за­ко­ны про­тив сто­рон­ни­ков Ре­фор­ма­ции и учре­дил три­бу­нал ин­кви­зи­ции. Недо­воль­ство на­ло­га­ми и ре­ли­ги­оз­ны­ми пре­сле­до­ва­ни­я­ми уси­ли­ва­лось, од­на­ко при Карле V не пе­ре­рас­та­ло в от­кры­тое непо­ви­но­ве­ние: в со­ста­ве им­пе­рии Ни­дер­лан­ды имели ши­ро­кие воз­мож­но­сти для тор­гов­ли во всех ча­стях света. По­ли­ти­ка Фи­лип­па II в Ни­дер­лан­дах опре­де­ля­лась ис­клю­чи­тель­но ин­те­ре­са­ми Ис­па­нии. Ни­дер­лан­ды ли­ши­лись тор­го­вых льгот в ко­ло­ни­ях Ис­па­нии, а англо-ис­пан­ский кон­фликт па­ра­ли­зо­вал раз­ви­тие тор­гов­ли Ни­дер­лан­дов с Ан­гли­ей. При Фи­лип­пе II уси­ли­лись по­зи­ции ка­то­ли­че­ской церк­ви и ин­кви­зи­ции. Среди недо­воль­ных ока­за­лись мно­гие дво­ряне, в том числе ари­сто­кра­ты принц Виль­гельм Оран­ский, графы Эг­монт и Горн.

Виль­гельм Оран­ский

Рис. 2. Виль­гельм Оран­ский

Де­ле­га­ция дво­рян вру­чи­ла свое об­ра­ще­ние на­мест­ни­це ко­ро­ля Мар­га­ри­те Парм­ской. Их скром­ная одеж­да дала повод од­но­му из вель­мож пре­зри­тель­но на­звать их гё­за­ми, то есть ни­щи­ми. Вско­ре та стали на­зы­вать всех пат­ри­о­тов и про­тив­ни­ков ис­пан­ско­го ре­жи­ма. Осво­бо­ди­тель­ное дви­же­ние на­ча­лось летом 1566 г. с мас­со­во­го вос­ста­ния ико­но­бор­цев. К весне 1567 г. вос­ста­ние было по­дав­ле­но. Для усми­ре­ния вос­став­ших Ни­дер­лан­дов была спеш­но на­прав­ле­на ка­ра­тель­ная армия во главе с гер­цо­гом Аль­бой. Ис­пан­цы за­хва­ти­ли все важ­ней­шие го­ро­да и на­ча­ли рас­пра­ву с мя­теж­ни­ка­ми. Пер­вы­ми сло­жи­ли го­ло­вы на плахе ари­сто­кра­ты — графы Эг­монт и Горн. Затем по­сле­до­ва­ли казни ря­до­вых участ­ни­ков вос­ста­ния. Осо­бый совет по делу о мя­те­жах, про­зван­ный «кро­ва­вым со­ве­том», осу­дил на смерть 8 тысяч че­ло­век. Ин­кви­зи­ция вы­сле­жи­ва­ла каль­ви­ни­стов и под­стре­ка­ла до­но­сить на них, обе­щая в на­гра­ду до­нос­чи­кам иму­ще­ство осуж­ден­ных. Гер­цог Альба по­тре­бо­вал от Ни­дер­лан­дов упла­ты огром­ных на­ло­гов. Же­сто­кость Альбы, од­на­ко, убе­ди­ла мно­гих, что на­де­ять­ся на ми­лость ис­пан­цев бес­по­лез­но, и по­это­му необ­хо­ди­мо про­дол­жить борь­бу с ними. Тер­рор не по­ста­вил Ни­дер­лан­ды на ко­ле­ни. В стране на­ча­лась пар­ти­зан­ская война. Кре­стьяне и ре­мес­лен­ни­ки ухо­ди­ли в леса, где фор­ми­ро­ва­лись от­ря­ды «лес­ных гёзов». Ры­ба­ки, мо­ря­ки, тор­гов­цы и су­до­вла­дель­цы ста­но­ви­лись «мор­ски­ми гё­за­ми». Они на­па­да­ли на ис­пан­ские суда и бе­ре­го­вые кре­по­сти, а затем укры­ва­лись в пор­тах про­те­стант­ской Ан­глии, неглас­но под­дер­жи­вав­шей их.

Взя­тие Брил­ля «мор­ски­ми гё­за­ми»

Рис. 3. Взя­тие Брил­ля «мор­ски­ми гё­за­ми»

Воз­гла­вил оп­по­зи­ци­он­ное дво­рян­ство и го­ро­да принц Виль­гельм Оран­ский, осто­рож­ный по­ли­тик, по­лу­чив­ший про­зви­ще Мол­ча­ли­вый. По­на­ча­лу Мол­ча­ли­вый не одоб­рял дей­ствий пар­ти­зан, на­де­ясь до­бить­ся успе­ха с по­мо­щью немец­ких ландс­кнех­тов и ан­глий­ских про­те­стан­тов-доб­ро­воль­цев. Од­на­ко боль­шин­ство его пред­при­я­тий ока­зы­ва­лись неудач­ны­ми, в то время как гёзы на­но­си­ли ис­пан­цам чув­стви­тель­ные удары. По­это­му Виль­гельм Оран­ский был вы­нуж­ден пойти на союз с гё­за­ми и пла­ни­ро­вать с ними сов­мест­ные дей­ствия.

Все се­вер­ные про­вин­ции вос­ста­ли, го­ро­да один за дру­гим из­го­ня­ли ис­пан­ские гар­ни­зо­ны. Осво­бо­див­шись от ино­зем­ных хо­зя­ев, самые бо­га­тые про­вин­ции — Гол­лан­дия и Зе­лан­дия — при­зва­ли Виль­гель­ма Оран­ско­го и про­воз­гла­си­ли его своим пра­ви­те­лем — статха­уде­ром. Ис­пан­цы, ко­то­рым уда­лось удер­жать под своей вла­стью Южные Ни­дер­лан­ды, всеми си­ла­ми об­ру­ши­лись на вос­став­ший Север, но мест­ное на­се­ле­ние было полно ре­ши­мо­сти не воз­вра­щать­ся под ис­пан­ское ярмо. Когда го­ро­да и де­рев­ни не вы­дер­жи­ва­ли осады, гол­ланд­цы от­кры­ва­ли шлюзы и за­топ­ля­ли свои земли, чтобы они не до­ста­лись ис­пан­цам.

В 1579 г. Се­вер­ные Ни­дер­лан­ды, а также цен­траль­ные про­вин­ции — Фланд­рия и Бра­бант — под­пи­са­ли в го­ро­де Утрех­те до­го­вор о союзе — унию, за­кре­пив­шую общую цель — войну с Ис­па­ни­ей до до­сти­же­ния пол­ной неза­ви­си­мо­сти. В 1581 г. они объ­яви­ли Фи­лип­па II низ­ло­жен­ным. Но среди го­ро­жан было и нема­ло нере­ши­тель­ных или на­стро­ен­ных в поль­зу мира с вра­гом, на­при­мер ку­пе­че­ство, тор­го­вав­шее с Ис­па­ни­ей, и су­кон­щи­ки, по­став­ляв­шие туда свою про­дук­цию. Мест­ное дво­рян­ство, встре­во­жен­ное раз­ма­хом пар­ти­зан­ской войны, также было го­то­во при­знать власть Фи­лип­па II в обмен на неко­то­рые воль­но­сти и раз­ре­ше­ние ис­по­ве­до­вать каль­ви­нист­скую веру. Такие на­стро­е­ния вы­зва­ли раз­лад в стане вос­став­ших, что в конце кон­цов при­ве­ло к па­де­нию глав­но­го го­ро­да этого ре­ги­о­на — Ант­вер­пе­на — и к по­ра­же­нию осво­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния в цен­траль­ных про­вин­ци­ях.

Се­вер­ные про­вин­ции дей­ство­ва­ли более ре­ши­тель­но, твер­до на­ме­ре­ва­ясь до­стичь неза­ви­си­мо­сти. Это объ­яс­ня­лось тем, что их тор­го­вые ин­те­ре­сы не за­мы­ка­лись на Ис­па­нии, а были ори­ен­ти­ро­ва­ны на Ан­глию, Се­вер­ную Гер­ма­нию, Скан­ди­на­вию.

Несмот­ря на то что осво­бо­ди­тель­ное дви­же­ние в Ни­дер­лан­дах воз­гла­ви­ли пред­ста­ви­те­ли бур­жу­а­зии, круп­ное ку­пе­че­ство и пред­при­ни­ма­те­ли, они много лет подыс­ки­ва­ли себе мо­нар­ха среди прин­цев крови во всех со­сед­них дер­жа­вах. Пре­стол пред­ла­га­ли ан­глий­ской ко­ро­ле­ве Ели­за­ве­те I, фран­цу­зу прин­цу Ан­жуй­ско­му. Эти пе­ре­го­во­ры вел Виль­гельм Оран­ский, на­ме­ре­вав­ший­ся оста­вать­ся лишь на­мест­ни­ком бу­ду­ще­го ко­ро­ля. Но Ели­за­ве­та I от­кло­ни­ла пред­ло­же­ние, принц Ан­жуй­ский умер, а в 1584 г. Мол­ча­ли­вый пал от руки на­ем­но­го убий­цы, по­слан­но­го иезу­и­та­ми. Лишь после того как стало ясно, что новых пре­тен­ден­тов на пре­стол не най­дет­ся, Со­еди­нен­ные про­вин­ции объ­яви­ли себя рес­пуб­ли­кой. Ис­па­ния не при­зна­ла неза­ви­си­мо­сти но­во­го го­су­дар­ства, но на деле была вы­нуж­де­на сми­рить­ся с ней. Ка­то­ли­че­ская дер­жа­ва не об­ла­да­ла преж­ней мощью, чтобы вновь по­ко­рить своих быв­ших под­дан­ных.

Осво­бож­де­ние от ис­пан­ско­го вла­ды­че­ства вы­зва­ло бур­ный эко­но­ми­че­ский рост Со­еди­нен­ных про­вин­ций и глав­ной среди них — Гол­лан­дии. В на­ча­ле XVII в. на­ря­ду с Ан­гли­ей она стала ли­де­ром среди ев­ро­пей­ских стран в об­ла­сти про­из­вод­ства и тор­гов­ли. Бла­го­да­ря вы­со­ко­му ка­че­ству гол­ланд­ские сукна поль­зо­ва­лись успе­хом во всей Ев­ро­пе — от Рос­сии до Ита­лии. Одна за дру­гой здесь росли ма­ну­фак­ту­ры, от­кры­ва­лись новые верфи, банки, стра­хо­вые ком­па­нии. Тор­го­вый флот Со­еди­нен­ных про­вин­ций на­счи­ты­вал 4,5 ты­ся­чи ко­раб­лей и был самым боль­шим в Ев­ро­пе. Круп­ней­шим цен­тром меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли и бан­ков­ско­го дела стал гол­ланд­ский порт Ам­стер­дам, в то время как объем тор­го­вых опе­ра­ций Се­ви­льи, Лис­са­бо­на и Ант­вер­пе­на, кон­тро­ли­ро­вав­ших­ся ис­пан­ца­ми, сни­жал­ся.

Гол­ланд­цы быст­ро на­вер­сты­ва­ли упу­щен­ное в эпоху Ве­ли­ких гео­гра­фи­че­ских от­кры­тий. Они вклю­чи­лись в борь­бу за ко­ло­нии и раз­дел сфер вли­я­ния в мире. В на­ча­ле XVII в. гол­ланд­ские купцы про­ник­ли в Аф­ри­ку и раз­вер­ну­ли ши­ро­кую тор­гов­лю неволь­ни­ка­ми с Аме­ри­кой. Кон­ку­ри­руя с ан­гли­ча­на­ми, они ос­но­ва­ли Ост-Индскую ком­па­нию для тор­гов­ли с Ин­ди­ей, «Ост­ро­ва­ми пря­но­стей», Ки­та­ем, ко­то­рая при­но­си­ла боль­шие при­бы­ли. В 1642–1644 гг. гол­лан­дец Абель Янсон Тасман пер­вым из ев­ро­пей­цев ис­сле­до­вал по­бе­ре­жье Ав­стра­лии, Новой Зе­лан­дии, а также мно­же­ство ост­ро­вов в Тихом и Ин­дий­ском оке­а­нах, один из ко­то­рых был на­зван в его честь Тасма­ни­ей.

Ко­ло­ни­аль­ные вла­де­ния Ис­па­нии

Рис. 4. Ко­ло­ни­аль­ные вла­де­ния Ис­па­нии

Последнее изменение: Четверг, 3 Май 2018, 13:07