Реформация и Крестьянская война в Германии

Ре­фор­ма­ци­ей на­зы­ва­ют дви­же­ние за пе­ре­строй­ку хри­сти­ан­ской церк­ви конце XV в. — на­ча­ле XVI в. Со­вре­мен­ни­ков по­ра­жа­ло ли­це­ме­рие выс­ших са­нов­ни­ков церк­ви, ко­то­рые про­по­ве­до­ва­ли непри­хот­ли­вость и воз­дер­жа­ние от свет­ских на­сла­жде­ний, а сами жили в рос­ко­ши, жадно на­кап­ли­вая огром­ные бо­гат­ства, зна­чи­тель­ную долю ко­то­рых со­став­ля­ли до­хо­ды от про­да­жи ин­дуль­ген­ций — спе­ци­аль­ных пап­ских гра­мот, сви­де­тельств об от­пу­ще­нии как со­вер­шен­ных, так и еще не со­вер­шен­ных гре­хов. Свет­ская власть воз­му­ща­лась по­сто­ян­ны­ми по­ли­ти­че­ски­ми ин­три­га­ми пап и кар­ди­на­лов, их вме­ша­тель­ством во внут­рен­ние дела ев­ро­пей­ских го­су­дарств.

В конце XV в. — на­ча­ле XVI в. Гер­ма­ния была со­став­ной ча­стью Свя­щен­ной Рим­ской им­пе­ри­и­гер­ман­ской нации. Кня­зья иг­ра­ли боль­шую роль в жизни Гер­ма­нии. Семь кня­зей-кур­фюр­стов, из­би­рав­шие им­пе­ра­то­ра, вся­че­ски про­ти­во­дей­ство­ва­ли уси­ле­нию его вла­сти и остав­ля­ли за собой право са­мо­сто­я­тель­но ре­шать важ­ные дела. Ка­то­ли­че­ская цер­ковь пре­тен­до­ва­ла на пер­во­сте­пен­ную роль в жизни раз­дроб­лен­ной Гер­ма­нии. Она имела здесь го­раз­до более ши­ро­кое поле де­я­тель­но­сти, чем в стра­нах с силь­ной цен­траль­ной вла­стью. Ка­то­ли­че­ской церк­ви при­над­ле­жа­ли огром­ные зе­мель­ные вла­де­ния и даже го­ро­да. Всю Гер­ма­нию за­по­ло­ни­ли про­дав­цы ин­дуль­ген­ций, свя­тых ре­лик­вий и раз­лич­ные сбор­щи­ки пла­те­жей в поль­зу церк­ви.

Ре­фор­ма­ция на­ча­лась в Гер­ма­нии с вы­ступ­ле­ния уче­но­го бо­го­сло­ва из го­ро­да Вит­тен­бер­га Мар­ти­на Лю­те­ра. Пред­ки Лю­те­ра были кре­стьяне. От них он уна­сле­до­вал уме­ние вы­сто­ять в самых труд­ных си­ту­а­ци­ях. Семья Мар­ти­на была бедна. Вос­пи­та­ние дома было стро­гое, побои слу­жи­ли глав­ным пе­да­го­ги­че­ским сред­ством. Еще ре­бен­ком он решил уйти в мо­на­стырь, чтобы спа­стись от ни­ще­ты. Лютер окон­чил Эр­фурт­ский уни­вер­си­тет и стал уче­ным-бо­го­сло­вом.

Мар­тин Лютер

Рис. 1. Мар­тин Лютер

В 1517 г. Мар­тин Лютер вы­сту­пил с «95 те­зи­са­ми» про­тив тор­гов­ли ин­дуль­ген­ци­я­ми. По­сту­пок Лю­те­ра вы­звал воз­му­ще­ние Папы Рим­ско­го, под­пи­сав­ше­го от­лу­че­ние от церк­ви для непо­кор­но­го про­фес­со­ра. И в 1521 г. Мар­ти­на Лю­те­ра вы­зва­ли на им­пер­ский суд в город Вормс. Дру­зья от­го­ва­ри­ва­ли Мар­ти­на от по­езд­ки на суд. Но он по­доб­но Яну Гусу про­явил му­же­ство и явил­ся на суд. По до­ро­ге к Ворм­су Лю­те­ру устра­и­ва­ли тор­же­ствен­ные встре­чи, со­би­ра­лись толпы на­ро­да, ко­то­рым он читал свои про­по­ве­ди. На суде им­пе­ра­тор (Карл V) по­тре­бо­вал от Лю­те­ра от­речь­ся от сво­е­го уче­ния. Но Лютер, об­ра­ща­ясь к со­бра­нию, ска­зал: «На этом стою. И не могу иначе. Бог по­мо­жет мне. Аминь». Во время его вы­ступ­ле­ния по залу раз­но­си­лись воз­гла­сы одоб­ре­ния. Мно­гие ду­ма­ли, что после суда Мар­ти­на Лю­те­ра ждет такая же судь­ба, как и Яна Гуса, но его укрыл в своем замке сак­сон­ский князь Фри­дрих. Уче­ние Лю­те­ра стало рас­про­стра­нять­ся в Гер­ма­нии. Лютер осуж­дал про­да­жу ин­дуль­ген­ций; счи­тал, что свя­щен­ни­ки нужны лишь для того, чтобы объ­яс­нять ве­ру­ю­щим Свя­щен­ное Пи­са­ние, а не для того, чтобы быть по­сред­ни­ка­ми между Богом и лю­дь­ми; он от­ста­и­вал идею оправ­да­ния верой — че­ло­век сам несет от­вет­ствен­ность за свои по­ступ­ки и обес­пе­чи­ва­ет спа­се­ние своей души верой в Бога; счи­тал, что цер­ковь долж­на от­ка­зать­ся от бо­гатств; что Свя­щен­ное Пи­са­ние долж­но быть до­ступ­но каж­до­му хри­сти­а­ни­ну, а не толь­ко свя­щен­ни­ку, зна­ю­ще­му ла­тынь; из всех цер­ков­ных та­инств он пред­ла­гал оста­вить толь­ко те, ко­то­рые упо­ми­на­ют­ся в Биб­лии, — кре­ще­ние и при­ча­ще­ние. Ос­но­ван­ная на уче­нии Лю­те­ра цер­ковь стала на­зы­вать­ся лю­те­ран­ской. Борь­ба за Ре­фор­ма­цию ши­ри­лась.

Летом 1524 г. в Гер­ма­нии на юге стра­ны вос­ста­ли кре­стьяне. Во­ждем на­род­ной Ре­фор­ма­ции стал свя­щен­ник Томас Мюн­цер.

Томас Мюн­цер

Рис. 2. Томас Мюн­цер

В 1525 г. уже почти все гер­ман­ские земли охва­ти­ло дви­же­ние, на­зван­ное ис­то­ри­ка­ми Ве­ли­кой кре­стьян­ской вой­ной. В чем ее глав­ные при­чи­ны? Раз­ло­же­ние тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ства и раз­ви­тие то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний рож­да­ли у дво­рян и кня­зей по­треб­ность в уве­ли­че­нии де­неж­ных до­хо­дов. Они стали за­хва­ты­вать об­щин­ные земли и со­кра­щать кре­стьян­ские на­де­лы, уве­ли­чи­вать на­ту­раль­ный и де­неж­ный оброк, бар­щи­ну. Зерно, мясо, шерсть, лен — все шло в город в обмен на звон­кую мо­не­ту. Стра­да­ли кре­стьяне и от роста цен. При­ток зерна и се­реб­ра из Но­во­го Света вы­звал ре­во­лю­цию цен — день­ги обес­це­ни­лись, цены на то­ва­ры вы­рос­ли. После упла­ты се­ньо­ру у кре­стьян ни­че­го не оста­ва­лось и мно­гие об­ра­ща­лись к ро­стов­щи­кам. Ос­нов­ным рай­о­ном вос­ста­ния стал юго-за­пад стра­ны. 40 тысяч че­ло­век бо­ро­лись про­тив гнета свет­ских и ду­хов­ных фе­о­да­лов. Была со­став­ле­на про­грам­ма «Две­на­дцать ста­тей», в ко­то­рой вос­став­шие тре­бо­ва­ли от­ме­ны лич­ной за­ви­си­мо­сти кре­стьян, огра­ни­че­ние цер­ков­ной де­ся­ти­ны, бар­щи­ны и штра­фов. Борь­ба кре­стьян за­кон­чи­лась по­ра­же­ни­ем. За по­дав­ле­ни­ем вос­ста­ния по­сле­до­ва­ли же­сто­кие рас­пра­вы над участ­ни­ка­ми; был каз­нен и Томас Мюн­цер.

Лютер резко осу­дил по­встан­цев и Мюн­це­ра, за­кре­пив свой союз с кня­зья­ми и го­род­ской вер­хуш­кой. Те­перь, после по­ра­же­ния на­род­ной Ре­фор­ма­ции, мно­гие кня­зья боль­ше не счи­та­ли под­держ­ку Лю­те­ра опас­ным делом. В его уче­нии их чрез­вы­чай­но при­вле­ка­ли идеи се­ку­ля­ри­за­ции и гла­вен­ства го­су­дар­ства над цер­ко­вью. Когда на рейхс­та­ге 1529 г. ка­то­ли­ки ока­за­лись в боль­шин­стве и по­тре­бо­ва­ли от­ме­нить за­во­е­ва­ния Ре­фор­ма­ции, сто­рон­ни­ки Лю­те­ра за­яви­ли про­тест. С этого вре­ме­ни их стали на­зы­вать про­те­стан­та­ми.

В 1555 г. был до­стиг­нут Аугс­бург­ский мир. Ка­то­ли­че­ство и про­те­стант­ство при­зна­ва­лось рав­но­прав­ны­ми, но право опре­де­лять ре­ли­гию по­дан­ных предо­став­ля­лось толь­ко кня­зьям: «Чья стра­на, того и вера…». В Гер­ма­нии об­ра­зо­ва­лись две груп­пи­ров­ки кня­жеств: на юге и за­па­де стра­ны пре­об­ла­да­ли ка­то­ли­ки, на се­ве­ре и во­сто­ке про­те­стан­ты. В про­те­стант­ских кня­же­ствах гла­вой церк­ви при­зна­вал­ся князь, ему было под­чи­не­но осо­бое ве­дом­ство, рас­по­ря­жав­ше­е­ся цер­ков­ны­ми де­ла­ми. Про­те­стант­ские про­по­вед­ни­ки — пас­то­ры — на­хо­ди­лись на го­су­дар­ствен­ной служ­бе. Лю­те­ран­ская цер­ковь стала учре­жде­ни­ем, под­чи­нен­ным князю. Пыш­ные цер­ков­ные об­ря­ды были от­ме­не­ны. Из церк­вей убра­ли скульп­ту­ры, упразд­ни­ли по­кло­не­ние ико­нам и свя­тым мощам. Цер­ковь стала де­ше­вой.

«Чья стра­на, того и вера»

Рис. 3. «Чья стра­на, того и вера»

Ре­фор­ма­ция по лю­те­ран­ско­му об­раз­цу была рас­про­стра­не­на в Ан­глии, Дании, Нор­ве­гии, Ис­лан­дии, Шве­ции, Фин­лян­дии.

Последнее изменение: Четверг, 3 Май 2018, 12:28